, 25 Сентября
Новости
Подробно


«Достаточно длинный путь нужно пройти для получения финансовых ресурсов, много городов защищается во Внешэкономбанке»

06.04.2015, 19:09

Набережные Челны, которые еще год назад рисковали не попасть в федеральную программу моногородов, сумели «продвинуть» в список претендентов на госсубсидии шесть проектов. Изначально автоград заявлял четыре – КИП «Мастер», муниципальный промышленный парк «Развитие», частный индустриальный парк «Челны» и металлургический завод по производству строительной арматуры группы «ТЭМПО». Их общая стоимость превышает 24 млрд рублей. Рабочая группа по модернизации моногородов, которая заседала на прошлой неделе в Москве, одобрила все заявки и добавила к ним еще два проекта – ООО «Кама Кристалл Технолоджи» и ООО «Челны-Бройлер», которым уже выделялись денежные средства в 2010 году. Сегодня на «деловом понедельнике» руководитель исполкома Наиль Магдеев попросил активности и настойчивости со стороны своих подчиненных в продвижении инвестпроектов, напомнив о высокой конкуренции со стороны других субъектов РФ.

Инвестиционные проекты Набережных Челнов рабочей группе по модернизации моногородов представила широкая делегация от республики Татарстан. Помимо сити-менеджера автограда, в нее вошли депутат Госдумы России Альфия Когогина, заместитель премьер-министра Василь Шайхразиев, министр экономики Артем Здунов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, а также представители инициаторов инвестиционных проектов. Рассмотрев четыре проекта, комиссия порекомендовала доработать их с учетом озвученных предложений, после этого они будут рассмотрены повторно. Нужно сказать, что большой удачей для города стало включение в предварительный список претендентов на субсидии еще двух предприятий – ООО «Кама Кристалл Технолоджи» и ООО «Челны-Бройлер», которым уже выделялись денежные средства в 2010 году.

- Защита наших проектов дает надежду на то, что нам удастся частично уйти от моноотраслевой специфики экономики нашего города, - отметил Наиль Магдеев. - По последним данным 116 тысяч человек работают на производстве автомобилей и автокомпонентов. На самом «КАМАЗе» - 38 тысяч работников и еще два раза по столько же специалистов работают в смежных отраслях, обеспечивая производственную деятельность акционерного общества.

Отметим, что год назад в исполкоме отмечали, что Челны вообще могут не попасть в список моногородов, претендующих на субсидии. В частности, автоград не соответствовал такому критерию, как уровень безработицы, который должен быть на 30% выше, чем в среднем по региону. В Челнах она составляла 0,81% от экономически активного населения, в республике — 0,86%. Тем не менее, городу удалось стать участником программы. По данным исполкома, только строительство завода «ТЭМПО», индустриального парка «Челны» и промышленного парка «Развитие» позволит диверсифицировать экономику автограда на 14%, обеспечив горожан новыми рабочими местами. Так, только КИП «Мастер» планирует трудоустроить 4 тысячи человек, а индустриальный парк «Челны» - более 3 тысяч.

КИП «Мастер» надеется получить по программе моногородов субсидии в размере 1,8 млрд рублей, сообщал ранее гендиректор индустриального парка Максим Стеблов. Эта сумма, а также добавленные 2,3 млрд из собственных средств и средств ОАО «КАМАЗ», позволят увеличить площади предприятия к концу 2017 года в два раза – до 1 млн. кв. м. С увеличением площадей и количества резидентов, представляющих различные отрасли экономики, КИП «Мастер» намерен добиться ослабления влияния «КАМАЗа» на ситуацию в городе, а также обеспечить работой людей в случае сокращения численности персонала на ОАО «КАМАЗ».

- В КИП «Мастер» сегодня более 5 тысяч работающих. Достаточно хорошая динамика развития. Естественно, это происходит при поддержке Сергея Анатольевича Когогина. Это детище Рустама Нургалиевича Минниханова … Сегодня здесь достаточно хорошие условия и по аренде, и по инженерным сетям. Это реальное производство, с реально работающими малыми и средними предприятиями. Это на сегодня самый крупный индустриальный парк России. Совместными усилиями правительства Республики Татарстан, руководства города и самого парка мы должны защитить данный проект, поскольку он доказал свою состоятельность, - подчеркнул Наиль Магдеев.

Пожалуй, одним из самых масштабных проектов, включенным в инвестпакет автограда, стал еще один индустриальный парк – «Челны». Общая площадь проекта 100 га, 10 га будет освоено на первом этапе строительства, окончание работ запланировано на 2020 год. Известно, что в индустриальном парке будет размещено 110 резидентов, он обеспечит рабочими местами более 3 тыс. человек. «Еврогрупп» привлекает в качестве консалтера международную компанию Knight Frank. Специалисты этой организации приняли участие в более чем 130 промпроектах - от небольших складов до индустриальных парков и крупных универсальных объектов свободного назначения. При этом два резидента уже работают на территории парка – центр робототехники и завод по переработке спиртовых отходов. Аналогов обоим нет в России.

Муниципальный промпарк «Развитие» в 2015 году подал заявку в Минэкономразвития РФ на 150 млн рублей. На объекте, который расположится на земельном участке в промышленно-коммунальной зоне Набережных Челнов площадью 24,17 га (первая очередь составляет 12,57 га, вторая – 11,6 га), будут вести свою деятельность 23 резидента. Общий объем инвестиций в проект оценивается на уровне 1,8 млрд рублей. В общей сложности в «Развитие» уже инвестировано порядка 270 млн. рублей, из которых 122 млн выделила республика, 106 млн рублей – федеральный бюджет. Какую-то часть инвестиций направила управляющая компания промпарка и сами резиденты. Проект призван содействовать в развитии на территории города обрабатывающих отраслей экономики и производства новых видов продукции.

- Мы понимаем, что наряду с развитием автомобильного промышленности должны развиваться и другие производства. На территории промпарка «Развитие» пять резидентов уже ведут работы. Что касается частного индустриального парка «Челны», то там уже есть офисные помещения, 6 тысяч кв. метров площадей. КИП «Мастер» в свое время показал, что промышленные и индустриальный площадки – это востребовано и перспективно, эти направления будем развивать, - сообщил сити-менеджер Челнов.

Еще один проект реализует группа компаний «ТЭМПО» - строительство металлургического завода по выпуску арматуры строительного назначения», который возглавляет Файзулла Хусниев, экс-начальник УВД, покинувший пост в октябре 2013 года Общая стоимость проекта составляет 4,5 млрд руб. Строительство завода было начато три года назад. Предполагается, что потребителями продукции станут строительные предприятия. Компания, которая разместится на площади в 55 тыс. кв. м, готова предоставить городу около 1500 рабочих мест.

- Полным ходом идет строительство, монтаж оборудования. Сейчас там работают порядка 500 человек. После запуска завода появятся 1500 новых рабочих мест. Есть вопросы, которые должен решать муниципалитет, но есть вопросы, которые необходимо решить в рамках проекта моногородов. Они связаны с финансированием инженерной инфраструктуры – газоснабжение, электроснабжение, водоотведение и дороги. Мы просим софинансирования на сумму 298 млн руб. с тем, чтобы уже в 2016 году завод мог нормально функционировать, принося прибыль собственникам и порядка 30 млн руб. дополнительного дохода в бюджет города, - прокомментировал Наиль Магдеев.

Напомним, что у Челнов уже есть опыт участия в федеральной программе моногородов. В 2010 году два татарстанских населенных пункта, автоград и Камские Поляны, попали в перечень моногородов с высокой степенью проявления кризисной ситуации. Населенные пункты отбирали по двум основным критериям: наличию предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято более 25% экономически активного населения и на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства. Автограду выделили 1,9 миллиарда рублей, которые были израсходованы на обеспечение инфраструктуры проектов «Камского Бекона» (общая стоимость проекта – 2,4 млрд руб.), «Агросила Групп» (8,2 млрд руб.), «Челны-Бройлер» (3,4 млрд) и предприятия по производству искусственных сапфиров «Кама Кристалл Технолоджи» (6,5 млрд руб.). В результате реализации четырех проектов было создано 1896 раб мест. К слову, два последних будут претендовать на господдержку и в 2015 году.

Сколько денег получат Челны и на какие именно проекты, сейчас в исполкоме никто не берется прогнозировать. Однако, если верить опыту предыдущих лет, автоград сейчас пытается защитить максимум проектов, при этом понятно, что не все получат субсидии. В 2010 году инвестпакет был в разы больше, среди проектов, к слову, были и те, которые так и не были реализованы – стекольный завод, например. Но деньги получили только три проекта.

Добавим, что правительством РФ было принято решение в ближайшее время оказать помощь пяти российским городам – Краснотурьинск в Свердловской области, Юрга в Кемеровской области, Анаш в Чувашии, Чегдомын в Хабаровском крае, Надвоицы в республике Карелия. На данный момент в России насчитывается 313 моногородов в 62 субъектах. Они условно поделены на три категории. В первую входят 75 городов, где наблюдается наиболее сложная социально-экономическая ситуация. Челны в этом списке отсутствуют, здесь значатся два других населенных пункта Татарстана – Зеленодольск и Камские поляны. Согласно поручению Президента РФ, им будет оказана государственная поддержка в 2015-2017гг.

- Достаточно длинный путь нужно пройти для получения финансовых ресурсов, много городов субъектов РФ защищаются на рабочей группе во Внешэкономбанке, - сообщил сегодня Наиль Магдеев. - Здесь нужна активность, которую я прошу проявить Наталию Анатольевну (Кропотова – замруководителя исполкома, - ред.) и всех тех, кто защищается. Нужно проявить настойчивость, иметь железные аргументы в виде расчетов, экономических выкладок, чтобы наши проекты были бы одобрены и вынесены на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Анастасия Абзалова-Цой