Сразу три Киямовых сегодня утром рассказывали мэру Набережных Челнов, как аварийно латают ямы на дорогах, капитально ремонтируют проспект Чулман, остановки, водопроводные и тепловые сети. В шесть утра Наиль Магдеев пригласил журналистов на совместный объезд и сообщил, что отныне они станут регулярными – дважды в неделю. «Мы поставили задачу к 1 мая в городе все привести в порядок, но без личного участия и осмотра многие работы не выполняются точно и в срок», – подчеркнул Магдеев. Попутно мэр рассказал о том, кому советует ходить в мечеть, почему чувствует себя завхозом и не занимается политикой.
«Я ЕМУ НЕ ЗРЯ ГОВОРЮ, ЗАЙДИ В МЕЧЕТЬ, ДАЙ САДАКА»
Объезд назначили на утро, 6.00. В это время на первом объекте, на улице Ахметшина, бригада сотрудников МУП «ПАД» уже латала дыры в дорожном полотне. Как пояснил директор ПАД Фарид Киямов, который тоже был на месте, работы на челнинских улицах ведутся круглосуточно.
Аварийный ямочный ремонт в этом году выполняется по той же технологии, что и в прошлом, но с удвоенной силой. Дело в том, что в прошлом году предприятие при поддержке президента приобрело новый, второй, рециклер. Объем бака рассчитан на изготовление 300 кг асфальта. В бак засыпается щебень и битум, и в течение 15–30 минут в зависимости от материала, от погодных условий материал готов к работе.
– В среднем в смену производится около 10 замесов, – рассказал Фарид Киямов. – То есть с двумя рециклерами мы за смену делаем 20–22 замеса по 300 кг асфальта. На сегодня мы уложили 1700 кв. метров асфальта, или 185 тонн. Дополнительно поработали по новой технологии, уложили порядка 800 кв. метров (165 тонн) холодного асфальта.
Журналисты напомнили директору ПАД о жалобах автомобилистов на ремонт проспекта Мусы Джалиля с применением холодного асфальта.
– Говорить, что ремонт был некачественный, – это неправильно, – ответил Киямов. – Такая ситуация сложилась из-за перепада температур. С аварийным ямочным ремонтом мы заходили на проспект Мусы Джалиля в декабре три раза. Раньше выходили в конце февраля, когда уже погода стабилизировалась, были положительные температуры.
– Стоило ли тогда ремонтировать дорогу в декабре? Какая была в этом необходимость?
– Так жители жалуются! Просят устранить эти ямы, повреждают колеса.
В ближайшее время предприятие запустит завод, и при положительных температурных условиях будет выпускать литой асфальт. Тогда, по совам директора ПАД, дела пойдут эффективнее: на дороги города выпустят три установки РД-925 («Кохер»), у которых производительность 5–7,5 тонн асфальта. Соответственно, будут работать не два звена дорожников, как сейчас с двумя рециклерами, а три. Ямочный ремонт традиционно планируют завершить в апреле – мае.
– Работа дорожной службы – она бесконечная, – заметил Наиль Магдеев. – Сколько ни латай, дороги всегда нуждаются в ремонте. И эта аномальная зима сыграла свою роль. Ничего хорошего для наших российских дорог она не принесла. Надо за короткий промежуток времени с учетом наших природно-климатических условий успеть сделать побольше. Круглые сутки работаем, в две смены, два звена. Сейчас дорожникам нужна плюсовая температура. Я ему (Фариду Киямову – ред.) не зря говорю: зайди в мечеть, дай садака (добровольная милостыня у мусульман – ред.), чтобы Всевышний дал хорошую погоду, чтобы была плюсовая температура.
«У НАС И ПО МИРА В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛИ ЗАМЕЧАНИЯ К «КАМДОРСТРОЮ»
Аварийный ремонт проведут на Чулмане, Автозаводском проспекте, на улицах Комарова, Низаметдинова и других. Всего на него в этом году запланировано 17 млн рублей. Сумма не такая большая, признал Киямов. Деньги растягивают на самые проблемные участки. Основная надежда – на финансирование ремонта проспектов и улиц в рамках программы по приведению дорог в нормативное состояние. В прошлом году на эти цели было выделено 340 млн рублей. В этом году дорожники надеются получить не меньше.
К слову, Фарид Киямов назвал кое-какие цифры по стоимости ремонта дорог. Так, аварийный ямочный ремонт стоит 1200 рублей за кв. метр. А такой капремонт, как на Сююмбике, стоит порядка 5–9 тысяч рублей за квадратный метр. Журналисты отметили, что на отремонтированном в прошлом году Сююмбике уже появились ямы.
– Да, мы в курсе, – ответил Киямов. – Об этом мы сообщили «Камдорстрою». При положительных температурах они выйдут и устранят. У нас и по Мира в прошлом году были замечания к «Камдорстрою». Проспект еще на гарантии находится. На участке от Королева до Беляева они в рамках своих гарантийных обязательств устранили колейность, в этом году должны продолжить работу.
В разговоре с дорожниками прозвучала распространенная фраза о том, что ямочный ремонт – это деньги на ветер.
– Я бы с этим не согласился, – заявил Наиль Магдеев. – Хотя срок эксплуатации участка дороги, где прошел ямочный ремонт, небольшой, но гражданам нужно ездить сегодня и сейчас. Когда еще эта дорога будет включена в план капитального ремонта? Даже если мы эту дорогу приведем в нормальное состояние, чтобы можно было по ней безопасно передвигаться, я думаю, это правильно. Из двух зол выбираем меньшее.
«ПРОСПЕКТ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ НИКАКОЙ! НУЖНО ДЕЛАТЬ»
После осмотра работ на улице Ахметшина Наиль Магдеев сел в микроавтобус с журналистами, лицом к представителям СМИ, Фарид Киямов также занял место в салоне, а Рафаиль Киямов сел впереди, рядом с водителем, чтобы показывать маршрут.
– Кто рано встает, тому Всевышний денег дает… на дороги, – пошутил мэр. – Объем средств, выделяемых на дороги на 2016 год, – на уровне 2015 года. Президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов нас и в этом году поддержал. Сумма прошлого года была на уровне 1 млрд 196 млн рублей, плюс мы смогли благодаря усилиям президента 825 млн получить на капремонт дорог в промзоне. В этом году надо попытаться, чтобы объем дорожных работ был не меньше, а желательно на уровне прошлого года.
Капремонт проспекта Чулман планируется по той же технологии и схеме, которую применили на проспектах Дружбы Народов и Сююмбике. Это полная замена дорожного полотна, замена бортового камня, остановочных павильонов, ремонт разворотов, обустройство пешеходных переходов. Пока идут расчеты, готовится проектно-сметная документация.
– Ну, и так каждый год, по одному основному проспекту, – выразил надежду мэр. – И естественно, ремонт других дорог. Проспект Мусы Джалиля никакой! Нужно делать. Ряд других дорог в тяжелом состоянии. Будем заниматься. Наша задача – приводить в порядок. Так, да, Фарид Хадиевич? Раз в неделю мы к тебе будем приезжать, смотреть. Лучше один раз увидеть, чем несколько раз от тебя услышать.
В этом году планируется продолжить работы и на БСИ.
– В промзоне работы много. Во-первых, протяженность дорог большая. Работаем сейчас на улицах Моторная, Металлургическая, общая протяженность которых 24 км, – сообщал попутно Магдеев. – Работаем капитально, с бортовым камнем, с освещением. В промзоне когда было освещение?
Большую часть дорожных работ в Челнах выполняет «Камдорстрой».
– Работают наши, челнинские, организации, не какие-то «левые» приглашенные. Во-первых, мы их знаем хорошо, а во-вторых, это гарантия того, что в любое время мы можем к ним обратиться по гарантии, а она у нас четыре года, предъявить свои претензии по части качества, – пояснил глава города. – Ну и, в-третьих, это зарплата, налоги. Что бы делал «Камдорстрой» без такого заказа в прошлом году? И в ПАДе весь коллектив бы загружен.
«РАЗ ТЫ ВЗЯЛ УЧАСТОК 10 ЛЕТ НАЗАД, ТО НАЧИНАЙ УЖЕ СТРОИТЬ!»
До следующего объекта на улице Пушкинская автобус проехал по улице 40 лет Победы, куда Наиль Магдеев выезжал инспектировать освещение в первые дни работы в Челнах. Тему беседы сменили. В прошлом году на освещение города потратили 41 млн рублей. На этот пока (по одной из программ) запланировано 15 млн рублей. На благоустройство набережной Мелекесски в этом году выделено 100 млн, на парки – 85 млн.
– Нам надо завершить мемориальную часть парка Победы, – пояснил задачу мэр. – Инвестор окончательно благоустроит территорию вокруг колеса обозрения. Собственник, который более 10 лет имеет участок в парке Победы, построит двухэтажный детский развлекательный центр. Помните, там все стояло забором огороженное? Трудно было, но мы договорились, чтобы он забор убрал, и попросили очень активно начинать застраивать участок. Мы не претендуем на то, чтобы оспаривать собственность этого предпринимателя. Мы говорим: «Раз ты взял 10 лет назад, то начинай уже строить».
«С УТРА ОДНИ КИЯМОВЫ! НЕ РОДСТВЕННИКИ ВЫ?»
Вторая остановка – в районе ТЦ «На Пушкинской». Здесь идет плановый капремонт водопроводных сетей протяженностью 800 метров. Ордер на производство открыт в начале февраля, к 5 апреля работы должны завершиться. Об этом Наилю Магдееву рассказал сотрудник «Челныводоканала» по фамилии Киямов.
– Киямов? С утра одни Киямовы! – улыбнулся мэр, глядя на Рафаиля и Фарида Киямовых. – Николай I, Николай II. Не родственники вы?
– Нет. Первый раз вижу, – поддержал шутку Рафаиль Киямов, начальник управления ЖКХ.
«Челныводоканал» планирует в этом году ремонт 12 км водопровода по всему городу и строительство новых сетей в 20-м микрорайоне.
Следующим объектом на пути стала остановки «Дворец спорта» по проспекту Чулман. Поскольку в рамках капремонта проспекта будут установлены новые павильоны, старые конструкции демонтируют.
– Если его почистить, привести в порядок, он еще будет служить, – заметил Магдеев.
Такая практика действительно развита в городе. Сейчас ПАД восстанавливает пять демонтированных в ходе ремонта Сююмбике павильона. Они будут установлены там, где сейчас павильоны отсутствуют вовсе. Остановки, которые демонтируют в ходе капремонта проспекта Чулман, тоже приведут в порядок и вернут на улицы города.
Сейчас ПАД эксплуатирует 128 автобусных остановок, вместе с трамвайными в черте города – 328. Наиболее актуальная проблема для предприятия – расклейщики объявлений.
– Круглые сутки мы с этим боремся, очищаем, сколько затрат! – сокрушался Фарид Киямов. – Но расклеивают заново. Мы написали заявление в УВД, что порча имущества. Его передали в АТИ. Говорят, нарушителя надо поймать за руку.
– Надо использовать правовые механизмы по отношению к тем, кто портит городское имущество. Там же телефон, адреса рекламодателя указано. Разве это не считается? Когда кто-то заказывает расклейку, он ведь дает техзадание, – стал логически рассуждать мэр. – Надо тогда начать методично работать с рекламными компаниями.
«МЭР ГОРОДА – ЭТО БОЛЬШОЙ ЗАВХОЗ»
По пути к очередному объекту Наиль Магдеев рассуждал вслух о своей работе:
– Мэр города – это большой завхоз. Где убрать, где почистить, где дороги привести в порядок, где свет, детсады, школы… На уровне города политикой мэр редко занимается. Политика – это региональный, федеральный уровень.
Последней точкой объезда стал участок капремонта тепловых сетей. 250 метров от дома 20/09Д до 20/09А обновят этой весной. Ордер на земельные работы открыли 9 марта, засыпка планируется к 11 апреля.
– Если погода позволит, выполним благоустройство – чернозем, озеленение, – отчитался мастер Артем Вычужанин. – Все правила соблюдаем, дорожное покрытие не нарушалось. Работаем по графику.
– Давно работаешь? Нравится? Зарплата как? – начал интересоваться мэр.
– На теплосетях шесть лет уже. Зарплата стабильная, на жизнь хватает. Есть жена, двое детей, – ответил мастер.
– Удачи в работе! Сделай тут все так, как положено!
Подводя итоги поездки, Наиль Магдеев напомнил о двухмесячнике по благоустройству города:
– Необходимо сейчас уже начинать работы. Это будет объектом нашего пристального внимания. Рабочие объезды с шести часов утра будут регулярными, минимум дважды в неделю, в разных микрорайонах города, по разным объектам. Будем пораньше вставать, попозже ложиться, чтобы больше успеть сделать для города.
Кстати, как признался Наиль Магдеев, встал он сегодня в четыре утра, притом, что лег вечером в 23.30.
Анна Перебаскина
Рамиль