, 29 Мая
Новости
Подробно


Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

12.04.2023, 19:28

Новая транспортная реформа в автограде пройдет с участием старого МУП. Об этом за последние дни сообщили Chelny-biz.ru сразу несколько источников. Неожиданно на роль главного перевозчика могут назначить бывшего мусорного оператора Челнов – «Горкоммунхоз». С приходом «Гринты» предприятие лишилось своей основной работы, зато буквально недавно его снабдили новыми видами деятельности – как раз для пассажирских перевозок. Власти города пока открыто не позиционируют предприятие как автобусное, но, судя по ситуации, все к этому идет. Более того, на ведущих позициях, как сообщают инсайдеры издания, окажутся люди из ближайшего круга Фарида Салахова, сити-менеджера Челнов. Сам он пока комментировать ситуацию не стал, но сообщил Chelny-biz.ru, что готовится раскрыть информацию на ближайшей пресс-конференции.

Зачем реанимировать старый МУП, и к чему идут сегодня перевозки в автограде - Chelny-biz.ru попытался собрать картину, пока власти готовятся к презентации.

СЕГОДНЯ

ЗАКУПАЕМ НЕФАЗЫ И СЛИВАЕМ МАРШРУТКИ?

В Набережных Челнах на городских перевозках сегодня работают два оператора – трамвайный и автобусный. ООО «Электротранспорт» Рашида Шамсудинова крепко стоит на рельсах, его учредителем выступает исполком (с тех пор, как «КАМАЗ» передал предприятие городу). Автобусы же, напротив, постоянно переживают новые и новые пертурбации. Эту сферу город пытается урегулировать со времен развала пассажирского предприятия. Последние потуги тянутся вот уже почти десять лет, с самого прихода Наиля Магдеева, но пока безуспешно. Сегодня город на пороге очередных перемен.  

Фото: nabchelny.ru
Фото: nabchelny.ru

Сейчас автобусами ведает ООО «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина. Он же в соучредителях вместе с Александром Кутлуниным, Ильдаром Фахразиевым и Алмазом Мусиным. Компанию еще в прошлую транспортную реформу создали хозяева микроавтобусов, которые объединились и смогли остаться на рынке, взяв с торгов более десятка городских маршрутов. Сегодня они перевозят челнинцев на микроавтобусах. Большие – купленные городом в 2021 году НЕФАЗы (21 машина) и московские б/у ЛиАЗы – сейчас на балансе МУП «Горкоммунхоз».

Существующий расклад не очень-то устраивает город. Мэр рассчитывает запустить-таки муниципальное предприятие и вовсе избавиться от «газелек», о чем говорит регулярно. Одна из свежих цитат: «Мы понимаем, что в перспективе автобусы малой вместимости должны быть заменены большими автобусами. Мы к этому идем и придем, безусловно, такая задача и цель поставлена».

Игроки рыка, конечно, с этим не согласны. О чем совещаются «наверху» – рядовые перевозчики, как они уверяют, не знают, но уверены, что совсем без микроавтобусов город вряд ли справится. По крайней мере, пока. В Челнах просто нет необходимого количества больших автобусов, чтобы закрыть все маршруты.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

Город сегодня ставит задачу закупиться новой техникой по максимуму. 21 НЕФАЗ вышел на маршруты в 21-м году, еще 24 таких же вот-вот поставит «КАМАЗ». Итого 45. Плюс Челны заявились в федеральную программу и рассчитывают закупить еще сотню машин – 50 уже в этом году и 50 в следующем.

Итого автопарк Челнов может составить 145 больших автобусов. Но кто их будет обслуживать? Тут на сцену выходит МУП «Горкоммунхоз» - изменения в юрлице буквально на днях обнаружил Chelny-biz.ru. Сегодня большие автобусы уже и так стоят на балансе и на территории предприятия, которое осталось не у дел после того, как мусором стал заниматься регоператор «Гринта». У МУПа в видах деятельности появился сухопутный пассажирский транспорт (перевозки в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки). Источники издания сообщают, что здесь активно формируется новая команда.

«Горкоммунхоз» уже сегодня якобы сотрудничает с конторами, близкими к Салахову. Проводит закупки на техобслуживание, на поставку терминалов, системы мониторинга и автоинформаторов. По сути, происходит якобы очередной передел рыка, который забирают себе новые игроки.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

Так, в феврале была закупка на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортных средств, в том числе регламентное ТО на площадке заказчика. МУП потратил 50 млн. Победителем стало казанское ООО «Депо Тракцентр» Эдуарда Матухнова. Среди муниципальных заказчиков предприятия можно встретить челнинское ПАД и альметьевское «Городское управление автомобильных дорог» и др. В марте «Горкоммунхоз» закупал дизельное топливо почти на 46 млн. Систему мониторинга за 881 тыс. рублей (терминал сигнал S-2651, GSM система мониторинга, ДУТ и автоинформатор) предприятию обязалось поставить ООО «Элико Навигация», также из Казани. Директор предприятия – Александр Карымов, учредитель – Эльмира Емельянова. Источники издания настаивают на аффилированность этих компаний с сити-менеджеров, однако явных связей в открытых источниках не найдено.

ЗАВТРА

ВТОРАЯ МАГДЕЕВСКАЯ АВТОБУСНАЯ РЕФОРМА

МУП «Горкоммунхоз», как говорят источники Chelny-biz.ru, теперь возьмет под свое крыло все большие автобусы, которые заказал и планирует получить при федеральной поддержке город. Таким образом, предприятие Альвира Аглуллина, которого называют человеком Фарида Салахова, может сосредоточить в своих руках весь рынок автобусных пассажирских перевозок. Более того, по информации издания, исполком уже планирует закладывать в бюджет немалые суммы для возмещения МУПу выпадающих доходов. А мэр неоднократно давал понять, что пассажирские перевозки, как ни крути, надо дотировать. По некоторым данным, речь идет о регулярных выплатах в 90 млн рублей.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

Судя по всему, такие гарантии потребуются «Горкоммунхозу» как раз для участия в федеральной программе льготного лизинга ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания). Уже сформирована единая заявка в Минтранс РФ от крупных городов Татарстана. Так, соседний Нижнекамск заявился на 26 автобусов. Льготные условия: без первоначального взноса под 6,8% годовых на семь лет. Ответственные лица в исполкоме, к сожалению, оставили вопросы Chelny-biz.ru относительно программы и в целом предстоящих изменений без ответа. Зато пояснили коллеги из соседнего города.

– Заявка исходит от муниципалитетов. Но лизингополучателем будут сами компании-перевозчики, – пояснил Chelny-biz.ru Рафаэль Игтисамов, заместитель руководителя исполкома Нижнекамского района по инфраструктурному развитию. – Наш перевозчик говорит, что обслуживать платежи без субсидирования со стороны либо муниципального, либо регионального бюджета не сможет. И Челны, и Нижнекамск сегодня работают по регулируемым тарифам. А городской пассажирский транспорт – это социальная услуга, это не про бизнес. В тарифе сегодня не заложены средства на обслуживание лизинговых платежей, а за счет выручки за проезд перевозчик не сможет их погашать. Уже сейчас экономически обоснованный тариф, который озвучивают перевозчики, – 36 рублей, а мы ездим за 30. Мы уже субсидируем перевозчика до уровня экономически обоснованного тарифа. Таким образом, лизинг изначально подразумевает помощь со стороны власти.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

О том, что городские пассажирские перевозки – это не бизнес, неоднократно говорил и мэр Челнов Наиль Магдеев.

Пока Минтранс РФ только прощупывает потребности регионов, но вскоре у лизингополучателей запросят документацию – правоустанавливающую, бухгалтерскую, данные из налоговой, о финансовой состоятельности предприятия и пр. Муниципалитеты ждут, что вот-вот ГТЛК начнет со всех сторон анализировать перевозчика. Получается, что совсем новый, «нулевой» МУП – не вариант для города для участия в программе. А вот «Горкоммунхоз» – вариант. На конец 2021 года баланс предприятия был на уровне 288,8 млн рублей, при этом есть существенный рост - 945%. Выручка – 24,4 млн. Данных за прошлый год пока нет.

Знакомые с ситуацией источники издания опасаются, что Челны могут напороться на прежние грабли. Снова лизинг, снова потребность в дотировании… Вывезет ли город в этот раз?

ВЧЕРА

ПЕРВАЯ МАГДЕЕВСКАЯ АВТОБУСНАЯ РЕФОРМА

В первую автобусную реформу, запущенную с приходом Наиля Магдеева город закупил сразу 190 НЕФАЗов. И чем это закончилось – жители помнят.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

В 2015 году рынок автобусных перевозок в Челнах буквально перетрясли. Той весной исследованием пассажиропотока автограда занялся Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который выиграл конкурс. Они подготовили свои рекомендации и варианты по развитию транспортной системы с расчетом тенденций развития на 20 лет вперед. Город и сейчас руководствуется ими. Число маршрутов тогда сократилось с 21 до 19. Специалисты посчитали, что часть должна обслуживать большие автобусы, которые охватят основные проспекты города. При этом для того, чтобы хоть как-то «обуздать» перевозчиков, сократили их число. Предпринимателям пришлось объединяться в ООО.

В результате на рынке осталось два игрока. Это вновь созданное МУП «Электротранспорт», которое закупило большие НЕФАЗы через «КАМАЗ-Лизинг». Поначалу, как и «старший трамвайный брат», предприятие было под руководством Рашида Шамсудинова. Он забрал лот с наиболее крупными городскими маршрутами, которые, по условиям тендера, предусматривали перевозки на автобусах большой вместимости.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

Второй игрок – «сборная команда частников» – ООО «Пассажирские перевозки» (в состав вошли ИП Миннебаев, ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех», ООО «РЭЛСА» и другие). Им достались оставшиеся маршруты, которые обслуживались микроавтобусами. И если у «Электротранспорта» конкурентов не было, то «Пассажирским перевозкам» пришлось еще побиться в суде, отстаивая свою победу. Тогда проигравшая коалиция частников оспаривала результаты торгов – это предприниматели, объединившиеся в ООО «ЧелныАвтоТранс+», и Наталья Гарина. Но у них ничего не вышло. В итоге шесть маршрутов остались за МУПом (2, 3, 26, 10, 11, 21). Еще два лота с 13 маршрутами приняли на обслуживание частники.

Автобусы буквально высыпали на улицы города. Но музыка играла недолго. Реформа потерпела крах. Маршрутки и НЕФАЗы не ужились вместе. Резвые «газелисты» оттягивали пассажиропоток, вне часы пик большие автобусы возили воздух. К 2018-му половина НЕФАЗов уже не выходила на линию, причинами называли технические неисправности, ожидание ремонта, убыточность перевозок и отсутствие водителей. Параллельно «КАМАЗ» судился с городским предприятием из-за долгов по лизинговым платежам. Тогда гендиректор автогиганта Сергей Когогин довольно критично высказался о ситуации, заявив: «Администрация города показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки». Долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию к осени 2019 года превышали 700 млн рублей.

Попытка №3: как в Челнах кроят рынок пассажирских перевозок и причем тут «Горкоммунхоз»?

«Электротранспорт», действительно, дышал на ладан. Сменялись директора, сокращались маршруты с микроавтобусами, проходили новые конкурсы, власти просили денег у республики, но в итоге в феврале 2020 года безнадежно больному предприятию дали-таки умереть. На пресс-конференции в мэрии Челнов Илья Зуев объявил о решении, принятом мэром – вернуть «Лизинговой компании «КАМАЗ» все 190 больших газомоторных машин, которые власти с гордо поднятой головой в свое время выводили на проспекты. Формулировка была максимально сдержанная: «Автобусы возвращаются в связи с ранее достигнутой договоренностью между мэром города Наилем Магдеевым и генеральным директором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным». Стартовала долгая процедура банкротства.

Тогда «Пассажирские перевозки» заявили о готовности вывести 150 резервных микроавтобусов и охватить территории, которые обслуживало МУП «Электротранспорт». Позже прошли конкурсы, которые узаконили это решение. Компания под руководством Тятюшкина осталась единственным автобусным перевозчиком в Челнах. Он расширял парк, тестировал автобусы большой и средней вместимости – ульяновский SIMAZ, минские МАЗы и LOTOS челнинской компании «РариТЭК». В итоге закупили «газельки» нового поколения с доступной средой и несколько МАЗов.

Фото: nabchelny.ru
Фото: nabchelny.ru

К концу 2022 года стало известно, что Челны договорились с Москвой о передаче столичных б/у ЛиАЗов. Машины пришли. Но выходом из ситуации не стали. Сегодня часть из них колесит по городу, часть в полумертвом состоянии просто доживает свой век на территории «Горкоммунхоза» в поселке Элеваторная гора.

И вот, в 2021-м город снова решился купить большие автобусы. На остатки средств бюджета. Не 190 в лизинг, а 21 и заплатить сразу. Пришли новые рестайлинговые НЕФАЗы, которые катают сегодня пассажиров наряду с микроавтобусами и ЛиАЗами.

Сегодня челнинцы ждут новую партию машин и какую-то перспективу в сфере пассажирского транспорта в Челнах. Пока же транспортная проблема в остается в автограде самой явной.

Chelny-biz.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости