Первая неделя в QR-режиме – первые жертвы в Набережных Челнах. Бизнес, ставший заложником своих торговых центров и заведений, бьет тревогу. Пишет президенту, министрам, бизнес-омбудсмену. Жалуется на главного санврача Татарстана Марину Патяшину и просит ослабить меры. Эмоции на неделе зашкаливали. Как работать, когда нельзя даже закрыться, где достать вакцину и как выгонять людей на улицу – калейдоскоп проблем в частных историях конкретных предпринимателей.
КАК ПРОВЕРЯТЬ QR-КОДЫ
Торгово-промышленная палата Набережных Челнов едва успевает анализировать обращения предпринимателей. Их уже более 50. С разных ступеней бизнеса и о разных ситуациях. Но суть одна – как организовать работу в условиях QR-режима, говорит гендиректор ТПП Фарид Башаров.
- Первая проблема - считывание QR-кодов. Кто покрупнее, вопрос более-менее решил. Бизнес у нас вообще хорошо адаптируется, - отмечает Башаров. - Второе – резко упал трафик. Просто пустые торговые центры. Народ и так не сильно жаловал большие центры из-за скопления людей. А тут вообще продавцы оказались не у дел. Это значит опять непроданный товар, неполученная выручка, неуплаченные налоги, дефицит бюджета… Плохо! Плохо! Зато, посмотрите, люди, как кильки, в общественном транспорте, в поликлиниках, в МФЦ!
Глава ТПП не отрицает благих целей правительства, но и недоработок много. Много непонятных для бизнеса и людей моментов.
- Вот, например, вопрос был по беременным сотрудницам, которым нельзя делать вакцину. Есть люди, которым по медицинским показаниям нельзя. А хозяин предприятия принимает решение отстранить от работы без сохранения заработной платы! Оказалось, есть такая группа не совсем защищенных людей, - говорит Башаров.
НЕ МОГУТ ПОПАСТЬ ВНУТРЬ
Первой же проблемой в понедельник стал доступ самих сотрудников в торговые центры. С них поначалу тоже жестко требовали QR-коды, но потом Роспотребнадзор сделал исключение для работников ТЦ. При условии, что за два месяца те успеют вакцинироваться. Несмотря на это, тут и там проблемы у персонала возникают.
Об этом, например, рассказала управляющая сети химчисток Renzacci Алла Дзергун. У компании на сегодня осталось три точки приема вещей - все в ТЦ. Остальные пять пришлось закрыть за год пандемии.
- У нас всего три точки. И тем не дают работать! Поэтому какое у меня может быть отношение к происходящему?! - говорит Алла Дзергун. - Наш производственный цех находится в другом месте, поэтому нам нужно постоянно привозить, увозить вещи в торговые центры. Водители, сотрудницы должны как-то заходить. Все это тоже с проблемами, с трудом. Много клиентов, которые сдали одежду еще до запрета, а теперь не могут забрать без QR-кода. Люди возмущаются, нам претензии высказывают. Приходится на доставку работать. Мы должны что-то придумывать, выкручиваться, чтобы раздать заказы. У нас основной сезон сейчас, и у нас нет доступа! Мы целый год еле-еле выживали, надеялись сейчас заработать, а нас закрыли! Точка в «Омеге» была основной, она отрабатывала за всех.
ОБВАЛИЛАСЬ ВЫРУЧКА
Проблема повсеместная. По предварительным подсчетам, торговля и сфера питания потеряли от 60 до 80% выручки. Без львиной доли трафика в торговых центрах остались франчайзи популярной сети кофе-баров Coffee Like. Они стоят почти во всех крупных ТЦ: «Омега», «Палитра», «Сити Молл», Sunrise City, «Торговый квартал» и др. Сейчас предприниматели работают почти в минус.
- По итогу двух дней выручка в ТЦ просела на 80%. Выживаем за счет персонала, который там работает и является нашим постоянным покупателем, - рассказали Chelny-biz.ru челнинские владельцы франшизы. - Этот месяц, наверное, вытянем только благодаря уличным точкам. Там идет прирост, потому что люди не могут зайти в торговые центры. В общем, тяжело, но в ноль, надеюсь, в этот месяц выйдем. Если люди станут прививаться, получать коды, станет лучше.
ПОРТИТСЯ ТОВАР
Совладелец холдинга CAFÉ GROUP Раис Валеев считает, что власти должны были заранее предупредить бизнес о QR-кодах. Сейчас главная проблема для его кафе и ресторанов – скоропортящиеся продукты.
– Это было неожиданно и очень грубо со стороны властей. Можно было предупреждать еще во время выборов. Если бы нам сказали: «Ребята, время подходит, вы переходите на новый этап, будет введена система кодов», – все бы все поняли. Кому нужна работа – привился бы или перешел на «удаленку». Мы бы сами подготовились морально, не закупали такое количество продуктов. Предупрежден – вооружен. А сейчас выручка у нас в минус, персонал недоволен, товар портится. У нас товара на 7 млн по всем ресторанам. Что с ним делать? Человечности со стороны властей нет. Понятно, что есть задача вакцинировать всех… Но предприниматели умирают. Стремление работать умирает, - говорит Валеев.
Выручка всей сети CAFÉ GROUP с 11 октября тоже упала на 80%. Предприниматель привел в пример кафе в Нижнекамске. По понедельникам туда в среднем приходило 150 гостей, после ограничений – не больше 20. Потери коллег по рынку в Челнах – около 60–70%.
ЗАКРЫЛИСЬ БЫ. НЕ РАЗРЕШАЮТ
Спасением для многих было бы временно закрыться и не плодить расходы. Но не тут-то было. У Илюзы Сибгатуллиной в городе шесть японских парикмахерских «Чио Чио» по франшизе. Одна – в «Торговом квартале».
- Потери более 50%. Если раньше оказывали 30 услуг в день, то теперь семь, - констатирует Сибгатуллина. – Мы бы с удовольствием закрыли салон в «Торговом квартале», потом что он не рентабелен на данный момент. Но нам не разрешают. По условиям договора есть штрафные санкции за закрытие. В этой ситуации больше всего пострадали все, кто находится в «Торговом квартале» и «Омеге». Большие площади - большие ставки аренды. Нам же их никто не уменьшает!
По словам предпринимательницы, пострадали и парикмахерские вне торговых центров:
- Общий спад, люди недопонимают, думают, что везде нужны QR-коды.
КАК НЕ ПУСКАТЬ ЛЮДЕЙ БЕЗ QR-КОДОВ
Повсеместной проблемой стала организация пропускного контроля в здания. Роспотребнадзор требует сканировать QR-коды и сверять с паспортными данными. Это обернулось для бизнеса новыми затратами – на персонал, смартфоны. Да и как отказывать клиентам, которые упираются? Ярче всего эту проблему обозначил руководитель сети салонов «Конкор-Оптика» и совладелец кафе «Компот» Максим Федоров в одной фразе «Драться, что ли?».
- Была ситуация. Заходит пара в кафе. У жены есть QR-код, у мужа нет, - рассказал Федоров Chelny-biz.ru. - Ему говорят: «Мы вас обслуживать не будем». Он: «Хорошо, я просто посижу». Мы не можем его не пустить. Как вы это представляете?! Драться, что ли?! Или полицию вызывать? Мы его не обслуживаем. Но жена заказала на двоих, они кушают спокойно. Зашла беременная, попросилась в туалет. Я должен выгнать ее на улицу? Если правительство придумывает такие «дебильные» постановления, не хочется быть дебилом и исполнять их.
Сопредседатель отделения «Деловой России» в Татарстане не хочет сам быть «полицейским» и требует снять с бизнеса «обязаловку» по проверке QR-кодов.
КАК ПРИВИТЬ ПЕРСОНАЛ
Горячо обсуждают предприниматели и проблемы с персоналом. Как убедить людей привиться? Где и как срочно получить вакцину, если в поликлиниках очереди, новые пункты не открывают, а мобильные бригады выезжают только в коллективы от 50-70 человек?
К тому же, после первого компонента вакцины другая беда - многие люди температурят и не выходят. Как быть, если это происходит массово?
– Я против любой вакцины. Своим сотрудницам сказала, чтобы принимали решения сами. Никого не заставляла и не собиралась, - говорит владелица флористического салона «Цветочная кухня» Равиля Гемелюк. - Одна вакцинировалась - заболела. Вторая не привита еще. Третья – в положении. Я не настаиваю.
Гемелюк говорит, что раньше управляла двумя цветочными салонами. Однако пандемия внесла свои коррективы - один магазин пришлось закрыть.
– Товар портился, цветы сохли. Заказ нужно делать за две-три недели, отказаться от него нет возможности. Устраивала распродажи, продавая по себестоимости. Раздавала направо и налево. У меня заказывали пять роз, я им 15 давала, – вспоминает события прошлого года хозяйка «Цветочной кухни». – Пришлось закрыть точку. Арендодатель не хотел идти навстречу, старалась платить аренду. Кое-как держалась на плаву.
НЕПОРЯДОЧНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
Наконец, ситуация четко разделила предпринимателей по степени порядочности. Одни стремятся работать по новым законам. Другие просто игнорируют и тем самым отбирают поток клиентов.
– Есть некоторые предприниматели, которые пытаются работать без кодов. Им без разницы, что происходит в республике, и они каким-то образом решают вопросы, - рассказал один из собеседников редакции. - Это несерьезно, когда кто-то закрывается, а кто-то продолжает работать, нарушая правила. Наши клиенты уходят к ним, говорят: «Они же работают. А вы что, вопрос не можете решить так, как они?». Но мы принципиально не будем открываться без кодов, хотя бы из-за уважения к коллегам. Ведь кто-то мучается так же, как и мы.
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, Максим Богодвид/РИА Новости, Сергей Савостьянов/ТАСС, Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Надеждин Михаил Юрьевич
Восхищение
Светлана
13
Юлия
Ch Ina
Андрей
Дмитрий
Валера
Антимагдеев13
Сергей Гонцов
Антимагдеев13
Алексей
Ильгиз
Антимагдеев13
Чушь ненеси
Panicayopta
Panicayopta
Panicayopta
Panicayopta
Саша
Кей
Александр Куянов
руслан