32 участка на пути продолжения Московского проспекта должны быть освобождены в ближайшее время. Исполком обнародовал перечень подлежащих изъятию земель. Наиль Магдеев запускает проект, на который не решались предыдущие мэры Набережных Челнов. Необходимость разгружать городские магистрали назрела еще в начале 2000-х, однако стройка, предусмотренная первым генпланом Челнов, откладывалась почти два десятка лет. Слишком много проблем: отсутствие денег, конфликт с местными жителями, предоставление компенсаций… Сегодня власти Челнов решили обойтись малой кровью, оставив нетронутыми многомиллионные коттеджи и пустив проспект через пустыри и деревянные дома. Готовы ли местные жители к переезду, и как будут оценивать их недвижимость – в материале Chelny-biz.ru.
«СОГЛАСНО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ ГОРОДА, СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПЛАНИРОВАНО В 2020–2021 ГОДАХ»
Сообщение о планируемом изъятии земельных участков появилось в официальных источниках в конце минувшей недели. По словам местных жителей, им еще с советских времен говорят о том, что дома будут сносить и прокладывать проспект. Однако точного указания на земельные участки, попадающие в «красную зону», до сих пор не было. Теперь появился перечень из 32 объектов. 15 из них – в поселке Орловка, 16 – на территории СНТ «Юбилейный», которое затесалось между Орловским полем и гаражным кооперативом. Также в документе обозначен земельный массив, границы и собственник которого не определены.
На этих землях будет построено продолжение проспекта Московского от улицы Нариманова до улицы Хади Такташа в поселке ЗЯБ и мостовой переход через реку Челну. Согласно генеральному плану города, строительство запланировано в 2020–2021 годах. В 2017 году, когда шел капитальный ремонт проспекта, на перекрестке с Нариманова строители оставили небольшой задел на будущее – отрезок дороги, который упирается в Орловскую улицу. Напомним, через поле, где сегодня ведет строительство федеральная компания «Талан», планируется протянуть 2,7 га четырехполосной дороги, которая соединит Новый город с поселком ЗЯБ.
Более 18,2 тыс. кв.м. земель планируется изъять в жилой зоне. В их числе четыре участка на улице Орловской (она же Центральная) и 11 на улице Земляков (она же Маркса). Это участки разных размеров – от 443 кв.м. до 3,3 тыс. Кадастровая стоимость самого маленького из них, на улице Земляков, 343 тыс. рублей, самого крупного – почти 2,5 млн. В большинстве это либо пустыри, либо заброшенные дома, где уже никто не живет. Однако есть среди них и «родовые гнезда» – далеко не новые, обжитые дома, которые построили деды живущих там сегодня людей.
16 предназначенных под садоводство и огородничество участков, которые собираются закатать в асфальт на территории садового товарищества «Юбилейный», расположены рядом с существующей проселочной дорогой на берегу Челнинки. Это площади от 183 до 507 кв.м. и кадастровой стоимостью 100-200 тыс. рублей. Кроме того, тут есть массив в 1,7 га, принадлежащий самому СНТ, который оценивается в 7,3 млн. Это улицы, проезды и места общего пользования товарищества.
Как указано в документе об изъятии участков, в течение 60 дней их владельцы должны обратиться в управление земельных и имущественных отношений исполком за информацией и подать заявления об учете прав на недвижимость. Однако люди, над чьими домами нависла угроза сноса, об этом пока не в курсе.
«Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, ЧТО ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ. МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕМ, И УЙТИ ОТСЮДА КУДА-ТО… Я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ ЭТО!»
Корреспондент Chelny-biz.ru пообщался с жителями Орловки, которых, вероятно, ждет переезд в обозримом будущем. Хозяйка одноэтажного бревенчатого домика на улице Земляков прочитала новости в городских СМИ и предполагает, что скоро должно прийти какое-то уведомление.
– Да, мы в курсе, что хотят продолжать проспект, но пока сами не знаем ничего. Ждем. Хотим выслушать, что они (исполком города – ред.) нам скажут, что предложат, – поделилась женщина. – Ни с кем не связывались. Единственное, что сделали – нам уточнили сроки, сказали: «Ждите, может быть ближе к лету». А вот сейчас в новостях читаю, что куда-то там мы должны уже пойти. Вообще пока никакой информации нет. Я так предполагаю, тут все не рады этим новостям. Мы здесь живем, моя мама с самого рождения. Соседи. Тут много коренных жителей, никто отсюда уезжать не хочет, все привыкли.
Бревенчатый дом напротив с резными белыми наличниками и кирпичным пристроем тоже попал в зону риска. Видно, что место обжитое: цветы на подоконниках, пластиковые окна, фиолетовый почтовый ящик с цветочком.
– С нами пока никто из исполкома не связывался. Я даже не в курсе… Но я, конечно, против изъятия. Я живу здесь с самого детства, здесь родился, здесь вырос. Я переезжать отсюда не собираюсь, никогда такой вариант не рассматривал, – рассказал хозяин Рустам. – Мы расширяли дом и планировали продолжить. У меня семья, трое детей, все растут. Никакие квартиры мне не нужны, я привык в своем доме жить, свое хозяйство вести. Что-то аналогичное где-то в хорошем месте как компенсацию еще можно рассмотреть, но я не думаю, что они что-то хорошее предложат, вот в чем дело. А где-то на отшибе – нет. У меня рядом садик, школа. Я в центре города и в своем доме живу, у меня очень много преимуществ. Если предложат за городом землю, я на это буду не согласен.
Соседний дом оказался пустым, напротив него – пустырь и еще одна постройка без признаков жизни с полуразвалившимся забором и обшарпанными сараями. А из дома 11 по улице Земляков пообщаться вышла хозяйка Лилия.
– Я только прочитала, что готовится проект. Мы категорически против. Нам здесь очень нравится. Обжились, у нас здесь свое хозяйство, свой огород. Я на пенсии. Да и куда нам? Скажите, куда?! – эмоционально спрашивала женщина. – Дети приезжают. Здесь же деревня! Хорошая деревня! Самый такой участок, где нет машин. Дальше, за огородом у нас природа: речка, деревья. Я даже понятия не имею, что дальше делать. Мы здесь живем, и уйти отсюда куда-то… Я не представляю себе это! Здесь мои родители жили, здесь родительский дом. Крайний случай – если предоставят то, что нам подойдет. Мы бы согласились только на частный дом. Ни квартира, ни деньги, только частный дом. Если даже деньги дадут, то чтобы можно было купить соответствующий дом, не такую хибарку, – показала она на соседний разваливающийся домик. – Мы очень переживаем. От властей никаких новостей не было. Пишут, мол, рыночная цена. Откуда я знаю, какая она – рыночная цена? Я бы ни за копейку не продала то, что нажито здесь! Если даже продать, то чтобы соответственное что-то купить. Дом хороший, участок хороший, живность есть.
«НА ФОНЕ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО ПРОСПЕКТА МОГУТ ПОДСКОЧИТЬ В ЦЕНЕ ОСТАЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ОРЛОВКЕ»
В исполкоме Набережных Челнов Chelny-biz.ru пояснили процедуру изъятия земель. 32 участка находятся в собственности физических и юридических лиц. Сейчас по закону городские власти должны письменно уведомить всех о своем решении. Далее необходимо заказать оценку участков с объектами недвижимости или размер убытков, причиняемых изъятием. Профессионального оценщика определят и наймут через торги. Ему предстоит также определить стоимость недвижимости, которую город предложит в качестве компенсации.
«Размер возмещения за изымаемые земельные участки определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю соглашения об изъятии недвижимости», – говорится в ответе исполкома.
Условия изъятия с собственниками будут обсуждать индивидуально. Возможны два варианта – мена либо выкуп участков.
«При наличии согласия владельца в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного участка с зачетом его стоимости (или прав на него) в размер возмещения за изымаемую землю», – пояснили в администрации города.
Далее город планирует провести торги на строительство продолжения проспекта Московский.
Предстоящие изменения, согласно перечню объектов, практически не затронут отстроенных здесь коттеджей. Таким образом, власти пошли по пути наименьших затрат для бюджета. Ведь компенсация за двухэтажный кирпичный коттедж или за одноэтажный деревянный домик – это совершенно разный порядок цифр.
Составить некоторое представление об уровне цен на орловскую недвижимость можно по сайтам объявлений. Сегодня Avito выдает с десяток предложений на продажу. Большинство из них - коттеджи в 200-300 кв. м стоимостью от 5 до 9 млн и выше. Впрочем, есть и варианты, схожие с теми, что попадут под снос. Например, дом в 100 кв.м на улице Орловской и участок в пять соток хозяева оценили в 5 млн рублей. На улице Земляков за 3 млн продается одноэтажный бревенчатый дом в 78 кв.м. с участком восемь соток. Есть дачные домики с небольшими участками за 370-500 тысяч.
Опрошенные Chelny-biz.ru эксперты рынка недвижимости отмечают, что в этой ситуации может возникнуть проблема с оценкой изымаемых земель. По кадастровой оценке будут определять размер компенсации или по рыночной? В агентствах недвижимости говорят, что рыночную сегодня установить сложно, потому цена по землям и домам часто формируется по аналогии с другими подобными или по личным потребностям продавца. А кадастровая стоимость реальной ситуации не отражает. Не исключены разногласия и даже суды, полагают эксперты.
Они отмечают, что Орловка на данный момент не пользуется таким повышенным спросом, как частный сектор за проспектом Яшьлек и земли в ближайшем пригороде – поселениях Тукаевского района. Стремящихся перебраться в этот район сейчас не много. Но сама земля в центре Набережных Челнов не может быть не ценной из-за удобного расположения, наличия социальной инфраструктуры и дорог. А растущие цены на топливо делают более актуальным проживание именно в черте города, а не в ближайших селах. Даже несмотря на более высокие налоги.
Участок в 10 соток с коммуникациями для ИЖС в Орловке котируется дороже равнозначного за городом и меньше 2 млн рублей не стоит (без учета стоимости построек). Это не намного дешевле так называемых элитных районов за проспектом Яшьлек, где аналогичные участки продаются по 3–4 млн. Земли садовых обществ (СНТ) из-за удобного расположения также сравнительно не дешевы.
По мнению участников рынка, на фоне строительства Московского проспекта могут подскочить в цене остальные участки в Орловки. Новые качественные дороги значительно улучшат условия проживания. Многие дома автоматически окажутся на первой линии, чем владельцы могут воспользоваться, например, в расчете на желающих открыть некий бизнес на своих участках. Например, так было с районом Замелекесье после строительства улицы Гостева.
«ЭТО У МЕНЯ ПРЯМО ПОД ОКНАМИ БУДЕТ ДОРОГА ПРОХОДИТЬ?! НЕ ПРОСТО ДОРОГА, ЦЕЛЫЙ ПРОСПЕКТ!»
Однако предстоящим соседством с магистралью местные жители, чьи дома дорога пройдет стороной, тоже недовольны.
– Не хочется, конечно, возле дороги жить, но куда деваться? Если оно надо, значит надо. В Москве вон кварталы целые сносят, – рассуждает в беседе с Chelny-biz.ru старожил Евгений. – От нас все равно много не зависит. Если у них проект есть, значит, все здесь будет. Всю жизнь здесь прожили люди. Если квартиру дадут, никто не захочет из своего дома туда уходить. В своем доме же хорошо, есть двор, есть чем заняться, – мужчина описал свой распорядок дня. Он, отметим, в целом не ждет, что стройка начнется в ближайшие годы. – Сейчас приедут казанские архитекторы, скажут – этот план не годится, нужен другой. И под снос уже другие дома могут попасть. Я в 1978 году пришел из армии, они еще тогда пытались снести дома. Приедут, измерят, говорят: «Все! Будем сносить!». И до сих пор сносят. Воду только мутят.
– Это у меня прямо под окнами будет дорога проходить?! – возмутился сосед Алексей, который присоединился к беседе. – Не просто дорога, целый проспект! Судя по всему, от нас уже ничего не зависит!
К обсуждению подключились еще жители Орловки. Собравшиеся эмоционально высказывались один за другим:
– А зачем им столько места? Снести сразу столько домов! Зачем такой широкий проспект здесь? Это же целая магистраль, как МКАД в Москве! Если только здесь проложат тротуар, велосипедные дорожки, благоустроят все. Надеюсь, не пустят трамваи. У нас здесь тихое место, от них только шум. Одним словом, мы против.
– Нас вообще забывают! За зиму один раз всего лишь грейдер прошел! Пришлось бутылку дать водителю, чтобы лучше почистил.
– Зачем такая большая территория? На ГЭСе вон маленькие дороги, все спокойно ездят. До домов расстояние метров пять. Много лет уже все живут и все в порядке.
– Если у нас здесь общественный транспорт пустят, вроде трамваев, здесь вообще спать невозможно будет!
– Да вообще ничего хорошего! Если вдруг под снос попадем, то это будет…
– Это неподходящая территория для строительства дороги. Да еще с таким заворотом! Нереально! Нас давно этой темой тревожат, но мы под снос не попали ни тогда, ни сейчас. Еще 50 лет пройдет, прежде чем все организуют!
– Мне кажется, что в этот раз все серьезно. Дома строятся (в Орловском поле – ред.). Им квартиры надо продавать. Они без дороги же не продадут! Там же только с первой дороги заезд есть.
– Жильцов сначала должны собрать, предупредить, все обсудить. Хотя зачем вообще сносить? Им же разрешили тогда строить, в чем сейчас дело?
Вопросов у людей пока больше, чем ответов. Власти планируют провести собрание с жителями Орловки, по предварительным данным, в апреле.
Chelny-biz.ru
Дмитрий Орловка
руслан
Марат
Юрий
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Житель
Раушан Валиуллин
Раушан Валиуллин
Александр
Лида