, 26 Мая
Новости
Подробно


«Зачем выпускать продукцию, если нет заказчиков?»

04.04.2014, 20:48

Исполком города обнародовал шокирующие цифры, согласно которым с начала года в Набережных Челнах совсем прекратилось производство колбасных изделий и значительно сократились объемы изготовления мясных полуфабрикатов и майонеза – почти на 40% и 85% соответственно (по сравнению с аналогичным периодом 2013 года). Специалисты объясняют такой существенный спад отсутствием спроса у потребителей и как следствие – сворачиванием производственных мощностей. Так, компания «Челны Холод» с февраля прекратила производство колбас и планирует отказаться еще от некоторых позиций, а в компании «Счастливые времена» озадачены вопросом «что делать?», ведь спрос на майонез за последние годы катастрофически упал и продолжает падать.

«НАСКОЛЬКО МЫ ЗНАЕМ, ОНИ РЕШИЛИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ МОРОЖЕНОГО»

В январе с конвейера ОАО «Челны Холод» сошли последние 4 тонны колбасных изделий. Согласно отчету исполкома по итогам социально-экономического развития, уже в феврале челнинское предприятие не выдавало колбасную продукцию. Компания, занимающаяся производством мороженого, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, переработкой рыбы отказалась от изготовления более 50 наименований продукции. В исполкоме называют такой исход закономерным при отсутствии потребительского спроса.

- Значительное снижение показателей связано с решением компании «Челны Холод» из-за нерентабельности прекратить производство колбас и полуфабрикатов в прошлом году, - говорит начальник отдела экономики исполкома Гузель Гилязова. – Других крупных производителей подобной продукции у нас в Челнах нет. И предприятию, которое постоянно изучает потребительский спрос, чтобы выжить в конкурентных условиях ничего не остается, как меняться – сворачивать производство и открывать другие линии. В случае с «Челны Холодом» так и случилось. Насколько мы знаем, они решили сосредоточиться на производстве мороженого, которое поставляют в торговые сети не только нашего города, но и в регионы России. В этом направлении в Челнах у них нет конкурентов.

Согласно отчетам исполкома, заметный спад в объемах производства у ОАО «Челны Холод» наблюдается последние 3-4 года. В 2010 году на предприятии изготовили порядка 590 тонн колбасных изделий, в 2011 – 530 тонн, за 11 месяцев 2012 года – более 360 тонн. В 2013 году было зафиксировано сокращение еще на 30-35%. Информация о том, что компания сворачивает линию производства колбас и полуфабрикатов появилась в середине прошлого года. Однако тогда добиться официальных комментариев от представителей одной из самых закрытых и непубличных компаний Набережных Челнов не удалось. Не получилось связаться с руководством и на сей раз. Единственное, что сказали нашему изданию – «колбасы мы теперь не выпускаем».

- Производство колбасных изделий – не основная деятельность «Челны Холода», и предприятие имеет полное право перестроиться, - говорит заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства Елена Воронина. – Зачем выпускать продукцию, если нет заказчиков?

Отметим, что в экономическом анализе исполкома не присутствуют такие крупные игроки рынка как «Челны-мясо» или «Челны-Бройлер». Эти предприятия, несмотря на свои названия, относятся к ведению Тукаевского района. И на данный момент именно они являются самыми крупными «местными» производителями и поставщиками.

«ПОЛУФАБРИКАТЫ МЫ ВЫПУСКАЕМ, А ПО МАЙОНЕЗУ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ»

Объемы производства сегодня сокращает и компания «Счастливые времена», известная в Татарстане своим майонезным брендом «Обжорка». В 2010 году предприятие изготовило более 19 тысяч тонн продукции, в 2011 – почти 15 тысяч, в 2012 (данные за 11 месяцев) – почти 10 тысяч, а за 2013 год цифра составила примерно 4 тысячи. За два месяца этого года компания «Счастливые времена» произвела продукцию на 200 тонн против прошлогодних 1240.

- В данном случае причина может заключаться в изменении потребительских предпочтений, - говорит Елена Воронина. – Сыграло свою роль современное веяние – соблюдение здорового питания. Кроме того, в данном сегменте отмечается очень высокая конкуренция. Раньше челнинцы не были избалованы таким большим выбором продукции, за майонезом даже ездили в Москву. А теперь он продается в каждом магазине.

В компании же больше склонны говорить о жесткой конкуренции и обилии игроков - рынок перенасытился майонезной продукцией. И если лет 5 назад объемы продаж по данной позиции на челнинском предприятии росли, то теперь, напротив, идет значительное снижение.

- Спорить не буду, - говорит исполнительный директор ООО «Счастливые времена» Зуфар Гильмутдинов. – В последние годы наблюдается устойчивая тенденция сокращения заказов. Мясные полуфабрикаты мы продолжаем выпускать, а по майонезу у нас есть большие вопросы. Подробностей не скажу, так как никаких решений пока не принято... «Махеев», «Ряба», прочие торговые марки – их множество. Да что там говорить – все больше потребителей начали делать майонез самостоятельно в домашних условиях. Продукция заполонила весь рынок. Если обратиться к статистике, то в России на одного человека приходится в среднем 5 кг майонеза в год, а в Европе – 2-2,5 кг. Вот вам и причина снижения производства.

Предприятие пока держится за счет мясных полуфабрикатов - «Счастливые времена» также выпускают пельмени, вареники, котлеты, зразы и др.

«МЫ ВИДИМ СМЕЩЕНИЕ СПРОСА В ПОЛЬЗУ СВЕЖЕЙ ПРОДУКЦИИ»

Ритейлеры отмечают, что такая продукция, имея репутацию «нездоровой еды», тем не менее пользуется устойчивым спросом - меньше есть точно не стали.

- Если говорить по нашей сети, то объемы реализации колбасной продукции и полуфабрикатов по сравнению с прошлым годом выросли, - отмечает директор ООО «ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов. – Особенно это касается татарстанских производителей – «Челны-мясо», «Челны-Бройлер», мамадышские производители. Наступила весна и по нашему прошлому опыту мы ожидаем еще большего спроса на продукцию.

Тем не менее, тренд здорового питания имеет место быть в случае с челнинскими производителями. Группа компаний «Челны-хлеб» имеет собственное производство мясных продуктов Chelny food. Свои колбасы здесь позиционируют как натуральные, без использования ГМО и консервантов. По словам Эдуарда Юнусова, в компании поняли тенденцию последних лет – потребитель предпочитает свежую и натуральную продукцию.

- Мы видим смещение спроса в пользу свежей продукции, причем не только по мясу, но и по всей группе товаров, - говорит Юнусов. - Если раньше хорошо продавалось замороженное мясо, то теперь в разы увеличилась продажа охлажденной продукции. Наряду с колбасами других производителей в нашей торговой сети присутствует собственная продукция из местного фермерского мяса. Она достаточно дорогая, но тем не менее мы наблюдаем большой спрос. Что касается продукции среднего ценового сегмента, то продажи остаются на прежнем уровне. Мы связываем это со стагнацией в российской экономике, в том числе на челнинском градообразующем предприятии.

Анастасия Абзалова-Цой, Лилия Хамитова

Для справки

ООО «Счастливые времена»

Компания, основанная в 1999 году, занимается производством и продажей продуктов питания – майонеза, кетчупа и замороженных полуфабрикатов. Основные торговые марки - ТМ «Ермак», ТМ «Обжорка», ТМ «Добрая Хозяйка».

Компания имеет дилерскую сеть на территории Центрального, Западного, Южного и Северного регионов России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Общая площадь производственных цехов 17 000 кв. метров. Генеральный директор – Паймухина Наталья Вячеславовна.

По итогам 2012 года выручка предприятия составила более 780 млн. рублей, чистая прибыль – порядка 860 млн. рублей.

ОАО «Челны Холод»

ОАО «Челны Холод» основано в 1987 году. Компания занимается производством мороженого, переработкой рыбной продукции. Образовано в результате реорганизации в форме выделения Набережночелнинского хладокомбината – филиала ОАО Татарское объединение «Холод» на основании решения годового общего собрания акционеров от 28 июня 2000 года.

Компания производит более 130 наименований мороженого и более 60 наименований рыбной продукции (холодного и горячего копчения, вяленая, соленая, рыбные пресервы). Генеральный директор – Шакирзянов Газильян Галимзянович.

По итогам 2012 года выручка предприятия составила почти 2 млрд. рублей, чистая прибыль – 225 млн. рублей.

Видео