Новости
Подробно

«Нужно понять, чем закусывать эту страшную штуку под названием ЕГАИС»

10.11.2015, 14:42

Состоялась встреча главы Госалкогольинспекции РТ Игоря Марченко с предпринимателями Набережных Челнов и городов Закамья. Мероприятие прошло в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», инициатором и модератором которого является Тимур Нагуманов, бизнес-омбудсмен Татарстана. На этот раз формат встречи был экспериментальным: организаторы решили уйти от блица и перейти к дискуссии за круглым столом. В Набережных Челнах самыми активными оказались крупные игроки рынка реализации алкогольной продукции. Они вместе с Наилем Магдеевым обсудили, чем «запивать и закусывать» ЕГАИС – автоматизированную систему для государственного контроля за объемом производства, оборота спирта и спиртосодержащей продукции, и как пресечь нелегальный оборот алкоголя. Сhelny-biz.ru публикует подробную стенограмму мероприятия.

Тимур Нагуманов, бизнес-омбудсмен Татарстана:

– Сегодня во второй раз в гостях нашего проекта руководитель республиканской Госалкогольинспекции Игорь Марченко. Вопросы касаются непосредственно только трех тем. Первая – ЕГАИС, профессионалы знают, что это единая государственная система по учету и контролю оборота алкогольной продукции. Второй вопрос – нелегальная продукция, которая присутствует на рынке. И третий вопрос – лицензирование. Эти темы являются ключевыми для Госалкогольинспекции и для муниципалитета. Сегодня мы решили перейти к дискуссии. Главная цель сегодняшней встречи – прояснить позицию по всем трем вопросам и поискать возможные решения.

Игорь Марченко, глава республиканской Госалкогольинспекции:

– 1 января 2016 года будет введен ЕГАИС. Это время подойдет очень быстро, мы не успеем оглянуться. Готовность по республике мы отметили очень низкую. Мы можем долго с вами говорить о том, что это достаточно серьезная нагрузка на бизнес, но это федеральный закон, который мы все с 1 января обязаны исполнять. Вам как законопослушному бизнесу это пойдет только на пользу: выявятся те заводы-изготовители, которые производят нелегальный алкоголь, заводы, которые неправильно конкурирует с произведенным легально продуктом. Кроме того, не будет подпитки тем предприятиям, которые нелегально и из-под прилавка занимаются розничной реализацией нелегального алкоголя. Они не получают лицензий, разрешительных документов, не оформляют магазины и просто на частном извозе развозят. Исключительно этими каналами данные производители не смогут себя в полной мере содержать, им будет недостаточно средств для того, чтобы расширять и увеличивать свой нелегальный бизнес.

Наиль Магдеев, мэр города Набережные Челны:

– Я, наверное, поправлю предыдущего выступающего: вопросы нужно задавать все. Те времена, когда «не задавайте вопросов и делайте», наверное, прошли. Нам нужно не закон обсуждать – он уже принят, а обсуждать, как четко, буква к букве реализовать федеральный закон на территории города Набережные Челны. Здесь вопросов больше, чем ответов. Нам с вами жить, работать. Необходимо сделать так, чтобы бизнес, которым вы занимаетесь, работал нормально. Нужно понять, с чем едят эту страшную штуку под названием ЕГАИС. Вернее, чем ее запивать или закусывать. Мы хотели бы сегодня с учетом опыта предпринимателей, которые сегодня присутствуют, понять, как с минимальными издержками для города исполнить федеральный закон. Задача, наверное, именно в этом.

«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО КОЛЛАПСА, ЛУЧШЕ ДО 1 ИЮЛЯ ВСЕ МОМЕНТЫ ОТРАБОТАТЬ»

Тимур Нагуманов:

– У нас есть предприниматели, которые прислали вопросы по этим темам. Первый вопрос касается ЕГАИС. С 1 января система должна начать работать в оптовых продажах, с 1 июля – в рознице. Многие предприниматели предсказывают коллапс на алкогольном рынке. Юрий Александрович глубоко в эту тему погружен. В принципе, вы в своем приветственном слове уже многое сказали, но, думаю, вам есть что добавить.

Игорь Марченко:

– Вы обозначили даты введения ЕГАИС. В разъяснении Госалкогольрегулирования, а это единственный орган, который вправе трактовать законы в рамках алкогольного рынка, говорится, что с 1 января 2016 года ни одно предприятие розничной торговли не вправе закупать алкоголь, не имея у себя необходимого оборудования для фиксации продукции в системе ЕГАИС. Соответственно, оптовые компании не вправе ее отгружать. Вполне возможно, что к 1 января кто-то физически не успеет получить оборудование или еще что-то. Безусловно, вопросы такие будут. Я заранее отвечаю: вы вправе закупить до 1 января и после этого продавать алкогольную продукцию до 1 июля 2016 года без фиксации в ЕГАИС. Это вправе сделать любое предприятие розничной торговли. Что касается закупок, то с 1 января вы не сможете приобрести алкоголь без оборудования, которое позволит вам зафиксировать закупку в ЕГАИС. Но если вы на сегодняшний момент закупаете оборудование, то не нужно разбивать на два этапа, так как 1 июля наступит очень быстро. Разница в стоимости не настолько велика, чтобы докупить. Но, как вы знаете, установка оборудования и обучение всегда стоит денег. Когда вы определяетесь с поставщиком, нужно, чтобы он один раз обучил вас и ваших продавцов работе на данном оборудовании и в части оптовой закупки, и в части розничной реализации. Необходимости в фиксации продаж с 1 января нет, но, чтобы не было коллапса, лучше до 1 июля все эти моменты отработать и с этого момента спокойно работать в штатном режиме.

Тимур Нагуманов:

– По нашим данным, 5% оптовиков уже сейчас подключены к оборудованию ЕГАИС. Мы знаем, что в 2006 году была попытка чего-то подобного, эта идея, откровенно говоря, провалилась. Понятно, что 2006 и 2015 года – абсолютно разные периоды, но тема волнует всех. Никто до конца не понимает: будет хорошо или плохо. Поэтому, я думаю, нужно высказать предложения, мысли, идеи.

Евгений Сефастьянов, ИП:

– Как будет работать ИГАИС в отношении тех субъектов, которые занимаются розничной продажей пива и слабоалкогольных напитков?

Игорь Марченко:

– В этой части фиксация не требуется, необходима фиксация только в части закупок. Вам нет нужды каждую бутылку сканировать при продаже, но сами закупки вы должны в ЕГАИС фиксировать.

Евгений Сефастьянов, ИП:

– То есть слабоалкогольные напитки тоже нужно фиксировать? В принципе, понятно…

Юлия Копаева, ТД «Золотая нива»:

– Что делать, если остатков спиртного будет много, и мы не успеем продать их до 1 июля?

Игорь Марченко:

– Даже если они остаются у вас на 1 июля, то в ночь перед 1 июля прежде чем торговать, вы должны будете провести ревизию и каждую бутылку зафиксировать в ЕГАИС. До 1 июля эту процедуру делать не должны.

Ирина Мартынова, ООО «Август»:

– Установить оборудование мы должны до 1 июля. Данные отдать в алкогольную инспекцию. Можно подробнее рассказать о принципе работы?

Игорь Марченко:

– В части ЕГАИС данные передаются не в алкогольную инспекцию, а в единый федеральный сервер в Москву. Испытать в тестовом режиме систему можно уже сейчас. Нужно зарегистрироваться в личном кабинете Госалкогольрегулирования, и если у вас сейчас есть оборудование, то начать тест можно сейчас. И, как я уже говорил, к 1 июля отработать все погрешности и ошибки ваших продавцов, потому что человеческий фактор все же присутствует. Предприятия общественного питания пока освобождены от ЕГАИС в части розничной торговли. Но закупки также должны будут фиксироваться.

«ВЫБИРАЙТЕ ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ КОМПАНИЙ ИЗ СПИСКА. ОНИ ДОБРОСОВЕСТНЫЕ»

Тимур Нагуманов:

– Вопрос, который поступил от нескольких предпринимателей: сколько стоит это оборудование? В прессе цифры совершенно разные: от 10 000 до 100 000 рублей.

Игорь Марченко:

– Ну, полмиллиона точно выйдет, если 8-10 касс необходимо оборудовать, такая стоимость и будет. Что касается оборудования одного торгового объекта, то, когда к нам приезжали федеральные коллеги с комплектом оборудования, они предлагали самый дешевый вариант – 57 000 рублей. Есть предложения и за 70, 80 тысяч рублей. Все зависит от того, какой компьютер, монитор, операционная память, функционал, с какими программами будет работать. У нас здесь присутствует представитель «Татспиртпрома». По поручению правительства РТ компания поможет предпринимателям, которые самостоятельно не смогут приобрести оборудование.

Тимур Нагуманов:

– Я хотел бы уточнить, «Татспиртпром» будет осуществлять поставку оборудования?

Игорь Марченко:

– Да. Все предприятия, которые будут поставлять оборудование, обучать персонал, размещены у нас на сайте. Мы кому-то отказать в размещении на сайте не можем, это нарушение антимонопольного законодательства. Просьба – выбирать первую шестерку из списка. Они действительно добросовестные предприятия, которые работают на рынке услуг в части поставки кассовой техники. Остальные – проходимцы, которые хотят на этой ситуации заработать.

Тимур Нагуманов:

– Будем надеяться, что ваш комментарий про первые шесть компаний не является нарушением антимонопольного законодательства. Шутка! Пожалуйста!

Представитель компании «Алкоторг», дочернее предприятие «Татспиртпрома»:

– У нас цены начинаются от 35 000 рублей для сельских поселений. Цена оборудования зависит от того, какая проходимость в магазине. А 10 000 рублей – для предприятий общественного питания. Нужен «ключ» для получения продукции. Если компьютер есть – нужно закачать туда программу Госалкогольрегулирования, она бесплатная. У нас есть программы для продажи всего оборудования сразу, рассрочки на полгода, есть и предложения по аренде оборудования. По истечению срока аренды оборудование передается в собственность.

Тимур Нагуманов:

– Есть маленькое уточнение по технике. Когда приезжал руководитель федерального ведомства, то прозвучала мысль, что тем торговым сетям, где стоит система сканирования штрих-кодов, «железо» дополнительно покупать не нужно, только программное обеспечение. Это так? Получается, что отдельно программой нужно будет оснащать и кассовые комплексы.

Игорь Марченко:

– Не в полной мере. Затраты меньше, кассовый аппарат позволяет распечатывать тот чек, который предусмотрен для реализации алкогольной продукции. В любом случае, докупать определенные вещи необходимо. Нет необходимости покупать компьютер и программы для бухгалтера. А в маленьких магазинах необходимо купить компьютер, сканер и так далее.

«КАЖДАЯ ВТОРАЯ БУТЫЛКА ПРОДАЕТСЯ В ЛЕГАЛЬНОЙ РОЗНИЦЕ НЕЛЕГАЛЬНО»

Михаил Надеждин, предприниматель:

– Эта система рассчитана на крупные торговые сети, потому что несмотря на ваши 35 тысяч с рассрочкой аналитики рассчитывали стоимость оборудования не меньше 100-150 тысяч рублей. Не приведет ли данная система к банкротству малых и средних предприятий? Не является ли инициатива сговором крупных ритейлеров с целью вытеснения мелких игроков с рынка алкогольной продукции? И не приведет ли это к резкому увеличению суррогатного алкоголя и, как следствие, к повышению коррупционных рисков среди членов контролирующих органов и разрешительных структур? И не приведет ли это к увеличению смертности среди населения? У нас есть негативный опыт: акцизы в свое время должны были стать панацеей для исчезновения суррогатной продукции, но как показывает практика, фактически в каждом гараже разливают спирт и наклеивают марки. На наш взгляд, и ЕГАИС не будет панацеей. И не пора ли уже сейчас собирать инициативы с целью внесения поправок в этот федеральный закон? Готово ли ваше ведомство помочь сохранить малый и средний бизнес, а не только крупных игроков на этом рынке?

Игорь Марченко:

– Ваши опасения оправданы. Но эти затраты в связи с введением закона лягут не только на малый бизнес, но и на средний, и на крупный. Я думаю, что ни для кого лишние затраты не в радость. Мы уже готовили несколько обращений за подписью президента республики. Основной упор в них как раз был на то, что малый и средний бизнес просто не вытянет это бремя. И сейчас не время для этого. К сожалению, откликов на федеральном уровне не нашли. Был примерно такой ответ: «Мы понимаем, что у вас все хорошо, все в порядке и сбор акцизов есть, но в целом в стране откровенный бардак». И говорить о том, что это сговор крупных федеральных ритейлеров, не приходится по одной простой причине: как раз и рассчитывают на то, что только с помощью федеральных ритейлеров бюджет РФ получит не менее 37 млрд рублей в год. Потому что почти каждая вторая бутылка, которая продается и легально стоит на полках торговых предприятий, фактически является нелегальной. Потому что заводы-изготовители производят продукцию с двумя зеркальными марками. Вторая марка не сканируется ни одним прибором, потому что изготовлена на высококлассном оборудовании в Финляндии. Вот китайские марки сразу сканируются и выдают, что они нелегальные. Заводы, которые приобретают эти марки, продают нелегальную продукцию на территории всей страны. По статистике, если взять прошлый год, в стране продано 115 млн дал (декалитров) водки, а уплачен акциз всего с 66 млн дал. Каждая вторая бутылка продается в легальной рознице нелегально. И вот этот аргумент в условиях кризиса пересилил все обращения. Наш производитель заинтересован в сохранении всех предприятий розничной торговли, которые легально торгуют алкоголем. Мы понимаем, что как только продавец перестанет продавать легально, рядом тут же возникнет какая-нибудь бабушка. Безусловно, штрафы для индивидуальных предпринимателей малы. 4-5 тысяч рублей они отбивают за одну ночь. А тех ресурсов, которые есть у Госалкогольинспекции и МВД, физически не хватает, чтобы каждые сутки стоять около их торговых объектов. На составление одного административного материала, чтобы все описать и изъять, уходит 4-5 часов. Но, как только мы уходим, они через полчаса открываются и дальше торгуют. Как вы знаете, сейчас на юридических лиц за незаконную продажу алкогольной продукции накладывается штраф в размере 300 тысяч рублей. И если индивидуальный предприниматель по 150 тысяч один-два раза заплатит, думаю, больше не захочет.

«НАИЛЬ ГАМБАРОВИЧ, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ С САМОГОНОВАРЕНИЕМ!»

Тимур Нагуманов:

– Переходим к следующему вопросу – нелегальный оборот. Было уже сказано, что ЕГАИС вводится для борьбы с ним. Насколько мне известно, с 2011 года легальные продажи алкоголя сократились, по моим данным, более чем на 40 процентов, и я сомневаюсь, я не верю, что с 2011 года вдруг открылись типографии в Финляндии, которые начали акцизные марки производить, а до тех пор никто не знал о них. У меня это не стыкуется. Вы сказали, что штрафы для нелегалов очень низкие, трудно привлекать к уголовной ответственности. Я предлагаю крупных игроков рынков поучаствовать в обсуждении.

Игорь Марченко:

– До 2011 года об этих типографиях наши предприниматели не знали потому, что на тот момент акциз с одной бутылки водки был всего 40 рублей, а вместе с НДС 50 рублей. А сейчас с той же бутылки платят 118 рублей только прямых налогов. Для этих дельцов маржинальность незаконного бизнеса высока. И этот пробел, когда акцизная политика пошла вверх, а административное наказание просто упустили, привело к тому, что преступных групп стало больше. К сожалению, на территории РТ не одна преступная группа существует, например, в Казани была задержана крупная группа.

Наиль Магдеев:

– Оборот нелегальной алкогольной продукции беспокоит руководство города. К сожалению, за 9 месяцев текущего года количество смертных случаев отравления суррогатной продукцией увеличилась с 30 до 36 случаев. Такой факт есть. Естественно, это влияет на криминальную обстановку. Нас это крайне волнует.

Михаил Надеждин, предприниматель:

– Непонятно, вроде бы единое экономическое пространство с Казахстаном, Белоруссией и Россией, но выпускаемая ими алкогольная продукция в ЕГАИС включаться не будет. Будет ли считаться их продукция, введенная на территории РФ, считаться суррогатной? Так как она не прошла критерии отбора по ЕГАИС. Предложение к Наилю Гамбаровичу: самогоноварением сейчас может заниматься каждый для личного потребления. Это раньше, в 60-е годы, участковые ходили, народные дружины обнюхивали каждый дымоход. До тех пор, пока на законодательном уровне не введем ответственность за самогоноварение, эта проблема будет неискоренима.

Игорь Марченко:

– В части самогоноварения – уровень российский, вряд ли Наиль Гамбарович что-то сможет изменить. Что касается Казахстана, в рамках Таможенного союза предусмотрено первое: введение единых акцизных марок. В прошлом году страна существенно повысила акцизные ставки. Необходимо отметить, что вся продукция, которая поступает в продажу на территорию РФ под видом «казахстанской», не факт, что была произведена именно там. Что касается легального алкоголя, произведенного в Казахстане, который поступает на территорию РФ, то в ЕГАИС она будет попадать через поставщиков-импортеров, так как это импортная продукция. Компании-импортеры будут обязаны вносить каждую бутылку в систему. Еще хочу добавить, что если бутылка с такой же маркой была уже продана где-то в Новосибирске или Санкт-Петербурге, система второй раз не позволит ее продать. Предприятия-изготовители вносят информацию в ЕГАИС один раз, а продают два-три раза. И понять, где эти бутылки проданы, сейчас нет возможности, потому что нет взаимосвязи между органами исполнительной власти разных регионов. Что касается предприятий розничной продажи, к вам никаких штрафов не будут применять, вы же бутылку не продали. Эта информация автоматически поступает в Росалкоголь регулирование, она в течение суток спускается в Госалкогольинспекцию, а мы уже с выездом на место будем определять, что это за бутылка, и привлекать к ответственности производителей или оптовую компанию. Безусловно, в первое время действия системы таких фактов будет вал, но будем стараться укладываться в короткие сроки.

В конце встречи глава алкогольной инспекции пообещал разобраться с каждым случаем в отдельности:

- Никто не говорит, что мы придем сразу штрафовать. Этого точно не будет. Я понимаю опасения розничной торговли. Нелегальный оборот одной бутылки может повлечь за собой лишение лицензии на всю торговую сеть. Это дело новое, и мы совместно должны друг друга научить, где-то подсказать. Только когда все всё поймут, мы начнем применять штрафные санкции в отношении тех, кто преднамеренно нарушает требования закона в части реализации алкоголя.

Комментарии

Оставьте первый комментарий