«Мы бы могли еще лет 10 работать по старому генплану, но землю расхватали», – сокрушался Альберт Петров, генеральный директор ООО УКС «Камгэсэнергострой» на общественном обсуждении градостроительного развития Набережных Челнов 29 марта. Итоги встречи должны лечь в основу работы над новым генеральным планом города. Документ появится до 2023 года, и чтобы Челнам его хватило надолго (в отличие от той же Казани) исполнитель – Казанский архитектурно-строительный университет – задался целью собрать как можно больше мнений горожан. Пришли именитые строители и архитекторы города, старейшины и молодежь, активисты, представители администрации Челнов и Тукаевского района, в том числе ближайшего соседа – Шильны. «Друзья-тукаевцы», кстати, просили совместный генплан, чтобы федеральные финансы и в район потекли. Как челнинцы возмущались «хламидиозом» в центре, предлагали строить город-спутник, требовали «архитектора с неподкупной рукой», и что пожелали видеть в генплане - в материале Chelny-biz.ru.
«МЫ ТИГП ПРЕДЛАГАЛИ, МЫ ВСЕ ИНСТИТУТЫ УВЕДОМИЛИ. ОСТАЛЬНЫЕ ОТКАЗАЛИСЬ»
– Все, кто неравнодушен к жизни нашего города, сегодня пришли, – оглядел зал сити-менеджер Ринат Абдуллин. – В последние годы мы говорили, что генеральный план устарел, жизнь изменилась, город развивается, население растет, появляются новые предприятия. И был упрек, что нет генплана. В 2006 году был принят последний. Его разрабатывали долго, пять лет, с 2001 года. Тяжело шло, наверное. Сегодня город уже требует нового видения, нового подхода.
Абдуллин напомнил, что при поддержке президента из республиканского бюджета выделены средства, прошел конкурс, победителем которого стал Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
– Много было споров, – констатировал руководитель исполкома. – Но это альма-матер многих здесь сидящих. И моя альма-матер, я тоже закончил КИСИ (название вуза с 1957 по 1995 года – ред.), который всегда славился архитектурной школой. Известные архитекторы преподают и работают там. Александр Алексеевич, наш уважаемый мэтр, один из них, – посмотрел Абдуллин на Дембича, заведующего кафедрой КГАСУ. – Мы ТИГП («Татинвестгражданпроект» - ред.) предлагали, мы уведомили все институты. Заявилось всего два участника. Работа очень сложная, трудоемкая, она не одного года. Мы даже в течение 2019-го и 2020-го ее не сделаем.
Модератор слушаний директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина отметила, что впереди целый цикл встреч. Первые проектные результаты исполнитель планирует показать в августе. Сейчас идет сбор и анализ информации.
– О проблемах города мы знаем, – заверила она, – мы проводили исследование. Кроме того, многие из нашей команды сами челнинцы, поэтому мы знаем не понаслышке, какие задачи предстоит решить.
Александр Дембич заметил, что в 2006 году, когда был утвержден нынешний генплан Набережных Челнов, только-только начал действовать Градостроительный кодекс 2004 года и с тех пор стал в шесть–семь раз толще. Поэтому действующий генплан далеко не всегда отвечает правовой базе. Дембич привел пример Казани, где к разработке генплана приступили в 2003 году и в 2007-м утвердили. Расчетный срок документа - 15–20 лет, и столица предполагала, что он будет актуален до конца 2020-х годов, но этого не случилось. И в 2014-м Казань приступила к разработке нового.
– Мы хотим, чтобы новый генеральный план был достаточно глубоким, чтобы не устарел через несколько лет и реализовывался гораздо более успешно, чем генпланы начала 2000-х, – отметил архитектор. – Сегодня соберем информацию, проанализируем предшествующие разработки (хотим понять, почему они не были реализованы в полной мере), все это скомпонуем в техническое задание генплана, которое мы будем утверждать здесь же через несколько месяцев. Только после этого начнем делать концепцию развития. В августе–сентябре покажем ее вам. Завершение этой работы по условиям конкурса – 2023 год. Мы будем стараться опередить сроки.
«ПЕРВОЕ – НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, В КАКУЮ СТОРОНУ РАЗВИВАТЬ ГОРОД. В СТОРОНУ МЕНЗЕЛИНСКА, ИЛИ САРМАНОВО, ИЛИ НИЖНЕКАМСКА»
Как сообщила Карина Набиуллина, в России, по статистике, генеральные планы в среднем выполняются на 14–20%.
– Почему это происходит? Прежде всего, это слабая работа с горожанами, когда слышно мнение только активных людей, а не всего населения. Нам бы не хотелось повторить судьбу этих генпланов, – призналась директор Института архитектуры и дизайна. И отметила, что для максимальной обратной связи и репрезентативности выборки создана анкета, которая скоро появится на сайте города.
Также присылать фотографии, делиться своим мнением можно по электронной почте anketachelni@mail.ru. Плюс поступило предложение собрать общественный совет как консультативный орган для работы вместе с ГКАСУ.
Участникам встречи дали время поделиться своими мыслями. Первым микрофон взял Ильдус Камалов, гендиректор компании «Синергия», экс-депутат горсовета. Он продвигает свой проект по береговой зоне Набережных Челнов на разных площадках и не упустил возможность высказаться.
– Сегодня многие звонили мне: «Ильдус Хабибович, когда твой проект будет оглашен?» – начал Камалов. – Спасибо президенту, что помог выделить на генплан деньги. У него на приеме в 2015 году я поднимал вопрос по застройке прибрежной зоны. Там столько проблем сегодня! Я готов свои накопленные материалы предоставить вам. У нас 23 км по урезу воды – черта города. Я ее прошел раз 10, сделал несколько тысяч фотографий. Нижний бьеф – около 600 га – это зона экологического бедствия! 327 га – это иловые площадки. Все эти старицы настолько загрязнены удобрениями, моющими средствами! Все берега заняты генералами песчаных карьеров. Там даже собак пускают, невозможно летом подойти к Каме…
Камалову предложили помочь рабочей группе.
– Я скажу, чем я богат! Пока меня не остановили, скажу, - отреагировал экс-депутат. - Три раза отправлял письмо президенту. Оказывается, наша концепция стопроцентно ложится на национальный проект «Жилье и городская среда». И у нас есть шанс получить финансирование. Только надо спешить! Чуваши уже получили! Но некому продвигать. Мой проект президент отписал Песошину, Песошин – министру, министр – замминистра, тот по ступенькам до Наташи. Никто не занимается! Обязательно нужно создать творческую группу. Мы могли бы претендовать на 16 млрд рублей, и этого бы хватило, чтобы потом не спеша углубленно довести до ума генплан и решить проблемы. У меня сегодня 35% наиболее сложной территории города – прибрежная часть – готово. Ее просто нужно немного переделать, адаптировать. У меня 365 страниц пояснительной документации, из них 210 – экологический раздел, – показал на пальцах объем бумаг Камалов. – Пока это внедрим, я еще на тот свет не собираюсь! – с улыбкой подытожил Камалов.
Владимир Ямашев, представитель исполкома Малошильнинского сельского поселения, обратил внимание на связь города и района:
– Если мы говорим о генплане города, я предлагаю дополнить его таким термином как «стратегия развития города в рамках Набережночелнинской агломерации». Рассматривать вопрос развития города с пригородными зонами.
– Небольшое пожелание, – вышел вперед Альберт Петров, гендиректор ООО УКС «Камгэсэнергострой», депутат горсовета. – Надо учесть те ошибки, которые у нас были при освоении и разработке второго генплана. Есть город, есть Тукаевский район – два хозяина, которые распоряжаются землями. Получилось так, что наш последний генплан освоен, наверное, процентов на 20–30 максимум. Почему? Пока мы его рисовали четыре года, наши друзья, Тукаевский район, втихаря распродали всю землю. Мы начали осваивать генплан – оказывается, вся земля уже куплена! Поэтому не повторить бы этого. Мы бы могли еще лет 10 работать по второму генплану, но ситуация такова, что земли нет. Землю расхватали… не буду называть кто.
– Чтобы не повторилось, что предлагаете? – спросил заслуженный строитель Татарстана Анатолий Котвицкий.
– Первое – надо определиться, в какую сторону развивать город. В сторону Мензелинска, или Сарманово, или Нижнекамска. Прежде, чем начинать проектирование, надо с тукаевцами разобраться, в каком состоянии эта земля, – рассуждал Петров, глядя на Рината Абдуллина. – Кому сколько продали и, если еще не успели продать, выпустить постановление Правительства республики - запретить в данном районе реализацию участвовать. Пока мы будем с вами усиленно три года рисовать генплан, наши друзья-тукаевцы все распродадут, и строить город будет невозможно.
Уел Хусаинов, экс-гендиректор «Челныводоканала», член Совета старейшин, отметил, что необходимо учесть экономическое развитие:
– Город будет развиваться не спонтанно, а в зависимости от его экономики. В нашем городе есть план стратегического развития «2030», который мы с вами в 2015 году принимали. Обязательно надо привлечь его разработчиков.
Затем участники распределились по тематическим столам: облик и бренд города; система озеленения, парки, скверы и набережные; пригородная зона; жилая среда; общественные центры и учреждения обслуживания; пешеходное движение; транспорт; дворовые территории. Где-то обсуждение шло очень оживленно, а за какими-то столами участников собралось совсем мало. Через 40 минут они представили результаты обсуждения.
«КОГДА СТРОИТСЯ НОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС, ОН НЕ СОГЛАСОВЫВАЕТСЯ С ПРИЛЕГАЮЩИМИ ЗДАНИЯМИ. ПОЛУЧАЕТСЯ АРХИТЕКТУРНЫЙ ХАОС»
Команда «Дворовые территории» подняла вопрос по планировке досуговых площадок для взрослого населения:
- На данный момент дворы, как правило, не распланированы. МАФы установлены как попало, не предусмотрены зоны для взрослых и людей пожилого возраста. Площадки предназначены либо для малышей, либо для подростков. Таким образом, взрослые остаются без дворового досуга. Надо решать.
Затронула спикер и проблему парковок, в том числе в строящихся домах, когда на 200 квартир предполагается всего 25-30 машиномест. Необоснованно обходят вниманием и входные группы, они не благоустроены, подчеркнула спикер. Проблемой она назвала отсутствие гармонии между новыми и старыми зданиями:
- Когда строится новый жилой комплекс, он почему-то не согласовывается с прилегающими зданиями. Получается какой-то архитектурный хаос.
Спикер от группы «Транспорт», член ТОС «Сосновый бор», обозначил основные проблемы на проекции карты. По его словам, необходимо оптимизировать транспортную сетку, чтобы значительно снизить накал трафика в часы-пик. Заточка города «под КАМАЗ» давно неактуальна и создает развивающемуся городу лишь проблемы.
- Проспекты Хасана Туфана и Вахитова по шесть полос ведут от промзоны к жилым секторам. Изначально рассчитывалось, что весь транспортный поток будет идти от «КАМАЗа» по ним. А проспекты Мира и Сююмбике были вспомогательными. В итоге получилось, что сейчас они главные, - выдал расклад мужчина. - Утром мы получаем пробки в сторону ГЭС, Нижнекамска, Елабуги, вечером - в обратную сторону. Проспект Мусы Джалиля уже не справляется. На Мира и Московском выполнили ремонт, но сделали его неправильно. Московский сузили, хотя ранее на обсуждениях говорили, что его нельзя сужать. Теперь же имеем пробки на новых улицах.
Эта рабочая группа предложила обратить особое внимание на объезд магистральной трассы М-7 через Тукаевский район и поселок Сидоровка, чтобы Казанский проспект смог стать полноценным городским и взять на себя часть трафика. Активист затронул вопрос с транспортным движением в загородной зоне:
- Много вопросов надо решать с Тукаевским районом. У нас проблема – утром по единственной улице Залесной из-за огромного трафика не могут выехать даже местные жители, вечером не могут попасть домой. По первому генплану троллейбус должен был сюда заезжать, но его так и не пустили. Почему троллейбус не пошел? Потому что снег не убирается. Поэтому у нас сделали концепцию трамваев.
Представитель команды «Система озеленения, парки, скверы, набережные» отметила, что активно обсуждались набережная Тукая и берега Мелекески. Карьер в районе Элеваторной Горы фокус-группа предложила засыпать, благоустроить на этом месте озеро и зону отдыха «Парк любви». Огромные пустующие территории - благоустроить под парки. Так, пустырь за 52-м комплексом можно превратить в зону отдыха для жителей 52, 53, 63 комплексов. Парковую зону также хотят видеть возле споркомплекса «Олимпийский». Пространство у ТЦ «Торговый квартал» предлагают «подогнать» под студентов.
Интересная идея поступила от группы «Облик и бренд города». Набережным Челнам необходима обобщающая легенда и идея. У города нет национального колорита, который отражал бы облик. Команда предложила создать городской бренд «Камская легенда», где Челны выступят как часть Камской агломерации.
- Вообще мы разделили понятие на облик и на бренд. Они между собой взаимосвязаны, но облик - это то, что мешает бренду. В облике выделили следующие проблемы: точечная застройка, несоответствие архитектуры нашему комплексному устройству. Например, строят три похожих здания и четвертое какое-нибудь непохожее. Или, например, одноэтажные арендные здания, небольшие торговые заведения. Портят облик фасады и торцы домов, открытые балконы, - перечислила представитель команды. - Отток молодежи – это вторая большая проблема после облика. Молодежь не возвращается в город. Молодежного туризма нет.
Вдобавок эта команда отметила, что челнинцев беспокоит безопасность парков и скверов, отсутствие в них скамеек для пожилых.
Представителем от команды «Пригородная зона» стал первый заместитель руководителя Тукаевского исполкома Ильмир Яббаров. Чиновник предложил при разработке генплана Челнов учитывать и район.
- Мы пришли сюда целой делегацией, у нас и главы поселений здесь, и представители общественности, потому что мы братья с Челнами, без этого никак, - заявил Яббаров. - Тукаевский район окружает. Главная проблема – по прописке живут 42 тысячи человек, без прописки еще столько же. Острыми остаются такие вопросы, как газ, вода, дороги, нехватка электричества, мест в детских сада, школах. Поэтому наше предложение – разработать генплан Челнов и Тукаевского района. Выработать совместный нормативный акт. Есть опыт у Москвы. Столица развивалась вместе с областью, в том числе инфраструктурно. Наша задача - совместно с Челнами проработать все насущные вопросы. По нацпроектам будут выделять финансы, и мы хотим, чтобы они шли не только в Челны, но и в Тукаевский район. Мы же пригород Челнов.
«ПОКА НЕ БУДЕТ ЗАВЕРШЕН ЭТОТ НЕДОСТРОЙ В ЦЕНТРЕ, ДЕНЕГ НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ ДАВАТЬ!»
За круглым столом «Точечная застройка» затронули нехватку мест для строительства нового жилья и инфраструктуры. Необходимо изменить границы населенного пункта и направить развитие в сторону Тукаевского района либо рассмотреть вариант «намыва» территории для нового строительства, подчеркнула спикер.
- Наш город не имеет резервов для нового жилья. Застроены все территории, которые были предусмотрены в изначальном генплане. После выбора новых мест для застройки необходимо сформировать дорожные коридоры для взаимосвязи с этими территориями, - предложила команда. - Необходимо благоустроить набережные, понять и принять решение по водохранилищу, развивать его.
Отражая мнение фокус-группы, спикер призвала формировать новую застройку в привычном для Челнов формате – микрорайонами, а не точечную. Для решения проблемы парковок при строительстве нового жилья предложила «вынести» из дворов все автомобили. Однако механизм выноса пока не определен – необходимо сформировать перехватывающие парковки на территории всего города и сохранить парковочные места вдоль проездов.
Команда «Общественные центры и сферы обслуживания» выделила три главные проблемы: недостаток инфраструктуры в новых районах, поликлиник с подъездами для маломобильного населения и отсутствие футбольных полей, манежей.
- Во всех районах существуют спортивные комплексы, которые включают себя и бассейн, и другие. У ребят просили именно футбольное поле, - рассказала представитель команды.
Подняли проблему коворкингов и молодежных центров. Сейчас жители просто не понимают, что происходит в молодежных центрах и для кого они работают.
Челнинец, выступающий от имени фокус-группы «Пешеходное пространство», вновь поднял проблемы благоустройства внутридворового пространства, парковок, дворов и бульваров.
- Большой проблемой является доступность промышленной зоны – сотрудникам «КАМАЗа» никаким образом невозможно туда комфортно добраться, - добавил спикер. - Приходится по каким-то обочинам ехать. Необходимо пересмотреть маршруты транспорта. Также люди просят добавить целую сеть велосипедных дорожек от прибрежной зоны до промышленной. Так же большая проблема - поселок ЗЯБ, особенно «Междуречье». Необходима пешеходная доступность районов Элеватора и Замелекесья. Также хотелось бы больше пешеходных маршрутов, например, возле вокзалов и железнодорожных путей.
Карина Набиуллина пригласила присутствующих к обсуждению. Микрофон вязала врач на пенсии. Челны должны быть городом европейского формата, вспомнила дама лозунг времен Ильдара Халикова:
- Живу в Челнах с 1974 года. Проблемная зона - центр. Пока не будет завершен этот недострой в центре, денег ни на что больше не давать! Потому что вот эта вакханалия сплошь и рядом. И на все, что там происходит, невозможно смотреть. В 78-м году выполнили нулевой цикл под дворец культуры с музыкальной школой, дальше планировалось застроить Главпочту, ЗАГС, и в результате ничего не строили. 20 лет стоял нулевой цикл, два ребенка утонули, одну женщину зарезали там. Пришел господин Халиков и говорит: будет у нас еврогород, и здесь будет деловой центр. Вместо делового центра в итоге появился ТЦ «Палитра». Это такой хламидиоз, страшно посмотреть! Обратите внимание на центр города. Город без центра – не город. Еще автовокзал. Но ведь дойти до него невозможно. Остановка для межгорода и для маршруток - там вечно грязь и толкотня, с чемоданами надо километр идти. Надо, чтобы в городе чувствовалась рука главного архитектора. Неподкупная рука. Чтобы не было в городе цыганщины и азиатщины. У нас должен быть европейский город.
«ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЗДАТЬ ГОРОД-СПУТНИК, КУДА ВЫВЕСТИ ВСЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ – В СТОРОНУ НИЖНЕКАМСКА»
Вслед за ней выступил предприниматель Роман Кузьмин:
- Есть предложение создать город-спутник, куда вывести все административные здания, филиалы – в сторону Нижнекамска. Думаю, город и будет в сторону Нижнекамска развиваться. Есть еще проблема - нехватка кладбищ, она сейчас очень остро стоит, - утверждал мужчина. - Как бы банально ни звучало, мы все рождаемся и все умираем. Многие стесняются об этом говорить. Необходимо предусмотреть генпланом этот существенный момент. Еще одна проблема – перенасыщенность торговыми центрами.
Поднял предприниматель и вопрос озеленения города:
- Появляются новые комплексы – 65-й, район Metro. Там зеленых насаждений не то, что не хватает, там пустыня сейчас! Все засажено кустарниковыми растениями, которые функцию по озеленению не выполняют.
Завершил эмоциональную встречу руководитель исполкома Ринат Абдуллин:
- Большинство озвученных проблем нам известны, мы ими занимаемся. Не все так быстро происходит. И объединение с Тукаевским районом – это отдельная песня. Нам надо сначала в Челнах обустроить все по генплану. Но и Тукаевский район нам близкий, потому что в основном челнинцы там живут. Там у них и дачи, и дома. Все взаимосвязано, все переплетено, поэтому будем тоже над этим работать, - пообещал сити-менеджер. - В этом году у нас юбилейный год ПАО «КАМАЗ». Будет множество мероприятий. Много объектов будет построено и отремонтировано. Все мы работаем, чтобы улучшить жизнь в нашем городе. Меняем в инфраструктуре то, что не успели построить изначально, потом в перестроечные времена.
Набиуллина анонсировала следующую встречу, где челнинцы смогут оценить статистику и результаты анализа собранных данных.
Chelny-biz.ru
Фая
Ильдус Хабибович Камалов