, 25 Января
Коронавирус. Заражено: 352 323 189 человек. В России: 11 173 300. В Татарстане: 45 525. В Челнах: 5 984
Новости
Подробно


«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

02.12.2021, 22:00

Пандемия перекраивает рынок «наружки» в Набережных Челнов. Рекламные агентства задолжали за билборды в бюджет миллионы. Исполком штампует иски в суд, требуя оплаты долга и расторжения контрактов. А бизнес возмущается неадекватными ценами на щиты, обвиняет во всем коронавирус и несговорчивую власть. «В масштабах города, если наш маленький бизнес умрет, наверное, никто плакать не будет», - говорят предприниматели. Chelny-biz.ru проанализировал ситуацию: как игроки рекламного рынка пытались достучаться до руководства города, чем оправдывают свои долги, что будет с билбордами, которые теряют хозяев, и кому выгоден новый передел рынка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

ПОЗИЦИЯ ИСПОЛКОМА: НЕТ ПЛАТЕЖЕЙ – ОСВОБОЖДАЙ УЧАСТОК

Исполком Набережных Челнов предъявил многочисленные иски арендаторам билбордов. Операторы рекламного рынка массово задолжали платежи в бюджет, хотя и не все. В картотеке Арбитража 68 заявлений на общую сумму 12,4 млн рублей. Город пытается взыскать долги и расторгнуть договора на установку и эксплуатацию конструкций. Как уточнили в исполкоме, задолженность образовалась в период пандемии. По 14 делам решение принято в пользу города. 54 иска находятся на рассмотрении. В бюджет уже поступило около 2 млн рублей (из них 230 тысяч - по исполнительным листам).

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

Суть претензий аналогична. Компании просрочили платежи за право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, стоящих на муниципальной земле. В месяц каждый билборд обходится агентствам в 9 - 11 тыс. рублей (от 255 рублей за 1 кв. м информационного поля.), не считая других затрат, связанных с содержанием конструкций. Позиция исполкома в данном случае понятна: нет платежей – освобождай участок.

Под удар попали челнинские и иногородние рекламные агентства. Иски предъявлены ИП Стрыгину, ООО «КМ Сервис», ООО «Мицар-1», ООО «ТП-Закамье», ООО «Реклама центр-1», ООО «Рим» и другим. Суммы претензий почти идентичны: основной долг стартует в районе 100 тыс. рублей за щит, еще почти треть от суммы – набежавшие пени.

ЧТО ДУМАЕТ БИЗНЕС

«ДЕЙСТВИЯ ГОРОДА ПРОСТО УБИВАЮТ НАС»

Бизнес отбивается от исков и ожидаемо терпит поражение. Хотя рассчитывает на понимание и поддержку. В суде компании пытаются донести, что в 2020 году во время локдауна и долгое время после него не могли использовать щиты в коммерческой деятельности. Индивидуальный предприниматель Виталий Стрыгин, к примеру, указал, что он неоднократно обращался к городу с просьбой отменить или снизить стоимость аренды в период пандемии. Реакции не было.

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

– Эта ситуация с пандемией сказалась на многих отраслях, в том числе на нашей. Реклама, как обычно, в кризис быстрее всего ныряет в него и иногда бывает, что выходит из него раньше. По прошлым кризисам так было. В этот раз конца края пока не видно. Падение выручки было очень значительно, – говорит Дмитрий Гудовских, руководитель ООО «Мицар-1». – Нам и так тяжело, мы не могли закрывать текущие платежи и тем не менее сохраняли их в меру сил. Понимаем, что у города много своих социальных расходов. Сколько могли – платили, рассчитывали на какой-то диалог. Если плохо всем, надо ведь как-то совместно двигаться к выходу из того места, где мы оказались. По многим отраслям государство, муниципалитеты шли навстречу бизнесу. Почему-то мы не попали в этот круг. Очень грустно. И финансово мы оказались в долговой яме. Действия города просто убивают нас как малый бизнес. Понятно, что обычному обывателю все равно. Кому-то, может, мешают эти рекламные щиты, кто-то будет только рад. Но мы платили зарплату людям, они не стояли на бирже. Мы честно зарабатывали свои деньги, выплачивали с них налоги. Таких бизнесов множество в нашем городе. Мы занимались бизнесом, и боюсь, что слово «занимались» теперь уже будет в настоящем. Потому что это наше сегодняшнее положение. В дальнейшем мы не сможем вести такой бизнес. Иногда надо чуть-чуть поддержать предприятие, и оно будет работать дальше. Но город не пошел нам навстречу, хотя мы многократно обращались. В масштабах города, если наш маленький бизнес умрет, наверное, никто плакать не будет.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«ГОРОДУ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО В ОБМЕН НА ПОМОЩЬ БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО, АГИТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА»

Рекламщики засматривались на «позитивный» опыт других городов, где агентствам предоставляли рассрочку, скидки, отменяли платежи, уменьшали или переносили на более поздние сроки. Весной прошлого года операторы наружной рекламы обращались к мэру Наилю Магдееву с коллективным письмом. «Ситуация близка к катастрофической», – писал тогда отчаянный бизнес. Операторы просили градоначальника принять срочные меры поддержки отрасли, чтобы не допустить банкротства компаний и сохранить более 450 рабочих мест.

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

С середины марта 2020-го от размещения на неопределенный срок отказались все компании из сферы культурно-массовых развлечений: кино, концерты, спорт, конференции, выставки и пр. В прежнее время они занимали порядка 18% от объема заказов. Еще около 14% - это общепит, который предупредил о снятии билбордов в случае введения дополнительных ограничительных мер. Продуктовые ритейлеры сокращали или вовсе снимали рекламу с апреля и мая (это 20%), как и торговые центры, гипермаркеты, бытовая техника (более 25%). Полностью отказывался от наружной рекламы турбизнес. Другие клиенты перевели рекламные бюджеты на интернет-рекламу и телевидение, предполагая, что потребители будут проводить основное время дома.

В то время рекламные агентства предлагали сразу несколько антикризисных мер: арендные каникулы до 1 января 2021 года, освобождение или компенсацию арендной платы за непроданные стороны щитов. Их предлагали отдать под социальную рекламу, посвященную референдуму, коронавирусу или другому событию, актуальному для города. За счет бюджета либо в зачет аренды.

Коллективное письмо тогда подписали все участники рынка. В их числе «КМ Сервис», «Мицар», «КП Реклама», «Лестер», «Реклама-Центр».

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

– Многие ответственные муниципалитеты услышали призыв нашего президента о помощи малому и среднему бизнесу в период пандемии и пошли навстречу рекламным компаниям. Где-то отменив платежи, где-то уменьшили их, но в большинстве своем перенесли платежи на более поздний срок. Это тоже не совсем решает вопрос… Но хоть что-то сделали. Наши же власти, несмотря на то, что я лично предлагал разные варианты мэру, руководителю исполкома, начальнику управления земельных и имущественных отношений, не сделали ничего, – рассказывает Ильдар Юнусов, руководитель ООО «КМ Сервис». – Городу было предложено в обмен на помощь по оплате бесплатное размещение на щитах социального, агитационного материала. Город этим предложением с удовольствием воспользовался, а в ответ - только иски. Почему-то бизнес ведет себя социально ответственно, а город - как «торгаш».

К концу прошлого года рынок начал восстанавливаться, возобновились платежи по «наружке», правда, не в полном объеме. Доходы не позволяли.

– Наши платежи в город в допандемийный период составляли от месяца к месяцу от 70% до 90% дохода компании. Ближе к пандемии (уже в январе-феврале 2020-го) несколько предпринимателей платили из своего кармана, так как рынок начинал сжиматься, – рассказывает Ильдар Юнусов. – Хотя если считать в абсолютных цифрах, эти платежи, например, полностью покрывали аналогичную аренду в Нижнекамске. Несмотря на это, наши компании никого не уволили и продолжали вовремя платить зарплату и все налоги. Что будет дальше? Город, конечно, выиграет суды, потому что в судах вся болтовня про тяжелое экономическое положение в период пандемии не имеет значения, если ты не попал в федеральный список отраслей, кому по закону положены были льготы.

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

Юнусов отмечает, что бизнес будет вынужден подавать встречные иски о рассрочке платежей – по сути, добиваться того, что многие города добровольно сделали в рамках помощи своим предпринимателям.

ЧТО БУДЕТ

«НУЖНО РАСТОРГАТЬ С НИМИ ДОГОВОРЫ И ОТДАВАТЬ ТЕМ, КТО УМЕЕТ РАБОТАТЬ БЕЗ ДОЛГОВ»

В текущих реалиях банкротство участников рекламного рынка неизбежно, считают коммерсанты. И достаточно призрачно видят перспективу участия в следующих торгах.

– Чтобы участвовать в новых торгах, нужно иметь деньги, которые ты потом сумеешь вернуть. А при таком раскладе, в котором мы оказались, даже те средства, которые были уплачены за лот (не говоря уже о прибыли), вернуть не предоставляется возможным. А получится вернуть только убытки, которые образуются после судебных исков, – говорит Дмитрий Гудовских.

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

– С теми, у кого долги, нужно расторгать договоры и отдавать билборды тем, кто умеет работать без долгов, – считает Никита Усенков, директор РА «Цвет» из Самары. Компания владеет несколькими десятками щитов в Челнах и, как подчеркивает Усенков, исправно вносит платежи. – Отсрочка никого не спасет. Она только оттянет неизбежное. Неправильно сразу была рассчитана сумма аренды. Она поставила в неловкое положение тех, кто этим бизнесом занимался. Никто не хотел работу терять. А таких условий – по 10-11 тысяч за аренду в городе с населением 600 тысяч – больше нигде нет. 4-5 тысяч должна была стоить аренда. Начальная цена была низкая, но она ничего не давала, так как нужно было платить ежемесячную аренду. Вот эта сумма аренды и внесла дисбаланс. Самара – миллионный город. Аренда щита – 10 тысяч, но извините, у нас стоимость продажи в два раза выше. Мы в курсе о встречах предпринимателей с городом. Мы, хоть и конкуренты, но профессиональное сообщество, обменивались информацией, поддерживали, подсказывали. Когда пандемия случилась – это была общая беда. По всем городам объединялись и инициировали встречи, чтобы спасти свой бизнес, но нигде ничего не получилось.

Как стало известно Chelny-biz.ru, накануне на встречу с руководителем исполкома Фаридом Салаховым приехали руководители рекламного агентства «РИМ» из Казани. Сегодня гендиректор агентства Илья Фомин передал через подчиненных, что комментировать нечего.

«Бизнес ведет себя ответственно, а город - как торгаш»

Если дело дойдет до реального изъятия щитов, то встанет вопрос: что делать дальше? Сносить или оставлять? Тогда кому содержать? Муниципалитет будет вынужден вновь выставить щиты на аукцион. По какой цене? Если существующие расценки бизнес не тянет, придется их снижать. Выходит, что ситуацией смогут воспользоваться новые игроки, причем на более выгодных условиях. А существующие, подпортив репутацию долгами, рискуют остаться не у дел.

Лилия Хамитова

Фото: Chelny-biz.ru, открытые источники