Город без больших автобусов в новом 2020 году не останется. Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев заверил журналистов на итоговой пресс-конференции, что у него с главой «КАМАЗа» Сергеем Когогиным есть полное понимание, как решить вопрос с долгами МУП «Электротранспорт». «Мы же не только чай пьем по часу в аэропорту. Мы еще и городские проблемы обсуждаем», – заметил градоначальник. Вопросы о переносе «КмгэсЗЯБ» за город, строительстве театра на бывших землях Алексея Миронова, невостребованных паркингах и сносе гаражей с земель под жилую застройку, об инфраструктуре для многодетных и опасных «заброшках», «кадровых потерях» исполкома и тестировании новых маршрутов – пресс-конференция продлилась почти три часа. Мэр просил журналистов «не сгущать краски» и «не искать черную кошку в темной комнате» и рассказывал, как договаривается с инвесторами скинуться на футбольные поля для детей. Про инвестиционную программу в 10 млрд рублей на 2020 год, ожидания мэра на выборы в горсовет, опасения относительно будущего «московских» управляющих компаний в Челнах и рекомендации по прямым договорам в ЖКХ – в обзоре Chelny-biz.ru.
«СТАРШИЙ БРАТ ВСЕГДА ПРЕДЪЯВЛЯЕТ БОЛЬШЕ ПРЕТЕНЗИЙ, А МЛАДШИЙ МОЛЧИТ. В ЭТОМ СПОРЕ КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ МУДРЕЕ»
Про 190 автобусов, которые «КАМАЗ» через суд пытается забрать у города:
– Спор хозяйствующих субъектов – МУП «Электротранспорта» и «КАМАЗа» – найдет свое решение в Арбитражном суде. Вы его пытаетесь перевести в другую плоскость – это ваше дело. Я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват. Да, мы являемся учредителями МУП «Электротранспорт», но это самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо со всеми своими правами и обязанностями. Он будет отвечать по своим обязательствам, в том числе и финансовым, приводить свои доводы в части оплаты или не оплаты, разберутся в суде. Переводить это в плоскость того, что какие-то плохие взаимоотношения между персоналиями (Магдеевым и главой «КАМАЗа» Когогиным – ред.) … Я могу сказать, что вы не очень честно поступаете. Я же могу вам такое сказать? Поэтому ваша позиция, искренне говорю, мне не очень нравится. Кто-то кому-то чего-то не понравился? Мы, правда, чай пьем и смеемся над вами, вы уж извините. Над всеми вашими публикациями, которые появляются. Мы далеки от того, чтобы портить свои человеческие отношения, которые давно выстроены. Мы этими отношениями дорожим. Кому-то хочется, чтобы был скандал. Но это не так. Не ищите черную кошку в темной комнате. Этой кошки там нет.
Там другого плана вопросы есть – технического, эксплуатации транспорта, конструктивных особенностей, организационных как со стороны МУП «Электротранспорт», так и со стороны «КАМАЗа». Не бывает один только виноватым. В любом споре есть две стороны. Кто-то больше претензий предъявляет, кто-то меньше. Обычно старший брат всегда предъявляет больше претензий, а младший молчит. Но в этом споре кто-то должен быть мудрее, более покладистым, кто-то должен уступить. Я думаю, что у руководителей двух субъектов хватит мудрости найти золотую середину, чтобы интересы «КАМАЗа» тоже не пострадали. Мы не собираемся за чужой счет жить и работать, мы свой чемодан несем достойно. Скажите, какой мы проект в городе провалили? Хоть один. Интересы города, здравый смысл, я думаю, возобладают. Я оптимист. Я считаю, что с любым человеком можно договориться. Разберемся, найдем решение. Все наши вопросы мы с Сергеем Анатольевичем Когогиным, с моим другом, моим старшим товарищем, наставником обязательно решим. Мы же не только чай пьем по часу в аэропорту. Мы еще и городские проблемы обсуждаем. У нас есть полное понимание, как нужно решить этот вопрос.
«БЫЛО БЫ ЗДОРОВО, ЕСЛИ БЫ СОБСТВЕННИКИ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАЛИ 90 ГА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ»
Про перспективную застройку и переезд «КамгэсЗЯБ»:
– Ни много, ни мало предприятия «КамгэсЗЯБ» занимают в этой части города 90 га земли. Это перспективная территория. Но первое и последнее слово за собственниками этих промышленных предприятий и территорий. Перенос мощностей за пределы города – дорогостоящее занятие, поэтому пока кроме кулуарных разговоров о том, что эту территорию неплохо бы использовать под жилищное строительство и дальнейшее развитие города, мы не видим и не слышим. Мы тоже в определенной мере наблюдаем. Кроме того, чтобы предложить собственнику подумать над этим, мы других предложений не делали. Мы никаких прав, чтобы использовать каким-то образом эту территорию, не имеем. Что касается развития территории 34 комплекса – там планируется на следующий год строительство продолжения улицы Раскольникова, чтобы дальше уйти на Элеваторную гору, трафик разгрузить. Это улучшит транспортное сообщение между районами города. Там надо сделать кольцо. Дорожники сейчас этим занимаются.
В 34-м планируется строительство многоквартирных домов в ближайшие годы. Это тоже довольно перспективный микрорайон. Там же планируется строительство объектов социально-культурной сферы. В первую очередь, детского сада на 220 мест. В перспективе продолжение застройки 63 комплекса. Планируем там в этом году построить новую дорогу – продолжение улицы Машиностроительной от кольца. Плюс проект «Талана» и продолжение Московского проспекта. Вот три активные точки, связанные с развитием жилищного строительства. У нас пока обеспеченность на одного жителя не слишком высокая. В республике 26 кв.м. с небольшим, у нас 23. Хотя мы в год более 300 тыс. кв.м. жилья вводим. Нам нужно дальше строить жилье, объекты социальной инфраструктуры с учетом того, что мы в численности населения растем. Не многие города в РФ растут в численности, то есть мы не в общем тренде. Нам нужно делать территорию привлекательнее. Было бы здорово, если бы собственники приняли решение и использовали 90 га для строительства жилья и социальной инфраструктуры. Я думаю, со временем это случится.
«Я БЫ РЕКОМЕНДОВАЛ СОБСТВЕННИКАМ ЖИЛЬЯ СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК НЕ МЕНЯТЬ»
Про управляющие компании, проданные москвичам, долги и прямые договоры:
– Продавать–покупать любую компанию – это право и покупателя, и продавца. Третий в данном случае – лишний. Мы никаких действий, чтобы кто-то продал или купил, не принимали. Мы живем в цивилизованном государстве. Наше пристальное внимание к этим компаниям – «Ремжилстрой», «Махалля», «Электротехников» – вызвано тем, что в течение последнего времени, после того как сменились собственники, появились неплатежи поставщикам ресурсов. Мы считаем, что это тревожный звонок. Мы против того, чтобы нарушался общепринятый порядок расчета. Деньги жители собирают. Как эти деньги расходуются? Почему они в установленном за долгие годы порядке не выплачиваются? Появились долги перед «Татэнерго», водоканалом. Мы посчитали, а не повторяется ли история с УК «Авангард», когда всех пересажали и доказали, что был вывод активов. Вот мы этого боимся. Поэтому мы попросили наши правоохранительные органы проверить. Сегодня проверка еще не закончилась.
Принят ФЗ, что любой гражданин может заключать договор с поставщиками, минуя УК. Я бы рекомендовал собственникам жилья существующий порядок не менять. Это право, но не обязанность гражданина уходить от отлаженной, отработанной схемы. Единый расчетный центр работает эффективно, его учредителем является Правительство РТ. Разве это не благо, что достаточно серьезная собираемость, что схема работает? Зачем чесать, где не чешется? Работает же схема! Не надо чего-то искать. Мы обратили и будем обращать внимание наших правоохранительных органов, чтобы эти управляющие компании рассчитывались своевременно. Мы «Махалля», видимо, перехвалили в свое время. Нуруллин там был. Теперь там младший Нуруллин. Всякие споры у них там происходят с «Жилэнергосервисом». Он умничает, и в то же время у него долги есть. Перед «Татэнерго» более 6 млн, перед «Челныводоканалом» более 7 млн. «Электротехников» – 7,5 млн и 19 млн, соответственно. «Ремжилстрой – 17 и 11 млн рублей. Разве это дело? Будем добиваться того, чтобы УК (не важно, кому они принадлежат), работали так, как установлено: вовремя собирали положенную плату с жильцов и вовремя рассчитывались с ресурсоснабжающими компаниями. Только в этом наша заинтересованность.
«ЧТО ТАМ МОГЛИ ПОСТРОИТЬ – ОБ ЭТОМ НУЖНО СПРОСИТЬ У ПРЕДЫДУЩИХ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ СОБСТВЕННИКОВ»
Про строительство здания театра «Мастеровые»:
– 3,8 га земли выделено на проспекте Чулман. Это те земли, которые мы вернули в муниципалитет. Они работают на благо города. Что там могли построить – я не знаю. Об этом нужно спросить у предыдущих так называемых собственников. Мы уже на одном из таких участков построили детский сад «Акчарлак» в 35-м комплексе. Этот земельный участок, 3,8 га, отработан. Сегодня «Татинвестгражданпроект» ведет проектирование русского драматического театра. После того, как будет готов проект, будет произведена его привязка к территории. Соответствующим образом будет открыто финансирование, и начнутся работы. Надеемся, что эти работы при благоприятном исходе начнутся в 2020 году. Думаю, наши желания совпадут с финансовыми возможностями республики.
На моей памяти это четвертый театр, который я строю, будучи руководителем. Два театра были построены в Бугульме. Татарский драматический театр в Челнах – это, по сути, тоже строительство. Мы там, образно выражаясь, к пуговице пришиваем пальто. Половину объекта практически разобрали, и сегодня уже появляются контуры татарского театра и пристрой, где будет молодежный центр. Стоял разрушающийся «Колизей» лет 10, и еще бы 10 лет простоял, потому что это частная собственность. Но мы посчитали своим долгом договориться с собственником, выделили территорию под строительство жилого дома. Мы пошли на это во благо города.
«ЕСЛИ ТЫ СОБСТВЕННИК, ТО БУДЬ ИМ, ЧТОБЫ ТАКИХ ТРАГЕДИЙ, КАК В «АРАРАТЕ», НЕ СЛУЧИЛОСЬ»
Про заброшенные объекты:
– Активно ведется работа по бесхозяйным объектам. Мы за последние годы 14 таких объектов выявили. По ряду из них нашли решения. Здание, где сегодня находится МФЦ, например. Или мостовые переходы в районе Sunrise City. Мы взяли на баланс (они были бесхозяйные), передали инвесторам, там построили стоянку на 160 мест. То же самое с переходом через проспект Вахитова. Там мы попросили «Профит». Такие объекты еще есть. Безусловно, мы, в первую очередь, обращаемся к собственникам, чтобы привести их в чувства. Во-первых, объекты не должны быть доступны для посторонних людей. К сожалению, не всегда собственник должным образом содержит свои объекты, поэтому мы в установленном законодательством порядке обращаемся в надзорные органы, чтобы они соответствующим образом отреагировали: вынесли предостережение, наложили штраф, подвигли к тому, чтобы собственник за своим объектом следил. У нас же право собственности неприкасаемо. Но если ты собственник, то будь им, веди себя солидно, чтобы таких трагедий, как в «Арарате», не случилось. Что касается подземной парковки в 59-м комплексе, мы сейчас ищем финансовые ресурсы, чтобы привести ее в порядок и сделать работающим объектом.
«ПАРКИНГИ ПОСТРОЕНЫ. ОНИ ПУСТЫЕ. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ? ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ ПОСТАВИТЬ? МАШИНЫ ЭВАКУИРОВАТЬ? ДАЙТЕ СОВЕТ»
Про стоянки и паркинги:
– В городе организовано строительство паркингов. Сегодня их шесть в Челнах. Они, к сожалению, заполнены не более чем на 20%. Сейчас приступили к строительству еще семи новых паркингов. В 64-м микрорайоне – «Комфортное жилье» Золотухина построило паркинг на 265 мест, «Профит» в 21-м на 300 машин, «Домкор» на 144 машины, «Инжиниринг-М» в 46-м, в «Тюльпане» на 127 машин.
К, сожалению, у владельцев автомобилей пока нет культуры ставить автомобиль в паркинг или на стоянку. Я сам проживаю на проспекте Вахитова, окна выходят на Чулман. Я вижу парковку через дорогу возле Ипподрома (подземный переход есть), заполненную на 40–50% и в то же время большое количество автомобилей, припаркованных около дома. Кто виноват, что люди ставят автомобиль здесь, а не на парковке через дорогу? Такая же ситуация в других городах – паркинги строят, строителей заставляют. Вопрос в цене? Подождите, если машину покупаешь за 2–3 млн рублей… Вы посмотрите, на каких машинах ездят! Тогда давайте не будем друг другу жаловаться, что машины стоят на улице. Какие претензии? Паркинги построены. Они пустые. Что нужно сделать? Запрещающие знаки поставить? Машины эвакуировать? Дайте совет. Мы ему последуем. Представьте, что вы – мэр, примите решение. Я далек от мысли принуждать людей. Устанавливать знаки во дворах, штрафовать – я считаю, это неправильно.
«ГОРОД ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ. НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ ЭТИХ ТЕРРИТОРИЙ»
Про снос гаражных кооперативов:
– Это не капитальная застройка, права собственности у людей на эти участки нет, это городская муниципальная территория. У «Восхода» срок аренды завершился в 2016 году, у «Комсомольца» в 2014-м. Еще в 2016-м всем сообщили. Генеральным планом города в этих микрорайонах планируется строительство жилья, объектов социально-культурной сферы. Там должен появиться детский сад. В установленном порядке мы эти территории просим освободить. Есть определенный порядок сноса, мы в рамках существующего законодательства работаем. Город должен развиваться, жилье должно строиться. Наступило время освоения этих территорий.
«МОЖНО НАС ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ РУГАТЬ, НАС ПО СУДАМ ТАСКАТЬ, НО ОТ ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ»
Про инфраструктуру для многодетных семей:
– Вопрос очень сложный, пока не разрешаемый. Инициатива о выделении земельных участков для многодетных семей хорошая, но, к сожалению, под инфраструктуру нет никаких финансовых ресурсов. Ни город, ни республика не смогут потянуть обустройство этих территорий. У нас бюджет сформирован тютелька в тютельку. Если даже есть допдоходы, нам нужно несколько десятков лет ничего дополнительно не строить, эти деньги собирать. Только по Подсолнухам нужно несколько миллиардов. Нужна серьезная проработанная программа на федеральном, республиканском, муниципальном уровне. Писать можно куда угодно, но от этого деньги не появятся. Ни глава Тукаевского района Фаил Мисбахович, ни ваш покорный слуга эту проблему решить не сможет. Если такие волшебники есть, покажите. Можно нас до бесконечности ругать, нас по судам таскать, но от этого ничего не изменится. Другие главы придут – они тоже этот вопрос не смогут решить.
«ЕГО ПОЗВАЛИ, ОН ПОШЕЛ, МЫ СИЛЬНО НЕ ВОЗРАЖАЛИ. ЗАРПЛАТА В НЕСКОЛЬКО РАЗ ВЫШЕ, ЧЕМ ЗДЕСЬ»
Про «кадровые потери» в исполкоме:
– Жизнь меняется. В ряд управлений пришли молодые, мы считаем, подготовленные кадры. Если говорить об Эльвире Ногмановой, она ушла по семейным обстоятельствам, переехала в Казань. Пришел на ее место достаточно подготовленный человек. То же касается управления образования. Винер Хамитович Харисов ушел на должность руководителя Автозаводского района, пришел бывший директор школы Рустем Ниязович Хузин. Идет естественное обновление кадров, приходит новое поколение руководителей. Рафаэль Аглямутдинович Киямов ушел на повышение. Можете себе представить? Советником (!) самого главы Республики Марий Эл. Мы радуемся за человека. Или Руслан Ибрагимов, который ушел в «Таттелеком» на более высокую зарплату, его позвали, он пошел, мы сильно не возражали. Зарплата в несколько раз выше, чем здесь, поэтому мы порадовались за человека. Никакого кризиса мы не видим. Команда имеет свойство обновляться, это неизбежно.
«Я ИМ ГОВОРИЛ: «РЕБЯТА, У МЕНЯ К ВАМ ПАРТИЙНОЕ ЗАДАНИЕ (У НАС ОДНА ПАРТИЯ – ПАРТИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ СВОЙ ГОРОД)»
Про выборы в горсовет:
– Надеемся, что те, кто считает нужным избираться в городской совет, заявятся, пойдут к своим избирателям, расскажут свою историю успеха, что сделали для города, что собираются сделать, кто они такие. Если их люди воспримут, то изберут. Каких-то списков у нас нет. Естественно мы, в преддверии выборной кампании как местное отделение партии «Единая Россия» будем смотреть, кого выдвигать, формировать работоспособную команду. Думаю, что, как всегда, в Челнах будет горячо. Будут интересные персоны, которые видят себя в городском совете. Но видеть себя – одно, а избраться – совсем другое. Никакие предвыборные и выборные технологии сегодня не работают. Сегодня работает одна технология – идти к людям, рассказывать о себе. Они сегодня могут поверить только реальным делам. Почему, например, Коробченко избрался в Госсовет? Потому что есть реальные дела. Мы вместе работали. Я просил, он не отказывался, строил футбольные поля с искусственным покрытием. Он, руководитель ПФР Эдуард Фаттахов, потом руководитель «ЛидерТранс» присоединился к нам. Они ко мне в кабинет приходили, я им говорил: «Ребята, у меня к вам партийное задание (у нас одна партия – партия людей, которые любят свой город). Надо для ребятишек построить футбольное поле». – «Сколько будет стоить?» – «Немного, 3–4 млн рублей. Ладно, скинетесь, вы что! Вы же в городе все выросли. Давай сделаем». – «Давай!». В одном микрорайоне сделали, в другом. Школьную футбольную лигу поддержали. Потом присоединился Дмитрий Анатольевич Самаренкин, он нам помог. Почему депутатов избрали в Госсовет? Они не сказки рассказывали, они рассказывали о своих реальных делах.
«ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ДОХОДНЫМИ, ТАРИФ ДОЛЖЕН БЫТЬ 40–45 РУБЛЕЙ. НА ЭТИ ДЕНЬГИ НИКТО НЕ ПОЕДЕТ»
Про убытки транспортников и тестирование нового маршрута на 40 лет Победы:
– Чтобы наши транспортные компании не работали в убыток, мы с января в тестовом режиме на три месяца запустим автобусы, посмотрим насколько это востребовано. Потом объявим конкурс на маршруты. Тестировать будет ООО «Пассажирские перевозки», мы попробуем сначала автобусы малой вместимости. Там есть определенные финансовые риски, пассажиры могут быть, а могут не быть. Маршрут надо накатать, там своя специфика есть. Первое время они работают в убыток. Вообще я бывал на стажировке, интересовался: в ряде европейских стран городской пассажирский транспорт убыточный. И в Мюнхене, и в Хельсинки есть субсидии и дотации. Не может быть общественный транспорт высокодоходным бизнесом. Не надо ждать от некоторых наших муниципальных компаний дохода. Чтобы они были доходными, тариф должен быть 40–45 рублей. На эти деньги никто не поедет. А значит, никакого дохода не будет. А если делать приемлемый тариф, то вывод налицо. Вы же видите, что происходит в Казани. Жители не готовы такую цену платить. С 1 января у них 30 рублей, у нас пока 22 рубля. Чудес не бывает. Несем бремя затрат и по нашему «Электротранспорту», по трамваям. Ежегодно дотация выделялась 30 млн рублей. «КАМАЗ» платил. «Электротранспорт» себе в убыток возить не может. Эти 30 млн мы будем платить, и уже заплатили один раз из бюджета города.
«НАШИ ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ СОВПАДАЮТ С НАШИМИ ЖЕЛАНИЯМИ»
Про общественный транспорт на проспекте Чулман:
– Там у нас шесть маршрутов есть. Интервал движения такой же, как в целом по городу. К каждому подъезду автобус подогнать мы, конечно, не сможем. Что касается трамвайной линии – в проекте она есть, но, к сожалению, наши финансовые возможности не совпадают с нашими желаниями. Нужны серьезные ресурсы. В последний раз мы получали их на продолжение трамвайной ветки в 2014–15-м годах. Нужно найти источник финансирования. В планах это есть, но у нас достаточно много сегодня объектов, которые являются первоочередными. Думаю, и до трамвайной ветки на Чулмане дело дойдет.
Анна Перебаскина
Фото: управление информационной политики и связям с общественностью
Олег
Олег
Алекс
Sergio Ramos
Провал 1
Аноним
Провал2
Провал 3
Олег
Олег
Я в шоке от мэра
Нннда
Народ
Олег