, 9 Декабря
Коронавирус. Заражено: 267 578 014 человек. В России: 9 895 597. В Татарстане: 39 850. В Челнах: 5 351
Новости
Подробно


«Это просто передел рынка. Придут москвичи, выиграют, и будет, как в Казани»

14.10.2015, 18:24

В Набережных Челнов на рынке наружной рекламы вновь разгорается скандал. В конце прошлой недели антимонопольная служба повторно постановила исполкому демонтировать 639 рекламных конструкций. Но администрация возложила обязательства и все финансовые вопросы на арендаторов объектов. Последние готовятся к последствиям и подсчитывают возможные многомиллионные убытки. Демонтаж одной конструкции в среднем оценивают в 30-35 тыс. рублей. К этой сумме могут добавиться расходы на хранение, а также штрафные санкции, которые несомненно будут предъявлены рекламодателями за нарушение условий контракта. Рекламные агентства называют ситуацию переделом рынка в пользу федералов и полагают, что только они останутся «в живых».

8 октября УФАС по РТ повторно рассмотрело дело о наружной рекламе Набережных Челнов. Ведомство Александра Груничева вновь выдало предписание демонтировать 639 конструкций. В последний раз аналогичное решение антимонопольная служба приняла год назад, но исполком так и не принял меры. Возможно, в администрации планировали оперативно провести аукцион, не демонтируя конструкции, но что-то пошло не так. В итоге на днях здесь собрали игроков рынка и объявили о том, что все-таки придется демонтировать конструкции. Но самое главное, чего никто не ожидал, расходы должны взять на себя предприниматели. Последние уже считают убытки.

– Антимонопольная служба предписала демонтировать все существующие в Челнах 639 рекламных конструкций. Есть еще один щит, который в свое время разыграли, возможно, он один останется– прокомментировал Chelny-biz.ru Ильдар Юнусов, гендиректор рекламного агентства «Золотой город». – Я считаю, что это уничтожение рекламной отрасли в городе и ничего хорошо в этом нет. Потому что рекламные конструкции являются одним из важных каналов коммуникаций города и бизнеса с населением.... Да, конечно, мы потеряем по контрактам, которые у нас есть и мы будем нести штрафные санкции, потому что в контрактах прописано соответствующие пункты... Считаю, данное решение не очень ответственным, так как уничтожению подлежит целая рекламная отрасль.

По подсчетам Юнусова, в среднем демонтаж одного щита обойдется в 30-35 тыс. рублей. К этому могут добавиться расходы на вывоз и хранение объектов. Понятно, что пострадают от этого не только мелкие компании, у которых в наличие с десяток щитов, но и предприятия, обслуживающие сотни объектов. К примеру, у рекламного агентства «Золотой город» насчитывается порядка 200 щитов.

- У исполкома нет денег, необходимых на демонтаж. Это ведь порядка 19-20 млн рублей уйдет только на демонтаж всех конструкций, – продолжает Юнусов. – А еще нужно их где-то хранить. У рекламщиков нет таких возможностей. Возникает целый ряд технических вопросов, которые необходимо продумать. Технику нам не дают, площадок для хранения не предоставляют. Все за свой счет.

Стоит напомнить, что рынок «наружки» на протяжении последних лет был под пристальным вниманием депутатов Городского Совета прошлого созыва. Именно они настояли на том, чтобы все конструкции проходили через аукцион, за счет чего мог бы пополниться бюджет. Народные избранники настояли на том, чтобы на торги выставлялись лоты, включающие в себя по одной рекламной конструкции. По их словам, город от этого выиграет намного больше, чем прежде. Новые правила утвердили в 2014 году. Тогда весьма болезненно отреагировал на это рекламный бизнес. Операторы наружной рекламы автограда даже выходили с письмом на имя экс-мэра Василя Шайхразиева. Предприниматели просили выставлять рекламные щиты на аукцион по 50-100 штук в лоте. Тогда с обращением к мэру Челнов вышли четыре ведущих компании этой отрасли - «Реклама-центр», «Грэм», «Арс Нова» и «Лариса-сити». Однако с аукциона ушла лишь одна конструкция, расположенная на проспекте Мусы Джалиля, перед автосалоном Honda. Ее обладателем стала компания «Дали-С», предложившая 382,5 тыс. рублей. Впрочем, позже в дело вмешалась антимонопольная служба, процесс на этом приостановился. Ведомство Груничева предписало исполкому Челнов аннулировать договоры аренды на 639 рекламных щитов, расположенных на территории города. Таков был результат проверки, которая была инициирована по обращению неким ООО «Гефест»: заявитель указал ФАС, что почти вся «наружка» в автограде реализована незаконно, то есть без проведения торгов. При этом стоит отметить, что ООО «Гефест» и ранее обращалось в ФАС РТ с просьбой проверить законность действий исполкома на рынке рекламы. Так, к примеру, в марте 2014 года, при «помощи» данного юрлица в Челнах сорвались первые запланированные торги, которые намеревались провести по новым правилам: один лот – один щит. Интересно, что при этом «Гефест» не является участником челнинского рекламного рынка, а какого именно – тоже не известно.

– Все это началось с заявления компании «Гефест», которая возможно является аффилированной. Она подает заявления о нарушении закона по многим городам России, – продолжает в свою очередь Юнусов. – По итогам проверок местных операторов заставляют убирать конструкции, затем приходят федеральные игроки и выигрывают аукционы . Это просто передел рынка. Может, и у нас все этим и закончится: придут москвичи или крупные федеральные компании, выиграют торги и будет, как например в Казани. Цены на размещение там высокие, и местный бизнес не может позволить себе по таким ценам размещаться, а федеральные компании не могут продавать дешевле, так как это нерентабельно для них. Как итог – в Казани много белых щитов.

Каким образом будут сформированы лоты на этот раз, пока неизвестно. В Дирекции инжиниринга и аудита строительства Chelny-biz.ru сообщили, что сейчас утверждается новая схема, согласно новым ГОСТам. Здесь обещают, что аукцион проведут до конца 2015 года.

– Если перед ДИАСом поставлена задача провести аукцион в ближайшее время, ДИАС конечно его проведет. Но это будет небольшое количество щитов, так как согласно новым ГОСТам в городе останется крайне мало коммерчески привлекательных щитов – отметил Ильдар Юнусов. Вы поймите, что есть определенные издержки в этом бизнесе, которые могут перекрываться только при наличии объема. Компании, которая платит все налоги, содержит штат полноценный штат монтажников и сотрудников офиса , материально-технические средства, офис, необходимо как минимум иметь от 50 до 70 щитов, а у нас всего может оказаться около 70 щитов на весь город. Соответственно многие компании будут вынуждены уйти из этого бизнеса, люди останутся без работы, город недополучит налогов, городской бизнес не сможет эффективно продвигать свои товары и услуги.

Решение о том, что предприятиям придется провести демонтаж щитов за свои средства, весьма спокойно воспринял один из крупнейших игроков рекламного рынка – «Реклама-Центр». В беседе с Chelny-biz.ru руководитель компании Фанис Харисов отметил, что компания уже в ближайшее время приступит к сносу.

– Надо быстрее аукционы проводить, тут другого варианта нет, – заявил Фанис Харисов. – Нужно сделать все, чтобы было по закону. Видимо, кто-то лоббирует свои интересы, оттягивает аукционы. С какой целью, я не пойму, чего ждут? Перед смертью ведь не надышишься.

Лилия Хамитова