Чуть не лишилась звания доктора экономических наук экс-заместитель мэра Набережных Челнов Гульназ Кадырова. Ее диссертация попалась известным «охотникам за плагиатом» – сообществу «Диссернет», которое широко известно скандальными кейсами с учеными «корочками» чиновников и депутатов федерального разлива. Ученые-активисты подали на Кадырову заявление в Минобрануки РФ – якобы ее работа пестрит массовыми некорректными заимствованиями, да и в целом Кадырова манипулирует данными. Активисты даже составили таблицу, которая наглядно показывает: порядка половины ее работы - плагиат. Буквально недавно диссертационный совет рассмотрел вопрос, почти единогласно проголосовав, что Кадырову лишать статуса нет оснований. При этом в самом «Диссернете» это решение назвали позорным. Как любимице Ильдара Халикова и первой женщине на посту замглавы Минпромторга РФ удалось избежать потери ученой степени – в материале.
ЧТО НЕ ТАК С ДИССЕРТАЦИЕЙ КАДЫРОВОЙ
Диссертацию на тему «Инвестиционный процесс как фактор развития финансового рынка России» Гульназ Кадырова защитила еще в 2012 году. Писала ее она в Российской академии предпринимательства под руководством заведующего кафедрой МГИМО Рустема Юлдашева.
Кадырова спокойно жила с ученой степенью ровно до того момента, пока ее работа не попалась на глаза ученых-активистов широко известной в России организации «Диссернет». Заявление на лишение престижного статуса они подали в августе прошлого года. Перед этим ученые провели экспертизу диссертации и даже сформировали наглядную таблицу. По анализу заявителей получилось, что почти половина работы – это копия научных трудов других авторов или прочие документы. При этом некоторые страницы якобы полностью содержат плагиат. В «Диссернете» объясняют - таблицу формировали сначала с помощью различных программных средств автоматизации, а затем — «с тщательной «ручной» обработкой и просмотром «глазами» всех обнаруженных текстов, совпадающих с проверяемым или имеющих схожие текстуальные элементы». Согласно комментарию «Диссернета», Кадырова «списывала» текст достаточно большими кусками.
«При копировании в работу диссертанта текст оригинального источника списывался блоками от одного абзаца до целых листов вместе со ссылками на третьи источники или схемами или рисунками, взятыми из оригинала (о чем свидетельствуют порядок и объем в случаях цитирования третьих источников), но при этом оригинал не процитирован, или ссылок в оригинале нет, а в работе есть, и прочее», - поясняют авторы анализа, приводя страницы с совпадениями.
Комиссию, которая должна была решить судьбу ученой «корочки» Гульназ Кадыровой, собрали при Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. В нее вошли сотрудники СПбГЭУ: профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов Наталия Иванова, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Екатерина Попова, профессор кафедры финансов Галина Морунова. На сайте университета, как положено, сделали объявление, пригласили на диссертационный совет саму Кадырову, авторов заявления и прочих заинтересованных лиц. При этом на саму диссертацию положительные отзывы дали официальные оппоненты и институт экономики РАН.
Комиссия рассмотрела заявление активистов и статьи, якобы скопированные Кадыровой (всего в списке было заявлено около 20 материалов). При этом по части пунктов о фактах неправомерного использования чужого текста не обнаружили. Но нашлось некорректное цитирование источников – такое Кадырова в работе допустила, как минимум, трижды.
На страницах диссертации нашли технические заимствования из правовых документов, в том числе в виде «специальных терминов и шаблонных фраз, связанных с инструментарием и методами регулирования кредитно-денежной политики». Они частично совпадали с текстом из научных статей и диссертаций других людей. При этом в одном из «эпизодов» комиссия сделала ремарку – несмотря на заимствование, авторская позиция Кадыровой не совпала с мнением коллеги «в части роли государства в непосредственном распределении инвестиций».
Но совпадения как минимум с двумя работами, пусть и частичные, все же нашли. Но и им обнаружилось объяснение – авторы совместно с Кадыровой, по мнению совета, просто одинаково оценили анализ «общего исходного источника информации», в качестве которого выступили официальные статистические данные. Несмотря на это, диссертанту все же указали на ошибку. Кадырова использовала цитату, которая предполагала ссылку, однако та «не была дооформлена надлежащим образом». Комиссия списала это - буквально – на невнимательность автора.
Несмотря на выявленные факты, диссертационный совет не нашел оснований для лишения Кадыровой ученой степени и вынес соответствующую рекомендацию. Заседание подытожили выводами, которые отражены в заключении:
«Причинами выявленных текстовых совпадений являются некорректное цитирование правомерно заимствованных автором диссертации источников ввиду небрежного обращения с цитируемыми текстами, а также множественные технические заимствования специальных терминов, шаблонных фраз, лингвостилистических конструкций нормативных правовых актов, их
проектов, пояснительных записок и комментариев к нормативным правовым актам, связанных с инструментарием и методами регулирования кредитно-денежной политики. <…>Таким образом, на основании анализа фактов, изложенных в заявлении Заякина* А.В., Ростовцева А.А., Бабицкого И.Ф. от 22.08.2022 о лишении ученой степени доктора экономических наук Кадыровой Гульназ Маннуровны, и выводов комиссии, диссертационный совет 24.2.386.01 не выявил нарушений <…>, в связи с чем основания для принятия решения о лишении Кадыровой Г.М. ученой степени доктора экономических наук отсутствуют».
Диссертационный совет, в котором состояло 14 человек (из них семеро докторов наук по профилю диссертации), открыто проголосовали. Один воздержался, остальные 13 членов были против лишения ученой степени. При этом в самом «Диссернете» решение позже назвали «позорным» (эта пометка появилась на сайте организации во вкладке с профилем Гульназ Кадыровой).
КТО ТАКИЕ «ДИССЕРНЕТ» И ЧТО ИМ НУЖНО ОТ КАДЫРОВОЙ
Инициаторами лишения ученой степени Кадыровой стали три представителя «Диссернета»: ученые-физики Андрей Заякин* (кандидат физико-математических наук) и Андрей Ростовцев (доктор физико-математических наук), а также филолог-романист, доктор философии Флорентийского университета Иван Бабицкий. Именно они фигурируют как авторы заявления, поданного в Минобрнауки.
Само общество «Диссернет» появилось в 2013 году. Оно объединило вокруг себя профессиональных ученых, журналистов, активистов и волонтеров не только в России, но и зарубежом. Создатели характеризуют свой проект как «вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов».
Причем действуют члены организации добровольно и по собственной инициативе.
В числе активистов, в основном, ученые. Помимо Заякина* (внесен в список иноагентов) и Ростовцева в составе также значится ученый-биоинформатик, доктор биологических наук Михаил Гельфанд, журналист и издатель Сергей Пархоменко* (внесен в список иноагентов), а также врач, доктор медицинских наук, профессор Василий Власов. Часть из них – активные блогеры, которые ведут аккаунты о науке. В 2018 году их даже включили в состав комиссии по противодействию фальсификации научных исследований, которая имеет статут экспертного органа при Российской академии наук.
Деятельность сообщества базируется на экспертизах кандидатских и докторских диссертаций в разных сферах науки, которые защищались в России начиная с 90-х годов. Изначально ученые анализировали только диссертации с некорректно заимствованными материалами, но в ходе работы обнаружили объемную «фабрику» диссертаций.
Итоги их деятельности наглядные – ученые щепетильно относятся к своей «работе», поэтому часть диссертантов из их «расстрельного» списка либо уже лишились звания, либо смогла удержаться за нее также, как и Гульназ Кадырова. При этом подобные отрицательные решения о лишении активисты считают «позорными для научного сообщества» и заносят в соответствующую базу. Самих авторов «подозрительных» диссертаций называют «персонами» и дают пояснения – это люди, «попавшие в поле зрения Вольного сетевого сообщества как нарушители норм научной этики или как авторы текстов, имеющих признаки научной несостоятельности».
«Диссернет», таким образом, втянул в научные разборки многих известных российских депутатов и чиновников, в числе которых оказались бывший министр культуры Владимир Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, главы Минкомсвязи Николай Никифоров, бывший детский омбудсмен России Павел Астахов и многие другие. Примечательно, что некоторые «фигуранты» экспертиз «Диссернета» добровольно отказывались от ученых степеней. Например, ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров даже встречался с активистами проекта после их анализа, а затем официально отказался от «корочки», чем вызвал восхищение со стороны ученых.
ЧЕМ ИЗВЕСТНА В ЧЕЛНАХ КАДЫРОВА
Гульназ Кадырова – одна из немногих выходцев из челнинского исполкома, которая смогла построить карьеру до самых высоких кабинетов московского Кремля. Родилась в Набережных Челнах, с отличием окончила Казанский финансово-экономический институт. Первым местом работы стал «КАМАЗ» – была экономистом управления организации труда и зарплаты. В 1989 году пришла в исполком, экономистом финансового отдела. Какое-то время работала в местной налоговой инспекции.
При Рашите Хамадееве, с 1997 по 2001 год, трудилась экономическим советником-консультантом мэра. Потом два года возглавляла аудиторскую компанию. Позже, в 2003 году, Ильдар Халиков, бывший тогда главой администрации Челнов, назначил ее своим заместителем по экономике и финансам. На данном посту Кадырова проработала всего год, а затем покинула город. При этом сама она позже достаточно тепло отзывалась о мэрах, с которыми ей довелось поработать – Рафгатом Алтынбаевым и Ильдаром Халиковым. Рассказывают, что у Халикова она была в числе любимец.
- Работа экономическим советником главы города для меня была очень ответственна. Я наработала опыт, который мне пригодился впоследствии, когда заняла руководящий пост. Главой города в то время был человек советской школы, с очень серьезными подходами к работе – требовательный и строгий руководитель. Помню, как иногда нам приходилось переписывать письма по несколько раз – до тех пор, пока результат не соответствовал идеалу. Даже теперь, когда я читаю деловое письмо или документ, обращаю внимание на те вещи, о которых он говорил – например, что последний абзац определяет все, и в нем должно быть максимально концентрированно выражено все, что ты хочешь сказать. А еще он уделял большое внимание тому, как выглядят все сотрудники: прийти на работу в неглаженых брюках или стоптанных туфлях считалось недопустимым. И я думаю, что это правильно: от того, как ты выглядишь и как себя представляешь, зависит и то, как ты работаешь, как организуешь процесс. Отношение к делу и профессии проявляется в деталях. Для меня это тоже очень важный момент, - рассказывала Кадырова в интервью.
Вспоминала и про Ильдара Халикова, который перетянул ее в Челны из Казани.
- Нужно было сделать выбор… И в тот момент было очень важно, что меня поддержал муж. Он поддерживает все мои смелые инициативы… Было нелегко. В понедельник утром я вставала в четыре часа утра, заворачивала младшую дочь в одеяло, укладывала ее на заднее сиденье машины, и мы с водителем мчались на работу в Набережные Челны. Я ее отводила в детский сад, а сама – на оперативное совещание. Детский сад был круглосуточный, но я не оставляла ее на ночь и забирала в любое время, когда освобождалась. При этом за неделю – пара-тройка поездок в Казань, на совещания к руководству республики. Муж со старшей дочерью, которая тогда оканчивала школу, жили в Казани, возвращались домой в пятницу. Так мы прожили год.
Параллельно с Кадыровой в Татарстане и в Челнах развивался ее супруг Раиф Кадыров. С 2000 года он поднимал бизнес, связанный с продажей питьевой воды - торговый дом «Олероли» работает с 2000 года. Сейчас компания принадлежит челнинскому предпринимателю Ильдару Тазетдинову.
После Челнов карьеру Кадырова развивала исключительно в Москве. В 2004–2006 годах она возглавляла управление экономики и финансов Роспрома. После была замдиректора Департамента государственной промышленной политики Минпромэнерго РФ, в январе 2008 года назначена на должность директора Департамента бюджетной политики и финансов в этом же ведомстве. В июле получила кресло главы аналогичного департамента в Минпромторге РФ. А в 2014-м стала замминистра. При этом челнинка оказалась первой женщиной на этом посту. В конце прошлого года она покинула и эту должность.
Юлия Шестакова
*внесен Минюстом РФ в список иноагентов
13
Антон
Горожанин