Этой ночью не стало человека-глыбы, легендарного управленца, первого гендиректора «КАМАЗа» Льва Васильева. Новость с утра погрузила в траур автогигант, мэр города прервал аппаратное совещание минутой молчания, теплые слова сказал глава Татарстана. Лев Борисович скончался на 99-м году жизни. Участник Великой Отечественной, сильный руководитель, суровый, но справедливый – таким вспоминают бывшего начальника люди из его команды. Проведенные на «КАМАЗе» 12 лет Васильев называл самыми важными в жизни. Каким его запомнили коллеги, каким было его первое впечатление о Челнах, как он сгоряча уволил, а потом восстановил главного конструктора, как планировал отпраздновать 100 лет – в материале Chelny-biz.ru.
ВОСПОМИНАНИЯ ВАСИЛЬЕВА
«КАМАЗ» – МОЯ ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ. САМАЯ ГЛАВНАЯ. ХОРОШИЙ В ИТОГЕ АВТОМОБИЛЬ ПОЛУЧИЛСЯ»
Сложно переоценить вклад Льва Васильева в развитие отечественного машиностроения в целом и родины камского автогиганта в частности. Его командировка из Москвы в Челны продлилась 12 лет, которые сам управленец ясно помнил даже в 90-летнем возрасте.
30 сентября 1969 года он связал свою жизнь с «КАМАЗом». На его плечах была огромная ответственность – в сжатые сроки запустить первую очередь автогиганта. Параллельно велось проектирование и строительство всего комплекса заводов, а с ним – и города. Именно Васильев вместе с первым секретарем горкома КПСС Раисом Беляевым решал жилищный вопрос многотысячного коллектива. В 81-м гендиректора вернули в Москву. Выйдя на пенсию, он не раз вспоминал «КАМАЗ». Накануне 50-летия завода он давал подробное интервью корпоративному изданию.
– Как-то попалась мне на глаза книжица, где рассказывалось о строительстве «КАМАЗа». Два фото, Беляев и Батенчук – все. И мелким шрифтом упомянут Минавтопром СССР. От незнания ли, от непонимания? Ведь именно это министерство было главным во всей этой истории, – цитировали Васильева «Вести КАМАЗа». – 4 млрд рублей, по тем временам, колоссальная сумма, было выделено на строительство «КАМАЗа» и частично – города, жилого фонда, 900 млн долларов для обеспечения производства самым современным технологическим оборудованием. Вопросы решались на самом высоком уровне. Исследованиями и проблемами отрасли занимался НИИ Автопром, весь проект был за ним.
Васильев не сразу согласился ехать в Челны.
– Когда речь зашла о строительстве, я был замминистра автомобильной промышленности по внешнеэкономическим связям. Министр сказал мне: «Вот, есть проблема – грузовики нужны позарез». Несмотря на то, что 180 тысяч делал ЗиЛ, были УАЗ и ГАЗ, этого все равно не хватало. И он сразу сделал мне предложение, сказав: «Надо строить завод. Ты подумай». Восторга я не испытал, стал приводить аргументы – я же коренной москвич, на АЗЛК к тому времени 22 года проработал, из них пять лет – директором.
Как бы то ни было, Льва Борисовича уговорили. Его первые впечатления от приезда в будущий автоград были следующими:
– Вижу – чистое поле, два козла бегают, две тростины растут – тьмутаракань какая-то, и здесь должен был быть построен завод! Контуры проясняться стали, когда начались земляные работы.
Лев Васильев в свои 93 (интервью было в 2018-м) помнил имена вех своих непосредственных подчиненных и хорошо отзывался о коллективе:
– Мои замы, инженеры – прекрасные были люди. Многих уже нет, к сожалению. «Мой человек» был Алексей Павлович Суббота, которого я из Токмака пригласил директором кузнечного завода, заместитель по капстроительству Виктор Васильевич Перцев. Как не назвать секретаря парткома Аркадия Андреевича Родыгина, отличного организатора, требовательного и человечного, как не вспомнить Ильдуса Борисовича Закирзянова, первого председателя профкома. А первый начальник прессового производства (позже – директор ПРЗ) Валерий Николаевич Соколов, директор РИЗа Юрий Григорьевич Кузнецов, Николай Бех, совсем молодым, в 34 года возглавивший литейный завод. Краковский – блестящий специалист с точки зрения литейного производства, умница. Володя Азаров – прекрасный технолог, с большой буквы. Владимир Иванович Щербаков – мой зам по экономике, из категории замов, к которым нет вопросов. Он, правда, позже пришел, потом был председателем Совета директоров «Автотора». У меня были замечательные помощники Валентина Новикова и Вячеслав Панфилов. До сих пор приезжает ко мне Геркен, который занимался жилищным строительством. Эти люди создавали ядро коллектива. С теми, кто в Москве, по сей день поддерживаю связь.
Он вспоминал, как сам впервые сел за руль КАМАЗа:
– Однажды, где-то через полмесяца после выпуска первых автомобилей. Конвейер наш уже начал работать. Сравнивать я мог КАМАЗ только с ГАЗ-АА, на котором работал в Ульяновске в эвакуации. Но что сравнивать, господи! Совершенно другая машина! Я получил удовольствие… понимая, что немножко моих сил вложено в него. Да, немножко. Я ведь увлечен автомобилем с пеленок, отец был шофером, потом руководителем автобазы, которая обеспечивала материалами авиационную промышленность. Лет с 12-13 занимался в автомобильной секции в Доме пионеров.
Кстати, войну Лев Васильев тоже начинал фронтовым шофером, но вскоре попал в пехоту, а в 1943-м получил ранение предплечья.
– «КАМАЗ» – это моя лебединая песня, – говорил он. – Самая главная. Хороший в итоге автомобиль получился.
ВОСПОМИНАНИЯ О ВАСИЛЬЕВЕ
«ОН СМОГ СОБРАТЬ ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЛ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРОВЕРЯЛ»
Chelny-biz.ru пообщался с людьми из команды Васильева.
Виктор Геркен, в те годы заместитель гендиректора «КАМАЗа» по строительству:
– Характер у него был жесткий, но в то же самое время он был добрый к людям, которые выполняли поставленные задачи. Самое главное – что он смог собрать изумительный коллектив единомышленников, которым доверял, но в то же время проверял, давал возможность самостоятельно работать. В сжатые сроки все новшества, которые были в стране и в мире, были применены на этом заводе. Изумительная была у него доброта, честность, доброжелательность и в то же самое время требовательность. Мы могли работать самостоятельно, творчески, внедрять все новшества, не опасаясь за то, что кто-то нас накажет. Считаю, что таких руководителей сейчас нет. И, к сожалению, этот коллектив единомышленников, сплоченный и творческий, в котором были изумительные технологи, конструкторы, специалисты, после ухода Льва Борисовича разошелся по всей стране. И сейчас, кстати, они занимают весьма высокие должности в разных регионах и руководстве страны. Считаю, что желательно вот таких людей подбирать в правительство.
Лев Борисович был единственным человеком, который в правительстве России остался ветераном и инвалидом войны, прожившим до 98 лет. Жалко, что мы не отпразднуем его столетие. И мы мечтали об этом, и он сам мечтал. Пусть земля ему будет пухом, помнить о нем будем всегда.
Обязательно буду присутствовать на прощании. Я только что приехал в Москву, и мне его супруга Нина Вениаминовна позвонила в восемь утра и сообщила об этом. Нужно отметить и ее роль в жизни Льва Борисовича. Благодаря ей у него сохранилась его удивительная жизнеспособность, потому что только она более 50 лет была рядом с ним. У них не было ни помощников, ни домработниц. Они все время жили вдвоем. Благодаря ей он оставался в трезвом уме. Я с ним разговаривал месяц назад – у него очень была твердая память. Говорил: «Жаль, что ноги не ходят, будем стараться выжить, чтобы отпраздновать столетие».
Были сотни новшеств, которые мы смогли внедрить в строительстве при Льве Борисовиче. Во-первых, у нас работали практически все научно-исследовательские институты и все новшества, которые они пытались внедрить и им это не удавалось, находили воплощение на нашей стройке. Начиная даже с фундамента – применялись все идеи и виды фундаментов, какие только существовали. Причем была масса недоразумений при их испытании, однако мы делали второе, третье, четвертое и пятое испытание и добивались нужного результата. Все получалось! Особенно когда сталкивались с просадочным грунтом (куда бросил бумагу и при дожде даже она просядет). В частности, на таком же грунте строилась знаменитая круглая гостиница, символ Набережных Челнов (сегодня это бизнес-центр «2/18» – ред.). Котлован под ней замачивался лет пять с забитыми сваями. Начальник стройки Фоменко, который был в промежутке между работой Батенчука в Челнах, вообще запретил строить. Однако Бибишев Марат Шакирович, молодец, с помощью обкома партии взялся строить, забили тройное-двойное количество свай (и все они висящие, не опирающиеся на твердый грунт). Благодаря тому, что свай было большое количество, мы смогли эту гостиницу возвести. Никто на просадочных грунтах и висящих сваях этого не делал! И таких моментов была масса!
Рамиль Азаматов, бывший главный конструктор «КАМАЗа» по автомобилям:
– Мне посчастливилось работать со Львом Борисовичем 11 лет – он принимал меня на работу в марте 1970 года. Тогда он был генеральным директором, я главным конструктором по автомобилям. Поэтому имел с ним отношения и человеческие, и производственные в течение всех этих лет. О нем сохранились только самые яркие воспоминания как о совершенно необыкновенном человеке. Такие люди очень редко рождаются. И самое главное, ему повезло, что в его жизни был «КАМАЗ». У него в целом была очень яркая и большая жизнь! И воевал, был водителем, генеральным директором АЗЛК, заместителем министра, министром… Но эти 12 лет, которые он провел на «КАМАЗе», для него были самые важные. Он сам же мне так и говорил, что «КАМАЗ» для него – самое значительное в жизни. И даже в последние годы. В этом году я ему звонил, поздравлял с праздниками, он все время меня спрашивал: «А как ты помогаешь «КАМАЗу»? Ходишь на «КАМАЗ» или нет?». Он все время думал о предприятии.
«КАМАЗ» вообще уникальное и заметное явление не только в наших жизнях, но и в истории страны. Создать такой огромный коллектив, построить завод за очень короткий срок и самое главное – сформировать людей, которое это дело освоили. Это задача очень и очень сложная. Посмотрите на судьбу других заводов, в том числе автомобильных – некоторых из них уже нет. Заводу жить в целом всегда очень сложно и то, что Льву Васильеву удалось организовать строительство, запуск и функционирование завода, это совершенно неординарное событие!
Самое главное – то, чему он научил нас. Потому что для нас он был примером самоотверженного отношения к делу, которым ты занимаешься, путеводной звездой. Его авторитет вообще был непререкаем! Потому что он владел абсолютно всеми вопросами: и формирование коллектива, и строительство жилья, и личная жизнь работников его интересовала. Удивительный был человек.
Каждый день с ним был уроком. Уроком отношения к людям, к работе, к жизни. Он дважды меня увольнял с «КАМАЗа»! Было и такое. Несмотря на это, я считаю, что он один из самых справедливых людей, которые мне встречались. Лев Борисович сам начинал в конструкторской службе, с большим уважением относился к этому труду. Уделял очень много внимания конструкторским вопросам, был в курсе всех дел. Однажды он меня уволил за то, что я ознакомил с новым проектом не его первого, а Евгения Башиджагяна (тогда заместитель министра автомобильной промышленности СССР – ред.). Он приезжал сюда, заинтересовался проектом, тут же этой идеей поделился с другими автопроизводителями. Васильев, грубо говоря, оказался не в курсе. И когда он узнал, что без его ведома проект был показан, тут же распорядился меня уволить. Правда, через неделю восстановил. Наш главный конструктор Владимир Барун позвонил Башиджагяну, сказал, что меня, Азаматова, уволили. Затем уже Виктор Поляков (министр автомобильной промышленности СССР – ред.) позвонил Льву Борисовичу и пояснил, что проект – дело хорошее и нужное. Тот ответил: «Я его сгоряча уволил, пусть возвращается!». Взял обратно. Таких эпизодов было множество. Он был суров, но справедлив. Потому что в те времена нельзя было быть мягким, нужно было быть жестким.
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ И МИНУТА МОЛЧАНИЯ
«СТРОИТЕЛЬСТВО И ЗАПУСК КРУПНЕЙШЕГО АВТОЗАВОДА МОГЛИ ДОВЕРИТЬ ТОЛЬКО ИСТИННОМУ ПРОФЕССИОНАЛУ»
Сегодня теплые слова о Льве Борисовиче звучат с самого утра. Генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин выразил глубокие соболезнования семье в телеграмме:
«Тогда, более полувека назад, строительство и запуск крупнейшего автозавода могли доверить только истинному профессионалу. Лев Борисович навсегда стал прекрасным примером для многих поколений камазовцев. И даже находясь на заслуженном отдыхе, он по-прежнему сохранял активную жизненную позицию, проявлял живой интерес к деятельности компании».
Мэр города Наиль Магдеев сегодня прервал аппаратное совещание минутой молчания.
– Все мы знаем, какой легендарной личностью был Лев Борисович Васильев. Герой Социалистического Труда, первый генеральный директор «КАМАЗа». Благодаря его усилиям и усилиям Евгения Никаноровича Батенчука был построен «КАМАЗ». С первых дней строительства Лев Борисович Васильев вместе со своей командой единомышленников и соратников приехал, по сути, в чистое поле, и они смогли за шесть лет создать автомобильный завод. И 16 февраля 1976 года уже выпустить первый грузовой автомобиль. Легендарный человек, участник Великой Отечественной войны, – сказал мэр.
Глава Татарстана написал об ушедшем: «Не стало нашего легендарного Льва Борисовича. Первый генеральный директор «КАМАЗа» по праву носил звание Героя Социалистического Труда. Его усилиями почти 50 лет назад с конвейера сошел первый КАМАЗ».
Депутат Госдумы Альфия Когогина назвала произошедшее тяжелой утратой: «Мои самые искренние соболезнования семье, близким и всем, кто работал, дружил с прекрасным Человеком... Помним. Скорбим».
Сегодня на 15:00 запланировали траурный митинг возле бюста Васильева, установленного напротив здания гендирекции компании в 2019 году. Похороны состоятся в среду, 23 августа.
Chelny-biz.ru присоединяется к словам соболезнования семье Льва Борисовича Васильева
Фото: пресс-служба раиса РТ, пресс-служба ПАО «КАМАЗ», музей «КАМАЗа», ТАСС, ВК Набережные Челны. История. Фото и Кинохроника
Старик
Радик
Челнинец
Челнинец
Александр
Александр
Александр
Рамиль
Александр
Александр
Александр
ПЬЕР ДУНН
Александр
Александр
Александр