08:10, 23 Ноября
Новости
Подробно

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

21.08.2023, 14:11

Этой ночью не стало человека-глыбы, легендарного управленца, первого гендиректора «КАМАЗа» Льва Васильева. Новость с утра погрузила в траур автогигант, мэр города прервал аппаратное совещание минутой молчания, теплые слова сказал глава Татарстана. Лев Борисович скончался на 99-м году жизни. Участник Великой Отечественной, сильный руководитель, суровый, но справедливый – таким вспоминают бывшего начальника люди из его команды. Проведенные на «КАМАЗе» 12 лет Васильев называл самыми важными в жизни. Каким его запомнили коллеги, каким было его первое впечатление о Челнах, как он сгоряча уволил, а потом восстановил главного конструктора, как планировал отпраздновать 100 лет – в материале Chelny-biz.ru.

ВОСПОМИНАНИЯ ВАСИЛЬЕВА

«КАМАЗ» – МОЯ ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ. САМАЯ ГЛАВНАЯ. ХОРОШИЙ В ИТОГЕ АВТОМОБИЛЬ ПОЛУЧИЛСЯ»

Сложно переоценить вклад Льва Васильева в развитие отечественного машиностроения в целом и родины камского автогиганта в частности. Его командировка из Москвы в Челны продлилась 12 лет, которые сам управленец ясно помнил даже в 90-летнем возрасте.

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

30 сентября 1969 года он связал свою жизнь с «КАМАЗом». На его плечах была огромная ответственность – в сжатые сроки запустить первую очередь автогиганта. Параллельно велось проектирование и строительство всего комплекса заводов, а с ним – и города. Именно Васильев вместе с первым секретарем горкома КПСС Раисом Беляевым решал жилищный вопрос многотысячного коллектива. В 81-м гендиректора вернули в Москву. Выйдя на пенсию, он не раз вспоминал «КАМАЗ». Накануне 50-летия завода он давал подробное интервью корпоративному изданию.

– Как-то попалась мне на глаза книжица, где рассказывалось о строительстве «КАМАЗа». Два фото, Беляев и Батенчук – все. И мелким шрифтом упомянут Минавтопром СССР. От незнания ли, от непонимания? Ведь именно это министерство было главным во всей этой истории, – цитировали Васильева «Вести КАМАЗа». – 4 млрд рублей, по тем временам, колоссальная сумма, было выделено на строительство «КАМАЗа» и частично – города, жилого фонда, 900 млн долларов для обеспечения производства самым современным технологическим оборудованием. Вопросы решались на самом высоком уровне. Исследованиями и проблемами отрасли занимался НИИ Автопром, весь проект был за ним.

Васильев не сразу согласился ехать в Челны.

– Когда речь зашла о строительстве, я был замминистра автомобильной промышленности по внешнеэкономическим связям. Министр сказал мне: «Вот, есть проблема – грузовики нужны позарез». Несмотря на то, что 180 тысяч делал ЗиЛ, были УАЗ и ГАЗ, этого все равно не хватало. И он сразу сделал мне предложение, сказав: «Надо строить завод. Ты подумай». Восторга я не испытал, стал приводить аргументы – я же коренной москвич, на АЗЛК к тому времени 22 года проработал, из них пять лет – директором.

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

Как бы то ни было, Льва Борисовича уговорили. Его первые впечатления от приезда в будущий автоград были следующими:

– Вижу – чистое поле, два козла бегают, две тростины растут – тьмутаракань какая-то, и здесь должен был быть построен завод! Контуры проясняться стали, когда начались земляные работы.

Лев Васильев в свои 93 (интервью было в 2018-м) помнил имена вех своих непосредственных подчиненных и хорошо отзывался о коллективе:

– Мои замы, инженеры – прекрасные были люди. Многих уже нет, к сожалению. «Мой человек» был Алексей Павлович Суббота, которого я из Токмака пригласил директором кузнечного завода, заместитель по капстроительству Виктор Васильевич Перцев. Как не назвать секретаря парткома Аркадия Андреевича Родыгина, отличного организатора, требовательного и человечного, как не вспомнить Ильдуса Борисовича Закирзянова, первого председателя профкома. А первый начальник прессового производства (позже – директор ПРЗ) Валерий Николаевич Соколов, директор РИЗа Юрий Григорьевич Кузнецов, Николай Бех, совсем молодым, в 34 года возглавивший литейный завод. Краковский – блестящий специалист с точки зрения литейного производства, умница. Володя Азаров – прекрасный технолог, с большой буквы. Владимир Иванович Щербаков – мой зам по экономике, из категории замов, к которым нет вопросов. Он, правда, позже пришел, потом был председателем Совета директоров «Автотора». У меня были замечательные помощники Валентина Новикова и Вячеслав Панфилов. До сих пор приезжает ко мне Геркен, который занимался жилищным строительством. Эти люди создавали ядро коллектива. С теми, кто в Москве, по сей день поддерживаю связь.

Фотография из журнала «Фортуна», ноябрь 1974 года. В журнале Льва Васильева назвали «царь в миниатюре», подчеркивая особые полномочия при строительстве «КАМАЗа» и города
Фотография из журнала «Фортуна», ноябрь 1974 года. В журнале Льва Васильева назвали «царь в миниатюре», подчеркивая особые полномочия при строительстве «КАМАЗа» и города

Он вспоминал, как сам впервые сел за руль КАМАЗа:

– Однажды, где-то через полмесяца после выпуска первых автомобилей. Конвейер наш уже начал работать. Сравнивать я мог КАМАЗ только с ГАЗ-АА, на котором работал в Ульяновске в эвакуации. Но что сравнивать, господи! Совершенно другая машина! Я получил удовольствие… понимая, что немножко моих сил вложено в него. Да, немножко. Я ведь увлечен автомобилем с пеленок, отец был шофером, потом руководителем автобазы, которая обеспечивала материалами авиационную промышленность. Лет с 12-13 занимался в автомобильной секции в Доме пионеров.

Кстати, войну Лев Васильев тоже начинал фронтовым шофером, но вскоре попал в пехоту, а в 1943-м получил ранение предплечья.

– «КАМАЗ» – это моя лебединая песня, – говорил он. – Самая главная. Хороший в итоге автомобиль получился.

ВОСПОМИНАНИЯ О ВАСИЛЬЕВЕ

«ОН СМОГ СОБРАТЬ ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЛ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРОВЕРЯЛ»

Chelny-biz.ru пообщался с людьми из команды Васильева.

Виктор Геркен, в те годы заместитель гендиректора «КАМАЗа» по строительству:

– Характер у него был жесткий, но в то же самое время он был добрый к людям, которые выполняли поставленные задачи. Самое главное – что он смог собрать изумительный коллектив единомышленников, которым доверял, но в то же время проверял, давал возможность самостоятельно работать. В сжатые сроки все новшества, которые были в стране и в мире, были применены на этом заводе. Изумительная была у него доброта, честность, доброжелательность и в то же самое время требовательность. Мы могли работать самостоятельно, творчески, внедрять все новшества, не опасаясь за то, что кто-то нас накажет. Считаю, что таких руководителей сейчас нет. И, к сожалению, этот коллектив единомышленников, сплоченный и творческий, в котором были изумительные технологи, конструкторы, специалисты, после ухода Льва Борисовича разошелся по всей стране. И сейчас, кстати, они занимают весьма высокие должности в разных регионах и руководстве страны. Считаю, что желательно вот таких людей подбирать в правительство.

Виктор Геркен - третий слева
Виктор Геркен - третий слева

Лев Борисович был единственным человеком, который в правительстве России остался ветераном и инвалидом войны, прожившим до 98 лет. Жалко, что мы не отпразднуем его столетие. И мы мечтали об этом, и он сам мечтал. Пусть земля ему будет пухом, помнить о нем будем всегда.

Обязательно буду присутствовать на прощании. Я только что приехал в Москву, и мне его супруга Нина Вениаминовна позвонила в восемь утра и сообщила об этом. Нужно отметить и ее роль в жизни Льва Борисовича. Благодаря ей у него сохранилась его удивительная жизнеспособность, потому что только она более 50 лет была рядом с ним. У них не было ни помощников, ни домработниц. Они все время жили вдвоем. Благодаря ей он оставался в трезвом уме. Я с ним разговаривал месяц назад – у него очень была твердая память. Говорил: «Жаль, что ноги не ходят, будем стараться выжить, чтобы отпраздновать столетие».

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

Были сотни новшеств, которые мы смогли внедрить в строительстве при Льве Борисовиче. Во-первых, у нас работали практически все научно-исследовательские институты и все новшества, которые они пытались внедрить и им это не удавалось, находили воплощение на нашей стройке. Начиная даже с фундамента – применялись все идеи и виды фундаментов, какие только существовали. Причем была масса недоразумений при их испытании, однако мы делали второе, третье, четвертое и пятое испытание и добивались нужного результата. Все получалось! Особенно когда сталкивались с просадочным грунтом (куда бросил бумагу и при дожде даже она просядет). В частности, на таком же грунте строилась знаменитая круглая гостиница, символ Набережных Челнов (сегодня это бизнес-центр «2/18» – ред.). Котлован под ней замачивался лет пять с забитыми сваями. Начальник стройки Фоменко, который был в промежутке между работой Батенчука в Челнах, вообще запретил строить. Однако Бибишев Марат Шакирович, молодец, с помощью обкома партии взялся строить, забили тройное-двойное количество свай (и все они висящие, не опирающиеся на твердый грунт). Благодаря тому, что свай было большое количество, мы смогли эту гостиницу возвести. Никто на просадочных грунтах и висящих сваях этого не делал! И таких моментов была масса!

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

Рамиль Азаматов, бывший главный конструктор «КАМАЗа» по автомобилям:

– Мне посчастливилось работать со Львом Борисовичем 11 лет – он принимал меня на работу в марте 1970 года. Тогда он был генеральным директором, я главным конструктором по автомобилям. Поэтому имел с ним отношения и человеческие, и производственные в течение всех этих лет. О нем сохранились только самые яркие воспоминания как о совершенно необыкновенном человеке. Такие люди очень редко рождаются. И самое главное, ему повезло, что в его жизни был «КАМАЗ». У него в целом была очень яркая и большая жизнь! И воевал, был водителем, генеральным директором АЗЛК, заместителем министра, министром… Но эти 12 лет, которые он провел на «КАМАЗе», для него были самые важные. Он сам же мне так и говорил, что «КАМАЗ» для него – самое значительное в жизни. И даже в последние годы. В этом году я ему звонил, поздравлял с праздниками, он все время меня спрашивал: «А как ты помогаешь «КАМАЗу»? Ходишь на «КАМАЗ» или нет?». Он все время думал о предприятии.

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

«КАМАЗ» вообще уникальное и заметное явление не только в наших жизнях, но и в истории страны. Создать такой огромный коллектив, построить завод за очень короткий срок и самое главное – сформировать людей, которое это дело освоили. Это задача очень и очень сложная. Посмотрите на судьбу других заводов, в том числе автомобильных – некоторых из них уже нет. Заводу жить в целом всегда очень сложно и то, что Льву Васильеву удалось организовать строительство, запуск и функционирование завода, это совершенно неординарное событие!

Самое главное – то, чему он научил нас. Потому что для нас он был примером самоотверженного отношения к делу, которым ты занимаешься, путеводной звездой. Его авторитет вообще был непререкаем! Потому что он владел абсолютно всеми вопросами: и формирование коллектива, и строительство жилья, и личная жизнь работников его интересовала. Удивительный был человек.

Каждый день с ним был уроком. Уроком отношения к людям, к работе, к жизни. Он дважды меня увольнял с «КАМАЗа»! Было и такое. Несмотря на это, я считаю, что он один из самых справедливых людей, которые мне встречались. Лев Борисович сам начинал в конструкторской службе, с большим уважением относился к этому труду. Уделял очень много внимания конструкторским вопросам, был в курсе всех дел. Однажды он меня уволил за то, что я ознакомил с новым проектом не его первого, а Евгения Башиджагяна (тогда заместитель министра автомобильной промышленности СССР – ред.). Он приезжал сюда, заинтересовался проектом, тут же этой идеей поделился с другими автопроизводителями. Васильев, грубо говоря, оказался не в курсе. И когда он узнал, что без его ведома проект был показан, тут же распорядился меня уволить. Правда, через неделю восстановил. Наш главный конструктор Владимир Барун позвонил Башиджагяну, сказал, что меня, Азаматова, уволили. Затем уже Виктор Поляков (министр автомобильной промышленности СССР – ред.) позвонил Льву Борисовичу и пояснил, что проект – дело хорошее и нужное. Тот ответил: «Я его сгоряча уволил, пусть возвращается!». Взял обратно. Таких эпизодов было множество. Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким.

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ И МИНУТА МОЛЧАНИЯ

«СТРОИТЕЛЬСТВО И ЗАПУСК КРУПНЕЙШЕГО АВТОЗАВОДА МОГЛИ ДОВЕРИТЬ ТОЛЬКО ИСТИННОМУ ПРОФЕССИОНАЛУ»

Сегодня теплые слова о Льве Борисовиче звучат с самого утра. Генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин выразил глубокие соболезнования семье в телеграмме:

«Тогда, более полувека назад, строительство и запуск крупнейшего автозавода могли доверить только истинному профессионалу. Лев Борисович навсегда стал прекрасным примером для многих поколений камазовцев. И даже находясь на заслуженном отдыхе, он по-прежнему сохранял активную жизненную позицию, проявлял живой интерес к деятельности компании».

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

Мэр города Наиль Магдеев сегодня прервал аппаратное совещание минутой молчания.

– Все мы знаем, какой легендарной личностью был Лев Борисович Васильев. Герой Социалистического Труда, первый генеральный директор «КАМАЗа». Благодаря его усилиям и усилиям Евгения Никаноровича Батенчука был построен «КАМАЗ». С первых дней строительства Лев Борисович Васильев вместе со своей командой единомышленников и соратников приехал, по сути, в чистое поле, и они смогли за шесть лет создать автомобильный завод. И 16 февраля 1976 года уже выпустить первый грузовой автомобиль. Легендарный человек, участник Великой Отечественной войны, – сказал мэр.

Глава Татарстана написал об ушедшем: «Не стало нашего легендарного Льва Борисовича. Первый генеральный директор «КАМАЗа» по праву носил звание Героя Социалистического Труда. Его усилиями почти 50 лет назад с конвейера сошел первый КАМАЗ».

«Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким»

Депутат Госдумы Альфия Когогина назвала произошедшее тяжелой утратой: «Мои самые искренние соболезнования семье, близким и всем, кто работал, дружил с прекрасным Человеком... Помним. Скорбим».

Сегодня на 15:00 запланировали траурный митинг возле бюста Васильева, установленного напротив здания гендирекции компании в 2019 году. Похороны состоятся в среду, 23 августа. 

Chelny-biz.ru присоединяется к словам соболезнования семье Льва Борисовича Васильева

Фото: пресс-служба раиса РТ, пресс-служба ПАО «КАМАЗ», музей «КАМАЗа», ТАСС, ВК Набережные Челны. История. Фото и Кинохроника

Комментарии
21.08.2023, 15:34

Ушла легенда! Спасибо за все!
21.08.2023, 15:45

Если в городе не появится проспект Васильева, вместо Чулмана, Сююмбике, Московского, Мира, Туфана и пр. я вообще не понимаю есть ли мозги у нашего руководства?
21.08.2023, 16:41

Старик

Поддерживаю.... Центральный проспект.... Площадь.... Набережная... И прочее..... Думайте руководство..... Человек легенда..... ВиделсЯ и общался с ним, мне токмо было 10 лет
21.08.2023, 18:03

Проспект Хасана Туфана , переходящий в проспект КамАЗа нужно переименовать в проспект Васильева- это будет справедливо.
23.08.2023, 19:46

Радик

Есть целый техникум в его имя
21.08.2023, 19:27

Тов. Магдеев! Жители города просят увековечить память выдающегося руководителя, первого генерального директора КамАЗа, легендарного строителя КамАЗа и города и переименовать пр. Х.Туфана в пр. Васильева Л.Б.
21.08.2023, 21:46

+100500!
21.08.2023, 21:49

Московский проспект точно можно и нужно переименовать в проспект Васильева.
22.08.2023, 05:29

Нет, Московский на отшибе. Мира или Туфана. Но Туфана не отдадут - политика
22.08.2023, 14:22

Московский не трогать- исторический проспект. На нём появился 1-й дом 2/01, с этой башни началось строительство Нового города, дома на этом проспекте строились москвичами, потому и назвали Московский проспект. Туфана нужно переименовать в пр. Васильева.
22.08.2023, 08:11

Челнинец

Поддерживаю
22.08.2023, 08:13

Челнинец

Голосование! (За какой проспект назвать в честь Васильева). Где то называть новую улицу на отшибе - не годится!
22.08.2023, 14:29

Я за переименование пр. Туфана, тем более это псевдоним, на самом деле его звали Хисбулла Фахриевич Гульзизин- Хазратов- Кусинов и никакого отношения к данному проспекту он не имеет.
22.08.2023, 18:39

Можно пр.Вахитова переименовать, думаю удачно подойдёт.
23.08.2023, 15:01

Можно и Вахитова, тоже хорошо подойдёт,но думаю остановятся на Автозаводском-там и ген.дирекция КамАЗа и бюст Васильева,+ политика Татарстана сыграет свою роль, менее трудоёмкое и затратное переименование.
25.08.2023, 21:08

Александр

Переименовать ул. Машиностроительную в ул. Васильева. Достойная, Я считаю.
21.08.2023, 23:07

Что на Хасана Туфана-то все набросились?
22.08.2023, 15:16

Его уже раз переименовывали, почему бы ещё раз не переименовать и не назвать новый проспект именем Туфана, т.к он не привязан к данному проспекту. А под руководством Васильева ( в том числе),строился этот проспект (50 лет СССР) и дома на нём и адм.здания и он имеет к нему прямое отношение, вдоль и поперёк исхожен им. Думаю это будет справедливым решением.
26.08.2023, 18:13

Александр

Какое отношение Хасан Туфан и Сююмбике, например, имеют к строительству Автограда? В чём их заслуги?
28.08.2023, 17:57

Александр

Уровень Хасана Туфана - национальная деревня, которую он воспевал, за что и пострадал. А уровень Сююмбике - башня, с которой она сиганула. В чём и заслуга перед подвигом на Каме?
22.08.2023, 14:37

Справедливости ради, проспект Мусы Джалиля нужно бы переименовать в пр. Первостроителей- заслуженно и исторически верно.
22.08.2023, 15:19

Рамиль

Все строители города пребывали в Набережные Челны на старый автовокзал ,который сейчас в заброшенном состоянии , а напротив находится парк тоже в плачевном виде , хорошо было бы восстановить в память о нашей молодости , можно было бы сделать музей о героическом поколении. Васильев был Легендой . Пусть земля ему будет пухом .
27.08.2023, 08:37

Александр

Автоград и заводы КамАЗ строили Ленинские Комсомольцы и Коммунисты. Куда подевались проспекты: Ленинский и Комсомольский?
28.08.2023, 21:04

Александр

Строительство КамАЗа и Автограда было приурочено к 50-летию СССР в эпоху Брежнева Л.И.. Куда подевался проспект 50 лет СССР и имя дорого Леонида Ильича?
29.08.2023, 07:47

Александр

Набережные Челны - это посёлок в районе Элеваторный горы. Но никак не Автоград, которому было присвоено имя Брежнева, под руководством которого он был построен. Историю надо уважать.
22.08.2023, 16:49

ПЬЕР ДУНН

Основная транспортная артерия, которая объединяет город и завод, Машиностроительная улица - вполне может стать улицей Льва Борисовича Васильева. Большому человеку - соответствующий масштаб!
22.08.2023, 18:32

Она не объединяет, а наоборот разделяет город и промзону и по привычке у горожан она всё равно останется первой дорогой.Тем более какой-то отрезок- Казанский проспект, переходящий в Машиностроительную улицу. Не тот масштаб, не то назначение улицы для увековечивании памяти человека- легенды Васильева Л.Б.
25.08.2023, 21:35

Александр

Наиболее достойной дороги, чем первая - Я не вижу. Васильев был первым, синоним - первая дорога, в серцах и мыслях.
29.08.2023, 09:24

Александр

Первая дорога им. Васильева Л.Б.. Но никак не улица - масштаб не тот.
30.08.2023, 10:41

Какую часть 1-ой дороги переименовать-Казанский проспект или ул.Машиностроителей?
31.08.2023, 14:11

Александр

При чём тут Казанский, и при чём тут улица? Первая дорога им. Васильева Л.Б.. Вся первая дорога, от начала и до конца. И посёлку, в районе Элеваторной Горы, вернуть историческое название Набережные Челны. А Автограду - имя Брежнев.