21:29, 23 Апреля
Новости
Подробно


«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

19.04.2021, 17:38

«Год был дерганый, нервный», - так сегодня в Москве гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин представил финансовые итоги 2020 года по МСФО. Впервые компания презентовала публичный отчет в формате пресс-конференции. Повод, кстати, выдался подходящий: автогигант получил рекордную за 20 лет прибыль - более 3 млрд рублей против 2 млрд убытка в 2019-м - а выручка превысила 200 млрд рублей, которые сам Когогин считал потолком. И это несмотря на пандемию, ударившую по иностранным поставщикам и экспортным рынкам. 2021-й начался с роста на фоне общего падения, «КАМАЗ» уже увеличивает бизнес-план и про дивиденды подумывает. Что ждет компанию и персонал в этом году, почему «КАМАЗ» переносит сборку электробусов в Москву и советует Челнам выбраться из «полукриминальной» схемы с автобусами, о перспективах грузовиков на газе и водороде и многом другом - в ответах Сергея Когогина на вопросы Chelny-biz.ru и федеральных СМИ.

«ДЛЯ МЕНЯ 200 МЛРД БЫЛИ ГРАНИЦЕЙ. КАК ТОЛЬКО ЭТОТ ПОТОЛОК ПРОБИВАЕМ, ЗНАЧИТ, ОПРАВДАЛИ СУМАСШЕДШИЕ ЗАТРАТЫ»

«КАМАЗ» опубликовал финансовые результаты группы за 12 месяцев 2020 года по МСФО, и сегодня глава компании Сергей Когогин прокомментировал их журналистам на пресс-конференции в Москве. Наряду с федеральными СМИ в ней участвовал и Chelny-biz.ru.

В 2020 году консолидированная выручка группы организаций выросла на 12% и составила рекордные 216 млрд 958 млн рублей. Чистая прибыль - 3,1 млрд, тогда как 2019-й «КАМАЗ» завершил с убытком почти 2 млрд.

- Ничего сверхъестественного нет, - спокойно прокомментировал в начале выступления Сергей Когогин. - Год был, мы все знаем, какой - дерганый, нервный. Тем не менее, нам удалось не только выполнить бизнес-план, но и улучшить финансовые показатели.

Позже он добавил, что таких результатов у автогиганта не было в последние 20 лет:

- По выручке тоже. Для меня самого 200 млрд были определенной границей. Как только мы этот потолок пробиваем, я считаю, что мы оправдали те сумасшедшие инвестиционные затраты, которые делает компания. Здесь дело не только в количестве [проданных автомобилей - авт.]. Выручка выросла из-за того, что мы перешли в другой ценовой сегмент - премиум.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Компания поджала свои расходы, но сохранила «достаточно большой» объем инвестиций - 10,5 млрд рублей. Удалось снизить чистый долг с 79 до 77 млрд рублей.

- Сейчас у нас отношение чистого долга к EBITDA - больше 5, но, так как компания находится в глубокой инвестиционной фазе, очевидно, что это не катастрофа, - заметил Когогин. - Маржинальность чуть подросла. Хотя надо сказать, то, что сейчас с ценами на сырье происходит, не позволяет нам прогнозировать себестоимость на длительный период.

На столь радужном фоне возник вопрос о выплате дивидендов акционерам.

– На последнем совете директоров этот вопрос обсуждался, - ответил гендиректор предприятия. - Мы ждем директивы для голосования на следующем совете директоров от «Ростеха». Это основной акционер. Если акционеры примут решение, что надо выплатить, мы это сделаем. Чистый денежный поток у нас в порядке. Выплатить дивиденды мы в состоянии.

«НА АПРЕЛЬ–МАЙ ВСЕ ПОСТАВЩИКИ НАМ ПОДТВЕРДИЛИ. КАК БУДЕТ В ИЮНЕ – ОНИ САМИ ПОКА НЕ ЗНАЮТ»

«КАМАЗ» в полной мере ощутил на себе удары пандемии. Локдаун в странах обрушил многие наработанные цепочки. Были и продолжаются сбои в поставках.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

- В прошлом году это был Китай. Мы сразу после объявления всех карантинов сформировали штаб. Стали искать способы, как балансировать выпуск автомобилей с возможностями, - напомнил ситуацию Сергей Когогин. - Потом, когда и нас накрыло… Получили провал. Очень непросто было балансировать по поставщикам. Это я считаю основной проблемой. Вторая - персонал. Не считая тех, которые были больны (таких было не мало), почти полтысячи человек занимались противоэпидемическими мероприятиями и не выполняли своих функций. Все эти ограничения, работа проходных - никто из нас не знал, что это такое. Мы наладили производство противочумных костюмов и респираторов, стали обеспечивать себя и здравоохранение. Оказывали помощь медицине не только в Набережных Челнах, но и во всех городах, где у нас есть наши предприятия. Даже там, где нет, отправляли. Когда по линии ОНФ обращались за помощью.

Иностранные поставщики и в этом году отчасти тормозят рост выпуск автомобилей. Сергей Когогин сообщил, что на этой неделе компания пересмотрит свой бизнес-план на 2021-й в сторону увеличения. Там, где это возможно. Например, по автомобилям К5 такой возможности нет, поскольку производство завязано на поставщиках Европы и Китая.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

– Проблема касается всех. Я не думаю, что мировая экономика решит ее в 2021 году. Мы пока получаем комплектующие в основном, наверное, договариваясь. Я столько лет работаю, что у нас даже есть сотовые телефоны всех первых лиц, – улыбнулся Когогин и заверил, что недооукомплектованных и недособранных машин не будет. – Мы ожидаем, что июне будет сложнее. На апрель–май все поставщики нам подтвердили. Как будет в июне – они сами пока не знают. Чем хороша машина К3? Не поставил что-то одно – можно поставить другое. И электроники там настолько мало… Если брать в соотношении, ориентировочно семь блоков управления на К3 и 57 на К5. Всем уже ясно, что чипов не хватает, реакция идет, развитие тоже идет. Мы рассчитываем, что с 2022 года забудем о проблеме.

«ПРОДАЖИ ТРЕБУЮТ ОБЩЕНИЯ НЕ ПО СКАЙПУ, А ЛИЧНОГО. БЫЛ ЖЕСТКИЙ СТРЕСС»

За прошлый год компания реализовала на внутренних и внешних рынках 37 тыс. единиц техники. Доля «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн увеличилась на 4% и составила 48%. Рост достигнут в частности благодаря выводу на рынок новой модели автомобилей К5 – КАМАЗ-54901. Еще пять лет назад автогигант занимал менее 5% в сегменте премиум, сейчас - более 30%.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

- У нас правильная техническая политика. «КАМАЗ» выпускает три поколения: К3, К4, К5. Очевидно, что мы долю рынка наращиваем, забирая часть премиум-сегмента. В следующем году это будет 6700 автомобилей, в 2023-м - больше 11 тысяч, - обозначил план гендиректор предприятия. - Такие наши намерения. То есть мы взяли курс на переход на новый модельный ряд.

Сергей Когогин признал, что продвигать К5 на рынок не так просто:

- Как выяснилось, если водитель не подготовлен и не прошел курс обучения экономной езде, добиться параметров удельного расхода топлива будет сложно. И воспринимается это… Представьте, опытного водителя сажать за парту, требовать от него нового подхода, тем более, это надо сегодня делать в онлайн-режиме. Все это не так просто, но я сам проверил эту систему, проехался на тягаче, - рассказал глава компании. - Я ехал 100 км с грузом 20 тонн - по городу и трассе Челны - Казань. До обучения у меня был удельный расход 33 л на 100 км. Обратно поехал после 20-минутного курса обучения и привез 27,4 л. Машина мне поставила оценку 80% (смеется). На собственном опыте убедился, что те сказки, которые мы рассказываем, реальны.

В 2020 году основной проблемой стал экспорт, по известной причине страны закрылись.

- К сожалению, продажи требуют общения не по скайпу, а личного. Был жесткий стресс, невозможно было выезжать из страны, заезжать куда-либо, - заметил Когогин. - Я считаю, что результат, которого мы добились - 4359 автомобилей - все же неплохой. Героические усилия, которые мы предпринимали, дали результат.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

В планах на следующий год - реализовать за рубежом более 5,5 тыс. автомобилей. Общее количество экспортных стран приближается к 50, но базовыми рынками для КАМАЗов остаются четыре: Казахстан, Туркменистан, Вьетнам и Таджикистан. В Казахстане за прошлый год продажи выросли, а доля рынка увеличилась с 32% до 42%. В Туркменистане, который активно развивает дорожное, жилищное и социальное строительство, «КАМАЗ» рассчитывает на заключение новых контрактов и строительство сервисных центров. Растущая в разы экономика Узбекистана тоже вызывает оптимизм.

«МОГЛИ БЫ ВЫПУСКАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, НО ТОГДА ДОЛЖНЫ ОДИН ИЗ КОНВЕЙЕРОВ ПЕРЕВЕСТИ НА ТРЕХСМЕННЫЙ РЕЖИМ. ЭТО НЕЭФФЕКТИВНО»

Первый квартал 2021-го оказался удачным. Пока российский рынок падал, «КАМАЗ» рос. Продажи челнинских грузовиков увеличились на 51% к уровню прошлого года, завод опережает бизнес-план.

– Основной успех – это Россия, но и экспорт пока тоже не подводит. В основном, это, конечно, наработки прошлого года. По автобусам – тоже 25-процентный рост. Выручка выросла на 31%. Очень сильно влияет автобусная тема. И сильно повлияло, что мы увеличили выпуск К4 и К5. Если в прошлом году у нас в первом квартале был большой убыток, то сейчас у нас, конечно, появилась прибыль, - отметил Сергей Когогин.

Причин такого роста несколько. Во-первых, в прошлом году был стресс, люди откладывали покупки. Сейчас сработал отложенный спрос. Во-вторых – техническая политика, о которой было сказано выше: продажи нового модельного ряда К4 и К5.

Автогигант начинал год с темпа 185 автомобилей в сутки, потом перешли на 190, в прошлые недели держал на уровень 200 автомобилей в сутки.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

- На второе полугодие наша цель – 210, - обозначил глава компании. - Понятно, мы могли бы выпускать еще больше, но в этом случае мы должны один из конвейеров перевести на трехсменный режим работы. У меня большой опыт работы в производстве, и я считаю, что это неэффективно. Ненормально работать в третью смену. Пока нам темп до 210 удается держать без изменения численности коллектива, просто за счет роста производительности труда. Подчеркну, что при этом мы в апреле пока не работали ни одной субботы. Это показывает нашу способность адаптироваться. По спросу трудно сейчас в той парадигме, которая существует в мире, что-либо жестко прогнозировать, но у нас пока так – контрактация идет с сентября.

На вопрос журналистов о годовой перспективе Сергей Когогин ответил в своей манере:

– Я не ручаюсь за экономику не то что нашей страны, ни одной страны. В 2022 году, может, и пандемия еще от нас не уйдет, и стрессовая политическая ситуация остается. За что я уверен – так это за «КАМАЗ». У нас ведь техническая политика не поменяется, рынок может быть и 60, и 65 тысяч. Все, что мы произведем, мы точно продадим.

«МЫ ПОЛУЧИМ СУЩЕСТВЕННУЮ ЭКОНОМИЮ ПО ЛОГИСТИКЕ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ВСЕ РАВНО ПОДВОЗИМ ИЗ ЕВРОПЫ»

Самым быстрорастущим сегментом для группы компаний стали пассажирский транспорт - автобусы и электробусы. Выручка увеличилась на 71%.

- Мы сработали в двух направлениях, - объяснил Сергей Когогин. - Первое - мы сделали продукт, который по своим характеристикам - как раз то, что нужно современным перевозчикам, даже таким взыскательным, как город Москва. Второе - в Нефтекамске минимальными инвестициями смогли модернизировать наше производство и обеспечить другую весовую категорию. Стали вторыми по объемам производства пассажирского транспорта.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Но пока мало кому в России (кроме Москвы) по карману перевод пассажирского сообщения на электробусы, признал Когогин. Столица же в прошлом году дала максимальный контракт на 200 единиц и будет продолжать закупки (правда, теперь требует сервисное обслуживание на всем жизненном цикле). Поэтому «КАМАЗ» переносит финальную часть сборки электробусов в Москву. Производственные помещения подготовлены, персонал набран и обучен в Нефтекамске.

- Мы получим существенную экономию по логистике, потому что все комплектующие все равно подвозим из Европы, они просто будут оставаться здесь, - пояснил глава компании. - Москва сегодня среди европейских столиц эксплуатирует самое большое количество электробусов. По выходным, когда выхожу на прогулку, маршрут пролегает в Серебряном Бору (через конечную станцию). Регулярно подхожу к водителям, общаюсь. Рассказывают, какие проблемы. Радует, что проблемы все мелкие.

На вопрос: когда электробусы подешевеют и станут более доступными для остальной России - Когогин ответил так:

– Я пока не ожидаю, потому что 30–40% стоимости – это батареи. Миф о том, что они сильно дешевеют, пока живет, но не реализуется. Когда мы делали электробусы, мы понимали, что надо иметь те батареи, которые спокойно выдержат низкие температуры. Иначе, когда электробусы на улицах Москвы будут основной частью общественного транспорта, будут проблемы. Из-за роста объемов у нас, конечно, снижаются издержки, но девальвация 2019 года на 30% ставит все наши усилия ниже. Конечно, пока большой объем импортных комплектующих. Компания сейчас отрабатывает вопрос производства батарей.

«ПРИСУТСТВИЕ МАЛЕНЬКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - ВЕЗДЕ БУДЕТ БОРЬБА МЭРА И ГУБЕРНАТОРА С ЭТОЙ СТИХИЕЙ»

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Что же касается автобусов обычных, то Когогин позитивно отозвался о стимулировании продаж федеральным правительством через программу «Безопасные и качественные дороги». Принципиальное условие: сначала идет создание инфраструктуры и переход на безналичный расчет, потом - финансовая поддержка на закупку транспорта. В прошлом году по такому принципу «КАМАЗ» поставил большие автобусы в Казань, Екатерингбург, Кемерово, Пермь.

- Не думаю, что эта программа будет просто реализовываться, особенно в городах, где наличный расчет, - заметил Сергей Когогин. - Присутствие маленьких транспортных средств - везде будет борьба мэра и губернатора с этой стихией (рынок - это стихия). Но другого варианта нет. Когда мы проводили круглый стол по этой теме в ОНФ, я убедился. Видел, как докладывает министр транспорта Тверской области. Видно, что он этим переболел.

Напомним, что и для Набережных Челнах с подачи «КАМАЗа» корпорация ВЭБ.РФ разрабатывает  программу развития общественного транспорта. Ее основными условиями станут переход на безналичный расчет и брутто-контракты, когда муниципалитет становится заказчиком транспортных услуг и собирает плату за проезд в свой бюджет.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Сегодня отвечая на вопрос Chelny-biz.ru об общественном транспорте Челнов, гендиректор «КАМАЗа» подчеркнул, что городу для участия в федеральных программах закупки автобусов необходимо выбраться из «полукриминальной» схемы.

– Я все сделал для того, чтобы что-то изменилось. По крайней мере, последний шаг был посадить мэрию Набережных Челнов, «Внешэкономбанк» (оператора господдержки) и нас за один стол. Мы сели и обсудили. Для того чтобы господдержка поступила (а это 60% скидка на лизинг пять лет на единицу транспорта), надо выполнить определенные требования. Одно из основных – полностью перейти на безналичный расчет оплаты проезда. Пока этого не сделают, по-прежнему все будет оставаться в полукриминальной зоне, и частные перевозчики будут рассказывать, что «это нельзя, то нельзя, другое нельзя». Поэтому проблема сейчас у города, а не у нас. Мы, как видите, продаем и продаем, – глава «КАМАЗа» обратил внимание на показатели. – Очень жалею, что я трамвайное предприятие передал городу. Они ходили несколько лет нас уговаривали: «Отдайте, отдайте». Пошли навстречу: «Ладно, занимайтесь сами». Когда оно у нас было - работало стабильно. Нас даже не сильно беспокоило, что мы его дотируем. Важно, что оно круглосуточно завозило рабочих на предприятия.

«ГАЗПРОМ» СТРОИТ ЗАПРАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ТАМ»

Что касается объема господдержки самого «КАМАЗа», он остался на том же уровне, что и ранее, и на финансовые показатели не повлиял. Прежде всего, программы призваны помочь потребителям техники, заметил руководитель.

– Льготный лизинг – очень хорошее изобретение, потому что он позволяет приобрести технику без авансового платежа. В этом случае перевозчики (а это на 99% частные компании) получают машину и трехмесячную отсрочку. Пока он оформляет машину, у него есть пауза. Машина начинает работать – он начинает платить. Льготного лизинга хватит до мая, дальше его нет. Меня больше беспокоит газомоторная техника. Пока есть проблема из-за недостатка инфраструктуры, - заметил Когогин.

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Так, в Набережных Челнах закончили строительство заправочного комплекса, что позволит продвинуться отсюда в восточном направлении, в Магнитогорске и Челябинске заправки уже есть. В целом же, считает глава автогиганта, логистическая ошибка стала препятствием для дальнейшего развития газовой техники.

– Есть такой анекдот. Муж говорит жене: «Дорогая, ты говоришь, что тебе не хватает одежды, но в гардеробе висит два моих костюма и две моих рубашки. Остальное – твое». «Как ты не понимаешь, – отвечает она, – это не та одежда!» Так и здесь: «Газпром» строит заправочные комплексы, но, к сожалению, не там. Я не обвиняю «Газпром». Когда мы начинали заниматься этой темой, наше мнение было, что компримированный газ – это территория крупных городских агломераций, это коммунальный и пассажирский транспорт. Поэтому при проектировании заправочных комплексов все зашли внутрь объездных дорог, - пояснил Сергей Когогин. - Сегодня нужны заправки на магистралях. Мы обсудили с потребителями, рассчитали, определили, где они должны быть. Сейчас «Газпром» развил сеть, которая загружена на 25–30%, и они начинают останавливаться. А проблема в логической ошибке – месте локации этих комплексов. Никого уговаривать не надо. Как только эта проблема решится, вопрос сбыта газовых машин даже без субсидий будет снят.  

Под занавес пресс-конференции Сергей Когогин сообщил, что «КАМАЗ» планирует в 2021 году создать автобус на водородном топливе и начать его тестовые испытания. Что касается грузовиков на водороде, будущее более туманно:

– Водородная тематика нужна, за этим будущее. Надо ли акцентировать внимание в нашей стране? Надо как на перспективу, идти вперед. Через сколько это выстрелит? Пока мы не уйдем на экологические нормы ближе к Евро-7…

«Я не ручаюсь за экономику ни одной страны. За что я уверен – так это за «КАМАЗ»

Chelny-biz.ru

Фото: пресс-служба «КАМАЗа», rg.ru, ridus.ru, kolesa.ru, nabchelny.ru


Комментарии
19.04.2021, 18:12

Так держать Сергей Анатольевич !!! Верим, надеемся, работаем!!!
19.04.2021, 19:04

Всегда думал, что Сергей Анатольевич консерватор. В ситуации с общественным транспортом в городе, правда за ним. А грузовик Камаз с мотором 210 лошадок это в прошлом, которого на трассе называли " начальником автоколонны". На трассе тягачи Камаз как минимум не хуже известных брендов. Моторесурс может и меньше, но это вопрос времени. Наверно в обществе есть люди, которые мечтают чтобы автогигант разорился, но что от этого мы все получим? Что проще изобрести колесо, или ставить палку в колесо? Думаю второе. Поэтому автозавод благодаря которому город Набережные Челны стал известен во всём мире, дай бог должен процветать и не смотря ни на что, развиваться во благо Челнинцев. Иного не дано.
19.04.2021, 22:37

Талантливый человек, без тени сомнений. КАМАЗу повезло, что у него такой руководитель! Если бы не амбиции местных ханов, то Челны были бы как рекламный проспект
20.04.2021, 21:53

А нельзя ли и сейчас найти форму централизованного дотирования трамвайного управления? Через какие-то дополнительные услуги? Раз уж всё равно его дотировали?
21.04.2021, 16:59

надо и трамваи начать осваивать. а где трамваи - там и грузовые вагоны. да и в кораблях ничего сложного нет.
21.04.2021, 19:38

Да и мусор в городе был прибыльный)
24.04.2021, 10:48

Можно соловьём петь, при миллиардных поддержках государства!
01.05.2021, 23:19

как же похорошел камаз при когогине! люди теперь денег до зарплаты не считают, все хорошо, прекрасная маркиза!