Глава строительной компании ЗАО «ФОН» Анатолий Ливада сегодня был гостем традиционного «делового обеда». Официально тема встречи звучала так: «Продвижение строительного бизнеса в городе Набережные Челны». Понятно, что Ливада пришел на мероприятие не для того, чтобы пофилософствовать или поделиться опытом с молодыми-«зелеными» - он попытался привлечь местных бизнесменов к микрорайону «Яшьлек»: «даже навариваться не будем на вас». Впрочем, делая коммерческое предложение челнинским предпринимателям, Ливада наткнулся на недовольных дольщиков жилого микрорайона.
«ВЫ НАЧИНАЕТЕ НАМ ПОМОГАТЬ В НАШЕМ БИЗНЕСЕ, ПРАВИЛЬНО?»
- Я очень благодарен, что мне представилась возможность пообщаться с вами, - Анатолий Ливада, компания которого присутствует в Челнах без малого почти 7 лет, начал свое выступление с комплиментов. - Мне это интересно. Какое лицо сегодня имеет город, из кого он состоит и как вместе мы можем двигаться дальше? Проработав на объектах строительства Челнов, я понял, что у него уже есть свое лицо, которое не похоже на лицо автомобилистов, работающих только на «КАМАЗе». Сегодня в городе активно развиты предпринимательство, спорт, сфера обслуживания, Челны сегодня получили определенный статус и знают, куда им направляться. Какое мы принимаем в этом участие? Так как мы представляем строительство, мы формируем направления новой архитектуры, новых услуг и планировочных решений.
Ливада начал рассказывать о том, что жилье формирует и человека, и его быт – якобы, планируя свои проекты, строительная компания формирует город, а люди, которые покупают там квартиры, влияют на микроклимат в этих мини-городах, то есть микрорайонах.
- Строительство – это не кирпич, раствор и бетон. Это создание некоего мегаполиса, который потом существует и формирует всех, кто там живет. Происходит это за счет услуг, которые позже там предоставляются: парикмахерские, магазины... «ФОН» как раз-таки та структура, которая и организует этот полный комплекс: мы строим и торговые центра, и гаражи, где или наши друзья, или те, кого мы знаем, открывают бизнес в шаговой доступности… Нам достается львиная доля проблемных моментов: оформление документов, покупка участка, прокладывание сетей… Но за нами приходят другие - мебельщики, отделочники, дизайнеры и уже на готовых площадках, на которые мы потратили определенный труд, начинают зарабатывать.
Плавно, но весьма расчетливо и верно Ливада подошел к возможности предложить челнинскому бизнесу сотрудничество: на территории микрорайона пустует большая часть офисных помещений – разгуляться местным предприимчивым есть где. На сегодняшний день перед «ФОНом» стоит задача создать развитую инфраструктуру в комплексе - нет магазинов, аптек, парикмахерских, а главным образом детского досуга. Заинтересовавшимся предложением застройщик пообещал посодействовать.
- Вы начинаете нам помогать в нашем бизнесе, правильно? Почему мы должны на вас навариваться? - обратился Анатолий Ливада к предпринимателям. - Мы должны выработать такой элемент, чтобы ваш бизнес процветал и был устойчивый, от этого будет хорошо и нашему бизнесу. Бизнес будет «толкать» бизнес.
Начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Радмир Беляев отметил, что хорошо бы подготовить конкретные правила игры для - максимально понятную схему взаимодействия крупной столичной компании с малым и средним бизнесом автограда.
- В принципе, в тайне у нас такая идея есть, - ответил Ливада. - Мой бизнес будет устойчивым, если рядом будут стоять такие же бизнесмены - большие, меньшие, которые будут также работать в данном направлении и друг друга поддерживать.
«ОНА В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ РАЗА ТРИ УНИТАЗЫ»
- Я работал на оборонном предприятии, которое и сформировало мой уклад и взгляд, - объясняет гость свое решение строить исключительно микрорайоны. - Многие, наверно, помнят Михаила Горбачеве, который пообещал всем нам квартиры, но мы их не дождались. Взяли в руки лопаты и сами стали строить жилье. Первый дом возвели сами для себя, потом поняли, что квартир для тех, кто с нами, не хватает – построили второй дом и так далее. Параллельно со строительством домов вырастают и магазины, офисы. Мы пришли к такой мысли, что строив, мы начинам создавать инфраструктуру, которая в будущем будет сопутствовать жизни в этих домах, квартирах и микрорайонах. Поэтому от одиночного строительства мы перешли к застройке кварталов по 200 тысяч кв.м.
Тенденции строительной индустрии - это четырехэтажные и пятиэтажные коттеджные дома, за ними будущее, отметил Ливада. А вот делать ставки на строительство индивидуальных жилых застроек его компания не намерена.
- Это не наша песня, - говорит он. – Угадать, построить частный дом под кого-то очень сложно. В основном, их строят жены, мужья лишь привозят рабочих. Жена командует, что приклеить и куда. Попасть в психологию женщины - ну, я считаю, это вообще невозможно. Она в течение недели может поменять раза три унитазы, ванну и так далее.
Вопросы из зала поступали не столько предпринимательского характера, сколько житейского - например, о парковочных местах. Топ-менеджер компании ответил, что проект микрорайона Яшьлек в прошлом году был скорректирован, теперь норматив на одну квартиру составит 1,25 машина. К строительству парковок компания приступит уже в этом году. Всего же в проекте застройщика предусмотрено три вида автостоянок: гостевые, эко и с постоянным хранением. Правда, Ливада и тут сделал акцент на бизнесе: мол, желающие развить парковочный сервис также могут заявляться в микрорайон.
«МЫ ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ, А ЭТУ ЖИЛПЛОЩАДЬ ПРОДАДИМ НА 30-40% ДОРОЖЕ»
На «деловом обеде» среди участников оказались лидер челнинского отделения партии «Коммунисты России» Татьяна Гурьева и председатель совета общественной организации 65 микрорайона, Сергей Царев. Впрочем, Гурьева была лишь в качестве наблюдателя, а вот Царев поинтересовался, будет ли компания-инвестор выполнять свои обязательства перед дольщиками, число которых достигло порядка 600.
- Чем дольше строишь, тем стоимость квадратного метра недвижимости растет. Сегодня она растет выше золота. Поэтому кто купил квартиру в начале строительства, с просрочкой договора, в итоге продаст ее в два раза дороже. Здесь мы в одинаковых условиях, - говорит Ливада.
Здесь же руководитель строительной компании отметил, что есть возможность возврата вложенных денег.
- Мы вернем вам деньги, а эту жилплощадь продадим на 30-40% дороже. Я здесь не проигрываю, не проигрывает и клиент.
- Это со стороны бизнеса. А как же те, которые приобрели жилье не для того, чтобы продавать, а жить? – задал встречный вопрос Царев.
- Сегодня у нас 10% нуждаются в жилье, остальные видят его в виде бизнеса. Если на начальном этапе строительства покупаешь две квартиры, то в конце у тебя получается четыре.
- С 10% что делать?
- Есть правовое поле, можно решать это вопрос там.
Впрочем, Ливада отмечает, что избежать негативных последствий при строительстве жилых домов по принципу долевого участия невозможно.
- Все гладко не должно быть. Как говорил уважаемый конструктор Королев: «Отрицательный результат – это тоже результат». Если все ровно, как-то даже подозрительно… и в бизнесе, и в жизни все должно быть. Как решать эти вопросы – вот это другое. Но основная защита любого бизнеса – это пять направлений: один пиковый, два – стабильных и три – убыточных. Когда создаются холдинги и корпорации, где несколько направлений, они сами себя могут удержать и обеспечить. Это не ново, это экономика. Где есть и группа А, и группа Б - промышленность тяжелая и легкая, например. Тогда и экономика нормальная. Это бизнес любого государства, любой системы.
Надо сказать, что присутствие одного дольщика гостя нисколько не смутило, хотя могло быть иначе. В ноябре разгневанные собственники квартир встречали Анатолия Ливаду у стен местной телекомпании, куда он пришел на прямой эфир, и изрядно подпортили ему настроение. На этот раз, можно сказать, главе компании «ФОН» ничто не помешало общению с целевой аудиторией. Ливада приводил мотивирующие для предпринимателей суммы (и, видимо, они сработали – после официальной части мероприятия общение с участниками продолжилось). Так, в микрорайоне «Яшьлек» только на отделочные работы потратят примерно 4,5 миллиарда рублей. Еще на 2,5 миллиарда жильцы купят мебель. А обороты управляющих компаний будут примерно на уровне 600-700 миллионов рублей в год.
Лилия Хамитова
Алексей
Аноним
Дима
я
Руслан