К 2020 году в Камской агломерации объем производства должен вырасти более чем на 50%, рост налоговых поступлений превысить 60%. Кроме того, ожидается рост уровня заработной платы и продолжительности жизни населения в Набережных Челнах и других городах, входящих в кластер. Об этом заявил министр экономики РТ Артем Здунов на совещании в Доме Правительства РТ, где обсуждалась реализации концепции территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам».
Как сообщает Минэкономики РТ, уже сегодня предприятия Камской агломерации производят 45% от всего синтетического каучука России, 57% – полистирола, каждый второй грузовой автомобиль и половина грузовых шин так же изготавливаются здесь. В ВРП Татарстана доля Камского кластера составляет четверть, а годовой валовый территориальный продукт достигает 400 млрд рублей.
Республика уже приступила к реализации отдельных положений концепции создания «ИнноКам». 79 приоритетных инфраструктурных проектов разбиты на пять основных направлений: инфраструктура и агломерация, передовая промышленность, наука и инновации, экология и культура, инстуциональная среда. Итогом этой большой работы должно стать формирование единого социально-экономического и инвестиционного пространства на огромной территории, объединяющей пять городов республики: Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск и Камские Поляны. Сообщается, что ключевые проекты уже прошли согласование на федеральном уровне. Они сформированы таким образом, чтобы каждый из проектов мог войти в федеральные целевые программы.
Для того, чтобы реализация программ не забуксовала из-за недостатков транспортной системы, уже сейчас республика прорабатывает увеличение ее протяженности и пропускной способности, сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Так потребуется строительство двух путепроводов на автотрассе «Южная». Участки дороги будут реконструированы. Дорожники Татарстана готовы приступить к работе уже в будущем году. Нужен создаваемому «ИнноКаму» и новый мост через Каму в районе Соколок. Кроме того – объездная дорога, обходящая крупные города кластера. Ее протяженность составит почти 90 км. Есть необходимость в строительстве и обновлении железнодорожных путей. Заинтересованность РЖД имеется. Однако нет определенности с источником финансирования. А вот с авиатранспортной системой – все идет по плану: реконструкция аэропорта «Бегишево» завершится в августе 2017 года.
Главные инвестиционные проекты «ИнноКама» будут реализованы «Татнефтью» и «ТАИФ-НК». Кроме того, ключевым проектом является строительство комплекса «Нижнекамскнефтехима» мощностью 600 тыс. тонн в год. Есть планы по расширению возможностей ОЭЗ Алабуга». Помимо этого рассматривается ряд проектов с использованием сырья «Нижнекамскнефтехима» и «ТАНЭКО».
По словам Альберта Каримова, министра промышленности и торговли РТ, отдельное направление – поддержка промышленных кластеров, готовятся заявки по машиностроительному, автомобилестроительному, мебельному кластерам. Серьезные вливания в создание новых и развитие существующих производств до 2020 года ожидают и «КАМАЗ».
Не обошли вниманием на совещании и вопросы экологии. Рост антропогенной нагрузки будет компенсироваться использованием современных технологий защиты природы. К 2020 году при росте промышленности на 50% уровень выбросов должен снизиться на 20% к сегодняшнему. Кроме того, как отметил министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев, планируется реализация ряда крупных проектов по берегоукреплению и созданию парковых зон.