Сегодня город получил партию вместительных автобусов. Учитывая шлейф от провальной транспортной реформы челнинских властей, событие уже прозвали историческим. Чтобы реанимировать пассажирские перевозки в городе, даже пришлось перепрофилировать существующий МУП – именно в «Горкоммунхоз» ушли ключи от 24 НЕФАЗов, которые закупил город. Всего на полумиллионные Челны сейчас будет работать 45 НЕФАЗов. К слову, новая партия включает абсолютно импортозамещенные автобусы. В планах – приобрести еще сотню к 2025 году. Но пока Магдеев считает, сколько нужно транспорта, генерал «КАМАЗа» в очередной раз призывает его перейти на брутто-контракты: другого пути нет, считает Сергей Когогин. Мэр стоит на своем. Подробности – в материале Сhelny-biz.ru.
СЕЙЧАС
«ИСХОДЯ ИЗ СВОЕГО ОПЫТА МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ДРУГОГО ПУТИ, КРОМЕ БРУТТО-КОНТРАКТОВ, В ПЕРЕВОЗКАХ НЕТ»
24 новых комфортабельных НЕФАЗов общей стоимостью примерно в 300 миллионов рублей сегодня в торжественной обстановке передали МУП «Горкоммунхоз» и директора компании Альвира Аглуллина. Часть партии – 14 штук – город получил еще в мае, однако сегодня они тоже участвовали в массовой презентации на Майдане. Планируется, что техника полноценно выйдет в рейс через 10 дней. Всего в арсенале полумиллионного города сейчас насчитывается 45 автобусов, включая те, что закупили два года назад. В планах – закупить по федеральной программе еще 50 автобусов в этом году и 50 на следующий год. Однако для комфортного передвижения городу такого масштаба нужно порядка 200-250 больших автобусов, утверждает мэр. Он же и открывал сегодня торжественное мероприятие.
– Мы благодарны им («КАМАЗу» – ред.) за своевременную продажу и поставку нам автобусов. Я думаю, что любой город бы мечтал иметь такого надежного партнера. Мы хотели бы, чтобы эти 24 автобуса смогли бы оказывать качественную, очень нужную и важную социальную услугу. Подчеркиваю, это социальная услуга! Там никакого бизнеса и финансовой модели нет. Вы знаете, что фактическая стоимость перевозок сегодня уже перешла рубеж более 60 рублей, проезд на общественном транспорте – 30 рублей. Все, я думаю, с математикой знакомы. Городской бюджет будет компенсировать перевозки. Эти автобусы, которые стоят за нашей спиной, перед вашими глазами, с 15 июля начнут уже курсировать, – отметил мэр.
Генеральный директор автогиганта Сергей Когогин, который также присутствовал на мероприятии, отметил, что автобусы соответствуют всем стандартам качества и удобства, в том числе и для водителей. Их рабочее место оснащено многофункциональным сенсорным дисплеем, где отображаются основные параметры автобуса, а сиденье – на пневмоподвеске с регулировкой подголовника и наклона спинки.
– Для нас очень важно, что в нашем городе наши автобусы перевозят пассажиров, в том числе, наших работников. Это важное направление нашего бизнеса сегодня. Мы старались применять самые лучшие решения, чтобы пассажирам было удобно. Мы считаем, что по уровню конструкций, качеству отделки салона, мы сделали самую передовую технику, – рассказал Когогин. – Мы уделили особое внимание водителям, чтобы управление нашим транспортным средством было самым комфортным. Чтобы восемь часов работы водителя не приводили к усталости, а делали рабочий день комфортным. Президент нашей страны и правительство России сегодня уделяет очень много внимания пассажирскому транспорту. Разработаны серьезные программы, 2023-2024 год будет рекордным по объему господдержки и субсидиям именно на пассажирский транспорт для крупных и средних городов. Мы активно участвуем в этих программах, и эта партия автобусов через государственную транспортную лизинговую компанию поступает в наш город. Я очень рад, что наша республика и Набережные Челны сумели включиться в гонку за получение части федеральных денег и создать все необходимые условия для перевозки пассажиров.
Новые НЕФАЗы способны вместить 105 человек (29 сидячих мест). Для них уже разработали маршрут (с 20 августа автобусы зайдут в новый микрорайон «Притяжение») и установили интервал движения. «Двойка» стартует с остановки «Мясокомбинат» и пойдет по Набережночелнинскому проспекту до улицы Нариманова, затем – по Московскому проспекту.
– Потом остановка «Парк «Гренада». Потом идет в 63-й комплекс, улица Абсалямова, выходит на кольцо Кузнечного завода и завершают маршрут около завода корпорации Haier, – пояснил Магдеев. – «Тройка» идет обратным ходом. От корпорации Haier заходит в микрорайоны 63-й и 69-й, пересекает проспект Яшьлек, идет по Московскому проспекту, затем по Нариманова. Разворачивается около «Мегастроя» и выходит на Набережночелнинский проспект до Мясокомбината.
Ключевая «изюминка» партии – абсолютное импортозамещение и челнинские производители, которые также «приложились» к производству автобусов.
– Это одна из первых партий импортозамещенных автобусов. Надо с гордостью сказать, что кроме нашего труда, «КАМАЗа», в этом автобусе много других поставщиков из Набережных Челнов. В частности, передняя подвеска производится компанией «РОСТАР». Сегодня предприятие поставляет эту подвеску не только «КАМАЗу», все остальные производители автобусов тоже покупают в Челнах. Это серьезное производство и очень высокий уровень качества, – отметил Когогин. – Наша техника работает во всех крупных городах нашей страны. Мы – основной поставщик Москвы, значительную часть транспортной реформы обеспечивали в Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Казань – это все те города, которые в последние годы приобретали только нашу технику.
После официальной части, делегация отправилась изучать «внутрянку» автобусов. Здесь же обсудили нюансы лизинговых программ. Вспомнили и московский опыт – брутто-контракты, о которых «генерал» КАМАЗа» уже давно подсказывает местной власти. Но Магдеев утверждает, что это очень затратно и бюджет просто не потянет.
– Существует несколько крупных программ, лизинг с низкой ставкой. Городу все равно придется рассчитаться за эти автобусы. Еще одна программа идет за счет займов, она представляется субъектом федерации. Здесь мэр города ничего не может сделать, только республика может решить эти вопросы. И существует программа «Чистый город», через Министерство экологии. Здесь уже больше электрический транспорт проходит. Эти программы накладывают обязательства, ряд требований к оплате проезда, устройству остановочных павильонов, выделению городских маршрутов, – продолжил Когогин. –Исходя из своего опыта могу сказать, что другого пути, кроме брутто-контрактов, в перевозках нет. Важный вопрос, на который любая власть должна ответить: перевозка пассажиров – это социальная функция или бизнес? Мое убеждение – это социальная функция. Себестоимость поездки 60 рублей, а люди платят 30. Без этого ни одна муниципальная власть не обойдется. Надо понимать, что муниципальный транспорт требует вложений. Вложений в приобретение транспорта, вложений в организацию – это минимум.
– Министерство транспорта РТ – главный координат этой программы. Заявились крупные и средние города – Казань, Набережные Челны, Альметьевск и ряд других из Татарстана. Министерство эту программу реализует, есть определенные нюансы, этим вопросом правительство занимается, – добавил Магдеев. – Наша команда работала в Белгороде, Твери, там, где удалось создать единую систему всех проблем и задач, которое имеют место быть в сфере городского пассажирского транспорта. Поэтому мы этот опыт пока аккумулируем и, безусловно, лучшее возьмем. То, что касается брутто-контракта – это довольно денежная история. Для этого нужны серьезные финансовые ресурсы, счет идет не на сотни миллионов, а на миллиард с лишним. Пока мы финансово и организационно к этому вопросу не готовы.
Как уточнил Когогин, это уже компетенция раиса республики.
БЫЛО
«ВОПРОС ТЕХНИЧЕСКИЙ. СЛУЧИЛОСЬ ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ»
Чтобы заявиться в программу ГТЛК, исполкому пришлось перепрофилировать существующее МУП «Горкоммунхоз». Его возглавляет Альвир Аглуллин, которого называют человеком Фарида Салахова. Предприятие, судя по всему, сосредоточит в своих руках весь рынок автобусных пассажирских перевозок. Предыдущее МУП, которое занималось перевозками, «Электротранспорт», проходит процедуру банкротства. Его ввели после скандала с изъятием 190 НЕФАЗов.
Неудавшуюся транспортную реформу уже называют главным провалом действующей власти. Сначала по решению мэра закупили 190 НЕФАЗов, а потом их пришлось вернуть. Официально звучало так: «в связи с ранее достигнутой договоренностью между мэром города Набережные Челны Наилем Гамбаровичем Магдеевым и генеральным директором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Анатольевичем Когогиным». На самом деле причиной конфликта стала неплатежеспособность города – покупатель не смог оплачивать товар, который взял в лизинг. На момент изъятия дебиторская задолженность транспортников составляла свыше 870 млн рублей. Отчитывался тогда перед населением после такой громкой новости Илья Зуев, первый замруководителя исполкома.
– Все финансовые вопросы будут решать два хозяйствующих субъекта – МУП «Электротранспорт» и «Лизинговая компания «КАМАЗ». Они самостоятельные, у них есть для этого правовое поле.
Позже Наиль Магдеев прокомментировал ситуацию в программе «Интервью без галстука».
– Что вообще случилось, какая кошка пробежала между мэрией и «КАМАЗом», и почему было принято решение изъять автобусы? – спросил ведущий Андрей Кузьмин.
– Во-первых, никакая кошка не пробежала. Не нужно искать черную кошку в темной комнате, этой кошки там нет. Никакой конспирологической версии в этом вопросе нет. Вопрос технический, – ответил мэр. – Случилось то, что случилось. Мы вернули лизинговой компании автобусы, которые в свое время приобрели, понимая, что в том техническом состоянии, в котором мы их получили, они эксплуатироваться не могут.
Позже «КАМАЗ» показал фотографии, в каком виде город вернул автобусы, назвав их «автохламом»». Согласно данным актов изъятия, половина транспорта была неисправна. Сообщалось, что техники при этом вообще некомплектна. Пробег указан только у 64 автобусов из 190. Все они 2015 года выпуска.
«На ходу максимум 50 единиц. Остальные автобусы несколько лет стояли без движения: НЕФАЗы обслуживала «Автозапчасть КАМАЗ», но и им «Электротранспорт» задолжал несколько десятков миллионов рублей, – сообщали «Вести КАМАЗа». – Большая часть автопарка на момент передачи транспорта стояла в сугробах, снегом завалило салоны».
Получается, что эксплуатировали только часть из той партии. При этом, по мнению Магдеева, Челнам нужно 200-250 автобусов, и власти рассчитывают в конечном итоге взять в лизинг именно такое количество техники.
Анастасия Клевцова
ночной мэр
санта
Ринат
Гость
ПЬЕР ДУНН
Петр
...
Анатолий