Сегодня торжественно запустили новый терминал аэровокзал Бегишево – терминал В. Реализовывать проект начали еще в период геополитического спокойствия: на старте планировалось, что объект будет работать исключительно на международные рейсы. Но сейчас, с корректировкой на ситуацию, остаются только внутренние. Первым пассажиром, к слову, стал Рустам Минниханов, а в массовом порядке людей начнут принимать уже завтра. Сейчас на терминал Bвозлагают много надежд - «КАМАЗ» вложил в реконструкцию миллиард рублей.
О чем сегодня шутили Когогин и Минниханов, как спасали «бесхозный» в свое время аэропорт и каких показателей должен достигнуть – подробности в материале Chelny-biz.ru.
КАК ОТКРЫВАЛИ ТЕРМИНАЛ
«УДАЧНО ЖЕНИТЬСЯ – ЭТО УЖЕ УСПЕХ! ВОТ МЫ УДАЧНО ПОЖЕНИЛИ БЕГИШЕВО С СЕРГЕЕМ АНАТОЛЬЕВИЧЕМ»
Сегодня на открытие нового терминала приехали первые лица республики, главы близлежащих городов и делегация «КАМАЗа». Президиум для выступающих гостей разбили прямо в фойе. Хедлайнером традиционно стал глава Татарстана Рустам Минниханов. Он начал свое приветствие с воспоминаний о том, как аэропорт спасали во времена, когда он был премьер-министром Татарстана, и пошутил, что удачно «поженил» «Бегишево» и Сергея Когогина. Глава республики поделился, что объект тогда был проблемным, а гендиректор «КАМАЗа» все время «наезжал»: мол, приезжают иностранцы, а делать что-то надо.
- Был период, когда стоял вопрос взлетно-посадочной полосы. Я тогда премьером был, - рассказал Минниханов. - Мы вскладчину его построили. Но это нас не спасало. У меня появилась гениальная мысль. Этот аэропорт никому не нужен, Когогин наезжает: иностранцы приезжают, так и так… Я говорю: «Сергей Анатольевич, хорошая идея есть у нас. Давай аэропорт передадим тебе». Я не помню – продали или передали мы его… Но в итоге объект стал принадлежать «КАМАЗу». Удачно жениться – это уже успех! Вот мы удачно поженили Бегишево с Сергеем Анатольевичем. Очень много сделано: и рейсы, и первый терминал, и вот, слава богу, здесь работы, которые были связаны с безопасностью, с перронами… Мы нашли сюда хозяина, который шаг за шагом приводил в порядок аэропорт. И сегодня в непростое время мы открываем терминал, который соответствует всем требованиям воздушного транспорта.
Минниханов поблагодарил за работу Когогина и его команду, а также Миндортранс и все службы, которые оказывали содействие.
- Но взлетную полосу тоже надо привести в то состояние, которое необходимо. Это прекрасный аэропорт и он 100% будет востребован. В этой зоне живет свыше миллиона человек. Аэропорт Бегишево сегодня на уровне и даже выше многих региональных аэропортов.
Гендиректор «КАМАЗ» Сергей Когогин, который сегодня был в приподнятом настроении, парировал шуткам главы Татарстана.
- Аэропорт Бегишево - это ворота как во внешний мир, так и в нашу сторону. Поскольку значительная часть бизнеса Татарстана расположена в Закамской зоне, нам, промышленникам, очень важно, с какой скоростью мы будем перемещаться, насколько мы являемся доступными. В то время, когда это все начиналось, до Казани приходилось ехать на автомобиле четыре часа, поэтому было важно, чтобы аэропорт развивался. Рустам Нургалиевич, за 150 млн рублей вы продали нам аэропорт! – посмеялся Когогин. – К этой шутке добавлю, что когда мы закончили реконструкцию терминала и я позвал Рустама Нургалиевича посмотреть, открыть. Он тогда был премьер-министром. Он походил, оценил, посмотрел на меня и сказал: «Дешево я тебе его продал!». Это все конечно, шутки.
Когогин подчеркнул, что «КАМАЗ» не предусматривал экономических мотивов при реализации проекта.
- Важную цель, которую мы перед собой ставили при строительстве нового терминала – создание самых комфортных условий для пассажиров. Экономических целей при строительстве этого здания у нас не было. Но мы понимали, что с аэропорта начинается знакомство с территорией. Каждый, кто приезжает сюда, должен видеть, что здесь нормальные условия. А в старом здании аэровокзала мы это обеспечить не могли. В то время надеялись, что у нас будет серьезный международный трафик. Время поменялось. Мы видим, с какой скоростью восстанавливается пассажиропоток. И отметка в 1 млн пассажиров для нас желательна! Я уверен, что мы сделали правильно. И отличительной чертой нашего аэропорта является важная вещь – это единственный аэропорт в России, который находится под санкциями. Нам, правда, это не мешает.
После подарил первый посадочный талон Рустаму Минниханову – глава региона сегодня стал первым пассажиром, приземлившимся в новом терминале.
- Сергей Анатольевич, спасибо! Но вы должны помнить, что аэропорт носит имя Николая Васильевича Лемаева, - напомнил Минниханов. - Здесь нефтехимики, город Нижнекамск. Человек, который много сделал для нашего города и комбината, в целом для республики и страны. Вы, наверное, поняли, почему я это сказал? Сергей Анатольевич свое дело сделал, осталось дело за вами (на мероприятии присутствовал и мэр Нижнекамска, - ред.).
Подрядчиком на объекте выступал челнинский «Евростиль». Когогин поблагодарил строителей за качественную работу, сданную в срок. Высокую оценку объекту дали и федеральные гости. Глава Росавиации Александр Нерадько, например, прислал телеграмму, в которой выразил уверенность, что терминал даст дополнительный импульс для развития всего региона, будет способствовать росту «авиационной подвижности» пассажиров региональных маршрутов и предоставит более высокий и качественный сервис.
«Завершение строительства нового аэровокзала в год столетия отечественной гражданской авиации – это отличный результат! Теперь новый терминал можно по праву назвать объектом столетия гражданской авиации!», - отметил Нерадько.
- Гражданская авиация всегда играла значимую роль в жизни нашей страны, учитывая ее колоссальные размеры, - отметил заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик. - Всегда было так: растет регион - развивается инфраструктура аэропорта. Для гостей это визитная карточка, а для жителей – гордость за то, что они прилетают в этот красивый, уютный, новый комфортабельный и безопасный аэропорт. Мы благодарны строителям, проектировщикам и инвестору - компании «КАМАЗ». Теперь ставим пере собой задачу – не в ближайшие годы, а в ближайшее время перешагнуть рубеж в 1 млн пассажиров в год.
После завершения торжественной части делегацию высоких гостей проводили на экскурсию.
СКОЛЬКО ВЛОЖИЛИ И НА ЧТО РАССЧИТЫВАЮТ
«ПАНДЕМИЯ, САНКЦИИ ПОВЛИЯЛИ НА НАШИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ПЛАНЫ ОСТАЮТСЯ: МИЛЛИОН - НАША ЦИФРА»
Масштабные работы по реконструкции в аэропорту стартовали в феврале 2019 году. Проект предусматривал строительство и ввод в эксплуатацию трехэтажного терминала международных воздушных линий площадью более 8,5 тыс. кв.м с пропускной способностью 200 пассажиров в час и обустройство привокзальной площади. В 2022-м строительство было приостановлено «в связи с введенными санкциями в отношении российских авиаперевозчиков и ухудшением ситуации в гражданской авиации в целом». Однако в том же году аэропорт сообщил о возобновлении работ, добавив, что проект реализуется на собственные средства компании. Так, к июню того года завершили реконструкцию перрона и рулежных дорожек, заменили ограждения аэропорта, оснастили его техническими системами охраны. В августе 2023-го в аэропорту ввели в эксплуатацию новую бесплатную парковку. Ее вместимость увеличилась с сотни машиномест до 410, а площадь составила более 12 тыс. кв.м.
Сегодняшнее событие называют стартом новейшей истории Бегишево – именно в связи с запуском терминала В. Его площадь составляет 8,5 тыс. квадратных метров. Пропускная способность - 400 пассажиров в час на вылет и прилет. В трехэтажном здании предусмотрено два выхода, один пункт досмотра. Для удобства пассажиров терминал оборудован эскалатором и восемью лифтами. Появились просторные залы ожидания с учетом потребностей маломобильных групп населения, комната матери и ребенка и медпункт. В некоторых помещениях при расширении международных рейсов предусмотрели возможность организации таможенных и пограничных постов. В этом терминале, к слову, впервые появились молельные комнаты для православных и мусульман. Оборудован и комфортный бизнес-зал. Для работы пока поэтапно переводят персонал из старого терминала. В аэропорту прогнозируют, что в дальнейшем придется решать кадровые вопросы, когда новое здание будет реализовывать мощности в полную силу.
- Здание оснащено самыми современными инженерными системами – пожарная сигнализация, охранная, отопление, вентиляция и кондиционирование. Пассажиры жаловались на действующем аэровокзале: зимой холодно, в жару – жарко. Все эти проблемы были учтены, - рассказал журналистам Андрей Парфененко, генеральный директор аэропорта Бегишево.- При строительстве мы заменили импортные проектные системы, которые были изначально заложены, исходя из новых реалий. Много зарубежного оборудования стало недоступно, и мы привлекли отечественных производителей, что на качестве никак не отразилось. Все досмотровые системы, системы обработки багажа – они российского производства. Более того, скажу, что все информационные системы сделаны в Набережных Челнах, на заводе Haier. Модернизация аэровокзала – это один из этапов изменений, которые претерпел аэропорт в целом за последние пять лет. Мы реконструировали перрон, рулежные дорожки, патрульную дорогу, построили новую парковку на 410 машиномест… Я хочу поблагодарить, во-первых, руководство ПАО «КАМАЗ», которое поверило в нас и доверило, дало добро на окончание строительства терминала. Оно дважды прерывалось, и мы уже потеряли надежду, что объект будет завершен. Тем не менее, все получилось. Рядом с нами все это время были строители и проектировщики, с 2017-го года. Это компания «Евростиль», которая вместе с нами тянула нелегкую ношу, и в конце концов мы получили тот результат, на который надеялись.
Реконструкция готовила аэрогавань к главному – достижению миллионного уровня пассажиропотока. Максимальная цифра, которой удавалось достичь ранее - не более 800 тыс. человек. С появлением нового терминала шансы перешагнуть миллион становится все более реальными. Об этом сегодня дал понять и Рустам Минниханов, приводя в пример рост показателя в казанском аэропорту, которые с 2,5 млн человек за несколько лет значительно выросли и сейчас готовы превысить отметку в 5 млн. О росте пассажиропотока говорил и Парфененко. Он напомнил, что действующий терминал А реконструировали в 2013 году. Прошло 10 лет, и те потоки, на которые рассчитывали в то время, также существенно увеличились.
- Жители региона начали испытывать неудобства: были очереди на досмотре, на стойках регистрации. Мы понимали, что дальнейшее развитие невозможно без нового здания… Сейчас новый терминал имеет две линии досмотра, шесть стоек регистрации, которые позволят обслуживать до миллиона пассажиров в год. Строительство с «запасом». Да, мы имеем амбициозные планы – этого показателя хотели достигнуть уже к 2025 году. Но, к сожалению, пандемия, санкция повлияли на наших авиаперевозчиков, мы от них сильно зависим. Тем не менее, планы остаются: миллион - наша цифра.
Следующий шаг - работа над проектом реконструкции взлетно-посадочной полосы, о которой говорил Минниханов. Она уже ведется: предусматривается ее удлинение до 2,9 тыс. м и расширение до 45. Это работа также предсказуема - аэропорту необходимо нарастить не только пропускные мощности, но и пул авиаперевозчиков. А реконструкция полосы позволит создать условия, технически подходящие под большее число модификаций самолетов.
Сегодня же маршрутная сеть аэропорта насчитывает более десятка направлений: Москва, Санкт-Петербург, Тобольск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Тюмень, Сочи, Минеральные воды, Новосибирск, в том числе международные – Ереван и Анталья. Воздушная гавань работает над увеличением частотности рейсов на действующих направлениях и привлечением новых перевозчиков.
«КАМАЗ» - является единственным собственником Бегишево. Председатель совета директоров аэропорта Жанна Халиуллина сообщила, что совокупные инвестиции предприятия составили порядка миллиарда рублей.
- «КАМАЗ» и весь регион очень динамично развиваются, и удобство наших партнеров и сотрудников является приоритетом. Более того, «КАМАЗ» - социальная компания, и мы, безусловно, думаем о развитии региона и удобстве его жителей. Появление комфортного красивого аэропорта – это шаг со стороны «КАМАЗа» для улучшения социальной инфраструктуры региона. Для нас это также в приоритете. Все будет улучшаться и дальше. В том числе с нашей поддержкой. Терминал – это новое логическое завершение инфраструктурной части. Мы надеемся, что он понравится жителям региона и станет центром жизни, даст возможности для новых рейсов. Есть планы по дальнейшему развитию, но на них также необходимы средства. Мы надеемся, что будет принято решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Юлия Шестакова
Пассажиропоток
Юлия
Лия
Руслан
Дмитрий