16:09, 26 Апреля
Новости
Подробно


Две копейки за литр, или Найти точки соприкосновения

06.06.2016, 14:11

По итогам масштабного исследования, проведенного сотрудниками специализированного портала недвижимости Domofound.ru, Набережные Челны вошли в первую десятку городов России с комфортным уровнем стоимости жизни. А задумывались ли Вы, уважаемый читатель, сколько стоит сегодня одна из составляющих комфорта – питьевая вода, в частности, один литр холодной воды или, скажем, какова доля услуг водоснабжения и водоотведения в общем объеме месячных начислений за услуги ЖКХ?

На самом деле, стоимость одного литра холодной воды в Набережных Челнах просто мизерная – менее двух копеек за один литр. Доля платежей за услуги холодного водоснабжения и водоотведения за месяц составляет всего 7-8 процентов от общего начисления за ЖКУ. Такова цена за продукт, от которого, в принципе, зависит вся жизнь. Для сравнения: один литр питьевой бутилированной воды обойдется потребителю приблизительно в 10-15 рублей.

Не стоит забывать при этом, что предприятия водопроводно-канализационного хозяйства несут важнейшую социальную функцию жизнеобеспечения. В то же время традиционные «болезни» - недофинансирование, сдерживание тарифов, рост просроченной задолженности потребителей, общие кризисные явления в экономике - ставят под угрозу стабильность работы предприятий отрасли в целом. Водоканалам приходится туже затягивать пояса, сокращать объемы ремонтного фонда, что, соответственно, приводит к увеличению числа аварий на сетях водоснабжения и водоотведения, что влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг.

Сегодня уровень просроченной дебиторской задолженности управляющих компаний, ТСЖ, жителей частного сектора за услуги водоснабжения и водоотведения в городе Набережные Челны превышает 90 млн рублей – сумма, сопоставимая с годовым объемом ремонтного фонда «Челныводоканала» на 2016 год. Необходимо учитывать и то, что объемы водопотребления из года в год снижаются, средств на ремонт и замену сетей недостаточно, затраты при этом увеличиваются за счет неуклонного роста цен. За последние десять лет годовой объем реализации питьевой воды сократился почти в четыре раза. Это произошло за счет перехода городов юго-востока Татарстана – Альметьевска, Бугульмы, Заинска, Нижнекамска на собственные источники водоснабжения, а также повсеместной установки приборов учета воды, внедрения энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях города. В то же время затраты предприятия неуклонно растут. Прежде всего, за счет увеличения отпускных цен на электроэнергию, трубы, запорную арматуру, реагенты. К примеру, только за последний год реагенты для очистки воды подорожали в три раза. При этом тарифы на период июль 2016 - июль 2017 г.г. на услуги водоснабжения остались неизменными, а на канализацию – даже снижены.

Безусловно, все эти факторы негативно сказываются на деятельности «Челныводоканала», ставят под угрозу реализацию проектов по модернизации технологий: реконструкцию аэротенков, котельной, воздуходувок, ремонт водопроводных и канализационных сетей и главного канализационного коллектора города.

Происходит то самое столкновение интересов. Потребитель желает получать чистую качественную и вкусную питьевую воду, иметь канализацию в своих домах, вообще все составляющие комфорта и как можно дешевле. Это понятно и вполне закономерно. Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, также законно претендует на получение денег за фактически оказанные услуги. Поэтому в «Челныводоканале» разработаны и реализуются мероприятия по возврату долгов управкомпаний: проводятся информационные встречи с руководителями, разрабатываются и подписываются графики погашения просроченной дебиторки, в соответствии с которыми управляющие компании берут на себя обязательства по снижению и полному погашению долгов перед ресурсоснабжающей организацией. Однако, проблема задолженности своей остроты не теряет.

В настоящее время графики на сумму 59,5 млн рублей уже подписаны с крупными управляющими компаниями города: «Паритет» (сумма долга 8,7 млн рублей), «Ремжилстрой»

(15,4 млн рублей), «Челныстройремонт» (12,4 млн рублей), «Камстройсервис» (9 млн рублей), «Электротехников» (11 млн рублей) и «Энтузиаст» (около 3 млн рублей).

Поставщик услуг и потребитель связаны между собой договорными отношениями. Обязанность поставщика – качественное оказание услуг водоснабжения и водоотведения, обязанность заказчика – своевременная оплата. Хочется надеяться, что наступит время, когда две точки все-таки однажды сойдутся и начнется время перемен. Перемен к лучшему для всего общества.

Комментарии
06.06.2016, 20:40

Неужто с деньгами в городе так плохо? За столь дешевую услугу накопилось порядка 90 млн?! А потом еще жалуются, что мол вода из под крана не такая...