Новости
Подробно

«Планы есть, отказываться никто не собирается. Нам понадобится время…»

07.01.2021, 08:00

Не без потерь прошел 2020 года для Набережных Челнов. Он был омрачен банкротством одного из старейших строительных предприятий Челнов «КамгэсЗЯБ» и провалом транспортной реформы, за которым последовало банкротство совсем молодого МУП «Электротранспорт». Ряд важных и востребованных проектов властям пришлось временно заморозить, перенести или сократить из-за «коронакризиса». Chelny-biz.ru вспоминает о самых крупных потерях года и обещаниях, которые пришлось отложить до лучших времен. Не чтобы выставить на обозрение неудачи, а чтобы не забывать.

ПРОЩАНИЕ С НЕФАЗАМИ

Потерю больших автобусов, пожалуй, можно назвать главным провалом года. С нее стартовал 2020-й и попыткой решить ее завершается. 2 февраля в Челнах прогремела новость – с улиц Челнов уйдут 190 больших автобусов, к которым пассажиры только-только привыкли. Их «в связи с достигнутой договоренностью» вернули «КАМАЗу» – Арбитраж утвердил мировое соглашение. Таким стал итог долгих судебных разбирательств после неудавшихся попыток властей найти компромисс или деньги, чтобы оплатить долги. Выручать город пришлось «Пассажирским перевозкам» Николая Тятюшкина, частники вывели на маршруты дополнительную технику.

PHOTO1#

Уже через несколько дней первый замруководителя исполкома Илья Зуев заявил, что у города в разработке несколько вариантов, как вернуть на городские маршруты автобусы большой вместимости.

– Планы есть, отказываться от идеи больших автобусов в нашем городе никто не собирается, поэтому из-за этого переживать не нужно, – сказал руководитель. – Нам понадобится некоторое время, и пока мы решаем этот вопрос, придется пользоваться автобусами малой вместимости.

Планам, однако, не было суждено сбыться. Грянула «корона», упал пассажиропоток, продуманная схема «полетела», и город взял долгую паузу.

– Бизнес-план, который верстался на февраль, приказал долго жить. Окупаемость проекта была четыре–пять лет. Сегодня окупаемость никакая. В такое время пока ни один банк, ни один инвестор за реализацию этого проекта не берется. Пока отложим этот проект. Мы на нем крест не ставим, – говорил в мае мэр города Наиль Магдеев.

PHOTO2#

2020 год завершился выпуском на маршруты пяти МАЗов и новостями о поступлении в Челны 40 больших автобусов ЛиАЗ из Москвы, которые достались Челнам бесплатно.  

– Мы достигли договоренностей с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. В ближайшее время автобусы пройдут технический осмотр и в первом квартале 2021 года выйдут на линии, – обещал градоначальник.

ЗАКАТ «КАМГЭСЗЯБ»

Утратой года для автограда стало старейшее предприятие в строительной отрасли – «КамгэсЗЯБ», чьим именем горожане называют одну из частей Набережных Челнов. Предприятие лихорадило уже не первый год, но точка была поставлена в этом. В последний день ноября завод прекратил выпуск продукции. Этому предшествовало отключение тепла в связи с долгами перед газовиками. В последние недели люди работали в жутком холоде, без воды и канализации, не желая писать заявление «по собственному».

– Они (руководство завода – ред.) все делали по плану. За лето специально накопили долги за газ, чтобы к отопительному сезону отключить, чтобы не было денег платить, – рассказывала председатель профкома завода Ирина Крюкова. – Тепла нет, пара нет, люди не могут работать, не могут выпускать продукцию. Все встало, все люди простыли, весь завод болеет.

PHOTO3#

Ситуация на заводе обострилась еще весной, когда работники, получив уведомления о предстоящем увольнении (им сообщили, что с 1 июля предприятие останавливает работу), вышли на улицу с плакатами. Они призывали власти спасти «КамгэсЗЯБ». Тогда вмешалась прокуратура, и руководство завода отменило приказ о массовом сокращении. Власти города и республики подключились к решению проблемы. Сообщалось, что для предприятия формируется пакет заказов на лето, а затем и на осень. Но надежды сотрудников не оправдались.

Тем временем суд рассматривал дело о банкротстве – 13 февраля в отношении ЗЯБ было введено наблюдение. Все это время в Арбитраж поступали заявления компаний о включении в реестр требований кредиторов. 2 декабря компанию признали банкротом.

СРАЖЕНИЕ С АЛКОМАРКЕТАМИ

Набережным Челнам не удалось доказать Госсовету РТ необходимость закрытия алкомаркетов – головной боли горожан. Законопроект депутата от автограда Ильдара Шамилова, заместителя гендиректора «КАМАЗа» по безопасности, провалился. Парламентарии наотрез отказались от тотального запрета на продажу алкоголя в жилых домах.

PHOTO4#

Шамилов заявлял, что полумеры в виде ограничения площади залов обслуживания в «наливайках» и запрет на входы в алкомаркеты со двора не помогут решить проблему алкоголизации населения. В качестве аргумента депутат приводил жалобы избирателей своего округа. Поддержали коллегу только 16 депутатов. Вероятно, в большинстве это были челнинцы. Парламентарии из других городов оказались далеки от ситуации в автограде.

– Вы ссылаетесь на наказы ваших избирателей. Я, честно говоря, ни разу не увидел ни одного нарекания ни от одного жилого дома именно к магазинам, – возразил бывший глава Зеленодольска Александр Тыгин. – На мой взгляд, население наоборот имеет высокую потребность в них. Сейчас мы начнем запугивать бизнес, который туда вложился. Вы предлагаете им выйти из домов, купить землю, построить магазин…

Сражение в итоге было проиграно, но война с алкомагазинами продолжится. Парламент запланировал собрать рабочую группу, провести социсследование, предложить главам городов высказать свою позицию. Если коротко, то это значит, что в ближайшие годы изменений ждать не стоит.

PHOTO5#

РАСТЯНУТЫЙ «НАШ ДВОР»

В Набережных Челнах в 2020 году, как и по всему Татарстану, сократили количество объектов, которые планировалось отремонтировать в рамках программы «Наш двор». Ее растянули на пять лет вместо планируемых трех, и провели перераспределение. В апреле руководитель пресс-службы президента Лилия Галимова сообщила, что срок реализации программы продлили до 2024 года.

«Программа «Наш двор» будет реализована в полном объеме. Количество дворов и набор работ останется прежним. Изменения коснутся только периода программы, – отметила Галимова. –Решение о расширении сроков программы с трех до пяти лет объясняется неопределенной ситуацией в экономике, в которой оказалась вся страна».

Изначально звучало, что в Набережных Челнах за три года благоустроят 638 территорий, из них более 230 – в 2020-м. В итоге…

– План на 2020 год – 131 двор, он утвержден президентом Республики Татарстан и меняться не будет, – говорил первый зам сити-менеджера Илья Зуев в сентябре, когда подрядчики работали в 102 дворах, а выполнение составляло 51%. – Мы перемещаемся от двора ко двору, ежедневно заходим в новые. Одномоментно начать работы на 131 объекте невозможно. Столько дорожных организаций в принципе нет. У нас есть план, есть сроки, мы на них ориентируемся и сделаем максимум, чтобы их соблюсти. Есть определенные сложности. Программа беспрецедентная, никто до этого не реализовывал работы такого масштаба в стране. Сложности возникают из-за большого объема. Но есть четкий план, есть понимание, как провести эти работы.

PHOTO6#

Тогда же Зуев добавил, что финансирование оказалось несколько меньше, чем ожидал город.

Тем временем, в Челнах начали появляться жалобы на первые результаты «дворовых» работ. Недочеты обещали исправить в следующем году.  

ПЕРВЫЙ ГОД БЕЗ НОВОЙ ШКОЛЫ

2020-й год стал первым за последние пять лет, когда в Набережных Челнах к 1 сентября не открылись двери новой школы. Хотя в конце прошлого года звучали планы на строительство второй школы в Замелекесье. Более того, в 2021 году стройку обещали в 63-м микрорайоне.

Напомним, что с 2016 года в Челнах ежегодно сдавали по школе. Первой была СОШ №30 в 37-м микрорайоне. В 2017-м открылась мегашкола №41 в соседнем 36-м комплексе. В 2018-м была сдана построенная по такому же проекту СОШ №39 в 21-м комплексе Замелекесья, а в 2019-м – мегашкола №42 в 65-м комплексе микрорайона Яшьлек.

Буквально перед Новым годом мэр города Наиль Магдеев заявил, что стройке быть и город «нагонит» заданный темп. В 2021-м в Челнах задались целью сдать сразу две школы. Это объект по проекту «Адымнар», который курирует первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, и обещанная школа в Замелекесье.

PHOTO7#

– К 1 сентября 2021 года будет построена и сдана в эксплуатацию новая школа в микрорайоне Замелекесье. Таким образом, к этому времени в городе Набережные Челны распахнут двери не одна, а две новые школы на 1224 места. В ходе рабочего визита в октябре к президенту Татарстана мы этот вопрос обсуждали. Буквально недавно Рустамом Нургалиевичем Миннихановым было принято решение о начале строительства второй школы в Замелекесье. Этот район активно строится. Сегодня в школе №39 на 1224 места, которая появилась три года тому назад, обучаются 2400 детей. Поэтому строительство новой школы – это хорошая история, – заметил мэр.

В 39-й школе в первые классы уже записано 320 детей, ожидается еще порядка 200. Таким образом, она набрала бы к 1 сентября 2021 года порядка 2900 учеников, а это означало бы третью смену.

PHOTO8#

ЗАМОРОЖЕННЫЕ ДОРОГИ

В этом году в Челнах планировали продолжить подготовительные работы по строительству продолжения Московского проспекта. И «если получится», даже начать масштабную стройку в Орловском поле. Для этого надо было демонтировать выкупленные у хозяев частные дома и подготовить территорию. Предстояло также решить вопрос с владельцами дачных участков, которые оказались на пути новой дороги с ее противоположного конца, в поселке ЗЯБ. Однако вопрос практически не сдвинулся с места за этот «коронакризисный» год.

– Есть необходимость построить мост. В 2020, наверное, не получится, в 2021 приступим. Чтобы в течение, по крайней мере, года-двух лет сделать так, чтобы продолжение Московского проспекта было, – анонсировал Магдеев на одной из встреч с жителями в феврале 2020-го.

Кстати, тогда же он сообщил о запланированном строительстве двух развязок второго уровня – на пересечении Старосармановской улицы и первой автодороги, а также на Орловском кольце. Стоимость каждой оценена в 2 млрд рублей. Эти проекты тоже пока пришлось отсрочить.  

Что касается Московского – сейчас город ищет финансирование, чтобы начать работы по первому этапу. Протяженность новой дороги составит 1,5 км, в том числе железобетонный мост через реку Челна протяженностью 100 м. Общая стоимость проекта – 1,2 млрд рублей. Исполком совместно с Минстроем РТ работает над его включением в федеральную программу «Стимул» на 2021 год.

PHOTO9#

Параллельно исполком разрабатывает второй этап продолжения Московского проспекта. Власти решают, как подвести его к улице ХадиТакташа в поселке ЗЯБ – «подбирается оптимальный вариант».

Вместе с тем, в Челнах пока заморозили проект подземного перехода в районе остановки «Пединститут» – нет денег.

Chelny-biz.ru

Фото: Chelny-biz.ru, mger.ru, Вести КАМАЗа, nabchelny.ru, Реальное время

Комментарии

Оставьте первый комментарий