Отставка главного архитектора Челнов Алмаса Идрисова, которого бурно критиковали и охотно провожали, плодов не принесла. Все, за что так винили варяга из Альметьевска, живет и процветает – в прямом смысле этого слова. Автоград ударными темпами превращается в «Мурзилку» (так выражались горожане пять лет назад, как только новый архитектор начал рисовать). Профессиональное сообщество все еще не может простить заданную колористику, от которой власти, судя по всему, уже не могут отказаться. «Это именно порча, а не композиционный прием», - градус недовольства не снижается. Или вот это: «Челнинскую архитектуру можно сравнить с дохлой лошадью. С нее уже пора слезать».
Chelny-biz.ru проехал по адресам, где сейчас вовсю рисуют фасады, и убедился: перемен не видать.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
В этом году в программу капитального ремонта в Челнах вошло 150 многоквартирных домов. В 46 из них предусмотрен ремонт фасада. Работы идут ударными темпами, и некоторые из объектов к лету уже успели нарядиться по-идрисовски.
Алмаса Идрисова назначили в январе 2015-го. Именно с его приходом автоград неожиданно стал меняться в цвете. Уже летом того же года в Челнах появились первые «произведения» нового архитектора. Профессиональное сообщество тут же выразило Идрисову недоверие, и все остальные годы тот только и успевал отбиваться. Варяг в защиту ссылался даже на птиц («этой радостной природной колористике радуются птицы!») и сравнивал белый город с гусями («если бы все было белым, мы бы их не заметили»).
Ушел Идрисов спустя 3,5, года, но уже заметно наследив. Сейчас за внешний вид города отвечает Малика Шамсиева – она занимает должность заместителя начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития. Пришла в исполком будучи архитектором с опытом - принимала участие в разработке целого ряда городских проектов, в том числе жилых комплексов. Но с момента назначения в администрацию чиновница ни разу не появилась на публике с проектом об архитектурном развитии города. Наблюдатели ждали нового сезона капремонта с надеждой в душе. Ничего не изменилось.
ЧТО ДУМАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Архитекторы выступали с критикой неоднократно – с момента как Идрисов впервые махнул кистью в Челнах. Но что удивительно, спустя годы градус недовольства так и не снизился.
Равиль Сафиуллин, архитектор, совладелец компании «КМТ Проектный отдел»:
- Челнинскую архитектуру можно сравнить с дохлой лошадью. С нее уже пора слезать. Долго ее обсуждаем, а там уже нечего ловить. У меня поменялось отношение и к профессии, и к городской архитектуре. Я уже успокоился.
У нас не обсуждается градостроительная политика, архитектурная стратегия. Ее нет. Как и нет запроса на нее. Нет запроса у жителей, застройщики не консультируются с местным сообществом. А местное профессиональное сообщество, так скажем, изжило себя. Поэтому такое выжженное поле. Я так вижу эту ситуацию. Здесь, если нет политической воли и архитектурных амбиций у руководства города, то что-то делать и обсуждать бесполезно.
Я считаю, что ответственность за порчу фасадов лежит на администрации города. На мой взгляд, это именно порча, а не композиционный прием. Несмотря на то, что со всех утюгов мы слышим шквал критики про эти дикие цвета и раскраску, исполком продолжает это направление.
Я думаю, что у власти нет амбиций и цели сделать или поддерживать архитектурный облик города. Задача для них не первостепенная, и все идет по принципу «пусть как-нибудь само образовывается». Но это удел больших городов, об этом задумываются администрации городов-региональных центров, столиц - о том, как все будет выглядеть. У нашего другие цели и задачи, к сожалению. Но такой подход не соответствует статусу города.
Тот же Нижнекамск по архитектурным и градостроительным решениям обогнал Набережные Челны. Альметьевск в этом же списке. Это факт. Почему? Потому что у глав этих городов есть такие задачи. Они считают, что это важно. У нас нет такой цели.
Наталья Майорова, дизайнер, директор компании «Стильный дом»:
– Задает тон все-таки руководство города. Есть предложение, его согласуют и принимаются за работу. С уходом архитектора, видимо, другого предложения, другой концепции для реставрации домов, не поступило.
С каждым жителем согласовывать, как дом раскрасить, это смешно. Потому что даже в одном дворе будут абсолютно разные мнения. Этим должны заниматься специальные люди. Если бы в Европе каждый делал все, что захочет, то она выглядела бы весьма печально. Там есть регламенты по цвету кровли, по высоте домов. Это все жестко регламентируется и в целом все достаточно красиво. Я понимаю, что там тоже есть новые застройки, но рассматриваются они в общей концепции.
Стоит учесть и точечную застройку, которая не совсем попадает в тему или оказывается другой стилистики - получаются разношерстные объекты. Должна быть разработана целостная концепция всего города, когда она будет, тогда и сформируется облик более эстетичный.
Вопрос даже не в том, что это какие-то квадратики некрасивые, есть действительно непонятные – окошечко в окошечке, три полосочки. Хотя встречаются дома неплохие, цвета достаточно интересные, сложные, непростые. Но в большинстве случаев это либо какие-то яркие «вырви глаз», либо очень грязные – коричневые, желто-горчичные. Я не думаю, что от этого дом становится красивее. Печально в данном случае, что, когда мне показывали эскизы, они не учитывали те балконы, те материалы, которые есть сегодня. Я им показывала целую презентацию, как делают реконструкцию в Германии. Понятно, что у нас финансовая составляющая немножко другая, нежели в Германии, но, наверное, архитекторы видят новые тенденции, материалы, которые можно использовать и делать объекты более привлекательными.
Я честно говоря, вообще не понимаю, как происходит сама реконструкция. Вот возьмем, к примеру, абсолютно одинаковые дома. Например, в 28-м комплексе. Это девятиэтажки с «московскими» планировками – самые старые. Там их отштукатурили полностью. В том же 11-м комплексе, где у меня родители живут - какой-то кошмар. Мало того, что плитки, которые выпали, просто зашпаклевали, остальное взяли цветными красками закрасили – страшно до невозможности. Дом просто стал вообще… Ну я даже не знаю, как помягче сказать.
Материалы используют нефункциональные, непрактичные. Например, я даже сфотографировала: выходишь из подъезда, там и перегородка, а за ней мусорная камера. Вот эту перегородку просто отштукатурили. На сегодняшний день все углы там сбитые, кусками отколоты, а прошел всего-то год или два. По какому принципу все это делается, я не понимаю. Для того, чтобы освоить деньги? Нет вообще понимания, как правильно использовать материалы, чтобы результат сохранился на долгие годы. Но с кого мы будем спрашивать? Есть какая-то гарантия на эти ремонтные работы?
Потом входные двери не меняются. Страшные, железные двери, покрашенные краской. Я была на выставке в Москве, там компания выставляла свои двери, которые специально изготавливают для старого фонда. Те же новые дома строятся – хорошая входная группа. Почему они решили, что старый дом не хочет жить в красивом подъезде и с красивой входной группой.
Ольга Корлыханова, дизайнер интерьера:
– Мне очень нравятся новые районы: как строит «Талан», «Евростиль». Оформление их домов достаточно интересное, современное, как будто в Европе. Что касаемо старого фонда, я не против ярких красок, но считаю, что необходим общий стиль города с основными цветовыми решениями. Это должны быть нейтральные цвета – белый, серый, бежевые оттенки, а разбавлять можно яркими, но разделяя по районам. Какой-то пусть будет зеленым, другой оранжевый. Эти краски можно сочетать в деталях, например, в скамейках. Мне нравится, как у нас оформляют сейчас парки, набережные, центральную площадь. Используются современные материалы – металл, дерево, стеклянные элементы, освещение светодиодами...
На самом деле город преображается. Но общий стиль хотелось бы видеть единым - все дома должны быть, как один ансамбль. Можно в принципе не раскрашивать фасады, а использовать другие материалы: цветной кирпич, композит, оформлять росписями, но более современными. В европейских странах активно используют граффити. И Челнам можно пригласить молодых художников и внести более современный стиль.
ЧТО ГОВОРИТ ВЛАСТЬ
Власти города уверяют, что раскраску выбирают жильцы. До начала работ утверждается паспорт фасада, который согласовывается со старшими по домам. В отдельных случаях якобы даже проводится собрание собственников жилья. Идрисов, мол, здесь точно ни при чем. И теперь Шамсиева ни при чем.
Вот что говорил мэр ровно два года назад:
– Можно спорить – нравится, не нравится. Но собирают жильцов и определяют, какой фасад должен быть, какого цвета. Не архитектор определяет. Кто-то не понимает этого алгоритма. Эскиз, обсуждение, старшие по домам есть, ТОСы есть. Архитектор может предложить. Чтобы потом вопросов не было: «Почему там ребенка нарисовали?». Кому-то ребенок не нравится, кому-то КАМАЗ не нравится. Пусть соберутся и определяют, кому что нравится, какой должен быть фасад, входные группы. Голос жителей должен быть главным в этом вопросе. Но эта серость тоже надоела. Этот серый камень почему-то называют белым, но бетон-то – он никогда не был белым. Есть современные материалы, есть определенные требования сегодняшнего дня. Что было вчера – то было вчера. Прошлое нужно помнить, но жить только прошлым, когда и так все серо… Нужно посмотреть вместе с архитекторами с учетом желаний жителей. Большая часть средств на капремонт – это средства собственников.
А вас спросили, как раскрасить дом?
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, business-gazeta.ru, nabchelny.ru, открытые источники
Пффы
Vasy
Иятоженепонимаю
ЯДИЗИГНЕР
Сергей
Марат
Альбина
Европа это вам не Раша
Айрат
Ромка Белоусов
Challenger
Александр
Дмитрий
ЯПРОТИВ
Лили
Наталья Я
Айдар
Ильхам
Житель
Гуля
Дмитрий
Батыргул (Батыр)
Ильшат
Челнинец
Горожанин