Проект нового генплана Челнов взбудоражил бизнес-сообщество города. Архитекторы отхватили под жилую застройку крупные массивы, где сосредоточены малые предприятия и гаражные кооперативы. Это земли вдоль первой дороги, на улице 40 лет Победы, территория Лесоцеха и пр. Предприниматели в растерянности: «Как вообще можно здесь строить?!». Гаражники крепко сидят на своих местах и не собираются никуда уходить. Бизнес тем более – люди вложили деньги, время и душу в развитие производств. Тем временем в городе уже есть примеры, когда насиженные территории ушли-таки под застройку…
СИТУАЦИЯ
ГАРАЖНИКИ И БИЗНЕС – КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ПУСКАЮТ ПОД ЗСТРОЙКУ
Новый генплан Набережных Челнов обсудят в мэрии города уже на этой неделе, 20 октября. Тем временем опубликованный проект вызывает все больше вопросов. В частности, схемы с изображением резервных территорий для строительства жилья до 2029 и 2043 годов. В план на ближайшую перспективу попали земельные массивы, на которых крепко сидит многочисленный малый бизнес и гаражные кооперативы.
В схему помимо ожидаемой застройки земель под ЗЯБ, Орловского поля, участка на Раскольникова, Замелекесья, берегов Мелекески, Красных Челнов, земель в районе Чаллы Яр и за микрорайоном Яшьлек вошли крупные несвободные территории. Это, например, Лесоцех – на выезде из Челнов в сторону Казани. Также большим красным пятном закрашен массив напротив поселка ЗЯБ – по ту сторону первой дороги на отрезке от Сармановского тракта до железнодорожного переезда (неподалеку от поворота на ул. Низаметдинова). Здесь сейчас работают заправки, мойки, автосалоны и автоцентры (в том числе камазовские), шиномонтажные мастерские, многочисленные производства, магазины и кафе. Это большей частью бизнес, сопровождающий участок федеральной трассы М-7, проходящий через Набережные Челны. Кроме того, здесь базируются крупные гаражные кооперативы, как «Гараж-2000», «К-700», «Птицевод-2». Это огромные территории с большим количеством собственников. К примеру, только «Гараж-2000» занимает более 66 тысяч квадратных метров. Здесь расположены гаражи, которые принадлежат, в основном, физическим лицам, а это 740 человек. Кооператив создавался в 1998 году. У ГК «Профсоюзный» - более тысячи гаражей.
Закрашена красным цветом узкая полоса между первой дорогой и улицей Тан в 19-м микрорайоне поселка ЗЯБ. Здесь, кстати, базируется ГК «Далини» депутата горсовета Руслана Нигматулина и еще одно гаражное общество – «Рассвет».
«Под застройку» попали гаражи на Низаметдинова в поселке ЗЯБ, в районе санэпидемстанции, гаражи на улице Гвардейская на Сидоровке, на улице Нариманова дальше «Мегастроя» (здесь авторы генплана предусматривают Междуреченский бульвар), на улице Прибрежная (недалеко от клиники-санатория «Набережные Челны»).
Также красным закрасили земли вдоль ул. 40 лет Победы – от Хасана Туфана до Вахитова, от Вахитова до Автозаводского проспекта и чуть дальше, по обе стороны от проспекта Яшьлек. Здесь территории также заняты гаражными кооперативами. Некоторые успешно ведут бизнес.
Масштабы огромные. Архитекторы прикинули, что домами можно застроить внушительную часть оставшихся ГСК в Набережных Челнах, а также производственные и складские территории. Как это должно происходить – вероятно, соавтор документа Александр Дембич объяснит на публичных слушаниях.
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ
«ЗАСТРОЙКА ЖИЛЫМИ ДОМАМИ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ ЮРИДИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНА…»
Ярослав Олехнович, председатель ГК «Профсоюзный» (ул. 40 лет Победы):
– Насколько мне известно, эта территория относится к санитарно-защитной зоне «КАМАЗа». Она идет по проспекту Вахитова, дальше по улице 40 лет Победы и уходит в сторону проспекта Яшьлек. Насколько я знаю, застройка жилыми домами на этой территории юридически невозможна, если за это время ничего не изменили. Может быть, архитектор недопонял законодательной базы. У нас участок почти 5,5 гектаров, чуть больше тысячи гаражей, которые находятся в собственности. Я, конечно, представляю юридическое лицо, но юридическое лицо – это сообщество физических лиц, владельцев гаражей, по сути, как руководители ЖЭК. Есть гараж, есть частное лицо, которому этот гараж принадлежит на праве собственности. Мы, по сути, обслуживающая компания. Все решения в корпоративе принимаются собственниками. Я не думаю, что эту новость кто-то с большим энтузиазмом воспримет. Нынешнее юридическое лицо ГК «Профсоюзный» существует с 1998 года, а вообще предшественником была большая территория ГСК «Профсоюзный». Он существовал с начала 1980-х, потом его разделили на два гаражных кооператива – ГК «Профсоюзный» и ГК «Солнечный». По этой линии очень много гаражных кооперативов.
Ильмир Хисамиев, директор ТК «Магистраль»:
– У нас там (в «Гараж-2000») восемь двухэтажных гаражей в собственности, каждый гараж – 48 квадратов, всего около 390. Стоит четыре станка, которые намертво забетонированы, сделали ремонт от и до, я потратил на него четыре миллиона. Залиты полы, поставлены балки и многое другое. Есть на территории «Гараж-2000» склады, которые стоят по 18 миллионов, как им быть? Я потратил на это 10 лет своей жизни, столько старался, налаживал производство, потратил кучу нервов… Я категорически против такого расклада, я нигде не найду подобного места. Здесь у нас все налажено удобно, все запчастники сидят. Я не знаю, какой суммой это можно будет компенсировать. Заново делать то, что я делал 10 лет… Я вот только сейчас достиг того момента, чтобы автоматизировать весь процесс, все сотрудники сидят на своих местах и работают, руки наконец развязались. Но если они решили – то все равно сделают по-своему, хоть весь город против будет. Неужели нет другого места, чтобы использовать его под жилую застройку?
Олег Дейнега, генеральный директор ООО «МИДКАМ»:
– У нас в «Гараж-2000» есть несколько капитальных складских помещений в собственности, больше тысячи квадратов в каждом боксе. А таких боксов там очень много. Я не представляю, как эту территорию можно застраивать многоэтажными зданиями, если они у всех в собственности. Я не пойму, как на этой территории можно разместить жилую застройку, ведь там производство. Даже при всем желании, если они будут выкупать территорию у людей каким-то образом. Как это будет выглядеть? Построить можно где угодно, но мне сложно представить, как они могут там разместить инфраструктуру. Среди складов и производственных объектов будут находиться жилые дома? Этому ведь должна предшествовать глобальная работа по изъятию объектов, которая повлечет за собой судебные разбирательства. Вряд ли кто-то из собственников этих объектов с радостью это воспримет. Там очень большое количество складов, шум поднимется довольно большой. Я понимаю, когда поля начинают застраивать жилыми комплексами, это гораздо проще и не так затратно для города, чем выкупать уже застроенные территории. Взамен же нужно что-то давать. У меня даже в голове это не укладывается. Я думаю, что это не очень рационально. Мы тоже будем против, хотелось бы прийти на обсуждение генплана и послушать видение нашего архитектора.
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРОШЛОГО
«НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ ЭТИХ ТЕРРИТОРИЙ»
Самый свежий и, пожалуй, масштабный пример – территория Завода ячеистых бетонов. Всего несколько лет назад с трудом верилось, что земля действительно уйдет под жилье, хотя разговоры об этом ходили давно. Даже некоторые строители высказывались скептически. Сегодня будущее участка в целом определено, уже стартовал демонтаж старых объектов. Снос ЗЯБ, по сути, стал прецедентом и подтверждением, что и производство можно «подвинуть», были бы деньги и большое желание.
Свежи в памяти примеры, когда с лица города стирали гаражные кооперативы и стоянки. Так, земли ГСК «Восход» в Красных Челнах скоро будут застроены трехэтажными домами. Участок в начале лета ушел с торгов за 57,8 млн рублей. Кооператив занимал 38 тыс. кв.м В 2019 году исполком постановил, что почти тысяча гаражных боксов здесь стоят незаконно. Территорию зачистили, а после лакомый кусок выставили на торги. Здесь планируют возвести девять домов площадью 30 тыс. кв.м. Они рассчитаны на 500 квартир. К участку еще нужно будет подводить инженерные сети.
Ранее исчез ГСК «Комсомольский», он оказался на пути развития перспективного 34-го микрорайона. На его месте появился детский сад. Часть территории ушла под строительство дороги, соединившей улицы Раскольникова и Нариманова. Работу по очистке территории исполком начал в марте 2019 года. Выяснилось, что территория была предоставлена по договору аренды. В 2010 она истекла. Участок предоставлялся без права капитальной застройки под временные металлические гаражи. В 2016 году арендатора уведомили о расторжении договора и о необходимости освобождения земли, но он этого не сделал. В итоге – снос.
Мэр города Наиль Магдеев, комментируя вопрос в конце 2019 года, как раз ссылался на генплан:
– Это не капитальная застройка, права собственности у людей на эти участки нет, это городская муниципальная территория. У «Восхода» срок аренды завершился в 2016 году, у «Комсомольца» в 2014-м. Еще в 2016-м всем сообщили. Генеральным планом города в этих микрорайонах планируется строительство жилья, объектов социально-культурной сферы. В установленном порядке мы эти территории просим освободить. Есть определенный порядок сноса, мы в рамках существующего законодательства работаем. Город должен развиваться, жилье должно строиться. Наступило время освоения этих территорий, – резюмировал тогда градоначальник.
Сегодня застройка некоторых территорий, закрашенных архитекторами под жилье, действительно кажется чем-то нереальным. Но практика показывает, что все может быть… Как бы то ни было, новый генплан еще официально не утвержден. Обсуждение пройдет 20 октября в 14:00 в мэрии города.
Chelny-biz.ru
Отнюдь
Рустам
Рамис
Гость
сура
Аят
Горожанин
Black
Сергнй
Марат
Думающий
антимагдеев13
Сергей Сергеевич
катя
Агросила
Юлия
Марат
оля
Альберт
Вася
Вася
Натали
Раушания
Гуля
Сергей
Дед
Деду 13:58
Анастасия
Горожанин
Гараж 2000
Галина