Новости
Подробно


Экология vs экономика: кто кого в 2013-м?

04.01.2014, 14:18

2013 год впервые в истории России был объявлен Годом охраны окружающей среды. Но сказать, что для челнинца решение экологических проблем – новинка – нельзя. Набережные Челны – город, с населением, которое уже давно является активным пользователем велосипеда и палок для скандинавсхой ходьбы, в городе еще в 2012 году были установлены первые экопарковки и аппараты для приема ртутных ламп и батареек. Но и в 2013 году удалось отличиться. Вот только больше не ноу-хау, а громкими скандалами и масштабными госпрограммами.

 

Штраф – всему голова. Неожиданная отставка начальника Прикамского территориального управления Айрата Насыбуллина завершилась триумфальным, можно сказать, созданием новой структуры в исполкоме города. Как стало известно в июне 2013 года, власти города решили воссоздать в Набережных Челнах подразделение, аналог которого уверенно работает в Казани, а именно: административно-техническую инспекцию. Ее и возглавил бывший главный эколог.  

Сотрудники Административно-технической инспекции ведут контроль над рациональным использованием земли и курируют сферу благоустройства города. Стоит отметить, что новая структура, засучив рукава, начала исполнять порученные обязанности, а точнее на право и на лево раздавать штрафы, чем резко увеличила пополняемость городской казны. Чаще всего под удар попадают неправильно припаркованные машины, владельцы помещений, чьи стены «украшены» граффити или рекламными объявлениями (сюда же относится и прочее имущество, например, опоры освещения или светофорные столбы). Понятно, что понравилось новшество не всем. Начали возникать вопросы о законности данной структуры. Тогда в сентябре 2013 года структуру преобразовали в управление АТИ. В него вошли сотрудники первоначальной инспекции, а также земельного контроля. Всего 9 человек. Структура заметно «причесала» внешний облик города, вот только некоторые уже выразили мнение, что вовсе не порядок в городе, а порядок в городской казне стоит во главе угла АТИ.

- Сейчас наш инспектор может выполнять три функции: контроль за земельными ресурсами, за зелеными насаждениями и контроль за правилами благоустройства, - убеждает в эффективности глава управления, Айрат Насыбуллин. - Эффективность управления такова: если за 9 месяцев участковая полиция принесла в казну нашего города около 6 миллионов рублей, нам за 4,5 месяца удалось собрать 6,5 миллионов рублей в виде штрафных санкций. Эффективность налицо.


Первые ласточки экопарковок появились в конце 2012 года, но только в 2013-м они приобрели популярность. Экопарковка – своеобразная автостоянка с покрытием, которое состоит из земли и газонной решетки.

- Наши парковки озеленены на 90%, срок эксплуатации материала, из которого состоит конструкция – 45 лет, - рассказал порталу предпринимателей Василий Понкратов, председатель совета директоров ООО «ГлавСтрой».

На первых порах обустроить такими парковками планировали весь город, от идеи не спешат отказываться и сегодня, но чиновники уверены, что не экопарковкой единой решится вопрос.

Так, в сентябре 2013 года Ольга Никитина, главный архитектор Набережных Челнов, призвала застройщиков более ответственно подходить к вопросу строительства паркингов. Сегодня проблема нехватки машиномест входит в список наиболее актуальных в автограде.

- Добросовестные застройщики должны ответственно подходить к решению этой задачи, не руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, просчитывая перспективу степени комфортности челнинцев, в том числе и экологической безопасности, - сказала на «деловом понедельнике» Никитина.  

- Примером может служить работа ООО «ЖИК», выступающего заказчиком проектирования и строительства многоуровневых паркингов. А вот экопарковками «баловаться» не стоит, - прокомментировал Василь Шайхразиев. - В Набережных Челнах пять экопарковок, на них уже выросла трава, но с учетом мнений специалистов сегодня нужно сосредоточиться на строительстве паркингов для постоянного хранения машин.


Еще одна история, уходящая корнями в 2012-й – утилизация ртутных ламп, термометров и батареек.

- Такие отходы, относящиеся к первому классу опасности, нельзя выбрасывать где угодно, - объяснял начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов в апреле 2012 года. -  На предприятиях утилизация таких ламп налажена: их сдают в «КАМАЗэнерго». С населением такая система пока не была отработана. Мы на 1 млн. рублей закупаем 13 контейнеров - для сбора перегоревших ламп от населения. Оттуда в цех демеркуризации эти лампы будет вывозить «Челныкоммунхоз». Для населения эта услуга будет бесплатной. Демеркуризация одной лампы стоит 14 рублей. Эти расходы, предполагается, мы заложим в тариф «Челныкоммунхозу».

Ждать исполнения обещанного долго не пришлось. Контейнеры были установлены и челнинцы уже успели к ним привыкнуть. Все бы замечательно, но вот только большие ртутные лампы контейнер не принимает. По итогам 2013-го вопрос остается открытым.

Самым ярким и одновременно ужасающим для челнинцев стало известие о строительстве в Набережных Челнах мегасвалки. Согласно проекту ПЭК, мусор из 11 муниципальных районов (это фактически половина Татарстана) и из самих Челнов предполагалось утилизировать на одном полигоне. А расположить его в 2 км. от города, недалеко от старой городской свалки — возле села Тогаево. Причем под мусорный удар попадают не только собственно Челны. Неподалёку от свалки тоже живут или временно прибывают люди – там находится пять садовых обществ, на которых размещается 8 тыс. участков. Кроме того, рядом с полигоном находится небольшая река, которая потом впадает в Каму – в этом месте как раз расположен челнинский водозабор.

Челнинцам удалось поднять вопрос на обсуждение и не только в городе, но и в республике. Возможно это стало причиной того, что уже в июне власти города сказали проекту категоричное «НЕТ».

- В свое время Поволжская экологическая компания заявила, что хочет создать у нас межмуниципальный полигон, - сказал Василь Шайхразиев в июне 2013 года. - Мы вели продолжительные и сложные переговоры. Наверное, это хорошая бизнес-идея, но нас такой вариант не устраивает. Свалка, которую обслуживало  МУП «Челныкоммунхоз», исчерпала свои возможности и будет закрыта. Достигнута договоренность, и с 1 июня ПЭК будет работать совместно с нашим «Челныкоммунхозом». Поволжская экологическая компания снимает вопрос о строительстве полигона. Запланированные затраты перейдут на переработку челнинского мусора. Мы любим наш город, и сделаем все, чтобы здесь  было чисто, а значит - комфортно жить.


Василь Шайхразиев всерьез думает о популяризации трамвая, причем не только среди рядовых граждан, но и чиновников, а также топ-менеджмента предприятий города. В ближайшие годы мэр намерен изменить транспортную логистику Набережных Челнов. На реализацию идеи город просит открыть кредитную линию на несколько сотен млн. рублей. 

Между тем, в Татарстане полным ходом началась загрузка программы по переводу транспортных средств на газомоторное топливо. Перевод транспорта на природный газ позволяет сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, окиси углерода, непредельных углеводородов и окислов азота. 

 

При сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180-300 кг оксида углерода, 20-40 кг углеводородов, 25-45 кг окислов азота. А при использовании метана вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота – в 2 раза, по углеводородам – в 3 раза, по задымленности – в 9 раз, крое того, образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует вовсе. Программа рассчитана на перспективу 2013-2023 гг. и разделен на этапы: I – этап 2013 год. Здесь была разработана система господдержки и началась замена автотранспортных средств на ГМТ. Так только в Набережные Челны поступило 100 автобусов на метане, еще 43 единицы коммунальной и грузовой техники. Ожидаемый экологами эффект – снижение выбросов вредных веществ автотранспортом республики до 310 тыс. тонн в год.

Только вот незадача – количество транспорта увеличили, а заправляться ему негде. В Набережных Челнах, так же, как и в Нижнекамске, действует всего одна АГНКС, и это еще повезло – в некоторых районах до ближайшей заправки приходится ехать порядка 100 км. Решить проблему планируют на втором этапе программы (2014 -2018 гг.). Тогда в республике построят и введут в эксплуатацию 55 новых АГНКС. Также продолжат увеличивать количество транспорта на ГМТ. Что позволить снизить количество выбросов в республике до 280  тыс. тонн  в год. Где именно будет новая АГНКС в Набережных Челнах и будет ли она – не известно. Возможно, «Газпром» расконсервирует имеющуюся  заправку в промзоне.


Неожиданные траты владельцам автозаправочных комплексов принесла забота об экологии в октябре. Тогда власти республики поставили их в известность, что необходимо оборудовать АЗС системой рекуперации паров моторных топлив. По данным экологов, оснащение всех АЗС республики таким оборудованием обеспечит снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 11,6 %. Это позволит улучшить качество воздуха в селитебных зонах, расположенных вблизи заправочных станций. Стоимость оборудования составляет 1,5-2 миллиона рублей, еще полмиллиона потребуется на проектные работы и монтаж системы. Бизнесменам дали понять, что отказываться не стоит. Пока ноу-хау на стадии обсуждения. Стоит отметить, что далеко не всех предпринимателей вдохновила благая миссия, а некоторые попросили время на подбор различных вариантов оборудования.


То ли еще будет. Исходя из отчета о проделанной работе министра экологии и природных ресурсов Татарстана Артема Сидорова, впереди еще много изменений, остается надеяться, что все они будут не только бить по карману, но приносить реальную пользу окружающей среде.

- Ту планку, те наработки, которые были заложены в последние годы и закреплены в уходящем 2013 году, - отметил Министр экологии и природных ресурсов республики Татарстан Артем Сидоров. – Важно не только не растерять, но и приумножить, важно, чтобы наша работа получила дальнейшее продолжение. В Республике Татарстан все для этого есть – политическая воля, экономический потенциал, и самое главное - понимание и поддержка наших граждан.

С января 2014 года Министерству экологии и природных ресурсов Татарстана переданы полномочия по госуправлению системой обращения с отходами производства и потребления. В будущем году работа по созданию комплексной системы обращения с отходами будет являться приоритетной. Основной упор будет направлен на наведение порядка на полигонах ТБО, учет образования отходов на предприятиях, активизацию работы переработчиков отходов и на создание рынка вторичных ресурсов. 


Катерина Карцева 


Комментарии

Оставьте первый комментарий