Новости
Подробно


«Мы не добились результатов»

24.07.2013, 18:29

Агентство по привлечению инвестиций Набережных Челнов готовит новый меморандум. Предыдущий, в составе которого значилось 70 проектов, спустя год - забраковали. Олег Коробченко, новый руководитель организации, рассказал порталу предпринимателей о причинах сложившейся ситуации, а также о том, на какие проекты инвесторы обращают внимание, почему попасть в каталог стало сложнее и какие еще изменения ожидают его организацию.

 

«НАС ВЫГОНЯЛИ И ГОВОРИЛИ: «НЕ ПРИХОДИТЕ СЮДА БОЛЬШЕ»

- Олег Владимирович, недавно вы стали новым руководителем Агентства по привлечению инвестиций. С чем связаны кадровые перестановки?

- Предыдущий директор агентства, Равиль Шайхутдинов, сейчас работает в статусе советника руководителя и занимается отдельными проектами. Когда мы создали агентство, к нам стало поступать множество заявок, Шайхутдинов не успевал заниматься ими всеми. Мы решили закрепить за ним проекты, с которыми он работал первоначально. Они достаточно крупные, им требуется особое внимание. В итоге я стал руководителем агентства, а Сергей Майоров возглавил наблюдательный совет.

- О каких крупных проектах идет речь?

- Их всего три. Это агропромышленный комплекс, завод по утилизации грузовых автомобилей и литейное производство.

- Сейчас вы занимаетесь поиском инвесторов для них?

- Инвесторами выступаем сами, мы ищем поддержку от государства - на наш взгляд, значимую не только для нас, но и для всей республики. Например, завод по утилизации грузовых автомобилей нужен всем. Он уже построен, но не работает.

- Какую господдержку вы ожидаете?

- По заводу утилизации нам нужна законодательная поддержка. Существующий закон подразумевает лишь утилизацию автомобилей, которые выпущены с 1 сентября 2012 года, хотя они новые. Машины как выбрасывали, так и выбрасывают на свалку. Их можно и нужно утилизировать, а переработанные материалы направлять на вторичное использование. Мы занимаемся решением этого вопроса.

На последнем заседании инвестиционной комиссии завод был представлен как промышленный индустриальный парк, который предполагает привлечение резидентов. Кроме желания работать предпринимателям ничего не надо: есть готовый инвестор, модули, готовые направления, под которые можно открывать производство. Мы ждем, что к нам в «Кориб» придут желающие. Можно рассчитывать на господдержку: частичное приобретение оборудования, субсидирование строительства, если необходимо. Мы подали заявку на получение господдержки как частный промышленный парк.

- Предположим, что предприниматель нуждается в господдержке для собственного проекта. Ему будет сложнее получить ее самостоятельно, без обращения в ваше агентство?

- Для своих проектов мы получили ее самостоятельно. Но шли к этому три года. Так же и предприниматель сможет получить ее, но будет наступать на наши грабли. В 2008 году мы с Сергеем Майоровым начали собирать свои проекты, нас выгоняли из кабинетов, говорили: «Вообще не приходите сюда больше».

Сейчас мы сотрудничаем с Агентством стратегических инициатив РФ при президенте, мы работаем по соглашению с Агентством инвестиционного развития республики, с администрацией города, сотрудничаем с Министерствами промышленности и торговли республики и России. Работаем с Министерством регионального развития, Министерством экономического развития, Министерством сельского хозяйства. У нас есть контакты и есть видение, в каком направлении двигаться.

Кроме того, мы работали со многими венчурными компаниями, которые готовы прийти в наш регион и реализовать рисковые проекты. Но они просят предоставить им документы, в которых будет прописано все «от» и «до»: финансирование, условия со стороны инициатора проекта и какими будут субсидии со стороны города. В общем, со всеми стандартами, понятными инвестору. Существуют некие показатели, поэтому мы и приняли решение создать Каталог инвестиционных проектов города Набережные Челны. В первый каталог мы включали проекты на уровне бизнес-идей. В итоге, после визитов инвесторов и их вопросов, выяснилось, что из 71 проекта сформированными оказались лишь единицы.

- Тогда почему вы задумались о том, что нужно актуализировать каталог лишь через год?

- Все познается в сравнении. Мы одно из первых подобных агентств в рамках муниципалитета. Мы шли по непротоптанному пути. Если бы его модель можно было где-то скопировать, подсмотреть, мы бы с удовольствием переняли опыт.

«СДЕЛАНО МНОГО, НО…»

- Какие изменения вы планируете внести в работу агентства как руководитель?

- Результаты работы, которые мы получили за год, не устраивают ни нас как руководителей, ни администрацию города. Сделано много, но мы не добились никаких конкретных результатов, которые можно было бы потрогать.

- Выходит, что на сегодняшний день нет ни одного проекта, инвестиции в который привлекли благодаря агентству?

- Мы помогали привлекать господдержку: дотации, субсидии. Но это настолько незначительно. Эти проекты реализовались бы в любом случае и без нас. Есть проекты, в привлечении которых мы принимали участие, но в целом - это не наша заслуга. Так, например, мы вели переговоры с представителями компании Kiekert, сопровождали их по поручению Агентства инвестиционного развития РТ. Сейчас перед нами поставлена задача найти крупные проекты, выстроить всю модель их продвижения и реализации от начала и до конца – соглашения с инвестором.

- Что вы для этого делаете?

- Раньше мы брались за все проекты подряд и ничего не могли довести до ума. Сейчас есть некий стандарт: чтобы попасть в каталог, нужно пройти два этапа: Инвестиционную комиссию под председательством Наталии Кропотовой и Инвестиционный совет при мэре города. Если предприниматель проходит эти этапы, мы включаем его проект в инвестиционный каталог, после чего начинаем работать и продвигать инвесторам. Такие проекты получают статус приоритетных в рамках города. А каталог инвестиционных проектов представляется делегациям первых лиц.

- Как вы считаете, поможет ли этот совет в формировании качественного каталога? Ведь некоторых предпринимателей защита проектов может наоборот отпугивать…

- Когда мы хотели попасть в Агентство стратегических инициатив при президенте, нам сказали: «Вам нужно пройти три этапа». Мы так же испугались поначалу. Но на самом деле не все так сложно, главное – это желание. Конечно, если человек приходит с бумагой и говорит: «У меня есть идея, воплотите ее» - ничего не получится. Но если у инициатора есть желание реализовать проект, то два этапа - это несложно. Да и вообще, что уж говорить, если автор проекта даже не готов прийти на заседание Инвестиционной комиссии при мэрии города и достойно представить свой проект? Как тогда он будет защищаться перед инвестором? Это, наоборот, дает ему некий опыт. Исполком - не карательный орган. Ему укажут на ошибки, подскажут, как действовать. Зачастую предприниматели даже не понимают, какими стандартными фразами курирует инвестор.

- Что нужно предоставить, чтобы пройти этот совет?

- Нужно подготовить презентацию, где будут отражены основные параметры проекта: инвестиции – сколько готов вложить сам, сколько необходимо, срок окупаемости, какое планируется количество создания рабочих мест, какой бюджетный эффект получит муниципалитет.

- Какие минимальные инвестиции должен иметь предприниматель, чтобы его проект попал в каталог?

- Чем крупнее проект, тем легче привлечь инвестиции. Но так как мы муниципальное агентство, мы занимаемся всеми проектами, в том числе и стартапами.

- Выходит, что вам совершенно неважно насколько проект дорогой?

- Нет. Важно, чтобы проект был проработан. Мы не гонимся за количеством, уделяем внимание качеству. Если проектов будет пять – ничего страшного. Главное, чтобы они были доведены до логического завершения.

- Каким образом сейчас вы ищете проекты для каталога?

- Для нас это самая серьезная проблема. Есть достаточное количество инвесторов, которые заинтересованы в проектах, но есть дефицит готовых к немедленной презентации инвестору проектов. В этом месяце мы постараемся запустить сайт агентства, чего нам не хватало для продвижения. Хотим, чтобы о нас больше узнавали и обращались к нам.

- Продвижение агентства дает результаты, к вам уже обращались с проектами?

- Да, но с какими именно - назвать пока не могу. Это проекты из области строительства, производства автокомпонентов, производства машиностроительной продукции, развития спорта.

- По уже проделанной работе агентства можно ли оценить его необходимость в Набережных Челнах? Много ли в городе людей, у которых есть идея, но нет денег?

- Да, таких людей очень много. Но существенная часть из них считает, что наличие идеи – уже достаточно, никаких усилий прилагать не надо, хотя так не бывает. Наша задача - не просто привлечь инвестиции, но еще и сделать проект наиболее интересным, благодаря чему будет легче получить субсидии, привлечь инвестиции. Мы всегда подсказываем, что нужно подправить, как правильно оформить проект. 

«СЕЙЧАС МЫ БУДЕМ ПОДПИСЫВАТЬ ДОГОВОРЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В КАТАЛОГ»

- В предыдущем каталоге было 70 проектов, сколько из них остаются актуальными?

- 10-15.

- То, что в итоге большинство проектов оказались неготовыми – не удивительно, ведь некоторые участники каталога, по нашей информации, даже не знали о том, что их проекты включены.

- Мы согласовывали все проекты, может быть до руководителей просто не дошла эта информация. Другой вопрос – мы не подписывали договоры о сопровождении проектов.

- Сейчас будете подписывать?

- Да, чтобы не было подобных ситуаций.

- Сколько включено новых проектов?

- До решения Инвестиционного совета проекты мы не включаем, а он пока не начал работу. Мы готовим их, «шлифуем». Сейчас работаем над 20 проектами.

- Какие направления наиболее приоритетны для города?

- Производство автокомпонентов и машиностроение. С ними связано порядка 70-80 % проектов. Но это не говорит о том, что городу не интересны другие направления. Сегодня в Агентстве по привлечению инвестиций появились и новые виды деятельности. Это спецпроект в рамках поддержки предпринимательства «Мобильный терминал для развития Вашего бизнеса», который мы реализуем совместно с московской ИТ-компанией. В рамках проекта планируется обеспечить всех заинтересованных предпринимателей города на безвозмездной основе специальными мобильными терминалами LifePay. То, что банковские карты сегодня есть у каждого, да еще и в огромном количестве — не новость, как и то, что принимают их пока что далеко не везде, особенно в России. LifePay поможет сделать новый шаг в использовании пластиковых карт в расчетах. Метод прост и доступен: потребуется лишь специальное считывающее устройство, заменяющее POS-терминал. Оно подключается к смартфону на базе iOS или Android через аудио-порт, на смартфон устанавливается специальное мобильное приложение, идущее в комплекте поставки, и все — можно принимать платежи. Распространением данных терминалов и программного обеспечения на безвозмездной основе мы и будем заниматься.

Еще одно новое направление нашей деятельности -  организация бизнес-миссий. Мы, используя все механизмы взаимоотношений с органами власти и с крупными корпорациями, принимаем заявки предпринимателей и работаем над их исполнением в организации встреч с теми крупными заказчиками, к которым не так просто попасть. Сейчас готовится первая бизнес-миссия.

- Куда она будет организована?

- Могу лишь сказать, что за пределы республики. Есть потенциальный заказчик с проектом со стоимостью 5 миллиардов рублей, и есть челнинское предприятие с численностью персонала более 100 человек. Эти компании могли бы сотрудничать.

- Участие в бизнес-миссии для предпринимателя бесплатно?

- Мы бы хотели, чтобы наши расходы были компенсированы. 

«К НАМ ГОТОВЯТСЯ ВИЗИТЫ КРУПНЫХ ИНВЕСТОРОВ»

- В первом каталоге было представлено много проектов, которые предполагали принцип работы по ГЧП. Сейчас вы будете их рассматривать?

- Это решение будет принимать Инвестиционный совет при мэрии города.

- Выходит, что сейчас многие полномочия переходят исполкому?

- Я считаю, это правильно. Так мы будем выглядеть красиво перед инвесторами. С исполкомом мы работаем в рамках подписанного соглашения. Раньше мы принимали такие решения самостоятельно и они не имели того качества. У нас не было ресурсов и сотрудников для того, чтобы проводить экспертизу проектов. Сегодня в роли экспертов выступает инвестиционная комиссия, куда включены не только представители агентства, но и исполкома, общественных организаций. Таким образом, проект рассматривается с разных точек зрения.

Мы имеем некий пул из более 100 инвесторов, со многими из которых уже подписаны соглашения, и визиты которых готовятся к нам на очень хорошем уровне.

- О каких инвесторах идет речь?

- Об этом пока рано говорить.

 

Юлия Зайнуллина

Комментарии
25.07.2013, 11:28

беспристрастный Читатель

ПРо важность инвестициий еще при Хамадееве говорили. КОго то в мэрии хотели назначить главным. Но дальше разговоров не сдвинулось. Успехов КОробченко и его команде. Город надо реанимировать
25.07.2013, 11:36

Ольга

а я ж думала, что так и должно быть - агентство есть, денег нет. умеют ошибки признавать. похвально
09.08.2013, 16:39

роберт

эти проекты из разряда Тимур и его команда - "дрова наколоть, воды принести". А нужны проекты солидные и даже грандиозные. Чтобы все ахнули! Чтобы всё население поддержало. Такие проекты есть, но вот эти о которых выше речь - не имеют никаких шансов. Во первых сам инвестиционный совет должен знать что надо городу и сам должен направления указывать. Не знают и не могут - распустить данный совет. Пусть придут те кто может. Для "реанимирования" полумилионного города нужны $5 000 000 000 инвестиций