, 18 Января
Коронавирус. Заражено: 331 623 988 человек. В России: 10 865 512. В Татарстане: 44 522. В Челнах: 5 819
Новости
Подробно


«Сейчас город ассоциируется с «КАМАЗом», а нужно, чтобы с трамваем»

14.07.2014, 19:24

Василь Шайхразиев заставил сегодня пройти журналистов и ряд чиновников несколько километров пешим ходом - мэр Набережных Челнов с самого утра инспектировал ход строительства новой трамвайной ветки. За два часа ходьбы, от пересечения Сююмбике-Беляева и почти до Бумажников, глава города успел озвучить идеи о привлечении к проекту частных инвестиций, рассказать о договоренности с предпринимателями, которые мешали работам, и поругать строителей за «мусор». Завершился обход совещанием, где критика досталась уже директору ООО «Электротранспорт», который так и не смог ответить Шайхразиеву на самый главный вопрос: как популяризировать среди населения трамвай?

Главным сюрпризом для некоторых участников утреннего обхода (в основном, представителям СМИ), который начался в восемь утра, стало желание мэра пройти по всему маршруту новой ветки пешком (!) – это более шести километров. Шайхразиев довольно быстро вел свиту по шпалам, строительным материалам, попутно раздавая задания и делая замечания. И надо сказать, что никто из подчиненных не осмелился воспользоваться транспортом, хотя отдельным личностям и было тяжело.

Как сообщил Василь Шайхразиев, уже выполнен большой объем работ. До сентября в планах завершить по всей длине дороги монтаж рельс, установку опор, тяговой подстанции и проведение контактных линий. После чего, как выразился градоначальник, начнется «ювелирная работа» - пуско-наладка трамвая.

- После завершения работ необходимо увозить оставшийся материал, - мэр обратил вниманием на груду лишних шпал, которые остались после прокладки путей. - Увозите, а то завезли энное количество, а потом начнут пропадать. Ведите учет! Мы же не должны такой бардак оставлять: привезли, раскидали… Чтобы количество знали и затрат меньше было, а потом, чтобы не охранять и людям не показывать, нужно на склад везти или на другой участок.

Строительство ветки, протяженностью 6,2 км в двухпутном измерении и стоимостью 530 млн. рублей, финансируется республиканским бюджетом. В ходе строительства на остановках будут установлены информационные табло с указанием маршрута и регулярности движения, а также новые павильоны. Кстати, последние Шайхразиев предложил возложить на плечи инвесторов, к примеру «Сбербанк», который активно использует в Челнах строительство брендированных остановок.

- Необходимо посмотреть: то ли нам ставить установленные варианты остановочных павильонов, то ли новые разработки, то ли отдаем инвесторам. А почему бы нет? «Сбербанк» пытается работать в этом направлении, другие банки, инвесторы... Сейчас мы заливаем фундамент под остановочные павильоны, сразу нужно думать, что там будет, чтобы лишний раз не сверлить и не исправлять объект. Поэтому нужно приглашать тех, у кого есть к ним интерес. Мы с удовольствием готовы предоставить эту возможность, а сами сэкономим средства.

Отметим, что в ходе строительства новой трамвайной ветки будут установлены 22 новых остановочных павильона, некоторые из них будут объединены с автобусными. Стоит напомнить, что по маршруту новой трамвайной ветки размещены несколько торговых павильонов. Вопрос по их ликвидации стоял довольно остро. Как ранее сообщал Василь Шайхразиев, предприниматели, ведущие здесь свой бизнес, начали торговаться с исполкомом, требуя компенсации. Не обошлось без обращений в суд.

- Мы прекрасно понимаем, что этот вид деятельности – материальная составляющая для семей предпринимателей, которые там ведут свой бизнес. Но в то же время мы говорим, что трамвай нам важнее… Думаю, что любовь и патриотизм сыграют свою роль, - комментируя сегодня этот вопрос, ответил Шайхразиев.

Известно, что один из павильонов («Планета цветов»), расположенный на остановке «Медгородок» сегодня уже демонтируют. Исполком выплатил его собственнику компенсацию в размере 1,3 млн. рублей, именно во столько был оценен объект. Стороны разошлись на этот раз мирно.

- Исполком выкупил помещение по стоимости оценки. Никаких нареканий у меня нет, мы договорились, - сообщила Порталу Предпринимателей собственник объекта Наиля Набиуллина.

На сегодняшнем совещании вопрос коснулся и обустройства дорог. Переходя мост через Челнинку, Шайхразиеву доложили, что прокладка путепроводов по этому участку будет завершена до 25 августа, ремонт же моста специалисты обещают закончить 30 июля. Мэр отметил, что ограждения здесь будут покрашены в оранжевый цвет, информирующий участников дорожного движения об опасности данного участка. Позже правило распространят и на все остальные мосты и путепроводы города.

Вторая часть мероприятия прошла на ООО «Электротранспорт», куда участники совещания добрались на новом трамвае.

- Думаю, что только около 5% присутствующих здесь могут себе позволить проехать на трамвае, у остальных же есть служебные и личные автомобили, - заходя в вагон, отметил Шайхразиев. – Мы приобрели 10 составов, все они уже доставлены в город. Получается, что обновили более чем 10%. Вагон удобен и комфортен, ну а с точки зрения эксплуатации здесь функционирует серьезная система энергосбережения. Наше предприятие «Электротранспорт», пользуясь этим трамваем, уже несет экономию.

Уже в актовом зале «Электротранспорта» участники выездного совещания заслушали доклад Рашида Шамсудинова, руководителя предприятия. Он отметил, что с вводом в эксплуатацию новой линии предприятие рассчитывает на получение дополнительной прибыли в размере 50 млн. рублей. Трамваи будут курсировать с интервалом 4 минуты. За 5 месяцев 2014 года этот вид транспорта перевез в Челнах 8,7 млн. пассажиров, за аналогичный период прошлого года эта цифра превышала 9 млн. Снижение пассажиропотока Шамсудинов объясняет расширением города: челнинцы переезжают в новые районы, где отсутствуют трамвайные линии. Из-за сложной ситуации с дефицитом средств, предприятие было вынуждено значительно снизить расходы по всем статьям, в частности по содержанию состояния путевого хозяйства. В структуре максимальной доли затрат занимает заработная плата, также растут затраты на электроносители.

- Вы уже говорите 3 с лишним минуты, но еще не приступили к той задаче, которую я перед вами поставил. Поэтому к докладам нужно готовиться более тщательно, - с критикой обратился к Шамсудинову мэр. – Эту информацию можно было предоставить СМИ на выходе в виде распечаток или в электронном виде.

- Все я закончу, все расскажу, - в свою очередь отметил руководитель ООО «Электротранспорта». - …В 2013 году в город прибыло 10 единиц подвижного состава. Вагон данной модели может позволить перевозку граждан с ограниченными возможностями, до 20-30% сэкономить электроэнергию на тягу. При этом если мы сумеем модернизировать тяговую подстанцию, сможем сократить использование электроэнергии еще на 45%... Уже сегодня реализована плата проезда через ООО «Социальная карта». На сегодняшний день затраты по содержанию кондукторского состава составляет порядка 50 млн. рублей в год. Поэтому дальнейшая работа с «Социальной картой» достаточно важна. Мы предполагаем, что если сегодня уйдем на оплату через «Социальную карту», то сэкономим порядка 20 млн. рублей. Средства эти можно будет направить на улучшение качества обслуживания населения, путевого хозяйства.

- Давайте сделаем вторую попытку, если не получается, мы все идем пить чай, - перебил во второй раз мэр. - Вот вы сказали, что во всех передовых странах более 50% населения ездит на трамваях. Сегодня в Набережных Челнах это 35%. Что вы будете делать, чтобы 1 декабря 50% горожан сели на этот вид транспорта?

- Мы предполагаем поменять 6,8 маршрут …

- Мне это не интересно, понимаете? Вы опять начинаете говорить о технических вещах. Нам нужен идеолог, у которого горели бы глаза… Мы знаем, что к трамваю была определенная изжога и со стороны населения, такси, водителей автобусов. Мы не должны ставить получение прибыли на первое место. Этот факт, естественно, присутствует, но он должен быть вторичным. Нужно сделать так, чтобы у челнинцев стало модно ездить на трамвае, потому что: удобно, быстро и т.д… Очень здорово. Но я хочу услышать другое. Даю вам еще минуту завершить ваше выступление.

- Сегодня многое делается: мы закупили 10 подвижных составов, сейчас договариваемся с предпринимателями о проведении в вагоны Wi-Fi…

- Кстати, насчет рекламы нам нужно подумать, - перебил мэр. - Есть предложение уйти от наружной рекламы и просто покрасить вагоны в единый цвет. Но вы должны посмотреть по доходной части, может, мы откажемся от этого путем увеличения стоимости билета? Мы не должны размещать на трамваях рекламу, которую уже через неделю нужно будет убирать. Трамвай должен стать лицом города, его имиджем. Сейчас город ассоциируется с «КАМАЗом», командой «КАМАЗ-мастер», а нужно, чтобы с трамваем…

- Василь Гаязович, вы про трамваи уже все сказали. Единственное хочу добавить, что это самый безопасный вид транспорта, да и скорость перемещения у него более высокая. Я просто зачитаю те задачи, которые мы перед собой поставили? Продолжить работу по развитию трамвайных сетей в соответствие с генпланом города. Основной нашей задачей же является довести городские перевозки электротранспортом до 50%, в рамках этого мы должны продолжить работу по повышению энергоэффективности оборудования, внедрить систему телеуправления, где экономический вес составляет более 6 млн. рублей, что позволит улучшить качества услуги за счет снижения своих издержек.

Подводя итоги совещания Шайхразиев еще раз акцентировал внимание на популяризации трамвая: мол, давайте подключим население, а потом самых активных поощрим годовыми проездными билетами.

- Мы должны проработать этот вопрос до открытия, а не так, что покатаем 2-3 месяца... Молва о челнинском трамвае должна идти настолько, чтобы жители тех населенных пунктов, где есть электротранспорт, захотели приехать в Набережные Челны и увидеть, как мы смогли переломить ситуацию и сделать трамвай имиджем города…

Лилия Хамитова