Новости
Подробно


«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

26.02.2021, 20:19

Под открытым письмом на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина подписались трое челнинских предпринимателей. Бизнес просит пересмотреть увеличение утилизационного сбора и заявляет о риске роста цен на технику, что может отразиться на всех сферах. Минпромторг, в свою очередь, заверяет, что мера только подтолкнет местных производителей к развитию за счет льгот и субсидий. «КАМАЗ» заявляет, что цены на продукцию автогиганта расти не будут. А вот дилеры импортной мототехники, которые и обратились к Мишустину, прогнозируют стремительное падение, которое отразится на туризме и спорте. Российским производителям в этой сфере, говорят они, нечем порадовать рынок.  

«ИНИЦИАТИВА ПРИНИМАЕТСЯ В СЖАТЫЕ СРОКИ БЕЗ ДОЛЖНОГО ОБОСНОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ С УЧАСТНИКАМИ РЫНКА»

В числе подписавшихся под уже нашумевшим письмом премьер-министру Михаилу Мишустину – три представителя из Набережных Челнов. Как выяснил Chelny-biz.ru, все занимаются мототехникой. Это ИП Светланы Гомберг, владелицы отеля KamaRooms (мотобизнес развивает ее сын, Михаил), ООО «Технодом-1» и ООО «Регионгрупп». Всего в списке порядка 70-ти организаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Кирова, Якутска, Самары, Уфы, Нижнего Новгорода и других городов.

Постановление, регламентирующее утилизационный сбор, было подписано в феврале 2016 года. Теперь зашла речь о повышении коэффициента, что, в свою очередь, уверен бизнес, приведет к росту цен как на саму технику, так и на продукцию, связанную с ее применением. Как отмечается в обращении, проект «вызвал широкий резонанс».

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

«Планируемое Минпромторгом РФ повышение в разы размера утилизационного сбора вызвало большое число отрицательных отзывов, – пишут авторы. – Однако, все без исключения обращения и предложения, которые указывают на несвоевременность, плохую проработку и необоснованность величин повышения сбора, разработчиком проекта отклонены».

Такой подход, отмечают предприниматели, переносит обсуждение в разряд пустой формальности, а ответы от Минпрмоторга написаны общими словами.

«Инициатива увеличить коэффициент утильсбора в два-три раза принимается в сжатые сроки без должного обоснования и обсуждения с участниками рынка. Это, безусловно, приведет к отмене контрактов и срыву поставок техники, что ставит под угрозу проведение посевной кампании в стране и спровоцирует снижение инвестиций и рост цен на сельхозпродукцию. Поскольку повышение утилизационного сбора предполагается и для строительной техники, в итоге, по мнению экспертов, цены на нее вырастут на 10-15%, что также переложится на плечи потребителей через рост цен на строящееся жилье».

Предприниматели просят инициировать повторное общественное обсуждение с приглашением всех заинтересованных лиц и обеспечить контроль подведения итогов.

Пресс-служба Минпромторга сегодня оперативно отреагировала на публикацию в СМИ, подготовив комментарий.

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

«Предлагаемые изменения не приведут к росту цен на российскую продукцию, поскольку рынок специализированной техники отличается высокой степенью конкуренции, – настаивает ведомство. – Загрузка отечественных предприятий в настоящее время не превышает 55% – следовательно, имеется существенный потенциал к увеличению доли присутствия отечественных производителей на рынке. С целью увеличения доступности специализированной техники российского производства для потребителей реализуются программы льготного лизинга специализированной техники, льготного кредитования покупателей, а также субсидирования скидок покупателям».

Так, общий объем поддержки по указанным программам в 2020 году составил более 20 млрд рублей, на льготных условиях было реализовано порядка 73 тыс. единиц спецтехники. На 2021 год на указанные программы федеральным бюджетом предусмотрено порядка 15 млрд. Дополнительные доходы казны от индексации ставок утилизационного сбора будут направлены на расширение действующих мер государственной поддержки спроса.

«Корректировка ставок утилизационного сбора в отношении специализированной техники позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, будет способствовать обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие», – аргументирует Минпромторг.

Как подтвердил Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы градообразующего «КАМАЗа» Олег Афанасьев, цены на технику не подскочат.

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

– Цена на спецтехнику, произведенную на базе шасси «КАМАЗа», от повышения утилизационного сбора не изменится. В этой системе Минпромторгом предусмотрены компенсационные меры по стимулированию потребительского рынка. Это повышение больше касается производителей снегоходов, квадроциклов, у которых очень низкий уровень локализации. А так как и шасси КАМАЗа, и спецтехника на базе шасси КАМАЗа, имеют очень высокий уровень локализации, иногда доходящий до 100%, то это на них практически никак не скажется, – заверил он.

«НА СЕГОДНЯ ЭТОТ УТИЛЬСБОР НИЧЕГО НЕ ПРИНЕС, КРОМЕ ПОДОРОЖАНИЯ ТЕХНИКИ»

Из челнинского бизнеса достучаться до правительства России пытаются именно дилеры мототехники. Для них повышение утильсбора станет особенно ощутимым.

– В постановлении речь идет не только о спецтехнике, но и о технике активного отдыха. Это, в том числе, квадроциклы, продажей которых занимается наш мотосалон, – поделился с Chelny-biz.ru Антон Фатхеев, руководитель DRIVEMOTO (компания «Регионгрупп»). – С учетом изменений мы просто не сможем обновлять модельный ряд, а люди, которые хотели бы купить себе квадроцикл, откажутся от покупки, потому что он станет очень дорогим. Если сейчас доступная модель стоит порядка 570 тыс. рублей, то с учетом сбора он будет стоить почти 900 тыс. Для человека, который еще может накопить 500 тыс., это уже большая сумма, – констатирует предприниматель. – Кроме того, это просто убьет целеое направление в индустрии туризма. Мы, как прокатчики, не сможем предложить людям какую-то более мощную и интересную технику и покатать по интересным маршрутам в связи с тем, что мы просто не сможем купить эту технику. А это влечет за собой уменьшение рабочих мест – нам просто придется закрывать прокат (мы уже об этом задумываемся). Еще какое-то время он поработает, но потом техника просто устареет и рассыплется.

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

Как пояснил Chelny-biz.ru Михаил Гомберг, повышение утилизационного сбора для квадроциклов в процентном соотношении от стоимости единицы товара абсолютно неадекватное. А все потому, что по российскому законодательству они фактически оказались приравнены к тракторам.

– Квадроцикл стоит 500 тыс. рублей, а его утилизация, по мнению нашего государства, 360 тыс. (с 2016 года сумма была 120 тыс.). При этом утилизация автомобиля оценивается в 30–40 тыс. рублей. Когда введут новый сбор с повышенным коэффициентом, у нас очень сильно снизится объем продаж. Клиенты, которые раньше могли себе позволить приобрести эту технику, либо смогут купить только модели очень дешевых российских производителей, либо вообще откажутся от покупки. По моим прогнозам, второй вариант предпочтут до 50% клиентов. Это, соответственно, приведет к падению продаж, сокращению штата. Мы довольно крупный игрок на рынке и выживем в том числе за счет российских производителей, но есть ряд конкурентов, которые занимаются только импортной техникой. Они, скорее всего, будут вынуждены закрыть бизнес и отправить сотрудников на биржу труда – продавцов, механиков, водителей. Мы же сократимся вдвое. 

Компания «Капитан» на рынке больше 15 лет. Она является официальным дилером CFMOTO, Yamaha, канадского бренда BRP, отечественного «Русская механика». Российские производители, говорит предприниматель, не закрывают сегодня потребности рынка.

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

– Модельный ряд квадроциклов и снегоходов достаточно широкий. Но российские компании закрывают только порядка 40% модельного разнообразия, производимого в мире. Плюс вопрос качества – сколько лет они не могут выйти на такой уровень, чтобы быть конкурентоспособными в сравнении с импортной техникой, – констатирует Михаил Гомберг.

С ним согласен Антон Фатхеев из «Регионгрупп». Перейти на местные квадроциклы и снегоходы – не вариант, считает он.

– С 2016 года, когда ввели утилизационный сбор в рамках поддержки местных производителей, компании «Русская механика» и Stels, которые занимаются производством квадроциклов в России, не придумали ни одной новой модели. За пять лет они не ввели никаких новшеств, они не производят ни двигатели, ни редукторы, ни подвеску в России, они все везут из Китая. В России они только варят раму, делают пластик и собирают технику. Мы сами занимаемся сервисом, и видим эту технику...  А по снегоходам – как делали этот «Буран» в 60-х годах, так его и производят. Ничего нового. Мы с удовольствием готовы продавать российское, но сделайте, пожалуйста, достойный продукт для потребителя. На сегодня этот утильсбор ничего не принес, кроме подорожания техники.

Более того, отмечает предприниматель, удорожание импортной техники в результате роста утилизационного сбора приведет к тому, что на нет сойдут и целые направления в спорте.

«Мы с удовольствием готовы продавать российское. Но сделайте, пожалуйста, достойный продукт»

– У нас есть такие виды спорта как сноубайк, кросс-кантри на снегоходах. Соревнования проводились недавно в Азьмушкино под Набережными Челнами. В таких условиях ребята просто не смогут обновлять технику для соревнований, – говорит Антон Фатхеев.

Анна Перебаскина

Фото: Chelny-biz.ru, РБК, business-gazeta.ru, открытые источники, tatrost.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
26.02.2021, 21:19

Повышение утильсбора приведёт к подорожанию техники иностранных конкурентов отечественных производителей. Отечественным производителям утильсбор платить не надо, но они сразу же поднимут цены. Они хоть и не умеют работать, но не дураки.
27.02.2021, 08:51

Утиль сбор это вообще непонятная вещь. Я что-то не видел ни одного государственного предприятия по утилизации транспортных средств. А по факту качества действительно, у нас в России ничего не производят достойного и конкурентного. Даже если взять хоть мотоблоки которые идут сплошь с китайскими двигателями. А про снегоходы и квадрики так же беда ни одной техники нет с Российскими двигателями. Может Буран и есть но о так безнадежно устарел и его берут совсем уж отчаявшиеся люди.