Новости
Подробно


«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

07.10.2019, 07:25

В прошлую субботу в России работники уголовного розыска отмечали профессиональный праздник. В этот день в Челнах вспоминают Евгения Ларичкина – сыщика, которого в конце непростых 80-х бросили формировать «шестой отдел», подобных которому не было ни в одном другом городе страны. «Сейчас много негатива вокруг ОБОП», - с сожалением рассуждают его коллеги и отмечают, что тогда структура была «грозой» для ОПГ. Как начинался «шестой отдел», кто вошел в группу по борьбе с оргпреступностью - вспоминают вице-премьер республики Василь Шайхразиев, министр МЧС Рафис Хабибуллин и бывший помощник президента РТ Ильгам Гатин.

«ОН ЗАТАСКИВАЕТ МЕНЯ В КВАРТИРУ И ГОВОРИТ: «Я ДВА РАЗА СИДЕЛ, ТЕБЯ ЗАРУБЛЮ И В БЕГА УДАРЮСЬ»

1987-й год – стартовый год перестройки в СССР. Экономика на пороге долгожданной, но никому еще непонятной свободы. Общество жаждет реформ, но куда они приведут – никто не знает. Преступность реагирует соответствующе – появляются организованные группы со стоящими во главе авторитетами. В Челнах начинают зарождаться самые настоящие ОПГ. Начеку правоохранительные органы: чтобы бороться с «новым» криминалом, в уголовном розыске думают о формировании специального подразделения. Так в Набережных Челнах появляется группа по борьбе с организованной преступностью, ныне известная для многих как «шестой отдел». Ничего подобного в республике на тот момент еще нет – опыта набираться негде. Новую группу доверят майору Евгению Михайловичу Ларичкину, он станет путеводителем в этой не простой работе.

– Всего лишь за год работы он создал, систематизировал и заложил основы ведения оперативной работы в «шестом отделе». Я хочу на День уголовного розыска вспомнить Евгения Ларичкина, – с таким пожеланием обратился в редакцию газеты Chelny-biz.ru, бывший помощник президента Татарстана Ильгам Гатин, начинавший свою карьеру в органах в команде Ларичкина. – Я недавно узнал, что он два года назад умер. Умер в безвестности, простым пенсионером, даже о его похоронах узнали случайно.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

Действительно, о Евгении Михайловиче известно очень мало. Упоминание о нем есть в книге экс-главы УВД Дауфита Хамадишина «Без срока давности». В ней пишут, что Ларичкин родился в 1945-м, ровно за четыре месяца до окончания Великой Отечественной войны, начал работу в правоохранительных органах в 1972-м году в качестве инспектора уголовного розыска ОВД Набережных Челнов. 1979-го по 1981-й годы был начальником отдела уголовного розыска Автозаводского РОВД. Потом работал в разных должностях в системе ОУР УВД Набережных Челнов. В нескольких других книгах, посвященных работе челнинских сыщиков тех времен, отмечается: «многие из нынешних руководителей считают Евгения Михайловича своим учителем». С чем, конечно же, согласны собеседники нашего издания.

– Евгений Михайлович специализировался на тяжких преступлениях. У него был хороший опыт, специалист и профессионал. Я в эту группу, позже «шестой отдел», вошел один из первых, – вспоминает Ильгам Гатин. – Работал в Автозаводском уголовном розыске под руководством Дауфита Хамадишина (бывший руководитель УФСИН по РТ). Они меня как опытного сотрудника отправили в новый отдел.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

По словам Гатина, собрались настоящие идеалисты:

– В кабинете у нас висел плакат: «Каждое раскрытое преступление приближает к коммунизму», - вспоминает он. – В прошлом году я был на 100-летии уголовного розыска и обратил внимание на стену памяти у здания городского УВД. Погибали в основном до 25-26 лет. В этом возрасте чувство опасности отсутствует. Есть у меня пример, такие дела мы раскрывали между делом. Это не была наша прямая обязанность. Возле «Батыра» было женское общежитие, и там постоянно шапки норковые снимали у женщин. Мне стало известно, кто это делает. Никому из коллег не сказал. Приезжаю к подозреваемому, поднимаюсь, открывается дверь: передо мной взрослый мужчина, весь в наколках, и я – молодой парень 24 лет. Я ему: «Уголовный розыск, одевайтесь». Он затаскивает меня в квартиру, закрывает дверь и говорит: « Я два раза сидел, еще раз не хочу, а тебя зарублю и в бега ударюсь». Тогда я понял, какой был глупец. Ведь никто не знает, где я нахожусь. Но сыграло хладнокровие, я ответил: «Вопросов нет, заруби меня, но за дверью стоят двое с пистолетами. Они-то тебя положат, а может еще парализованным сделают. Ты же знаешь, как с такими бывает в тюрьме. Аккуратно топор положи, я никому не скажу». Вышли мы потом в подъезд, он спрашивает: «А где те, двое?!». Я отвечаю: «Жирно тебе будет, если за тобой втроем будем ходить!». Он как дал мне по ушам, я отлетел, он убежал. Но мне удалось все-таки его догнать, уложить на землю, связать руки брючным ремнем и на радостях, как мешок картошки понести его на себе до отдела. Вот вам случай, почему погибали молодыми?   

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

Как рассказывает Ильгам Гатин, перед собранной командой, которая позже будет носить название «шестой отдел» и станет «грозой» для преступного мира, были поставлены весьма амбициозные цели – погасить разгул организованной преступности, противопоставить им силу, чтобы пресечь приток в криминальную среду. Тогда на слуху были группировки «Тридцатый комплекс», «ГЭС», «Элеваторная гора» и другие. Работа предстояла объемная, лидеры группировок стали вовлекать несовершеннолетних в свои «бригады», которые занимались вымогательством.

– Ларичкин тогда сказал: «Не будем придумывать велосипед: там убийства, тут разбой – это нас не касается, наша работа заключается в другом. Мы сейчас определим, сколько групп преступных существует в Набережных Челнах и начнем их точечно уничтожать. В этом году возьмемся за Новый город, на следующий – за ГЭС и ЗЯБ».

«Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА. ТЫ ПОШЕЛ ПРОТИВ НЕГО И ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ»

Группа по борьбе с организованной преступностью на тот момент не имела в арсенале ни специальной аппаратуры, ни машин и даже оружия, кроме табельных пистолетов. Подбирали сотрудников из разных отделов: смотрели на показатели работы, кто более мобилен и т.д. Служба предстояла непростая, вспоминает Василь Шайхразиев, экс-мэр Набережных Челнов. Он был в числе тех первых сотрудников, вошедших в группу по борьбе с организованной преступностью.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

– Евгений Михайлович и сыщики, которые работали в это время, примерно одного возраста. Это опера высшей пробы, проработавшие в 60-80-е годе. Потом, после занавеса Советского Союза, ушли все вместе. Но к этому времени уже успели продемонстрировать свой профессионализм, Ларичкин уже славил школу уголовного розыска Набережных Челнов и Республики Татарстан. Молодым пришел, еще в челнинском ГРОВД работал, потом в УВД, вел разные участки. О нем всегда можно было услышать только очень хорошие слова - как о настоящем опере, сыщике, который мог работать день и ночь, пока не раскроет преступление. Умел вокруг себя мобилизовать людей и для него абсолютно не имели значения возраст, стаж и опыт. Это было не принципиально, потому что он мог вникнуть в суть вопроса, понять их, научить, показать, рассказать. Как руководитель и как специалист пользовался очень большим авторитетом. Для преступного мира это была и угроза, и реальная опасность. А для нас, молодых, он мог, не выходя из кабинета, показывать такие мастер-классы, после которых мы сидели и думали – а мы вообще когда-нибудь достигнем такого уровня работы?! Конечно, это восхищало. Поэтому его в свое время и назначили руководителем группы по работе с оргпреступностью. Группа была создана по приказу начальника УВД, но не было нормативной базы на уровне Советского Союза. И мы всю свою работу старались строить в пределах Набережных Челнов. В других районах и городах таких групп не было – только в Челнах, – рассказал Шайхразиев.

Сотрудников в группе было всего шесть человек, что получилось весьма символично. Спустя год – в 1988-м году в составе МВД СССР появилось шестое управление - специализированное подразделение по борьбе с организованной преступностью. Его возглавил уже молодой 25-летний Василь Шайхразиев. Евгений Михайлович Ларичкин перейдет в отдел по борьбе с наркотиками.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

– Ларичкин руководил всего год, но смог создать систему борьбы с организованной преступностью, – отмечает Ильгам Гатин. – Он говорил, что мы не можем бросаться на всех, мы возьмем точечно. Разговаривал всегда тихим, спокойным и размеренным голосом и был очень цепким. Ему всегда все рассказывали. Его главная фраза: «Я представляю интересы государства. Ты пошел против него, совершил незаконные действия и должен ответить». После нас уже централизованно МВД выдало приказ создать специализированные отделы. А нами тогда все делалось интуитивно. Перестраивался уголовный розыск и преступный мир. Название «шестой отдел» появилось только из-за порядкового номера.

– Эта была группа, которую уже узнавали, которая была на слуху и становилась реальной угрозой, – подтверждает Василь Шайхразиев. – Когда вышел приказ МВД СССР о создании отдела, появилась и структура, и законодательство. Тот опыт, который был набран, в том числе и при Евгении Михайловиче, очень сильно помог. У нас уже была стартовая база, мы не начинали с чистого листа. Все, что мы наработали, просто положили в основу работы, и результаты сразу же были налицо. Но после того, как тебя выдвигают на руководящую должность, у тебя сразу в разы увеличивается уровень ответственности. Когда ты исполнитель, ты отвечаешь только за себя. А когда ты руководитель - у тебя появляется коллектив. Вне зависимости, сколько в нем человек – два, три, десять - ты начинаешь с ними работать. Уровень ответственности в разы больше. Но Евгений Михайлович никуда не уходил, всегда был рядом, и поэтому всегда можно было с ним посоветоваться.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

«ВЫБИВАЮТ ДВЕРЬ, НАСИЛУЮТ ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ НА ДЕВЯТОМ МЕСЯЦЕ БЕРЕМЕННОСТИ, А ПОТОМ ВЫБРАСЫВАЮТ ЕЕ ИЗ ОКНА. ВОТ КАК БЫТЬ?»

Василь Шайхразиев считает, что самым важным качеством Евгения Ларичкина было то, что он никогда не суетился.

– Суета для опера - это не самое лучшее качество. Все должно быть взвешенно, внятно, понятно, оперативно, но без суеты. У Евгения Михайловича она полностью отсутствовала. У него было все расставлено по сантиметрам, по минутам. Он мог предугадать - где, что, когда и через кого произойдет. Этому мы у него учились и брали себе на вооружение уже во время работы.

Ильгам Гатин поделился интересным случаем, который был раскрыт под руководством Ларичкина.

– После 1985-го года волна преступности настолько захлестнула, что не успевали расследовать. Какие там кражи машин или еще что-то, вообще до этого руки не доходили. Лишь бы убийства раскрыть. Вот один случай: жилой дом, двое неизвестных выбивают дверь, насилуют женщину, которая находится на девятом месяце беременности, а потом выбрасывают ее из окна второго этажа. К счастью, она и ее ребенок остались живы, случились преждевременные роды. Вот как быть? Кто мог совершить это жуткое преступление? Мы оказались в тупике. Ларичкин тогда выдвинул две версии: либо это месть, либо преступники к кому-то пришли в этот дом и случайно зашли в эту квартиру. Мы тогда начали разрабатывать, стали опрашивать соседей. В итоге выяснилось, что эти дегенераты (по-другому я их назвать не могу) напились и пришли к женщине легкого поведения, которая жила в этом же доме. Она, увидев, что мужчины пьяные, не пустила их к себе. Эти позвонили в первую попавшую дверь. Девушка отказалась открывать, но они ее выбили, изнасиловали и выбросили из окна. Благодаря чутью Евгения Михайловича мы их нашли и наказали. 

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

– 24 часа в сутки работать, выезжать в командировки, встречаться, задерживать, организовывать – конечно, в этом плане он был спец, - считает Василь Шайхразиев.

Своими воспоминаниями поделился и глава МЧС Татарстана Рафис Хабибуллин, который пришел на смену Василю Шайхразиеву. С Ларичкиным он не работал, но был наслышан.

– К сожалению, я не работал вплотную с Евгением Ларичкиным. Но я знаю его как очень уважаемого и глубоко порядочного человека. Поколения руководителей, которые вышли позже Евгения Михайловича, сохранили и даже приумножили те традиции, которые он заложил. При нем в отделе было два-три человека, а мы уже пришли на огромнейшее подразделение. У нас уже тогда появился СОБР и отделы коррупции, экономических преступлений, аналитический, отдел борьбы с бандитизмом. Тогда уже были подразделения и в районных отделах. Тогда развитие «шестого отдела» развивалось большими темпами. Появилась определенная структурная система по направлениям деятельности. Но «шестой отдел» Набережных Челнов всегда оставался на своем – мы могли преданно и честно смотреть людям в глаза, – отметил Хабибуллин.

«Для преступного мира это была угроза и реальная опасность»

«Я СЛЫШАЛ ПРО ДАНИЛЯ, ЧТО ОН ПРОФЕССИОНАЛ. НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ПРОИЗОШЛО ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО»

Наслышаны бывшие сотрудники «шестого отдела» и о ситуации вокруг Даниля Закирова, нынешнего главы ОБОП и его коллег, которые оказались под уголовным преследованием.

– В последнее время много негатива, касаемо работы сотрудников «шестого отдела», – отмечает Ильгам Гатин. – Я не могу обсуждать информацию, так как черпаю ее только из СМИ. Никого не могу судить. Я слышал от сотрудников МВД про Даниля, что он профессионал своего дела. Но, к сожалению, произошло то, что произошло. Кто-то если сегодня радуется, что сотрудники «шестого отдела» находятся под следствием, делают это зря. Они очень глубоко ошибаются, система продолжает работать. То, что сейчас нет «шестого отдела», это ни о чем не говорит. Просто функции передали другим отделам. Как трансформируется преступный мир, также меняются структуры МВД, организуя работу в современных условиях. Сегодня ОПГ – это группа интеллектуалов, «предприимчивые» люди, назовем их так, которые украли миллиард рублей у государства. Нет таких с пистолетами, с ними уже разобрались, они ушли на задний план. Сейчас развивается киберпреступность, программисты, обнальщики. Организованная преступность видоизменилась – это как грипп, который каждый год меняется. Борьба, говорят, невидимый фронт, и она всегда будет продолжаться. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех оперов с профессиональным праздником – с Днем работника уголовного розыска.

– Возможно, работа «шестого отдела» будет иного формата и состава, но служба, которая ведет это направление, несомненно, нужна, – считает Василь Шайхразиев.

Олеся Аверьянова

Комментарии
07.10.2019, 08:58

Зазеркалье почитайте и поймёте
07.10.2019, 10:20

Очень интересная статья. Надеемся что работа по борьбе с организованной преступностью в городе продолжится, не смотря на привлечение сотрудников «шестого» отдела к уголовной ответственности. Терпения им!
07.10.2019, 10:52

жаль что сейчас шестой отдел так отпустился
07.10.2019, 19:01

Ганиева с Умаровым тута.
08.10.2019, 00:29

Герои былых времён,проплатили...поплакались,УВД помнит своих героев...кто счета открывал в фонд помощи 6 отделу,кто бартером занимался,у кого жены в нотариальных конторах промышляли... не уважаем,ребята!
08.10.2019, 21:41

ноль уважения
09.10.2019, 13:56

Все помним, не уважаем...
09.10.2019, 15:28

Не за что их уважать.Был опер Булат Шамсутдинов,водку с моего магазина по 15 ящиков забирал,говорил всегда-на экспертизу.До сих пор ждём результатов экспертизы.
08.10.2019, 15:10

А зачем нынешним опг убивать ? Они спелись с тем же шестым отделом и судейскими , лучше посадить по заказухе , так безопаснее и в зоне подписать можно любые бумаги создав соотвествующие условия .
09.10.2019, 18:08

Вышеуказанные личности были карьеристами и особыми подвигами не отличились!! Потом ушли в охранники к первому лицу и все сейчас генералы!!!
10.10.2019, 10:29

а почему про уголовный розыск ни слова..все 6й отдел...и 6й отдел....
14.10.2019, 15:45

в девяностых шестой отдел были самые главные ОПГ