Новости
Подробно

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

27.10.2020, 22:21

Некогда крупнейшее строительное предприятие Набережных Челнов «Камгэсэнергострой» засветилось в истории с выводом активов разорившегося банка в Воронеже. Центробанк и Агентство по страхованию вкладов заподозрили, что управленцы финансовой организации по завышенной цене закупили акций челнинской компании (которая сама сейчас переживает не лучшие времена) более чем на 400 млн рублей. Конкурсный управляющий банка «Воронеж» через Арбитраж требует от «КамГЭСа» объяснений – АСВ хочет изучить документацию, в том числе финансово-бухгалтерскую отчетность и данные об активах. Но компания из автограда не торопится раскрывать внутреннюю кухню. Вместо этого она делает «финт ушами» и меняет форму собственности. Подробнее – в материале Chelny-biz.ru.

«400 МЛН – ЭТО НЕ КОРОБКА СПИЧЕК. ПРИХОД ДЕНЕГ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН»

Строительная компания «Камгэсэнергострой», основанная в Набережных Челнах в далеком 1964 году, засветилась в скандале в Воронеже. Предприятие заподозрили в том, что через покупку ее акций местный разорившийся банк мог выводить активы перед самым отзывом у него лицензии. Подробности стали известны в ходе разбирательства в Арбитражном суде Воронежской области.

В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий в лице Агентства по страхованию вкладов вышел с иском к челнинской организации. АСВ потребовало от «КамГЭСа» предоставить ему документацию. По данным агентства, за две недели до отзыва лицензии, 1 июня 2018 года, банк «Воронеж» купил у «Камгэсэнергостроя» 1 082 акции общей стоимостью 400,22 млн рублей. То есть по 369 886 рублей за акцию. Кстати, в этот же день у московского ООО «Энергоцентр» (компания фигурирует в ряде других вызвавших сомнения ЦБ и АСВ сделок) куплено 12 427 акций ПАО «Ульяновскэнерго» за 82,02 млн рублей.

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

«Рыночная стоимость акций этих компаний отсутствует в связи с отсутствием торгов в 2016–2017 годах»,– отмечают в воронежском Арбитраже.

«Воронеж» – единственный в области местный банк. Еще к началу лета 2018 года он занимал 211-е место в банковской системе России, а 15 июня ЦБ отозвал у него лицензию. Поводом стали «теневые» валютные операции и «схемное» замещение активов, в результате которого на балансе образовался «значительный объем активов сомнительного характера». По оценке временной администрации, их стоимость не превышает 1,4 млрд рублей при величине обязательств перед кредиторами 5,1 млрд. Банк был признан банкротом 30 августа. Часть из сделок, в которых ЦБ и конкурсный управляющий АСВ увидели признаки вывода активов, легла в основу уголовного дела об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Центробанк и АСВ полагают, что управленцы и акционеры «Воронежа» в целом вывели из банка более 7,6 млрд - через сделки с недвижимостью и покупку по завышенной цене неликвидных акций, сообщал ранее «Коммерсантъ». Сегодня управляющий настроен на то, чтобы вернуть эту сумму в конкурсную массу, и в числе сомнительных сделок, которые он, вероятно, предполагает оспорить, – покупка акций «Камгэсэнергостроя».

Согласно материалам Арбитража, еще в августе 2019 года конкурсный управляющий направил в Челны запрос о предоставлении данных, чтобы провести оценку стоимости приобретенных акций и установить все обстоятельства сделки. Однако письмо осталось без ответа. Тогда 7 апреля 2020 года АСВ обратилось в суд, чтобы заставить ПАО передать документы. 29 июня ходатайство было удовлетворено. «КамГЭС» обязали передать базовую документацию (копию действующего устава, свидетельства регистрации, годовые отчеты, лицензии, бизнес-планы, данные о структуре управления и т.п.), финансово-бухгалтерскую отчетность на 31 марта 2018 года (а также справку о том, что существенных изменений по составу активов и обязательств за период с 31 марта по 1 июня 2018 года не произошло, а в противном случае – расшифровку по состоянию на 1 июня), плюс полные данные об активах и пассивах и информацию о производственной деятельности.

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

«Камгэсэнергострой» посчитал решение незаконным и необоснованным и подал апелляцию. Компания настаивала на том, что фактически не является контрагентом должника, а значит, не относится к числу лиц, обязанных предоставлять данные. Однако суд посчитал иначе – управляющий вправе получить запрашиваемые сведения. Более того, он обязан принимать решения, которые «с максимальной эффективностью будут способствовать достижению цели конкурсного процесса – формирование конкурсной массы в полном объеме и проведение расчетов со всеми кредиторами».

Отметим, что ни в бухгалтерской отчетности «Камгэсэнергостроя» за 2018 год, ни в годовом отчете данных о сделке о продаже акций нет. Нет в Центре раскрытия корпоративной информации и сообщений о решениях совета директоров за указанный период – с 31 марта по 1 июня 2018 года – по вопросу продажи акций. Телефоны офисов в Челнах уже не отвечают – отключены за неуплату. В головном офисе в Казани от каких-либо комментариев по ситуации с банком «Воронеж» отказались. Чем челнинская компания заинтересовала воронежский банк, и почему сделка не отражена в отчетности – изданию выяснить не удалось.

– Номинальная стоимость акции практически не имеет связи с рыночной стоимостью. Число выпущенных в обращение акций, умноженное на их номинальную стоимость, формирует уставной капитал акционерного общества. При этом даже при первичном размещении (IPO) акционерное общество может продавать их инвесторам по совершенно другим ценам, – прокомментировал Chelny-biz.ru ситуацию директор филиала «Открытие Брокер» в Казани Вадим Ложкин. – Само название «номинальная стоимость» говорит об этом. Поэтому 100 тысяч она стоит по номиналу или 3 копейки – большой роли не играет. Если банк купил эти акции по 370 тысяч за штуку, значит, у него было понимание, что капитализация «Камгэсэнергостроя» в момент сделки составляла 370 тысяч умноженные на общее количество акций. Дорого это или дешево, и из каких соображений они покупали акции – это другой вопрос. По каким-то причинам покупатель оценил компанию именно так. Можно сравнить капитализацию «КамГЭСа» с аналогичными компаниями на рынке. Если мы выясним, что это чересчур дорого, и на рынке есть компании гораздо дешевле, то, наверное, покупатель действительно переплатил. Что касается вопроса, торговались акции компании или нет на бирже – это не столь важно. Главное – что нашелся покупатель по такой цене. Им ведь что-то двигало отдать такие деньги. Если кто-то видит в этом некий корыстный умысел, это еще надо доказать. И еще один момент. Сколько всего акций у «КамГЭСа», и какую долю приобрел банк? Если это большой процент, информация должна отражаться в отчетности компании. Даже 2% – это высокая доля, о которой акционеры должны быть проинформированы. Если этого не произошло, акционеры могут подать в суд на компанию и призвать к ответственности за нарушение закона о рынке ценных бумаг.

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

Эксперты в области конкурсного управления отмечают, что в ситуации с «Камгэсэнергостроем» АСВ с вероятностью в 90% добьется признания сделки недействительной. Свою роль в этом играет и тот факт, что дело рассматривается в Воронежской области, а не в Татарстане, отметил собеседник Chelny-biz.ru. Вместе с тем возникает вопрос: а где, собственно, деньги?

– 400 млн – это не коробка спичек. Приход денег должен был быть зафиксирован. Нужно посмотреть оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки, договор, чтобы увидеть, какие условия расчета были, куда поступали деньги. Потому что 370 тысяч за акцию – это, действительно, сильно. Есть вариант, что АСВ возьмется за головную компанию «КамГЭСа» – «Ак Барс Холдинг». Если деньги не поступили, возникает вопрос – а куда они делись. Банк покупает акции, сделка особо крупная, должно быть согласие всех учредителей. Оно было? Если нет, и если деньги не поступили, будут вопросы и к руководству банка, и к руководству «Камгэсэнергостроя». А мы видим, что сегодня происходит с предприятием. Тот же дочерний «КамгэсЗЯБ»… - прокомментировал по просьбе Chelny-biz.ru известный в автограде конкурсный управляющий, который попросил не называть его имени.

«ТО, ЧТО СЕЙЧАС ТВОРИТСЯ, – ЭТО АГОНИЯ. ВЕСЬ «КАМГЭС» КОНЧИЛИ ЕЩЕ ТОГДА, СЕЙЧАС ОН ДОГНИВАЕТ»

Сделка, на которую обратило внимание АСВ, была совершена в период, когда «КамГЭС» остался без генерального директора. С апреля по сентябрь 2018 года функции и.о. выполнял Эдуард Идрисов, именно при нем продали акции за 370 тысяч за штуку. С сентября генеральным директором значится уже Дамир Сафиуллин. В целом за последние годы здесь сменилось шесть директоров: после ухода Александра Евдокимова в должности побывали Рамиль Шайдуллин, Ильдар Шагитов, Рустем Лихачев, Эдуард Идрисов, Дамир Сафиуллин. Сейчас «Камгэсэнергострой» возглавляет Ильнар Гильфанов, который специализируется на банкротствах. «Камгэсэнергострой» сейчас переживает не лучшие времена. «То, что сейчас творится, – это агония. Весь «КамГЭС» кончили еще тогда, сейчас он догнивает», – еще год назад ярко комментировали эксперты ситуацию.

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

В конце лета «Камгэсэнергострой» сменил форму собственности: привычное ПАО превратилось в АО. Отныне предприятие может не публиковать в открытом доступе свою бухгалтерию, как было необходимо при ПАО, кроме того, ограничивается количество акционеров – их должно быть не более 50, тогда как в публичном обществе – неограниченное число. Согласно последним открытым данным (за первые два квартала 2020 года), выручка предприятия составила 365 млн рублей (495 млн за два квартала 2019 года), убыток – 130 млн (197,8 млн), проценты к уплате – 94 млн (105,8 млн). Общая сумма долгосрочных обязательств компании за указанный период составила 839 млн, еще 5,4 млрд краткосрочных обязательств.

«КамГЭС» неоднократно становился ответчиком по арбитражным искам, в том числе о банкротстве. Так, например, в минувшем году иск от ООО «Арена» с требованием в 5,5 млн обернулся для строительного холдинга процедурой наблюдения. Банкротное дело ПАО «Камгэсэнергострой» было инициировано еще в марте 2018 года челнинской компанией «Аква-Регион» Евгения Вайнера, но с тех пор несколько раз прекращалось из-за мировых соглашений с истцами, затем возобновлялось по требованиям новых участников. Впрочем, в строительной компании до реального банкротства дело не довели – уже в конце месяца производство было прекращено.

«370 тысяч за акцию – это сильно. Есть вариант, что возьмутся за головную компанию»

Сейчас в Арбитраже рассматривается 38 исков к «КамГЭСу», при этом 21 из них предъявлен компании только за текущий год. Общая сумма требований к челнинским строителям переваливает за 1,7 млрд рублей. На днях иск с требованием признать компанию банкротом подало ООО «КСВ» из Петербурга с суммой требований 3,2 млн. Дату рассмотрения дела пока не назначили. Нужно сказать, что и «КамГЭС» проявляет активность: компания выступает истцом в 32 делах, ежемесячно направляя в суд порцию исковых заявлений.

Chelny-biz.ru

Фото: fingazeta.ru, business-gazeta.ru, Реальное время

Комментарии
28.10.2020, 10:55

криминалом попахивает
28.10.2020, 12:02

Разберутся. Если не побоятся
28.10.2020, 10:56

скорее всего цена определяллась исходя из активов компании. но вот что сомнительно. всем же понятно что предприятие почти банкрот. кому нужны были акции такого неповоротливого бегемота, который уже одной ногой утонул
28.10.2020, 10:56

очень инетерсно. сделка проводилась в тот момент когда не было директора. временщика специально под это дело назначили?
28.10.2020, 11:36

Обычная схема по выводу активов. В результате которой опять останутся ни с чем рядовые вкладчики банка и рядовые акционеры "Камгэсэнергостроя".
28.10.2020, 20:12

лена

кому надо было знали
28.10.2020, 20:13

ильгиз

Жаль до боли в сердце. Какой печальный конец определила судьба такой легендарной компании. Очень жаль.
29.10.2020, 12:12

Нигде не написано, у кого куплены акции. Кто был продавцом? Точно же не сам Камгэс! У кого купили - тому и деньги на счёт пришли! Искать эти Документы в Камгэс - глупость!! Даже реестродержатель не имеет договоров купли-продажи, только Передаточное распоряжение. Акции Камгэса в электронной же форме? Точно не на бумаге. Вот и прошла у реестродержателя Запись в реестре о переходе прав. И тот, кто продал - получил деньги. Легко и просто посмотреть бывшего собственника. И никакого риска для самого Камгэса нет. Деньги будут взысканы с того, кто продал акции. И показ фото и фамилий директоров - ничего не значит. Просто инфоповод. А деньги - у того, кто продал пакет акций) Директор мог и не узнать о смене части акционеров. Ему-то это зачем?))Тем более, что количество проданных акций - чуть больше 1000 штук из общего числа в 13 миллионов акций.
29.10.2020, 12:49

Под ничего настоящие бумажки отмыли 400 миллионов , вот это масштаб , деньги видимо ушли туда же куда делись деньги ТФБ
29.10.2020, 18:31

Свидетелей нужно искать в банке . Тот кто подписывал договоров тот и получил бонус
01.11.2020, 16:05

Акции Продает не организация, а акционеры.
03.11.2020, 04:02

Камгэсу настал конец когда его АК барс холдинг выкупил. Кому то самый ликвид за крохи достался
06.11.2020, 16:03

Ее же казанцы купили, контора давно не местная
17.10.2023, 14:32

Так что получаеться те которые есть у меня акции что мне сними делать куда продать что они стоют, вообще