Игроки рекламного рынка Татарстана примкнули к общей борьбе за выживание. Новый законопроект Госдумы ставит под удар целую отрасль. «Мы лишимся единственного источника доходов и возможности достойно содержать свои семьи, платить ипотеку» – пишут предприниматели Рустаму Минниханову. В числе подписавшихся – почти 200 человек из Набережных Челнов. Бизнесмены, которых лихорадит из года в год, уверены, что на этот раз – точно конец: монопольный оператор, вводимый законопроектом, быстро захватит позиции на рынке, и услуги местных окажутся просто невостребованными.
Как трясло последние годы челнинскую «наружку», что думают о новом законе и как дальше жить – в материале Chelny-biz.ru.
О ЧЕМ ПИШУТ ПРЕЗИДЕНТУ
«МЫ ЛИШИМСЯ ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОЙНО СОДЕРЖАТЬ СВОИ СЕМЬИ, ПЛАТИТЬ ИПОТЕКУ»
«Мы просим Вас помочь в этой острой и критической ситуации», – с болью и надеждой еще в прошлую пятницу отправили письмо на имя Рустама Минниханова игроки рекламного рынка Татарстана, под которым в том числе подписались предприниматели из Набережных Челнов. Их связала одна проблема – новый законопроект Госдумы, который предполагает создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Принятие поправок в нынешнем виде приведет к монополизации рынка, считают они. Предполагается, что новый игрок будет наделен большими преференциями, например, без конкурсов и аукционов ему предоставят рекламные места и льготные условия оплаты (подробнее законопроект разберем чуть ниже). Наличие такого монополиста ставит под удар всю отрасль, уверены игроки рынка.
«Мы, жители Республики Татарстан, – сотрудники отрасли наружной рекламы, а также компаний, занимающихся обслуживанием рекламных конструкций, монтажом и печатью рекламных материалов, члены их семей – обращаемся к Вам с просьбой нас защитить», – пишут татарстанцы. – Принятие данного законопроекта приведет к краху рынка наружной рекламы в республике. Монопольный оператор, вводимый законопроектом, быстро захватит позиции на рынке и наши услуги окажутся невостребованными».
Из-за этого местный бизнес рискует потерять рабочие места, при этом альтернативных вариантов с имеющимися навыками в текущей экономической ситуации не все смогут найти, пишут в письме.
«Мы лишимся единственного источника доходов и возможности достойно содержать свои семьи, платить ипотеку, – сетуют «рекламщики». – Многие из нас отдали отрасли годы своей жизни, развивались вместе с ней. Даже во времена коронавирусных ограничений, когда города были закрыты и наш бизнес на несколько месяцев практически лишился выручки, мы сохранили свои рабочие места».
Фото: Холявчук Светлана / Интерпресс / ТАСС
Буквально за двое суток документ подписали 1,3 тыс. человек. Подписи собирали всеми возможными способами. Позже их объединили и направили главе республики.
ЧТО ДУМАЕТ ЧЕЛНИНСКИЙ БИЗНЕС
«НИЧЕГО ХОРОШЕГО ОТ ЭТОГО ДОКУМЕНТА НИКОМУ, В ТОМ ЧИСЛЕ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ, НЕ БУДЕТ»
Известно, что поддержали обращение к Минниханову сразу несколько операторов челнинской «наружки». По некоторым данным, число подписантов из автограда достигает порядка 200.
Как рассказал Chelny-biz.ru Ильдар Юнусов, директор рекламного агентства «Золотой город», который сегодня является одним из местных лидеров по объему конструкций, подписи ставили коллективами и семьями.
– Ничего хорошего от этого закона никому, в том числе органам государственной власти, муниципалитетам, не будет. А будет хорошо только одному предприятию, под которое он пишется, – считает Ильдар Юнусов. – Муниципалитеты в данном случае могут потерять возможность выставлять на торги и согласовывать схему. Потому что игрок законопроектом наделяется правом самому выбирать места, где он захочет поставить эти рекламу. Речь пока идет про медиаэкраны. А также соответственно он ничего платить муниципалитету не будет. Если сейчас исполком выставил на аукцион 10 мест под медиаэкраны по цене от 1,5 до 1,8 миллионов рублей, то в следующий раз такого уже не будет. Все люди на местах, скорее всего, потеряют работу, потому что этот бизнес будет неинтересен. Не будет возможности дальше расширяться, потому что ты будешь находиться в неконкурентных условиях по сравнению с единым оператором.
– Законопроект сделан в пользу одного игрока. Это будет как с единым региональным мусорным оператором. Что-то аналогичное. Не очень хорошо, а вернее - даже очень плохо. Это будет монополист, который просто убьет конкуренцию, – считает Ильдар Нуриев, директор ООО «КВМ Инвест».
Его компания – новичок на рекламном рынке Челнов. Рекламные конструкции за ней пока не числятся.
– Компания была создана как раз для участия в покупке рекламных конструкций. Но пока мы в больших сомнениях: если законопроект пройдет, нужны нам эти конструкции или нет?! – говорит Нуриев.
– Я отношусь к законопроекту крайне отрицательно, – выразил свое мнение бизнесмен Виктор Мороз. – Считаю это полнейшим бредом! Давайте тогда создадим единую управляющую компанию или автобусного перевозчика. Это просто нелогично с точки зрения конкуренции! Даже в сотовой связи есть альтернативы. Существует ФАС, которая контролирует, чтобы для всех были равные права, а тут получается на законодательном уровне дают превосходство одной организации. Просто не укладывается в голове.
Тем временем челнинцы вступают в российский союз операторов наружной рекламы. Накануне здесь Chelny-biz.ru сообщили, что в список из автограда попали шесть агентств. Совместными силами бизнес планирует включиться в обсуждение нового законопроекта. На данный момент профессиональное сообщество прорабатывает предложения, которые будут представлены депутатам Государственной Думы на рассмотрение до 10 августа.
СУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА
«НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ СЕКТОРА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ – ЭТО НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА НЕДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ»
Автор резонансного законопроекта – заместитель председателя комитета по экономической политике Артем Кирьянов. Внесение изменений в закон «О рекламе» продиктован необходимостью обеспечить безопасность и контроль за распространяемой информацией в России, считают в Госдуме.
«Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере – это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам», – следует из пояснительной записки.
Законопроект предполагает, что эксплуатация любых цифровых конструкций возможна будет только через единого оператора. При этом последний и сам может являться владельцем рекламных конструкций и вести предпринимательскую деятельность. Единый оператор будет принимать участие в разработке и согласовании схем размещения во всех регионах РФ. При этом он получит приоритетное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию ммедиаэкранов на 30 лет – без процедуры торгов и без выдачи разрешений. На аналогичный срок единый оператор получит право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте. На его деятельность не будут распространяться требования отраслевых стандартов, законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений о рекламе. Остальные операторы «наружки» по-прежнему будут обязаны соблюдать все эти нормы и более того - смогут размещать рекламу на своих цифровых конструкциях исключительно через информационный ресурс единого оператора за плату.
Помимо этого единый оператор получает исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физлиц в интернете.
КАК ТРЯСЛО ЧЕЛНИНСКУЮ «НАРУЖКУ»
Новшество – очередное и, вероятно, самое тяжелое потрясение для челнинской «наружки», которую стабильно лихорадило в последние годы. Так, в 2014 году местные и республиканские предприниматели обращались с челобитной к мэру Василю Шайхразиеву. Тогда причиной коллективного письма стала инициатива депутатов горсовета проводить торги по билбордам по принципу «один лот – один щит». Народные избранники считали, что это несет в себе определенную справедливость — каждый желающий предприниматель может участвовать в аукционе, исключив из отношений между своим бизнесом и муниципалитетом звено рекламной фирмы. Тогда под письмом подписались владелец ООО «Реклама-центр» Фанис Харисов, Виктор Мороз, ООО «Грэм», Юлиана Сиваева, «Арс Нова» и Артур Закиров, «Лариса-сити». Они настаивали торговать лоты по 50 и 100 щитов и на 10 лет. Несмотря на это, депутатская инициатива была принята – билбордами по сей день торгуют поштучно. Правда, до первых торгов прошло немало времени.
Фото: Владислав Бурнашев/ РБК Екатеринбург
В 2014 году аукцион по наружной рекламе сорвала загадочная компания из Перми, которая написала в УФАС, что власти города пытаются выставить на торги щиты, у которых есть хозяева, и, кроме того, вынуждают брать на себя дополнительный груз. В итоге полноценные торги состоялись лишь в 2016-м. Но процесс шел долго. В результате в 2017 году УФАС обратилось в Арбитраж о сносе всех рекламных щитов в Челнах, вновь повергнув в шок игроков рынка, которые всерьез испугались «все потерять». Причина иска оказалась банальной – щиты использовались компаниями без соответствующих разрешений на установку и эксплуатацию. Суд встал на строну УФАС. Часть конструкций в Челнах снесли, остальные выставили на аукцион. Тогда торги шли со крипом – бизнес возмущался завышенными ценами, считая, что исполком перегнул палку.
Сегодня рынок наружной рекламы в Челнах поделен между местными игроками и иногородними. Абсолютным лидером среди челнинских можно назвать как раз-таки агентство Юнусова – 53 единицы, 38 владеет компания «Лифтборд-Челны». Остальную часть пирога делят между собой в основном казанцы и самарцы (ООО «РИМ», «Лариса-сити», РА «Цвет», ИП Щеголов и др.), чуть меньше имеют московские и нижегородские компании. Однако, все же, свое присутствие в Челнах они обозначили.
Лилия Хамитова
Фото на главной: Валентин Сиваченко
Серг
Интересно
Андрей
Андрей
Андрей
Коренной
Андрей
Олег
Марат
Набщелнинец
Набщелнинец
Роман