Новости
Подробно


«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

19.05.2020, 16:32

Некоторые швейные производства Набережных Челнов избежали вынужденных «каникул» и массовых увольнений, оперативно наладив выпуск дефицитных масок и других средств защиты. Но все последствия кризиса и пандемии еще только предстоит ощутить, говорит исполнительный директор швейной фабрики «ТРИАДА» Гульназ Садриева. Сорваны все планы продаж и контракты на пошив одежд, отрасль не может рассчитывать на меры поддержки от государства, так как не попала в список «наиболее пострадавших». О том, как коронавирус повлиял на швейный бизнес и скажется на отношении людей к одежде - Гульназ Садриева рассказала в интервью Chelny-biz.ru.

«ВНЯВ ПРИЗЫВУ МИНПРОМТОРГА «БОРОТЬСЯ С ДЕФИЦИТОМ МАСОК», МЫ ВСЕ СИЛЫ ПЕРЕКЛЮЧИЛИ НА ИХ ПРОИЗВОДСТВО»

- Как ваша компания провела период нерабочих дней?

- У нас несколько направлений, включая ателье, швейное производство, магазины тканей, школьной формы и военторг. По каждому из них ситуации разные, разные целевые аудитории, но все они связаны с покупательской способностью.

Ателье и магазины были закрыты весь период нерабочих дней, магазин в нижнекамском торговом центре законсервирован до сих пор. Но в направлении швейного производства мы обеспечили пул заказов на все время «нерабочих дней». Оперативно переформатировали производство на пошив средств индивидуальной защиты, всем сотрудникам выдали справки, и ни на день не останавливали работу. Продавцов временно перевели на швейное производство - комплектовку и упаковку.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

- В условиях пандемии «ТРИАДА» очень оперативно начала выпуск средств индивидуальной защиты, в том числе масок. По чьей инициативе?

- Это, скорее, реакция на срочный запрос рынка и вынужденная мера по сохранению рабочих мест. Ровно до этого момента мы прорабатывали проект расширения швейного производства, в том числе по выпуску одноразовых средств индивидуальной защиты (СИЗ). Маски также входили в ассортимент. Занимались привлечением инвесторов, искали возможности попасть в федеральные программы поддержки реального сектора. На этой волне подружились с аналогичным производством в Удмуртии, бурное развитие которого связано исключительно с поддержкой их региональных властей. Оно, кстати, готово хоть сегодня открыть филиал на нашей базе. «Если такую модель частно-государственного бизнеса способны выстроить соседи, то почему не должно получиться у нас?» - думали мы и продолжали свои изыскания. С апреля реальность изменилась для всех. Сейчас мы также продолжаем эту работу, но теперь все внимание - на сохранении действующих направлений.

В самом начале, вняв призыву Минпромторга «бороться с дефицитом масок», мы все силы переключили на их производство. Без гарантированного заказа, без предоплат. Не представляется никакой сложности сшить десяток-сотню единиц, но когда речь о нескольких тысячах в день, в соответствии с ТУ и стандартами, в условиях враз подорожавшего и даже исчезнувшего на рынке сырья - это непростая задача.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

- Ваша компания попала в список поставщиков масок, рекомендованных Минпромторгом РТ для республики. Насколько это помогло наладить сбыт? Кому поставляете изделия?

- На первых порах маски для своих сотрудников закупали местные организации, которые продолжали работать в период самоизоляции. Производственные, строительные компании… И челнинские, и татарстанские. Основной покупатель – это юридические лица, покупают для собственных сотрудников, редко – для последующей продажи. Сейчас география продаж широкая, но заказы упали до десятка-сотни единиц на одну закупку, оптовой продажей это даже не является, а для активной продажи в розницу у нас нет собственных сетей.

- А сейчас на рынке переизбыток масок, так?

- По ним случилась ожидаемая ситуация: как только мы отшили огромный тираж, а значит, успели наладить производства и сотни других швейников, ажиотаж на рынке спал. Тут сыграли роль и открытие торговых границ, и, будем откровенны, - контрафактные партии. А некоторые оптовые заказчики, заводы, не рискуют закупать у нас многоразовые маски только потому, что не уверены, что работники будут их добросовестно стирать, и продолжают закупать одноразовые по 30-40 рублей. Хотя многоразовая (за 35-50 рублей) обходится дешевле в пересчете на жизненный цикл.

У нас образовался существенный запас масок. Не уверена, что реализуем его в ближайшее время, но сейчас хотя бы можем, не отвлекаясь на этот процесс, заниматься другими горящими вопросами. Сдать уже заключенные контракты, получить новые регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения, и самое важное - обеспечить предстоящий летний сезон школьными заказами.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

«ВСЕ ПЛАНЫ ПО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ СДВИНУЛИСЬ – В НАШЕМ ПОРТФЕЛЕ ЗАКАЗОВ НЕТ И ПОЛОВИНЫ ПРОШЛОГОДНЕГО ОБЪЕМА»

- Как изменился выпуск профильной продукции?

- Сорвались все контракты по сценической одежде. Все наши заказчики - творческие коллективы, которые с начала года готовились к выступлениям в честь дня Победы, или планировали закупку национальных костюмов для плановых мероприятий, - отменили заказы. У многих клиентов, которым мы уже успели отгрузить продукцию, даже из числа бюджетных, сейчас сложности с оплатой. Они просто зависли в неопределенности - обещают оплату кто в августе, кто в конце года.

Нас выручает то, что в свое время мы «набили руку» по работе с госзакупками и сейчас уверенно участвуем в торгах на поставку одежды и тканей. С учетом кризиса даже при самых жестких условиях, самой минимальной марже и с отсрочками платежа. Начиная с заказов местных садиков, заканчивая районными домами культуры или силовыми ведомствами. Такое наше решение для поддержания производства на плаву.

- Как коронавирус отразился на пошиве школьной формы, которая тоже является для «Триады» одним из основных направлений?

- Очень негативно! Для того, чтобы к 1 сентября одеть школьника, мы начинали ходить по собраниям уже с февраля. Обычно нас приглашали родители или учителя, на иные мы просто прорывались сквозь секретарское «Наша школа работает с другим поставщиком». На таких встречах все имели возможность задать волнующие вопросы, оценить ткани, выбрать фасон, обсудить аргументы «за» и «против». Это особенно важно родителям, которые собирают ребенка к школе впервые. Но и те, кто одевается не первый год и точно знают, чего хотят от школьной формы, ждут традиционных скидок за предзаказ, чтобы в конце лета не думать о форме. Так вот, сейчас все встало. Собрания физически невозможны в период карантина. Все планы сдвинулись – в нашем портфеле заказов нет и половины прошлогоднего объема. Также нельзя недооценивать падающую покупательскую способность населения. Все это очень тревожно. Но мы держимся. Работаем в этом направлении – другого пути у нас нет. Например, пока на собрания «ходим» онлайн, активно общаемся в сетях. Решили держать цены на прошлогоднем уровне, оставлять скидки за предзаказ, многодетным семьям, детям с ограниченными возможностями здоровья.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

- Челнинские производители школьной формы временно переключились на выпуск средств защиты. Успеете ли теперь сшить достаточно формы до 1 сентября?

- В успеваемости вопросов нет! Лето для нас - горячее время продуктивной и слаженной работы с такой непростой тройной аудиторией как школьник, его родители и школьные комитеты. За много лет мы уже отработали механизмы работы с классами, при этом предоставляя все же индивидуальный пошив для каждого отдельно. Главная зависимость теперь – от эпидемиологической и экономической обстановки.

«ПОЧТА РАЗРЫВАЕТСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ ПОЛНО ОДНОДНЕВОК И СОМНИТЕЛЬНЫХ «ПРОКЛАДОК»

- Очевидно, что в вашей отрасли есть зависимость от иностранных поставок. Насколько сегодня актуальна проблема закупки материалов?

- Вся швейная отрасль привязана к доллару. Ткани, прикладные материалы, фурнитура, все сырье для текстильного производства - все привязано к курсу доллара. Это соответственно отражается на нас. На ценах, а значит – на всех, на всех звеньях товарной цепи.

По костюмным тканям для школьной формы мы работаем с отечественными камвольными комбинатами, их продукция рекомендована для такой одежды и полностью соответствует требованиям. По сравнению с прошлогодними ценами они, конечно, подорожали. Но не кратно, как мы боялись. Работать можно, было бы здоровье.

Импортные поставщики тканей прекратили поставки в феврале, российские с марта к каждому счету приписывают: «Завтра цена может измениться» и «Завтра нужного объема может не быть». Хлопковые ткани, резинка в один момент везде подорожали, так как их оптом скупали по всей стране для производства масок.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

- Как выходили из ситуации?

- Обращались ко всем наработанным и проверенным поставщикам, на свой страх и риск завязывали отношения с новыми. А риск, надо сказать, сегодня особенно велик. Рабочая почта разрывается от самых разных предложений, начиная от поставки тканей и фурнитуры, и заканчивая размещением у нас огромных заказов на пошив, среди которых полно однодневок и сомнительных «прокладок». Или месяц назад зарегистрированных бизнесов, возможно, добропорядочных, но это не точно. Интернет так устроен, что ты не можешь сразу и наверняка оценить контрагента, даже по отзывам, даже по добротному сайту. А у половины из них нет ни того, ни другого, но при этот хотят работать по предоплате или нал.

Сейчас у нас остро стоит дефицит нетканого полотна разных характеристик для производства одноразовой продукции. Даже притом, что буквально в десятке километров от Челнов его производят местные «Эластик» и «Полиматиз», мы в листе ожидания на июль-август. В итоге - в авральном порядке ищем, находим материал у совершенно разных поставщиков, хоть и задорого, везем его с разных точек страны. В любое время дня и ночи встречаем этот ценный груз, чтобы не простаивало производство, и не срывались сроки.

«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ МНОГИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ НА «РАЗ-ДВА», ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО ГОТОВО ПОВЕРНУТЬСЯ ЛИЦОМ К БИЗНЕСУ»

- Правительство предложило уже три пакета мер господдержки. Но к легкой промышленности и швейному производству в частности не было особого внимания. На что-то из мер ваш бизнес может претендовать? Удалось чем-либо воспользоваться?

- Наш основной ОКВЭД не вошел в список наиболее пострадавших отраслей. Соответственно, ни на какие меры поддержки мы рассчитывать не можем. Хотя с апреля ведутся разговоры о том, что, возможно, производство одежды включат в этот список. Но пока - нет.

Я и до этого всегда говорила, что нам нужны не столько прямые дотации, сколько системные решения многих экономических вопросов, понятные правила игры, четко работающие законы без чехарды взаимоисключающих и запутанных требований.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

Сейчас, кстати, особенно заметно, как даже небольшое внимание со стороны власти уже помогает многим швейникам. Поясню. В связи с образовавшимся дефицитом средств индивидуальной защиты Минпромторг обратил свой взор на внутренний рынок производителей. Оказалось, в России сотни швейников, пусть давно выживающих своими силами, но по отраслевой принадлежности они относятся к сфере легкой промышленности. И вот за эту весну с подачи министерства в невероятно короткий срок принимается ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая», в каждом регионе формируются списки производителей СИЗ, эти реестры рассылаются по ведомственным контактам, принимается нормативный акт, допускающий реализацию тканевых масок в аптечных сетях. Это все - беспрецедентные истории. По крайней мере, для меня и нашего бизнеса. Если даже все это ради краткосрочной задачи «снять дефицит СИЗ», все равно такое внимание для нас очень важно. Факт попадания в такие списки для нас - уже поддержка.

Оказалось, что в критической ситуации многие вопросы решаются на «раз-два», если государственные институты готовы повернуться лицом к бизнесу. Это сегодня архиважно для всех швейников в вопросах получения регистрационных удостоверений на медицинские костюмы, сертификатов, проведения испытаний. Все эти процедуры сильно бюрократизированы, затратны, протяженны во времени. И действительно решаются намного быстрее, если на нашей стороне оказывается, например, региональное министерство промышленности и торговли или здравоохранения. В одиночку многим этого просто не одолеть.

Еще одно интересное наблюдение – это консолидация внутри отрасли. Обычно у нас все сами за себя. У нас не принято ни радоваться вслух, ни делиться проблемами, тем более на публику. Но именно сейчас многие швейники объединяются и решают злободневные вопросы, например, при получении тех же РУ, выполнении крупных заказов, встречаются в онлайн-конференциях, делятся проверенными лекалами и контактами, обсуждают перспективы и дискутируют. Без дискуссий никак, но это тоже здорово.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

- Для многих предпринимателей в Челнах остро встал вопрос арендных платежей. Как для вас?

- В Челнах помещения магазинов и производства находятся в нашей собственности. В этом плане мы оказались в несказанно выигрышном положении по сравнению с теми, кому арендодатель запретил даже вход в здание, несмотря на разрешенные виды деятельности. В Нижнекамске магазин в вынужденной консервации с конца марта, так как находится в торговом центре и не имеет отдельного входа. Кстати, арендную плату владелец обещал обнулить за апрель и выставить 50% за май. С оплатой охраны и коммунальных расходов.

«ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ОДЕЖДУ МОЖНО НОСИТЬ ДОЛГО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ, НЕ ГОНЯСЬ ЗА «БЫСТРОЙ МОДОЙ», ПСЕВДОСКИДКАМИ»

- Что, на ваш взгляд, изменится в городе и его жителях после коронавируса?

– Могу смоделировать в своей теме: во всех ателье ожидаемо уменьшение заказов на пошив новых одежд, но увеличение ремонтных заказов. Так было и в прошлые кризисные годы. Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают. Тем более в нашей широте смена сезонов означает полную смену гардероба. Окажется, что во многих случаях одежду можно носить долго и с удовольствием, не гонясь за «быстрой модой», псевдо-скидками, рассчитанными на торопливое потребление. Окажется, что можно не бежать за новой курткой, если сломалась молния или порвался рукав. Многие обнаружат, что в городе есть мастера, которые реставрируют изделия за приемлемый ценник. В кадровом плане будет много звонков об устройстве на работу. Отчасти это будут люди, когда-то ушедшие из профессии, и вспоминающие свои навыки при необходимости.

В других плоскостях жизни все уже предсказали психологи – то, что недавно было нормой, будет восприниматься верхом легкомыслия. Например, скученность людей и отсутствие личных границ, повышенное внимание к вопросам гигиены войдет в наш режим автоматически и во всех сферах.

«Люди могут не делать новых покупок, но носить одежду не перестают»

Лилия Павлова

Фото: «Триада», открытые источники, nabchelny.ru, zbp.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
20.05.2020, 16:47

молодцы. смогли подстроиться под реалии. только вот куда эти запасы сейчас девать. все же понимают, что марлевые маски не сильно пользуются популярностью в обычной жизни. сейчас уже есть одноразовые медицинские, все берут их. а эти так и останутся ведь
20.05.2020, 18:02

тканевые же . вроде бязь хлопковый, муж брал там в самом начле черные , на работе скзали не пустим . хотя марля может тоже есть...
20.05.2020, 16:49

не знала, что Триада шьет школьные костюмы. думала у Броско монополия
21.05.2020, 08:56

В кризис люди стараются на всем жкономить, и одежда и обувь первые в этом списке! Плюс мебель! Народ нищает, зарплаты падают, а цены растут!
21.05.2020, 21:43

о том и речь что обычные люди новую одежду перестанут покупать , а заказывать в ателье тем более. Будут конечно заказывать только те кто не могут подобрать по размеру в магазинах, знаю лично таких, кто всю жизнь шьет только на заказ. А мы видимо, будем перешивать и носить донашивать то, что есть)) про маск - у нас тоже требовали на работе, пускать-пускали, но пугали штрафами, потом обещали выдать (не выдали) , в итоге кто -то сам сшил, кто то купил, а кто то одну свою одноразовую затаскал для галочки.