20 лет исполнилось со дня, как Сергей Когогин занял пост генерального директора «КАМАЗа». В 2002 году министр экономики и промышленности Татарстана приехал в Набережные Челны в новом статусе. Событие вызвало в городе эффект, соизмеримый со сменой мэра. Пятый в истории «КАМАЗа» генерал дольше всех работает в этой должности. О том, как Когогин выводил компанию из кризиса и сделал лидером российского автопрома, Chelny-biz.ru сегодня рассказывал. Запомнились эти годы и яркими фразами Сергея Когогина. Вроде этой: «Если бы я хотел, давно бы ушел. Предложений в моей жизни было достаточно».
ПРИХОД НА «КАМАЗ»: «Я ПОНИМАЛ, ЧТО ЭТО НЕ КОНФЕТКА»
Сергей Когогин сменил на посту Ивана Костина. 29 апреля 2002 года его представили высшему менеджменту «КАМАЗа». За событием следил весь город, по силе воздействия оно было сравнимо со сменой мэра. Нового генерала в Челны привез премьер-министр Рустам Минниханов:
- Автозавод имеет стратегическое значение для республики. Настало время двигать камазовские реформы дальше. Именно новых революционных шагов мы ждем от Сергея Анатольевича.
Когогин в первой речи произнес фразу, которую вспоминают до сих пор:
- Я пришел надолго и буду работать всерьез, сознавая всю ответственность.
Спустя 15 лет, он так вспомнит свой первый рабочий день на «КАМАЗе»:
– Это было 29 апреля. Длинные майские праздники позволили мне обойти своими ногами весь «КАМАЗ». Я понимал, что это не конфетка. Но стало ясно, что комплекс проблем гораздо больше, чем хотелось бы.
КАК СВАТАЛИ ВО ВЛАСТЬ: «ЕСЛИ БЫ Я ХОТЕЛ, Я БЫ ДАВНО УШЕЛ»
Довольно быстро Когогину стали прочить уход с повышением. Чаще всего «сватали» на «АвтоВАЗ» и в федеральное правительство. Сам он обычно смеялся над этими слухами, иногда объяснял:
«Власть – это не мое».
«КАМАЗ» так затягивает, что уходить с него совсем не хочется».
- В 60 лет поздно уже думать о том, чтобы что-то менять. Если бы я хотел куда-то уйти, я бы давно перешел на другую работу, - признавался Chelny-biz.ru. - Я имел непродолжительный опыт госслужбы, и не хочу к этому возвращаться. Я все-таки больше человек бизнеса, чем государственной службы. И второе – «КАМАЗ» все-таки умеет притягивать. Это то, что тебе нравится, ты этим живешь, болеешь. Еще раз подчеркиваю: если бы я хотел, я бы давно ушел. Предложений в моей жизни было достаточно.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ: «ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОШЛОГО»
Основной задачей первых лет помимо роста производства стала реструктуризация многомиллиардных долгов: перед государством, отечественными банками и зарубежными кредиторами, в том числе знаменитый «японский кредит». Только в 2006 году, после реструктуризации этой задолженности с выплатой в течение 30 лет, над компанией, по словам Сергея Когогина, перестала нависать угроза банкротства.
- Перед новым усилением конкурентной борьбы на российском рынке с новыми для компании задачами мы полностью избавились от основных проблем прошлого, - объявил тогда Когогин.
ИНОСТРАННЫЕ СП: «БЫЛИ НЕ В СОСТОЯНИИ РАБОТАТЬ БЕЗ ТАКОГО ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ»
Когогин привел на «КАМАЗ» иностранных партнеров и создал совместные предприятия: «ЦФ Кама», «Камминз Кама», «Кнорр-Бремзе Кама», «Федерал Могул Набережные Челны», «Фузо КАМАЗ Тракс Рус», «Мерседес-Бенц Тракс Восток», «CNH-КАМАЗ Индустрия», «ДК РУС». В состав акционеров вошел немецкий концерн Daimler AG, который стал стратегическим партнером компании. Как уговаривали иностранцев?
– Нужно было умение убеждать. Ты должен понять партнера, он должен понять тебя и, в конце концов, поверить. 15 лет назад это было очень непросто, - признавался Когогин. - Первое СП, которое мы создали, было с ZF. Оказалось, что я пришел вовремя с правильным предложением. Предприятие было не в состоянии работать без такого объема инвестиций.
РОТАЦИЯ КАДРОВ: «Я БЫ ЕЩЕ ДВА ГОДА НАЗАД НЕ РИСКНУЛ»
Когогин начал с обновления команды. В том числе прошла «зачистка» кадров от связей с криминалитетом и челнинскими ОПГ. Начиная со второго десятилетия, гендиректор начал омолаживать команду. Поначалу он говорил о ставке на 40-летних, а затем – на 30-летних.
– Обычно руководители у нас работают до 65 лет, и даже после этого их не увольняем, оставляем советниками директоров, даем им новые направления. Но сейчас требуется новая молодая кровь. Мы сейчас проводим много откровенно рискованных назначений. Главному экономисту – 30 лет, – приводил пример Сергей Когогин. – Я бы еще два года назад не рискнул. А он прекрасно справляется. Едва за 30 директору автомобильного завода. У нас есть система, которая позволяет молодому амбициозному человеку довольно быстро построить карьеру.
ОТНОШЕНИЯ С МЭРАМИ: «ПУСТЬ ОНИ ЛУЧШЕ СВОЕ ДЕЛО ДЕЛАЮТ, А НЕ ИННОВАЦИЯМИ ЗАНИМАЮТСЯ»
У Когогина с градоначальниками Челнов складывались разные отношения. Пришел он за год до смерти Рашита Хамадеева, и конфликтов с импульсивным главой нажить не успел. В 2003-м новым мэром стал уже топ-менеджер «КАМАЗа» Ильдар Халиков. В его времена отношения были максимально партнерскими и лозунг «КАМАЗ - это город, город – это КАМАЗ» реализовался в полной мере. Пятилетка Василя Шайхразиева прошла без явных конфликтов, но политика мэра, как выяснилось, прилично напрягала генерала. А в Челнах до сих пор обсуждают: кто кого вызывал на встречу – мэр или гендиректор.
Отношения с Наилем Магдеевым, очевидно, стали самыми напряженными, хоть мэр и повторяет каждый раз тот самый лозунг и рассказывает про чаепития. Сам Когогин атмосферу в городе оценивал так:
– У меня в этом вопросе очень консервативный подход: пусть они лучше свое дело делают, а не инновациями занимаются. Я все-таки тоже четыре города проработал мэром Зеленодольска, понимаю и мэра, и исполком, и те задачи, которые перед ними стоят.
АВТОБУСНАЯ БЕДА: «МЫ УВИДЕЛИ НЕСПОСОБНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАНИМАТЬСЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ»
Публичный конфликт случился на фоне автобусов МУП «Электротранспорт».
- В нашем базовом городе Набережные Челны мы, к сожалению, увидели неспособность администрации заниматься пассажирскими перевозками, - заявил Сергей Когогин федеральным СМИ. - Несколько лет назад мы подарили свое транспортное предприятие городу. 60% городских перевозок пассажиров проводилось трамваями. Мы с акционерами приняли решение передать эту функцию городу, и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышают 700 млн рублей. Администрация города показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки. Мы будем вынуждены изъять автобусы и продать другим клиентам.
КАДРОВЫЙ КОЛЛАПС: «ПРОБЛЕМА БУДЕТ НАС НЕ ПРОСТО СДЕРЖИВАТЬ, А ТОПИТЬ»
Еще одна болезненная тема в двусторонних отношениях – кадры. Когогин о ней говорит уже много лет, пеняет местным властям, а в конце 2021-го на Совете безопасности РТ назвал ситуацию «кадровым коллапсом»:
- Кадровый голод приводит к тому, что дальнейшее развитие экономики и промышленности вряд ли будет динамичным. Мы имеем узкое место и если не разошьем его, то, скорее всего, проблема будет нас не просто сдерживать, а топить. Мы по-разному подходим, включая все эти фокусы с мигрантами, с УФСИН переговоры ведем, но это все, коллеги, латание дыр. Амбиции у «КАМАЗа» довольно серьезные. Как расти-то?!
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА: «ОТСТАЕТ ОТ ТОГО, ЧТО ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ»
При Когогине «КАМАЗ» вновь активно занялся развитием социальной инфраструктуры Челнов. Под эгидой 50-летия завода он завел федеральное финансирование на десятки проектов.
- Для нас очень важна социальная среда в городе, потому что, в первую очередь, это самочувствие нашего персонала. Очевидно, что развитие среды пока отстает от того, что город должен иметь. Поэтому 1 сентября я специально прилетел из Москвы на открытие школы и бассейна, - объяснял гендиректор однажды.
ПИСЬМО ПОТОМКАМ: «КОГДА МНЕ ТРУДНО, ВСПОМИНАЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ НА КАМАЗ ПЕРВЫМИ»
В 2019 году на праздновании юбилея автозавода Когогин зачитал свое письмо потомкам:
«17 лет назад я сделал выбор. Возможно, главный в моей жизни. Когда мне трудно, я вспоминаю людей, которые пришли на КАМАЗ первыми. Лучшие приезжали сюда, чтобы заложить крепкий фундамент настоящих человеческих отношений и будущих свершений. Сегодня с гордостью докладываю: дело наше живет и развивается! КАМАЗ уверенно смотрит за горизонт, отвечая вызовам современности. Как и первостроители, мы дни и ночи работали, чтобы в юбилей сказать вам: мы не только сохранили, но и приумножили сделанное вами. Я безмерно горд быть частью этой летописи».
О БУДУЩЕМ: «ЧТОБЫ О НАШИХ ГРУЗОВИКАХ ГОВОРИЛИ НЕ ТОЛЬКО КАК О ПОБЕДИТЕЛЯХ РАЛЛИ»
Картину камазовского будущего «Сергей Когогин точно сформулировал еще до прихода на предприятие, будучи министром экономики и промышленности РТ в 2001 году. На вопрос о журналиста: как видит компанию «лет эдак через десять-пятнадцать» - ответил:
— Прежде всего, крупной международной компанией. Чтобы автомобили, которые выпускаются на ее заводах, эксплуатировались не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Чтобы о наших грузовиках говорили не только как о победителях ралли, но и как о надежных и доступных по цене автомобилях.
Chelny-biz.ru
Фото: Донат Сорокин/ТАСС, Василий Александров / ТАСС, ПАО «КАМАЗ», kremlin.ru, пресс-служба президента РТ, nabchelny.ru