, 23 Мая
Новости
Подробно


"Держите удар"

01.03.2013, 15:27

Прошедшая в последний день зимы конференция «Бизнес-Драйв» собрала в IT-парке предпринимателей разной величины: от руководителей небольших предприятий до «акул бизнеса» - Сергея Рачкова и Сергея Акульчева, которые поделились секретами своего успеха. 

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН FERRARI?

 - Надеяться на то, что финансовые консультанты, а не вы сами, обеспечат вам счастливое будущее — наивная иллюзия, которая никогда не работала. Я бы сказал даже - вредная иллюзия.

Такими словами Сергей Рачков, глава корпорации «РАССТАЛ», начал свое выступление перед публикой, уже разгоряченной активным общением в формате face-to-face и кофе-брейком.

Держите удар

 - Бизнес идет хорошо, когда человек занимается своим любимым делом — тем, которое увлекает его вне зависимости от того, во сколько закончился рабочий день, выходной это или праздник, - продолжает Сергей Рачков. - Это дело у него получается легко, красиво и профессионально. Занимаясь им, он со временем становится профессионалом, начинает различать тонкости, детали, принимает грамотные решения. Совсем не обязательно начинать с нуля. Если ты хочешь быть экспертом в чем-то, можно поработать сначала в какой-нибудь крупной известной компании, а только потом организовывать собственный бизнес.

Целеполагание и правильный круг общения — вот основы успеха. По мнению бизнесмена, родительское «не водись с плохими, водись с правильными» имеет под собой серьезную фактическую основу.

 - Среднестатистическое значение величины вашего дохода не будет сильно отличаться от среднестатистической величины дохода вашего окружения. С кем поведешься — такой доход у тебя и будет.

На вопрос о том, где и как он искал «правильных», Сергей Рачков отвечает просто — повезло: никого специально не искал, только увлеченно работал. Но вспоминая о начале работы в компании «РАССТАЛ» добавляет: «круг» сформировался из тех, от кого зависел в то время бизнес — это и начальники строительных компаний, и руководство Новокузнецкого алюминиевого завода, и представители администрации и «КАМАЗа». Люди становились акционерами по принципу нужности и важности.

 - Цели должны быть правильно сформулированы. Вот, например, хочет человек Ferrari.

 А потом оказывается, что хорошая машина ему нужна только для того, чтобы произвести впечатление на девушек. Истинная цель — не автомобиль. Если уж на то пошло, произвести впечатление на девушек можно сотнями других, менее затратных способов.

 

«ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ГЛАВНЫМ ВЕЩАМ»

Эту книгу Стивена Кови Сергей Рачков рекомендовал прочитать всем, кто имеет хоть какое-то отношение к бизнесу. Главное, что в ней ценно — известный принцип, по которому 20% усилий приносят 80% результата.

 - Если хочешь заниматься финансовым бизнесом, то получать образование и начинать свое дело нужно где-то в мировом финансовом центре. Заниматься, допустим, сельским хозяйством в Челнах очень сложно. Нужно идти туда, где есть современные прогрессивные передовые технологии в данной сфере.

Держите удар

Сергей Рачков — бизнесмен двух эпох: 1990-х, когда происходило становление капитала, и 2000-х, когда рынок приобрел цивилизованный вид. На вопрос, как было «тогда» и как «сейчас», он отвечает так:

 - В какой-то мере в 90-е не было ограничений, работать было легче, проще. Все зависело от личных предпринимательских способностей. Сейчас ситуация совершенно другая — организовано очень много структур, которые занимаются поддержкой бизнеса, но поддержка эта носит скорее «просительный» характер: если ты хочешь что-то получить — пойди и попроси. Когда государство реально было заинтересовано в росте производства, прибыль, которая была у компании, шла только на ее развитие, она не облагалась налогом. Мы в течение 15 лет не платили дивидендов — все инвестировали в производство. Какое-то время не платили налоги — вот это была реальная поддержка.

В уставе компании «РАССТАЛ» написано, что персонал — главное достояние компании. Сергей Рачков рассказал о нововведении для своих работников — проекте «Удачный день». Суть его проста: каждый сотрудник с помощью электронного пропуска автоматически участвует в розыгрыше денежного приза. Каждый день кто-то выигрывает, победителя фотографируют, информацию о нем развешивают на стендах компании — рядом вывешивают описание, чем этот человек уникален, что особенного он сделал для фирмы. Генеральный директор шутит: месяц работы показал, что женщины стали приходить на работу при «полном параде», с макияжем, красивые — а вдруг сфотографируют.

 - Я долго вынашивал идею одного инвестиционного проекта и буквально вчера «додумал» его до конца. Его стоимость — 3 миллиарда рублей. На эти деньги мы хотим построить современный завод, с ежедневными экскурсиями и красивой спецодеждой. Еще одной отличительной особенностью будет исключительно женский персонал. Несмотря на то, что наша компания занимается обработкой металла, вся технология будет легкой и удобной. Подобных проектов в мире нет. Примером для нас служит челябинский Трубный завод, где в 2011 году запустили проект «белая металлургия». Все работники там ходят в белой одежде, несмотря на то, что дело имеют исключительно с черным металлом.

Был вопрос и о детях: хочет ли гендиректор «РАССТАЛ» видеть их в бизнесе.

Держите удар

 - Мне все равно, кем они будут по профессии - главное, чтобы людьми приличными были, - отвечает Сергей Рачков. - Мы в семье разработали документ - семейную конституцию. Там прописано, что главная цель семьи — способствовать стремлению ее членов к счастью. Моя задача, как родителя, помочь детям найти призвание. Если призвание найдено - в бизнесе, в искусстве или где-то еще — человек будет достигать успехов.

Тему искусства подхватил молодой предприниматель Алексей: «Вы сказали, если занимаешься любимым делом, то оно обязательно «попрёт». А как можно заработать, скажем... на стихах? И еще - как вы думаете, как можно повысить спрос на рынке неизвестного продукта?

 - Все дело в востребованности. Если продукт востребован — нужно заниматься продвижением и рекламой, донести людям, что это важно и нужно и для них. Показать, какие преимущества они получат, приобретая его, - отвечает Сергей Рачков. - Что касается стихов.... Я не открою больших секретов, сказав, что цель бизнеса — найти неудовлетворенную потребность, а затем - способы ее удовлетворения. Если ваши стихи кому-то интересны, если на них есть спрос, то на них можно заработать. Если они никому не нужны — не питайте иллюзий. Просто занимайтесь любимым делом и надейтесь, что через несколько поколений вас признают, и ваши потомки на этом разбогатеют.

 

«ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО Я УМЕЮ - ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ»

Выслушав презентации по маркетингу, продажам и особенностям ораторского мастерства (уже после выступления Рачкова), публика аплодисментами приветствовала Сергея Акульчева, владельца известной на российском уровне кондитерской фабрики. Он, впрочем, сразу признался — речь для вступления специально не готовил, и настроен вести активный диалог. Вопросы посыпались один за другим.

- Как вы начинаете планерки?

- Планерки — не мое сильное средство. Это дело полезное, но у меня они обычно идут по 3-5 минут. Конечно, правильно хотя бы раз в месяц проводить серьезные планерки, с вызовом всех специалистов, с постановкой задач на месяц. Это моя рекомендация бизнесменам.

- Как часто ваши сотрудники занимаются не своим делом?

- Крайне редко. В нашем офисе очень мало людей. Сотрудники каждого отдела внутри своего коллектива распределяют нагрузки между собой, обязательно друг друга обучают. Любая задача в компании всегда ставится на отдел.

Держите удар

- Есть ли у вас план выхода из бизнеса? Кому вы хотите передать свое дело?

- У меня шестеро детей, и конечно, я предполагаю, что какой-то наследник будет. Но я не воспитываю его индивидуально. Моя старшая дочь, например, собирается учиться в Англии. Я вообще-то считаю, что первая задача женщины — хорошо выйти замуж, быть женой и матерью. Получится из моей дочери предприниматель или нет — это покажет время. Выходить из бизнеса я не планирую, потому что единственное, что я умею делать — это заниматься предпринимательской деятельностью. В бизнесе очень интересно. Кроме финансовой свободы и независимости это занятие может нести добро в виде благотворительности.

- Расскажите о системе мотивации персонала в отделе продаж.

- Продавцы — ребята интересные. Не секрет, что эти люди нацелены, прежде всего, на деньги. Они легко меняют место работы, идут туда, где больше платят. От них не надо ждать любви, лояльности, преданности — это больше к производственникам. К продавцам нужно подходить индивидуально. У нас в компании лучший продавец месяца, например, получает какой-то гаджет — айфон, айпад или другое устройство. Еще одна фишка — каждый продавец, который выполнил годовой план, получает Форд фокус-3.

- Чем вы мотивируете себя?

- Я просто не могу жить по-другому. Это все равно, что дышать. Мой рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается в 6 вечера. Я не разрешаю своим подчиненным находиться на рабочем месте дольше 15 минут после окончания рабочего дня — мне нужны отдохнувшие люди.

- Ходит молва, что Акульчев относится к когорте жестких предпринимателей, со своим уставом и правилами. Говорят, у вас на предприятии все оформлены как ИП, потому что это позволяет экономить на социальном страховании.

- В последнее время идем на это все реже и реже, потому что теряется некий контроль, управляемость. У работника пропадает ответственность перед компанией, он чувствует себя отстраненным.

- Как вы боритесь с конкурентами?

- Мы, обычно, никак на них не реагируем. Я, конечно, интересуюсь другими компаниями, изучаю их продукцию, но, признаюсь, не знаю всех конкурентов даже в своем секторе.

 

«ЖИЗНЬ БУДЕТ ХЛЕСТАТЬ НЕ ПО-ДЕТСКИ»

Семь раз отмерь, один раз отрежь — это правило рекомендует соблюдать Сергей Акульчев при осваивании новых направлений в деятельности компании.

 - Года три назад мы запускали проект «Здоровье нации» - полуфабрикаты высокого качества. Было тяжело, потому что это что-то совсем новое — мясо, заморозка, новое оборудование. Все это съело много как человеческих, так и денежных ресурсов. Проект пришлось закрыть. Сейчас мы развиваем «Dessert Boutique», сеть собственных магазинов. Там тоже есть свои сложности — проект мелкий, нужно считать каждую копейку, контролировать продавцов, дистанционно управлять ими. Мой совет — на каждый отдельный проект ставьте отдельного менеджера.

Держите удар

Вспоминали и о неудачном выходе «Dessert Boutique» на московский рынок. Оказалось, что люди, живущие на Рублевском шоссе, очень закрытые, сидят за своими заборами, а за продуктами посылают домохозяек. Попытка открыть магазин на Садовом кольце также не увенчалась успехом — при арендных расходах в 1 миллион 400 тысяч рублей выручка составляла 2,5 миллиона, а вовсе не 15, как было запланировано. Сейчас компания «Акульчев» месяцами торгуется с торговыми центрами, выбирает «правильные» места и больше не совершает ошибок.

 - Москва — это переоцененный регион. Все считают, что люди там хорошо покупают, но это не так. Хорошие регионы — это Самара, Уфа, Екатеринбург, Казань, - говорит Сергей Акульчев.

На вопрос о том, участвует ли он непосредственно в создании рецептов, бизнесмен с улыбкой отвечает — последнее, что он приготовил, были жареные креветки по рецепту друга. 

 - Я не технолог, готовить не умею, но умею управлять. Я могу подсказать, что вкусно, что не вкусно, чего добавить в продукт, что убрать. В конечном итоге любое кондитерское изделие утверждается мной, я также участвую в создании названия. Но создают все другие люди — это ведь большая наука.

Моменты отчаяния возникают в жизни каждого человека, в том числе — и в деятельности предпринимателей. То, что бизнесмену порой хочется все бросить, опустить руки и уйти — это нормально, считает Сергей Акульчев.

 - Иногда возникала спортивная злость, чувство ответственности, нежелание терять то, что имеешь, - делится бизнесмен. - Мне помогало выражение: «гораздо проще устоять, удержаться, чем упасть и потом подняться». Так что держите удар. Жизнь будет хлестать не по-детски, если пойдете в бизнес.

 

Анастасия Карабанова

 

 

 

Видео