, 3 Октября
Новости
Подробно


Разозлились не по-детски

18.09.2013, 11:51

Компания «Маша и Медведь», владелец авторских прав на популярный мультфильм, судится с теми, кто пытается извлечь коммерческую выгоду из этого бренда без разрешения правообладателей. Московская компания уже подала несколько исков против предпринимателей из Набережных Челнов, незаконно использующих товарный знак.

«ПОСЛЕ СУДОВ ПРОДАВЦЫ ОТКАЖУТСЯ БРАТЬ ТАКУЮ ПРОДУКЦИЮ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»

Иски против челнинских предпринимателей касаются реализации контрафактного товара с изображением персонажей мультипликационного сериала. Как выяснилось, большинство «нарушителей» - представители малого бизнеса, торгующие игрушками, детской одеждой и канцтоварами на рынках или в торговых павильонах. Сумма исковых требований во всех случаях составляет 50 тысяч рублей – это типовой подход некоммерческого партнерства по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс», которое представляет интересы компании «Маша и Медведь» по всей стране. Сам правообладатель привлекается к участию в разбирательстве только в качестве третьего лица.

- Товаров масса. Начиная от раскрасок, закладок, ручек, кружек и заканчивая одеялами, детской одеждой, игрушками, - рассказывает координатор деятельности НП «Эдельвейс» Александр Головин. -  Продуктов питания меньше, но они тоже есть. Например, контрафактные кукурузные хлопья производства Белоруссии и Дагестана. Перечень товаров достаточно высок, но иски, в основном, носят типовой характер - во всех идет речь о нарушении прав на персонажей.

С начала года в Арбитражном суде РТ приняты к производству заявления на 7 челнинских предпринимателей: ИП Лёвкина Антонина Александровна, ИП Мухаметдинова Заугария Магьсумовна, ИП Петухов Юрий Александрович, ИП Кагирова Лилия Салихзяновна, ИП Пупова Людмила Павловна, ИП Рябова Любовь Никифоровна, ИП Садикова Фания Гаптерауфовна.

 - Чем популярнее бренд, тем больше на рынке контрафактной продукции с его использованием, - комментирует юрисконсульт ООО «Маша и Медведь» Артём Александров. - Мы полагаем, что после судов продавцы откажутся брать такую продукцию у производителя. Соответственно, производитель не будет использовать бренд «Маша и Медведь», поскольку это будет нести некий риск для него. Если вы производитель, то вы должны соблюсти определённые условия, при которых «Маша и Медведь» сможет выдать вам лицензию на исключительных или неисключительных правах. Если вы просто являетесь торговцем розничной продукции, то вы должны покупать товар у официальных поставщиков и дистрибьюторов, проверять лицензию.

Известно, что более половины своих доходов ООО «Маша и Медведь» получает именно от лицензионного использования изображений персонажей при реализации товаров и услуг.

«Я ПОСМОТРЕЛ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ У НЕГО БЫЛИ – ПРОДУКЦИЯ КИТАЙСКАЯ»

Продавцов контрафактного товара в Челнах выявляют традиционным методом контрольной закупки – московская фирма нанимает в городе тайного покупателя, который ходит по рынкам и магазинам и выявляет наличие продукции с изображением персонажей «Маша и медведь».

- Ко мне обратился бизнесмен, на которого подали иск в суд за использование героев «Маши и Медведя», - рассказывает Михаил Надеждин, учредитель юридической компании «Надеждин и партнеры». -  Я посмотрел документы, которые у него были – продукция китайская. Я предложил ему в регрессном порядке привлечь к участию в судебном процессе поставщиков, но он отказался, ссылаясь на то, что не хочет портить отношения с людьми, с которыми много лет работал. Еще он сослался на практику – мол, многие предприниматели сами выходят на компанию «Эдельвейс» и предлагают им заключить мировое соглашение. Те вроде бы идут на встречу, и бизнесмены выплачивают уже не 50 тысяч, а 25, и то в рассрочку. В итоге этот человек отказался от моей помощи, решив, что, если лезть в судебные тяжбы, то выйдет дороже. При этом он полностью осознает, что не прав, говорит, что такой товар он возить сюда больше не будет.

По словам Михаила Надеждина, с точки зрения закона все абсолютно правильно. Настораживает другое: игрушки привезены из Китая, а такой товар может оказаться просто напросто небезопасным для здоровья. В судебном разбирательстве вопрос санитарных норм вообще не поднимается. По мнению Надеждина, «Эдельвейс» не выходит на поставщиков по причине того, что те в состоянии нанять квалифицированных юристов и отстоять свои права. А мелкий бизнес, скорее всего, просто «отмолчится», никуда не пойдёт и защищаться не будет. Учредитель юридической компании вспоминает, что в его практике даже был случай, когда «бедных челнинских предпринимателей» пытались засудить те же самые компании, которые продавали им товар на Черкизовском рынке в Москве.

 - Я считаю эти иски обоснованными, - говорит Михаил Надеждин. - Ведь это же состояние души нашего отечественного предпринимателя: зачем что-то изобретать, если можно украсть? Люди думают, что просто немного изменят технологию, обертку…. Это даже не считается воровством. Ну, подумаешь, продали футболку с надписью «Adidas», что тут такого? У нас этот стереотип сидит в головах. Сейчас в России с авторскими правами как-то пытаются навести порядок - пускай это происходит несколько коряво, но лучше так, чем вообще никак. В этом плане мы недалеко ушли от Китая, который полностью игнорирует международное право, где вам за полчала нарисуют и Ван Гога, и Пикассо.

Анастасия Карабанова