, 14 Мая
Новости
Подробно


«Какие еще няньки нужны в этом деле? Вопрос к малому бизнесу: а где вы, друзья мои?»

02.02.2015, 18:28

Тема муниципального заказа и участия в торгах малого и среднего бизнеса Челнов сегодня вновь оказалась в центре внимания. По информации, озвученной на «деловом понедельнике» Азаматом Вильдановым, начальником профильного отдела исполкома, общие итоги за 2014 год весьма неплохие. Так, в Челнах за 12 месяцев прошлого года ведомство организовало закупок на 2,2 млрд рублей, удалось сэкономить 54,7 млн казеных средств. В торгах приняли участие 5456 представителей малого и среднего бизнеса – это 94% от общего количества участников, при этом 4820 предприятия – челнинские. Основная доля контрактов, 86%, заключена с местными поставщиками и производителями. Однако Вильданов озвучил и минусы - ряд лотов, например, вообще не интересует местного бизнесмена. Вместо челнинцев муниципальные заказы автограда обслуживают представители соседних городов и районов, что крайне не понравилось Наилю Магдееву.

В 2014 году отделом муниципального заказа проведено 2267 электронных аукционов – это 40% от всего объема. По сравнению с предыдущим годом показатель увеличился в три раза и, судя по всему, вырастет и в этом. Отвечая на вопрос руководителя исполнительного комитета Наиля Магдеева, Вильданов отметил, что на электронную площадку госзакупок можно вынести еще 400-500 аукционов.

- К этому нужно стремиться в 2015 году, обращаю внимание заместителя руководителя исполнительного комитета, который этими вопросами занимается, - заявил Магдеев. – Все должно быть открыто и прозрачно. Нам скрывать нечего в этом вопросе. Цена и качество должны быть главными критериями в работе при формировании муниципального заказа.

За 2014 год в торгах и запросах котировок приняли участие 5805 предприятий, в том числе 5103 – местных. За один лот в среднем борются три поставщика, рекорд приходится на поставку продуктов питания – 5-6 и более участников. Всего через отдел мунзаказа прошло лотов на 1,6 млрд рублей, челнинскими поставщиками за этот период было освоено закупок на сумму 1,4 млрд. Как и в прежние годы, львиная доля объема была направлена заказчиками города на организацию отдыха и питания детей, а также коммунальные услуги.

Впрочем, как оказалось, есть ряд закупок, которые не вызывают интереса у челнинских предпринимателей. Речь идет о поставках оборудования и бытовой техники, моющих средств и мягкого инвентаря. Часть из них местные производители просто игнорируют.

- Например, в 2014 году было осуществлено закупок оборудования и бытовой техники на сумму более 17 млн рублей. Местные поставщики участвовали в аукционах на сумму 13,2 млн. В остальной части закупок участвовали поставщики Казани, Нижнекамска, Альметьевска, только не Набережных Челнов. Или к примеру, на закупку мягкого инвентаря (полотенца, наволочки, простыни – ред.) было потрачено 2,9 млн рублей. Челнинские участвовали в аукционах на сумму 1,5 млн, - привел несколько примеров Вильданов.

- У нас иногда идет игра в одни ворота. Пассивность тут с чьей стороны? Муниципалитет открыт, - комментируя слова Вильданова, заявил Магдеев. – Это же неиспользованные резервы – больше 10 млн рублей! В условиях непростой экономической ситуации на это нельзя не обратить внимание. Мы предлагаем – участвуйте. Какие еще няньки нужны в этом деле? У нас возникает вопрос к малому бизнесу: а где вы, друзья мои? Нас часто упрекают, что мы не поддерживаем вас. Как не поддерживаем? Поддерживаем, еще больше можем поддержать. Приходите, участвуйте. …Неужели мягкий инвентарь славный автоград не производит?! Он у других особенный что ли? Не думаю. Транспортная составляющая других городов - она же все равно закладывается в стоимость товара, а здесь она минимальная. Что в них особенного, чего не делает малый бизнес Челнов? Я не против того, чтобы в торгах участвовали предприниматели из других городов, но я патриот своего города.

Азамат Вильданов выразил надежду, что количество челнинских поставщиков непременно возрастет в условиях кризиса. Поскольку именно в это время у коммерческих структур меняются приоритеты в пользу бюджетных учреждений.

- 94% субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в торгах – это хорошо, но есть база, куда можно двигаться, - заявил Магдеев. - Это информация не только для размышления, но и для активных действий со стороны структур, взаимодействующих с малым бизнесом. Здесь должна быть активная позиция со стороны ТПП, ассоциаций предприятий. Есть резервы, цифры мы озвучили, по ним нужно работать.

Пассивность бизнеса сити-менеджер частично объясняет безграмотностью – многие просто не знаю, как работает система мунзаказа. Сейчас первоочередной задачей руководства Челнов является обучение предпринимателей. К слову, семинары на эту тему в еженедельном режиме проводятся на базе ТПП, курсы по муниципальным заказам планируют проводить в течение февраля, при необходимости они будут продлены.

- Малый бизнес в производстве работает хорошо, но умеет ли он работать в сфере подачи заявок на участие в электронном аукционе? Я думаю, нет. Наша задача помочь научиться. Предприятиям нужно осваивать российский рынок, но для начала нужно освоить свой… Чем китайский товар лучше, чем наш? Почему мы с ним не можем выходить на республиканскую и федеральную площадку? Можем, но для этого нужно людей научить. Они умеют производить товар, но не умеют пока работать с электронными площадками. Это главное. В этом вопросе мы должны быть хорошими и добрыми помощниками, - подытожил Магдеев.

Лилия Хамитова 

Видео