, 22 Мая
Новости
Подробно


«Я не могу сказать, когда мы отойдем от «КАМАЗа». Прогноз - вообще вещь неблагодарная»

15.08.2014, 18:42

Мэр Набережных Челнов на днях в рамках специальной рубрики «PRO Бизнес», которая выходит в информационном блоке телеканала «Чаллы ТВ», прокомментировал итоги социально-экономического развития города за шесть месяцев 2014 года. Василь Шайхразиев в интервью рассказал, что вопрос о статусе моногорода – спорный: Челны уже не столь критично зависят от «КАМАЗа», но в то же время говорить о «свободе» - значит, лукавить. Кроме того, глава города опроверг разговоры о том, что пищевая промышленность Челнов в ближайшие годы может обогнать автогигант по экономическим показателям.



- Василь Гаязович, буквально на днях исполком опубликовал итоги социально-экономического развития города за первое полугодие 2014 года. Согласно документу, в Набережных Челнах наблюдается некоторое падение в производстве. Индекс промышленного производства составил 94,1%. Не напоминает ли это вам кризисный 2008 год? 

- Если посмотреть с точки зрения развития нашего города, конечно, до сентября 2008 года те наши плановые обязательства, проценты роста в целом экономики нас радовали. В большей степени это вдохновляло бизнес, бюджетные учреждения. Когда поступили первые сигналы мирового кризиса, мы, конечно, начали его расчищать. Мы не пали духом, и чтобы город оставался конкурентоспособным, ухватились за основные на тот момент документы – постановление правительства РФ, в котором было объявлено о кризисе и поддержке городов по программе самозанятости. Тогда Челны привлекли из федерального центра не 1 млрд. рублей, и это и для предприятий, и для рабочего класса, в том числе и для безработных, оказалось, конечно, очень серьезной помощью. Нам удалось запрыгнуть в вагон уходящего поезда по моногородам. Вы, наверно, помните, что Челны изначально отсутствовали в списке моногородов, нас включили только потом, чуть ли не в последнюю очередь. 

Ведь действительно город был построен для обслуживания автогиганта, и мы помним 90-е годы, когда в каждой семье был рабочий-камазовец. Тогда эта цифра достигала 120 тыс. человек. Сегодня на «КАМАЗе» работают 35 тыс. Мы сумели доказать правительству России, что мы все-таки моногород и зависим от одного предприятия. Для возможности диверсификации бизнеса мы включили четыре проекта и сумели привлечь серьезное финансирование. Только государственная доля составила 1 млрд. 940 млн. рублей, плюс собственные и заемные средства. Сегодня все они работают. Можно сказать, что проекты прошли этап своего становления, но еще не работают на полную мощность. Когда придет время, это будет не одна тысяча созданных новых рабочих мест. 

 

В то же время «КАМАЗ» не стоит на месте, за последние годы он показал, что тоже умеет работать: это и созданные совместные предприятия, и площадка КИП «Мастер», и поставки в части госпрограмм. «КАМАЗ» вплотную подходит к тому времени, когда ежегодно будет выпускать 50 тыс. машин. Мы видим, что идем почти на равных с другими городами. Сегодня Набережные Челны продолжают оставаться моногородом, просто переходят в категорию улучшенного состояния, поэтому говорить, что зависим от «КАМАЗа» - это не правильно, а вот говорить обратное - тоже получится, что лукавим. Сегодня мы все равно остаемся единой командой – «КАМАЗ» и город. И для нас принципиально важно его развитие, но при этом нам необходимо развивать другие проекты. Возвращаясь к итогам социально-экономического развития города за первое полугодие 2014 года, можно увидеть, что 48,7% промпродукции – это доля «КАМАЗа». 

- А как пищевая промышленность? Участники рынка утверждают, что эта отрасль может выйти в лидеры, что не очень хорошо для города. 

- Это не так. Пищевики получают выручку столько, сколько люди съедают. И не более. У «пищевки» есть большой минус – наличие срока хранения: сутки, неделя, месяц. У «КАМАЗа» его нет. Поэтому эта отрасль не может бешено наращивать свои обороты. Они всегда рассчитывают на потребителя, увеличивая производство лишь на немного. 

Объем потребления стабилен. Возьмем, к примеру, употребление спиртных напитков. Сколько бы мы не боролись в части здорового образа жизни и всего остального, сокращение это настолько мизерное, которое практически не делает проблемы. Единственное что получается, это либо уходит поддельная водка, самогон, а общая доля потребления также остается. Так же и с продуктами питанию. Потреблению есть предел. 

- Пищевая промышленность также зависит от «КАМАЗа»? 

- Конечно. Потребитель пищевой промышленности – человек, который покупает себе еду, это может быть камазовец. В то же время, само предприятие покупает продукцию для своих столовых. 

- В любом случае экономическую картину города формирует «КАМАЗ». Судя по итогам первого полугодия, автогигант на 9,8% меньше выпустил продукции. Существенный минус приходится именно на него. Когда мы сможем уйти от этой зависимости? 

 

- Здесь есть две составляющие. Если обратиться к истории, еще лет 7-8 назад для «КАМАЗа» первый квартал вообще был нулевой: январь никто не работал, а первые продажи начинались в середине марта. Чтобы выплачивать заработную плату бюджетным работникам в первые три месяца года («КАМАЗ» полномасштабно начинал выплачивать налоги и зарплату только после марта), мы заранее из бюджета города готовили финансовые средства. Когда 1 июня все учителя уходили в отпуска, мы тоже заранее вынуждены были копить, чтобы единовременно могли им выплатить. Это лишь предыстория. Сейчас же возвращаясь к итогам первого полугодия, могу лишь сказать, что снижение выпуска продукции почти на 10% не говорит о том, что «КАМАЗ» не сможет догнать показатели во втором полугодии. Факт снижения показателей действительно есть, цифра вообще вещь упрямая. Во втором полугодии есть серьезные программы, которые заявляются на уровне правительства РФ. Думаю, что «КАМАЗ» выполнит свои обязательства в полном объеме. Тогда у нас общая годовая выручка по итогам 2014 года составила бы 206 млрд., при этом добрая его половина – камазовская. Тогда в принципе, ситуация по итогам 12 месяцев будет ровная, может даже в какой-то степени положительная. 

Я не могу сказать, когда мы сможем отойти от «КАМАЗа». Прогноз - вообще вещь неблагодарная. Мы 45 лет живем с момента великой стройки, и «КАМАЗ» всегда являлся доминирующим предприятием. Поэтому я как мэр города не стал бы заявлять, что к такому-то году мы уйдем от него. Сегодня это невыполненная задача даже по программе моногородов. И когда мы говорим, что получили 1,9 млрд. рублей из федерального бюджета, невольно возникает вопрос, кто еще нам может выделять такое количество средств ежегодно, чтобы уйти от монозависимости. Кроме федерального центра больше никого нет, потому что республиканский бюджет, скорее всего, не сможет этого сделать, а у местного тем более нет средств. 

Наша задача помочь малому, среднему, крупному бизнесу в становлении, чтобы в городе Набережные Челны им было комфортно работать. Для этого, конечно, очень много делается. Хотя при этом, доля малого и среднего предпринимательства в налоговых поступлениях составляет лишь 28%. 

- Каковы планы на 2015 и 2016 годы в рамках программы поддержки моногородов? 

- К сожалению, заявлять о новых программах мы не можем, так как по программе моногородов разговор идет об успешном завершении этого проекта. Тем более, мы вошли в категорию эффективного муниципального образования, который в любой момент может выбыть из программы. Поэтому, помимо этого, у нас есть другие направления развития нашего города, в первую очередь это промплощадки. Сегодня мы хотим включить три площадки в программу финансирования для получения средств на строительство сетей. Это промпарк «Развитие», «Кориб» и индустриальный парк «Челны». Думаем, что мы сумеем привлечь эти средства, а они в свою очередь пойдут на благо развития нашего города. 

- Вы говорили, что в Набережных Челнах нет проектов, куда может прийти реальный инвестор. Возьмем, например, промпарк «Развитие» - разве он не может быть таковым? Почему вы рассматриваете только госфинансирование? 

- Само название «Развитие» говорит об этапности. На эту площадку мы хотели привлечь представителей малого бизнеса, которые в своих планах ставят дальнейшее развитие. Понятно, что у них есть бизнес, есть определенные финансовые потоки, но для следующего рывка нужна очень серьезная поддержка. Как раз такой площадкой является «Развитие», которая обеспечит переход от малого бизнеса к среднему, а от среднего к крупному. При этом здесь они смогут получить территорию в собственность. 

- Вопрос про дороги на БСИ. Президент Татарстана обещал выделить средства на их ремонт, но в то же время АПИ занято поиском инвесторов для платной дороги на этой территории…

 

- По БСИ пока Рустам Нургалиевич не обещал, что там будет дорога. Во время встречи с предпринимателями сообщил, что готов рассмотреть вопрос и принять по нему решение. Сегодня мы уже представили общую характеристику по данной территории: сколько компаний там работают, примерная выручка, налоговые поступления и т.д. Если будет финансирование на капремонт дорог, было бы, конечно, очень здорово. С другой стороны, пока там не будет полномасштабно выполнен ремонт всех развязок, что в разы превышает капитальный ремонт самой дороги, конечно, ситуацию на БСИ невозможно решить. 

- Поговорим о среднем и малом бизнесе. Исполком говорит о положительной динамике роста зарегистрированных юридических лиц, ИП. В какую сферу они идут? И действительно ли можно говорить о росте, ведь наравне с открывшимися есть и закрывшиеся предприятия? 

- При любой ситуации это положительная динамика. Единственное, этот рост, который показывает малый и средний бизнес, немного нас вводит в заблуждение. Все-таки буквально недавно мы говорили, что в Набережных Челнах очень большой процент закрытия, вы правы в этом. Все это было связано с политикой новой системы налогообложения. Время прошло, сегодня идет рост. С другой стороны, если мы вернемся на несколько лет назад, то эти цифры на уровне показателей 2007, 2008, 2009 годов. 

С точки зрения города, мы представлены во всех сферах: машиностроение, торговля, общественное питание, ИТ-технологии, сфера услуг и т.д. Нет какого-то определенного направления, по которому бы отличились. С другой стороны, мы всегда изучаем другие рынки. К примеру, в беседе со специалистом по урбанистке, который исследует наш город, я узнал, что он был приятно поражен, что в Челных работают четыре антикафе и люди туда ходят. Он сказал, что об этом вообще не слышал. При этом подметил, что челнинский бизнес имеет нюх и знает, где и на чем можно заработать. У нас периодически открываются магазины, рестораны, парикмахерские, дизайн-клубы… Наша задача их поддержать и каждому челнинцу, желающему развивать свой бизнес, дать эту возможность. Если помните, буквально два-три месяца назад, когда мы начали новое строительство трамвайной ветки, на этих путях стояли семь торговых павильонов. В связи с чем часть челнинцев задавалась вопросом: «А как поступит власть: договорится или просто закатает объекты рельсами?». Мы показали нашу целевую задачу: договорились с каждым предпринимателем. Сегодня уже шесть павильонов снесены без ущерба для бизнеса челнинцев. Все шаги руководства города говорят о том, что мы очень серьезно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. 

В этом году мы отмечаем 45-летие «КАМАЗа», через 45 лет, когда будем отмечать 90-летие, мы увидим город совсем в другом свете: по бизнес-отношениям, налоговым платежам, культуре и развитию. Тогда уже можно будет сказать, что тот старт, который был дан в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса, дает реальный результат. 

Видеоверсию интервью смотрите на «Чаллы ТВ» в рубрике «PRO Бизнес» на следующей неделе.

Видео