Мэр Нижнекамска Рамиль Муллин презентовал жителям мастер-план города. Это, по сути, методичка того, как будет развиваться химград в ближайшие несколько лет. Так, градоначальник обозначил амбициозную идею 15-минитуной доступности к соцучреждениям города и в любом исполнении – будь то машина, велосипед или пешая прогулка. Объяснил, для каких целей «уничтожают» так называемые дорожные «карманы» и рассказал про идеальный мир, в котором все пути ведут к общественным пространствам – торговым центрам, паркам и скверам.
Про неоиндустриальный город нового формата с приоритетом развития транспортной сетки и «обрамление» природных богатств Нижнекамска, который «имеет достаточно серьезную экологическую нагрузку» – в материале Сhelny-biz.ru.
ГОРОД ПОЛИЦЕНТРИЧНЫЙ
«ЛЮБАЯ ДОРОГА ДОЛЖНА ПРИВОДИТЬ К НЕКОМУ ПРОСТРАНСТВУ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР, ПАРКИ, БУЛЬВАРЫ…»
Встреча властей Нижнекамска с жителями, как говорится, лицом к лицу, прошла накануне. Мэр города Рамиль Муллин лично презентовал общественности мастер-план – стратегию развития химграда в ближайшие годы. Специалисты, которые трудились над проектом, выделили три основных направления: «город полицентричный», «город комфортного движения» и «город в лесу». Начнем с первого.
Речь идет о создании городской среды, где много парков, скверов и бульваров. Одним словом – о создании множества центров притяжения для разных групп горожан.
– Есть намерение сделать несколько парков. Сквер Сююмбике начнем проектировать в следующем году. В планах реконструкция сквера Лемаева, парков «Семья» и «Нефтехимиков». Наша задача – сделать его более современным центром притяжения с познавательными музеями, активностями и элементами, которые сделают его узнаваемым. Он выступает как центр развития городской среды. В рамках мастер-плана хотим разработать новый проект парка «Омшанка». Это важный объект. Река, которая имеет возможность при въезде в город быть барьером и воротами со стороны промышленности. Для города, имеющего серьезную экологическую нагрузку, важно наличие водных объектов. Здесь намерены сделать каскад прудов, воды, зоны отдыха, входной узел, – отметил Муллин. – На территории озера Манзара площадью в три гектара планируем создать культурный центр с оранжереей и большим залом на одну тысячу мест, а также ресторанный комплекс. За озером предполагается площадка для елки и зимние катки, зоны кафе. В рамках этого направления любая дорога должна приводить к некому пространству. Это может быть торговый центр, парки, бульвары, променады, выход на лесные массивы, пешеходные дороги, выход на озера.
Также глава провел обзор точек притяжения, которые будут реконструировать, а также новые знаковые места, которые построят.
– Усадьба Стахеевых имеет плачевное состояние: чердачное покрытие сгнило и здание начало разрушаться. Мы хотим видеть это место как музей-бутик, где будет кафе, музей, отель. Площадки рядом с усадьбой – экопарк, пристань, святой ключ – мы хотели связать в единый комплекс «Красный ключ», который станет центром притяжения и входными воротами в город со стороны воды, – обозначил градоначальник. – Есть существующие центры, новые социальные объекты, такие, как поликлиники, больницы, школы. Например, в 51-м микрорайоне нужна школа, в 49-м микрорайоне – детский сад и учебный центр, в 35-м – уже строим детский сад.
Муллин обозначил и будущее строительство 15-го микрорайона, который планируют сделать центром развития новой архитектуры. Сегодня идет разработка и получение разрешения на строительство комплекса бизнес-класса.
– В 45-м и 47-м микрорайонах уже строятся дома. Ближе к лесу планируется малоэтажное строительство, где микрорайоны станут центром для тихой жизни, – обозначил Муллин. – На территории автовокзала, который хотим трансформировать, запланировано строительство IТ-парка. Рядом будет расположен транспортный узел.
ГОРОД КОМФОРТНОГО ДВИЖЕНИЯ
«МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ ДОРОГИ ПРОПУСКНЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ, ПОЭТОМУ ГДЕ-ТО УБИРАЕМ «КАРМАНЫ»
Следующий блок – «город комфортного движения» – касается развития транспортной инфраструктуры. Согласно мастер-плану, в Нижнекамске появятся новые маршруты общественного транспорта, увеличится количество тротуаров и бульваров для пешеходов, а также велодорожек. По задумке городских властей, новый сценарий использования маршрутов городской территории позволит комфортно передвигаться всем: горожанам с ограниченными возможностями здоровья, пешеходам, велосипедистам, любителям самокатов.
– Наша задача – до 2026 года сделать основной каркас магистральных дорог и проспект Химиков. На следующий год – улицу Лесная, центр. Кроме того, мы хотим вернуть бульвары, которые были заложены изначально. К примеру, бульвар «Три сестры». Мы хотим сделать 15-минутную доступность до школ, детских садов, магазинов, социальных учреждений. Задача – минимизировать передвижения, – обозначил мэр.
Идея 15-минутной доступности касается и автомобилистов, которые при скорости 35-40 км/ч могут доехать до любой точки.
– Мы хотим сделать дороги пропускными и безопасными, поэтому где-то убираем «карманы», где-то заезд уходит на кольцо. За последние годы нам удалось уменьшить количество ДТП внутри муниципальных дорог в два раза. Это показатель того, что мы идем в правильном направлении. С 2027 до 2030 года необходимо сделать дороги второй и третьей категории. Все дороги, которые у нас заходят в микрорайоны и дворы мы хотим больше расширить. Малоскоростные дороги могут освободить дворы от скопления машин, – уверен мэр города. – Особое внимание уделим развитию общественного транспорта. Хороший общественный транспорт с 5 утра до 23 вечера, 70-80 автобусов с интервалом движения 15-20 минут, 200 водителей – это наша мечта. Промышленная дорога должна быть максимально пропускной, а для этого мы используем вахтовый метод перевозки.
Муллин также пояснил, что не против развития автомобилизации. Однако он уверен, что нигде в мире этот вопрос не решен на 100%.
– Буквально две недели назад в Казани прошло достаточно серьезное собрание специалистов по развитию транспортной среды. Они сказали: «чем больше строим дороги в Казани, тем больше стоим в пробках». Так и есть. Если мы думаем, что общественный транспорт самоокупаемый – это тоже утопия. Мы и сегодня вкладываем средства в общественный транспорт, мы и дальше будем его субсидировать. Самое главное, чтобы у нас в городе была альтернативная возможность для любого человека (независимо имеет он машину или нет) дойти от точки А до точки Б в течение 15 минут. Здесь важно соблюсти каноны безопасности. Наша задача – соединить так называемый «медленный город» с «быстрым городом», чтобы дать людям альтернативу. Нас иногда ругают: «дорог нет», «тротуаров нет». Сегодня мы строим дороги и параллельно вело-пешеходный каркас. Наш приоритет – развитие автомобильных дорог, пешеходных тротуаров и развитие альтернативного движения в виде общественного транспорта. Все эти три направления для нас равнозначны и очень важно, чтобы они развивались вместе, – рассказал Муллин.
«ГОРОД В ЛЕСУ»
«НИКАКОЙ «ГОРЗЕЛЕНХОЗ» ЭТОТ ВОПРОС НЕ РЕШИТ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ»
Третье направление – так называемый «город в лесу». Нижнекамск окружен зеленым кольцом лесных массивов и парковых зон, соединенных с набережной Камы и экодорожками. Поэтому предстоит большое озеленение Нижнекамска, которое позволит сделать город интересным.
– Что такое «город в лесу»? Есть проекты «город-сад». Про Нижнекамск также говорят. В пример можно привести Сингапур. Если раньше все начиналось с концепции «город-сад», то через 60 лет развития они пришли к концепции – «город в саду». Мы же для себя определили развитие в направлении «город в лесу». Нижнекамск находится на том месте, где сегодня имеются все богатства: леса, река, холмы. Даже наша промышленность имеет пятикилометровую защитную зону. Человек по своей натуре любит естество. Нижнекамск уникален тем, что он имеет почти 30 тысяч дачных массивов. Хотя во всех городах этих дач уже не стало, а у нас несмотря на то, что город молодой, дачи актуальны. Мы любим это, мы любим наши леса, реки. Нам важно, как раз, чтобы лес зашел в город, а город – вышел к лесу. В этом и заключается концепция, – пояснил глава, – Основные направления, которые мы планируем реализовать в рамках проекта – создание малого и большого кольца. Мы хотим обозначить выход к лесу зеленым каркасом с тротуарами и велодорожками, малыми архитектурными формами. То есть все наши дорожки должны дойти до зеленого кольца – это наши входные ворота в лес. Это не граница, а наоборот выход к лесу. У нас очень много экотроп, которые мы хотим сделать частью городского ландшафта. Если в старой части города у нас очень зелено, красиво и нас это радует, то в новой – достаточно лысо. Мы видим там только дома, дома, дома. Наша задача – сделать город таким же зеленым, какой он в старой части. Для этого предстоит массированная посадка, полив, ухаживание. Никакой «Горзеленхоз» этот вопрос не решит, если не будет поддержки населения. И это один из принципов развития этого проекта. Мы хотим восстановить наш каркас озер, планируем за счет федерального центра расчистить озеро Каракуль, а также соединить озера, чтобы они радовали наших предшественников.
Муллин пояснил, что Большое кольцо будет проходить вдоль Камы, дойдет до новой дороги и через промышленный блок вернется обратно в город. Это тоже рекреационная площадка с тротуарами и велодорожками. Также у муниципалитета в планах высадить более тысячи гектар лесного массива, хотя это частные земли, которые намерены выкупить. Помимо этого, в планах трансформировать правую часть Камы – после «Святого ключа».
– Мы хотим эту часть подарить горожанам, сделать выход на лесные массивы. Максимально сохранить при строительстве домов существующие деревья. Малое зеленое кольцо – это порядка 20 километров. Это то, что мы хотим реализовать до 2030 года. Большое кольцо – порядка 50 километров, с возможностью расширения и развития – эта перспектива до 2050 года, – подытожил глава администрации.
Напомним, разработка мастер-плана города проходит в три этапа. На первом этапе под названием «Открывай» мэр города встретился с жителями микрорайнов и обсудил проблемы, которые их волнуют. Второй этап – «Обсуждай». Будет проходить на протяжении всего августа в виде встреч-обсуждений и знакомством нижнекамцев с концепцией матер-плана. В сентябре жители будут проходить этап «Выбирай», где определят наиболее приоритетное направление развития города.
– В настоящее время Нижнекамск развивается как неоиндустриальный город, где помимо главных градообразующих компаний появляется комфортная среда. Если в советское время важно было развитие двух мест: работа и дом. Сейчас город становится интересным тогда, когда у человека есть рабочее место, дом и «третье место» (клуб, ТЦ, парк, церковь или мечеть) – то, которое дает человеку духовную пищу. Ежегодно в Нижнекамск инвестируют порядка 130-150 млрд рублей на новые высокотехнологичные производства. Мы – территория, которая производит самое большое количество полимеров в стране. Из 10 шин, которые используются в производстве в России, семь – из материалов «Нижнекамскнефтехим». Нижнекамск – это мощный промышленный центр, который должен иметь комфортную городскую среду, – заключил Муллин.
Альфия Андросенко
Рамиль М.