В Верховном суде Татарстана сегодня устоялся приговор, который в прошлом году вынесли экс-главе Тукаевского района Фаилу Камаеву. Ранее его отправили в колонию строгого режима на четыре года. Это наказание посчитали слишком суровым не только адвокаты, но и надзорное ведомство, что только добавило интереса к этому резонансному делу. Так, защита отмечала, что нижестоящая инстанция не учла роли Камаева в расследовании ряда уголовных дел, в частности, в отношении другого VIP-арестанта Энгеля Фаттахова. Кроме того, адвокаты не согласились с конфискацией двух земельных участков. Представитель прокуратуры РТ, в свою очередь, заверяла – исправление бывшего чиновника вполне возможно без изоляции от общества. Сам Камаев был немногословен и лишь просил суд быть милосердным. О том, как боролись адвокаты и прокуратура за свободу Камаева – в материале.
О ЧЕМ ПРОСИЛИ ЗА КАМАЕВА
«СУД ПОСТУПИЛ ШАБЛОННО, БЕЗ УЧЕТА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ И ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО»
Сегодня в Верховном суде Татарстана устоялся приговор в отношении экс-главы Тукаевского района Фаила Камаева. На одной стороне баррикад в борьбе за условный срок для бывшего чиновника оказались как адвокаты, так и прокуратура – все просили смягчить решение суда, посчитав его излишне суровым. Напомним, нижестоящая инстанция в ноябре прошлого года отправила Камаева в колонию строгого режима на четыре года, также он обязан будет выплатить штраф в размере 6 млн рублей. Гособвинение при этом просило о семи годах условного лишения свободы и штрафе в 12 млн рублей. Сегодня Камаев присутствовал на процессе из чистопольского СИЗО в режиме ВКС.
После уточнения личности осужденного адвокат Евгений Котов просил приобщить к материалам дела справку о состоянии здоровья «близкого человека» Камаева, у которого подтвердился диагноз, поставленный еще четыре года назад.

В своей апелляционной жалобе Котов просил изменить суровый приговор. Помимо этого, он считает, что не была учтена роль Камаева в раскрытии преступлений и изобличении других лиц, в отношении которых были возбуждены и направлены в суд уголовные дела. Речь, напомним, идет про бывшего главу Актанышского района Энгеля Фаттахова – в его деле Камаев проходит в качестве свидетеля. Именно он указал, что экс-министр образования Татарстана причастен к незаконному переходу активов ООО «Чишма» общей стоимостью 157,7 млн рублей в новую фирму. Кроме того, Камаев дал показания на экс-председателя ПИЗО Тукаевского района Азата Надершина, которого за подлог и превышение полномочий приговорили к условному сроку, а также на Валерия Чулакова. Его приговором суда отправили в колонию общего режима на 2,5 года. Всех троих объединяет один эпизод, связанный с меной муниципальных массивов на 25 участков Чулакова. К слову, все земли вернулись на круги своя.
«Камаев был ограничен судом в обеспечении безопасности в связи с его участием в уголовном судопроизводстве в качестве свидетеля по уголовным делам в отношении лиц, изобличенных, в том числе, в результате досудебного соглашения о сотрудничестве. Общеизвестными и не требующими дополнительного исследования являются факты освещения судебного процесса в отношении Камаева СМИ. Отдельные публикации и комментарии к ним свидетельствуют об агрессивном настрое определенного числа лиц к Камаеву за его изобличительную позицию в рамках досудебного сотрудничества. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о реальной угрозе для жизни и здоровья Камаева. Обеспечение его безопасности в условиях помещения в среду других лиц, отбывающих наказание, представляется затруднительным», – говорится в жалобе.

Также защитник указал на то, что нижестоящая инстанция неверно применила норму о конфискации двух земельных участков, которые фигурируют в уголовном деле. Первый участок площадью 770 «квадратов» расположен в СНТ «Савино», в 2018 году Камаев получил его от председателя Дмитрия Чиркова, взамен он якобы помог изменить вид разрешенного использования. Второй – в поселке Новый. В первом случае земля перешла в собственность другому лицу, во втором – находится в совместной собственности. Как указывает Котов со ссылкой на законодательство, имущество, переданное осужденным другому лицу, подлежит конфискации только в том случае, если это лицо знало о том, что оно получено в результате преступления. Этот вопрос, по мнению юриста, горсудом Челнов не исследовался. Поэтому защита также просила изменить приговор в части конфискации и обращения в доход государства земельных участков, применив конфискацию денежной суммы, соответствующей их стоимости.
– Суд поступил шаблонно, без учета обстоятельств по делу и личности осужденного. Правом, предусмотренным УПК, суд безосновательно не воспользовался, основывался при вынесении наказания лишь тяжестью обвинения. Судом проигнорирован один из основополагающих принципов уголовно-процессуального законодательства – запрет принятия решений, создающих опасность для жизни и здоровья участников уголовного производства, – выступил в прениях адвокат. – Конечно, действиями Камаева был причинен репутационных ущерб. Однако вред этот можно сгладить не только назначением наказания в виде реального лишения свободы, но и поведением самого осужденного. Камаев еще до вынесения судебного решения изъявил желание передать денежные средства, полученные преступным путем, в доход государства. Это намерение он сохраняет.
Котов подчеркнул – решение суда о запрете занимать должности в муниципальной службе на определенный срок не оспаривается.
– Таким образом, исключается возможность совершения должностных преступлений в будущем, вне зависимости от вида наказания, – подытожил защитник.

Затем в прениях выступил представитель прокуратуры Татарстана. Как посчитала Илюза Фархуллина, несмотря на то, что назначенный Камаеву срок не превышает половины от максимального (с учетом рассмотрения дела в особом порядке и выполнения досудебного соглашения), суд необоснованно назначил реальное наказание – исправление Камаева возможно без изоляции от общества.
Сам Камаев был немногословен.
– Уважаемые судьи и присутствующие в зале, я полностью поддерживаю высказывания адвоката и прокуратуры. За время своей работы, признаю, что совершил ошибки. В этом признаюсь, признаю свою вину и прошу поддержать меня, быть милосердными, – выступил с последним словом бывший глава района.
Несмотря на то, что Верховный суд РТ оставил в силе приговор, защита намерена обжаловать решение в кассационной инстанции.

ЗА ЧТО СИДИТ ЭКС-ГЛАВА
Фаилу Камаеву вменяли семь эпизодов: по два получения взятки и превышения должностных полномочий, а также три эпизода злоупотребления должностными полномочиями.
Первый касается земельного участка в СНТ «Савино», тогда Камаев был руководителем администрации района. Изначально эта земля принадлежала местному бизнесмену – он получил ее в рамках обмена с исполкомом, а после размежевал. В 2020 году Камаев якобы озвучил предпринимателю требования предоставить один из участков, образованных в результате межевания, в собственность родственнице супруги Гульназ Галишиной и оформить фиктивный договор купли-продажи. Тот согласился. Земля «ушла» за 80 тыс. рублей. При этом фактически никаких денежных средств передано не было, считало следствие.
Во втором эпизоде также фигурировал земельный участок, но уже в поселке Новый. Еще один эпизод злоупотребления должностными полномочиями касается брусчатки стоимостью в 200 тыс. рублей, счет на которую просил оплатить Камаев. История датируется 2023 годом.
Четвертый эпизод касается фирмы «Строитель», которую экс-глава настоятельно советовал ГИСУ в качестве подрядчика и субподрядчика. В доме Камаева сотрудники компании заливали фундамент, монтировали забор и проводили электрику в бане на сумму 647 тыс. рублей. Также приобрели и установили окна в той же бане на 217 тыс. и закупила утеплитель на 97. Следствие считало, что Камаев получил от директора стройфирмы взятку на сумму 971 тыс. рублей в виде иного имущества и незаконного оказания ему услуг.
Пятый по счету эпизод – еще одна взятка стройматериалами. В 2014 году между местным исполкомом и челнинским предпринимателем был заключен договор аренды участка до 2062 года. В 2018 году право аренды перешло ООО «Тракресурс». Спустя пять лет директор компании обратился в исполком с просьбой оформить землю в собственность. Бизнесмен, указывало следствие, попросил Камаева ускорить процесс как рассмотрения заявления, так и заключения договора купли-продажи. Услуга обошлась в 280 тыс. рублей – глава якобы предоставил ему счет на оплату строительных материалов. Если конкретно, то речь шла о 59 упаковках SPC плитки, клея для скрепления подложки и самих подложках.

Шестой эпизод датируется 2021-м годом, именно тогда, считало следствие, Камаев вышел на местного предпринимателя с просьбой организовать полевую кухню с бесплатным горячим питанием на День защитника Отечества и День Победы в поселке Новый. Оплата должна была производиться за счет бюджета Тукаевского района. Сумма – 100 тыс. рублей. В том же году Камаев обратился к другому бизнесмену, но уже с просьбой пошить и установить шторы, а также произвести закупку и установку механизма для занавеса в Дом культуры «Яшьлек» (Мелекесское сельское поселение). Работы обошлись в 530 тыс. рублей. Однако суммы фактически завысили на 100 тыс. Разницу позднее передали коммерсанту, который развернул на территории поселка Новый полевую кухню.
Седьмой касается мены муниципальных участков на 25, принадлежащих Валерию Чулакову.
Сhelny-biz.ru