, 20 Мая
Новости
Подробно


«В мутной воде легче ловить рыбу»

17.01.2014, 16:58

Конкурс на осуществление пассажироперевозок в Набережных Челнах оказался на грани срыва: на днях Арбитражный суд РТ вынес решение в пользу одного из участников рынка, который оспаривал маршрут №27. Доводы, представленные истцом, в пух и прах разнесли конкурсную документацию, подготовленную исполкомом. Согласно материалам дела, решение по которому расписано на 20 страницах, исполком разыграл несуществующий маршрут. При этом было допущено нарушение закона «О конкуренции», хотя документ не раз был проверен сотрудниками ФАС, которые как раз и обеспечивают здоровую конкурентную среду. Впрочем, исполком с доводами не согласен, в городской администрации подготовили апелляционную жалобу.

Еще осенью 2013 года исполнительным комитетом Челнов был объявлен открытый конкурс по регулярному маршруту №27. Заказчиком выступала городская администрация.  Предметом конкурса являлось заключение договора на право осуществления пассажирских перевозок, с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации. 12 ноября того же года, согласно протоколу оценки, победителем была признана компания «Авантех». Недовольство выразил предприниматель Щелоков, который также заявлялся на маршрут, но проиграл. По мнению перевозчика, действия исполкома были противоречащими и нарушающими нормы действующего закона, а также нарушающими права и интересы самого бизнесмена. В связи с чем Евгений Щелоков и обратился в судебные органы. 


Из материалов дела следует, что исполкомом Челнов на конкурс был выставлен фактически не существующий, не обследованный и не утвержденный в установленном порядке маршрут. Дело в том, что в одном из документов маршрут №27 описывается следующим образом: рынок Южный – ул. Ахметшина – ул. Академика Королева – пр.Чулман – пр. – Х. Туфана – пр. Сююмбике – пр.Вахитова – ЗМА; обратное следование - ЗМА – пр.Вахитова – пр. Сююмбике – пр. Х. Туфана – пр. Чулман. – пр. Раскольникова. Общая протяженность маршрута составила22,8 км. В приложении же к постановлению, которым были утверждены муниципальные автобусные маршруты и на которые ссылается сам исполком в своих разъяснениях к конкурсной документации, утвержден похожий, но в значительной степени отличающийся от выставленного маршрута – рейс не проходит через проспект Мира и улицу Раскольникова. Предоставить суду какие-либо документы об утверждении нового маршрута исполком не сумел.

Более того, не были представлены суду ответчиком какие-либо доказательства того, что по маршруту №27 было проведено предварительное обследование дорожных условий, как того требует закон -  на предмет их соответствия требованиям безопасности движения. Тут же суд отметил, что исполком не проводил никакого исследования и пассажиропотока. То есть по сути необходимое количество транспортных единиц для данного маршрута было определено произвольно. По мнению суда, данный факт свидетельствует о субъективном подходе к конкурсу.

Под сомнение ставятся и критерии оценки участников конкурса. Так, суд обратил внимание на то, что за транспортное средство, которое находится у перевозчика в собственности, начисляется больше баллов, чем, например, за транспорт иного правообладания. То есть если автобус находится у бизнесмена в аренде, он получит меньшую оценку. Хотя правовая форма владения техникой никак не может повлиять на качество оказания транспортных услуг, посчитали в суде. Доводы ответчиков об обратном суд отклонил как несостоятельные.

Нововведение городских чиновников, которые планировали вернуть городу общественный транспорт большой вместимости, тоже попало под удар. Напомним, что максимальное количество баллов, согласно положению, начисляется за автобусы, которые рассчитаны более чем на 60 мест. Отметим, что многие перевозчики перешли на Ford, которые никак не рассчитаны на 60 пассажиров, поэтому их негодование вполне понятно. Ситуация с газомоторной техникой – аналогична. По мнению суда, предпочтение в пользу дизельных автобусов ставит участников рынка в неравное дискриминационное положение. Кстати, за каждое такое транспортное средство исполком начислял перевозчику дополнительно по 20 баллов.

И вот еще один факт, который ставит под угрозу срыва конкурс: исполком при вскрытии конвертов с заявками участников не оглашал, какие именно сведения и документы содержались там – не известно. Согласно федеральному закону №94, разместить информацию о проведении конкурса исполком должен был на официальном сайте www. zakupki.ru. Закон был нарушен, утверждает суд.


«ЕСЛИ НЕ УСТРАИВАЕТ - БОГА РАДИ, НЕ ВЫСТАВЛЯЙТЕСЬ»

Впрочем, на решение суда у исполкома нашлись свои ответы. В беседе с порталом предпринимателей начальник отдела транспорта Ильфат Исмагилов пояснил, что проводя конкурс, исполком руководствовался не федеральным законом, а республиканским.

- Решение суда ссылается на ФЗ №94, мы проводили конкурс согласно республиканскому закону №70. Почему? Потому что в федеральном законе предусмотрены финансы, любые коммерческие взаимоотношения между субъектами, а в законе №70 у нас денег нет. Мы не разыгрывали деньги и сумму контракта, мы разыгрывали маршрут, и там нет финансовой составляющей. Поэтому он и проводится согласно закону Татарстана.


Как отметил чиновник, признать недействительными конкурсы на все маршруты – невозможно, спорные лоты будут рассматриваться в судебном порядке.

- Мы обязаны обеспечить перевозку наших граждан. Мы в рамках муниципального образования должны предоставить челнинцам комфортные условия в любой отрасли, ради этого работаем. Разговоры о том, что маршрут не существует – не верные. Он существовал, на него есть документация, постановление, - продолжает Исмагилов, - Почему маршрут отличается? Он отличается от ранее существовавшего 207-го маршрута, мы изменили его техническое задание, согласно обращением граждан, значит так нужно жителям. Существует ошибочное мнение, что маршруты должны выстраиваться конкретно под перевозчика – нет! Перевозчик лишь оказывает услуги населению, а исполком со своей стороны хочет сделать максимально комфортными условия населения. Техническое задание формирует заказчик, если не устраивает - бога ради, не выставляйтесь.

Исмагилов вновь напомнил, что документацию не раз изучало управление ФАС, которое не обнаружило каких-либо нарушений, проверку провела и городская прокуратура.  

- Есть правила игры, есть единые правила поведения, а перевозчики создают хаос. В мутной воде ведь легче ловить рыбу.

Исмагилов озвучил твердую позицию исполкома Челнов: если апелляционная жалоба не будет удовлетворена, чиновники пойдут дальше - в суд кассационной инстанции.


«МЫ БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ДРУГИЕ МАРШРУТЫ»

Парадоксальности ситуации добавляет тот факт, что на этот раз сам Щелоков совместно с исполкомом стал ответчиком по другому исковому заявлению. В конце 2013 года предприниматель выиграл один из разыгрываемых маршрутов - №26. Оспорить решение конкурсной комиссии намерен ИП Слотин, который также планирует обратиться в суд.

- Если суд решит вопрос в пользу Слотина, мы, соответственно, расторгнем договор с исполкомом. Мы не роем друг другу ямы. Лично я считаю, что вся проблема в конкурсной документации, - говорит Евгений Щелоков. – Мы вынуждены участвовать в конкурсе, в том числе выставляться на другие маршруты, потому что при других обстоятельствах мы никак не можем осуществлять свою деятельность. В силу действующего законодательства, для того, чтобы перевозчики начали какую-либо деятельность в сфере перевозок, должны заключить договор с исполкомом. На сегодняшний день единственный способ — это сделать – участвовать в конкурсах. У нас есть подвижной состав, который простаивает, а мы теряем деньги. Мы были вынуждены претендовать на другие маршруты, хотя первоначально хотели работать на 27-м. По конкурсу на маршрут №26 у меня нет никаких претензий, посмотрим, какие доводы приведет Слотин.


В атограде уже разыграна половина маршрутов, в ближайшее время исполком Набережных Челнов намерен выставить на конкурс еще несколько лотов. Какова будет их судьба, покажет время.


Лилия Хамитова

Видео