16 человек с начала года потеряли Набережные Челны в результате ДТП – уже на семь больше, чем в минувшем году. Автоград, получая миллиардные транши по нацпроекту, с такой плачевной статистикой тянет республику и личный рейтинг главы региона вниз. Добавляют масла в огонь резонансные аварии, в том числе с пассажирским транспортом, и скандальные случаи с бесправными водителями маршруток. Все это стало поводом для визита в Челны главного госавтоинспектора Татарстана Ленара Габдурахманова. Всерьез досталось Николаю Тятюшкину, владельцу «Пассажирских перевозок»: глава ГИБДД обещал отправить к нему внеплановую проверку. А исполкому припомнил один из самых аварийных участков города – перекресток Сююмбике – Дружбы народов: мол, сказали освещение улучшить, а вы плечами пожимаете, что денег нет. «Факт остается фактом, - констатировал Габдурахманов, – количество погибших в Челнах огромное!»
«Я ОБРАЩУСЬ К ИСПОЛНЯЮЩЕМУ ОБЯЗАННОСТИ ПРОКУРОРА ГОРОДА, НАПИШУ БУМАГУ О ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ»
Набережные Челны оказались в аутсайдерах по смертельной статистике ГИБДД – здесь самый большой прирост по погибшим в ДТП. За неполный год автоград потерял 16 человек в 15-ти авариях (семь столкновений, пять наездов на пешеходов, опрокидывания, наезд на велосипедиста, на препятствие и на стоящее транспортное средство). Разбираться в проблеме приехал глава республиканской ГИБДД Ленар Габдурахманов. Плохая дорожная ситуация в Челнах влияет на рейтинг Татарстана, отметил он на внеочередной комиссии, которая прошла в мэрии города.
– К сожалению, город Набережные Челны имеет самый большой рост по погибшим среди всей республики, он составляет семь человек. В целом по Татарстану из 45 районов только 10 не выполняют цели нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 16-ти зафиксирован рост числа погибших. И Челны, при всей инфраструктуре и проделанной работе, попадают в этот список, – заметил Габдурахманов. – Здесь мы не добавляем в общую копилку положительных результатов, а, напротив, из нее забираем.
Как доложил главный госавтоинспектор Набережных Челнов Радий Кадиков, за 10 месяцев 2020 года в автограде произошло 404 ДТП с пострадавшими, при которых 16 человек погибли и 489 получили ранения различной степени тяжести. Прогнозный показатель федеральной целевой программы выполнен, он предусматривал 19 смертей. А вот расчетный целевой показатель проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – нет. Прогноз был – не более 11 смертей.
Отдельно Кадиков остановился на пассажирских перевозках. Количество ДТП с участием общественного транспорта выросло на 17%, раненых – на 50%. Совершено 20 ДТП, при которых 30 человек получили ранения разной степени тяжести.
– В погоне за выручкой водители грубо нарушают ПДД, не думая о безопасности людей. Проблема частных перевозок есть, была и остается. Но, как отмечают жители, малогабаритные автобусы являются очень маневренными, динамичными, потенциально опасными по сравнению с автобусами, которые у нас до этого курсировали. В этом году тема стала наиболее актуальной. Я вижу, что администрация принимает меры, думаю, что до конца года эту проблему с большими автобусами мы совместно должны решить, – заявил Кадиков.
Ленар Габдурахманов, свою очередь, распорядился организовать проверку в «Пассажирских перевозках». Он припомнил скандальные случаи с водителем, лишенным прав и с поддельными документами.
– После этих нарушений мы пробили абсолютно всех водителей, 100%, через Портал госуслуг, – заверил глава предприятия Николай Тятюшкин.
– Мы еще в декабре того года говорили о том, чтобы руководители предприятий совместно с ГИБДД отрабатывали все списки. Мы, получается, дожидались этих случаев и только сейчас это начали делать что ли? – возмутился Габдурахманов. – Я сейчас не поднимаю вопрос об отсутствии больших автобусов, мы ситуацию прекрасно понимаем. Мы сейчас поднимаем вопрос о том, чтобы перевозить пассажиров существующим автопарком так, чтобы это было безопасно, – отрезал начальник. – Если бы этот «лишенник» попал в ДТП, и кто-нибудь угробил бы, вопросов было бы гораздо больше. Я обращусь к исполняющему обязанности прокурора города, напишем бумагу о проведении внеплановой проверки. Заодно посмотрим, какая ситуация по отработке документов. Здесь уже нарушение не только со стороны водителей. Проверка покажет, но наши материалы говорят о том, что усматриваются признаки правонарушения и со стороны руководителя предприятия.
Глава ГИБДД Татарстана также обратил внимание на установку видеорегистраторов в салонах автобусов.
– На 100% оборудованы регистраторами, но производства Made In China, – рассказал Тятюшкин. – Сейчас мы их убираем и уже закупили двухсторонние регистраторы, которые сохраняют запись 30 дней. Мы уже ими пользуемся. Все будут оснащены ими. Сейчас у нас просто задержка произошла из-за того, что мы устанавливаем кассовые аппараты.
«К СОЖАЛЕНИЮ, ПОЛУЧАЕТСЯ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ: МЫ НАЧИНАЕМ ПРЕДПРИНИМАТЬ МЕРЫ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧТО-ТО УЖЕ ПРОИЗОШЛО»
Начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков доложил, какая работа ведется в Челнах – о ремонте дорог, установке знаков, «лежачих полицейских», ограждений, светофоров, разметке и т.п. На дорожную инфраструктуру город потратил в 2020 году 2 млрд 180 млн. На мероприятия по повышению безопасности – 374 млн. Он подробно разобрал каждое из 15-ти смертельных ДТП.
– По всем случаям исполнительный комитет рассматривает участки с выездом на место и при необходимости устанавливаются необходимые знаки или ИДН. Но в основном это перекрестки, которые уже оборудованы всем необходимым, здесь только человеческий фактор, люди сами нарушают ПДД, – констатировал чиновник.
Габдурахманов признал, что в Челнах ведется большая работа – появляются знаки, светофоры, меняются конструктивные особенности, проекты. Но этого недостаточно. Так, менять организацию дорожного движения необходимо на пересечении проспектов Мира, Дружбы Народов и Сююмбике, заявил он.
– То, что там сейчас происходит, не лезет ни в какие ворота. И статистика ДТП об этом говорит. Вы же прекрасно знаете это место! Я, к сожалению, не так часто бываю в Челнах, но если бы я попал на этот перекресток, он, наверное, вызвал бы у меня некое замешательство. В какой-то момент там оказываешься практически на полосе встречного движения. Я думаю, что предложения по изменению организации движения, которые мы сегодня посмотрели, и которые мы одобряем, уместны и позволят в дальнейшем избежать жертв, – заметил Габдурахманов. – Вы проанализировали все 15 ДТП с 16-ю погибшими. Но сложилось ощущение, что в целом-то мы вроде все, что могли, сделали для того, чтобы они не произошли. У нас, к сожалению, получается такая ситуация: мы начинаем предпринимать меры только после того, как что-то уже произошло. Мы про эти искусственные неровности, например, говорили еще в том году, чтобы стараться на таких тяжелых, узких местах делать до того, как происходят какие-то трагедии. Вам, как специалистам на местах, совместно с ГАИ надо чаще делать объезды, чтобы понимать, где могут возникнуть такие места. Понятно, что мы все предвидеть не можем. Понятно, что по тем 27 местам, которые мы определили, мы вроде провели работы. Но факт остается фактом. Количество погибших в Челнах огромное!
Габдурахманов заметил Салахову, что исполкому было выдано предписание об устройстве освещения на аварийном участке, в ответ чиновники заявили об отсутствии финансирования. Но к вопросу необходимо вернуться и, наконец, решить его. Кроме того, есть случаи ДТП с погибшими в местах, где не были установлены знаки приоритета. После этого знаки появились на шести перекрестках, и ДТП там уже не повторялись. В частности, были примеры в промзоне.
– Она же не вчера, эта промзона, возникла. Вы все прекрасно знаете, какая там ситуация. Люди ездят так, как им сердце подсказывает. И как только дело дошло до ДТП, мы там сразу получили погибшего. Мы же могли раньше понять, что там может сложиться такая ситуация, а не только после ДТП. В данном случае, я считаю, этой трагедии можно было избежать при нормальном подходе, – попенял городским властям Габдурахманов.
«ЛАДНО БЫ ТОЛЬКО ПИЛИ, НО У НАС, К СОЖАЛЕНИЮ, И НАРКОМАНЫ ЗА РУЛЕМ АВТОБУСОВ ПОПАДАЮТСЯ»
Ильнур Газизов, инженер по безопасности дорожного движения ООО «Пассажирские перевозки», рассказал о мероприятиях компании. На предприятии работает более 600 человек, автобусный парк –330 машин. Автобусы старше восьми лет на маршруты не допускаются. 30% машин – 2018–2020 годов выпуска. В этом году было закуплено пять автобусов с доступной средой – средней и малой вместимости, доложил спикер. Он рассказал о контроле техобслуживания, инструктаже водителей, установке новых регистраторов (их пока 33), проведении комиссий и доложил о работе по последним резонансным случаям.
– На руководителей колонн, механиков и медиков были наложены штрафы. Все водители под роспись проинструктированы о соблюдении правил проезда перекрестков. После двух скандальных случаев с правами проверка водителей через сайт ГИБДД проводится каждые 10 дней, – отчитался Газизов.
Необходимы мероприятия по повышению квалификации водителей, но из-за пандемии и ограничений, которые привели к падению пассажиропотока, денег на это нет, констатировал он. Ассоциация «Логистика и автоперевозки Татарстана», куда входит челнинское предприятие, подала в Минтранс РТ заявку на выделение средств на обучение.
Фарид Салахов заметил, что пока перевозчик ждет субсидию от Минтранса на обучение водителей, он мог бы и сам начать работу в этом направлении.
– Обучение одного водителя – это порядка пяти тысяч, у нас их около 500. То есть нужны колоссальные средства, – возразил Тятюшкин.
– Часть можно начать, никто не говорит, что надо сразу всех 500 отправить учиться. Постепенно. Это люди, которые возят пассажиров, и такие мероприятия, я думаю, надо проводить в первую очередь. При проверке даже человек с 40-летним стажем показывает знания на достаточно низком уровне. И что касается регистраторов – вы за полгода купили 33 на 320 автобусов? Это что за динамика? – возмутился Салахов и услышал в ответ, что один регистратор стоит 27 тыс. рублей, работа по их закупке продолжается.
Габдурахманов попросил обратить внимание на предрейсовые медосмотры. Возможно, проверять два–три раза, чтобы исключить возможность выхода на линию нетрезвого водителя.
– Посмотрите, когда эти люди прошли освидетельствование, какие у них были показатели, – попросил он Кадикова и Тятюшкина. – Если где-то не срабатывает система, то надо обратить на это внимание. Если мы даже с помощью алкотестера не можем выявить алкогольное опьянение… Ладно бы только пили, но у нас, к сожалению, и наркоманы за рулем автобусов попадаются. Это должен медик смотреть. Возможно, если человек вызывает подозрение, стоит ХТИ делать. Я понимаю, что это стоит денег, но это не все 500 водителей, это могут быть два–три человека. Обратите внимание и на эту категорию, чтобы мы потом не разбирались, как у нас наркоман за руль попал.
Габдурахманов поинтересовался также, кто просматривает регистраторы, и какое количество нарушений выявляется. То есть сколько нарушений выявили среди своих же сами сотрудники предприятия. Это очень эффективная мера, заверил руководитель, и поделился, что так же инспекция контролирует и своих сотрудников.
– Если сами водители будут знать, что за ними ведется постоянный контроль, это положительно скажется на безопасности дорожного движения. Здесь все меры хороши. Водители должны понимать, что их контролируют со всех сторон, – посоветовал Габдурахманов. – Чем больше автобусы перевезут, тем больше заработает перевозчик – сегодня ситуация такая, и, безусловно, она создает аварийность. Пассажир, который сел в автобус, должен быть уверен, что его нормально довезут до того места, куда он собирается. Он не должен играть в лотерею – доедет или не доедет.
Николай Тятюшкин рассказал, что сам контролирует водителей, выезжает на дороги города и ловит нарушителей. Их штрафуют, сокращая премии, причем в пользу других, аккуратных водителей. Габдурахманов заметил, что если нарушение выявлено, это не внутренняя кухня предприятия, это уже состав административного правонарушения и человек должен быть привлечен к ответственности. А регистратор поможет выявить всевозможные нарушения без выезда на место.
– Разговор по телефону уже превратился в бич какой-то! – привел госавтоинспектор пример одного из частых нарушений. – Кого ни посмотришь, все или разговаривают, или сообщение пишут. А прямые эфиры во всевозможных мессенджерах – это вообще фишка!
«НАДО ПРОВОДИТЬ КОМИССИИ НЕ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ, А ЧТОБЫ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ДТП»
Выслушав всех докладчиков, Ленар Габдурахманов вышел к трибуне сам. Он отметил, что Татарстан в целом демонстрирует хорошую динамику по всем показателям. Число погибших на 100 тыс. населения в республике – 6,7. Это лучший результат в ПФО и девятый в целом по стране. Но Челны подводят Татарстан. Целевые индикаторы ФЦП не превышены, но уже не достигнут годовой целевой показатель программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», как доложил Радий Кадиков.
Основные виды ДТП в Челнах – столкновение и наезд на пешехода, в них погибли 12 человек из 16-ти. Количество столкновений в автограде, отметил спикер, составляет 12,5% от всех по республике, а число погибших в них людей больше, чем в Казани. Из семи двое погибли в результате нарушения правил перестроения, пятеро – в результате несоблюдения очередности проезда.
В случае с наездами на людей четверо из пяти погибших пешеходов сами нарушали ПДД. Двое переходили дорогу по «зебре» на красный, один – в непредусмотренном месте, один просто гулял по проезжей части. Трое при этом были пьяны. Габдурахманов обратил внимание Радия Кадикова и Надира Закирова, что надо с этим бороться.
– Этому во многом способствовала неэффективная надзорная деятельность, работа с пешеходами снижена к прошлому году на 14%, Радий Закиевич, что в принципе недопустимо. Там, где идет рост, должна повышаться надзорная составляющая. Минус один погибший пешеход – это далеко не тот результат, на который мы можем рассчитывать. Попрошу взять данное направление на контроль.
По пассажирским перевозкам – есть факты эксплуатации технически неисправных автобусов, добавил ко всему прочему главный госавтоинспектор республики.
– В этом году выявлено 16 фактов. 17 июня остановили автобус, у которого была выявлена неисправность тормозной системы, поместили на спецстоянку. Но главное не это. Этот автобус прошел техосмотр в Кабардино-Балкарской республике. А дата осмотра совпадает с датой автоматической фиксации на дорогах Татарстана, что в принципе невозможно.
Николай Тятюшкин о таком факте услышал впервые, и хотел было откреститься от этих автобусов. Но глава ГИБДД заявил, что оба имеют лицензию ООО «Пассажирские перевозки», что стало неожиданностью для руководителя транспортного предприятия.
По детской аварийности все опять же «не радужно». Фиксируется рост ДТП по неосторожности самих детей. Здесь городу необходимо усилить работу в школах и садиках.
– В этом году в Набережных Челнах, несмотря на системность роста аварийности, которая начала проявляться в феврале, проведено четыре заседания, – заметил Габдурахманов. – Понятно, что они проведены в рамках существующего положения. Но, мне кажется, при сложной ситуации с погибшими было бы неплохо их проводить чуть чаще. Но не проводить ради того, чтобы провести, а чтобы в этом формате предусмотреть действенные меры по сокращению ДТП.
На заседаниях, судя по протоколам, не рассматривалась профилактика столкновений, не проводилось расширенное заседание на фоне роста ДТП с детьми по их неосторожности, не рассматривался вопрос популяризации telegram-канал для поиска нетрезвых водителей (на него подписано всего 233 человека). Ленар Габдурахманов выразил надежду, что Челны исправят ситуацию.
Анна Перебаскина
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, Единство
Знающий
Мэн
Мэну
Challenger
Игорь
водитель
Вячеслав
Илдар
Ильдару
Challenger
Лука
Александр
Елизавета
Игорь
Сергей
Челнинец
лена
Антиединорос
Знающий
Бывалая
Вячеслав
Олег