, 30 Сентября
Новости
Подробно


«Пока все тяжело, но хотя бы мы стали выполнять план, который считаем реальным. Сейчас даже говорить не хочется…»

26.06.2015, 21:01

Челнинский автогигант отказался выплачивать дивиденды своим акционерам по итогам 2014 года. Связано это с отсутствием чистой прибыли в прошлом году: санкции в отношении России и нестабильность на экономическом рынке страны дали свои результаты. Не вселяют уверенности и результаты первых пяти месяцев 2015 года: чистая прибыль группы компаний составила - 230 млн рублей, что по меркам автогиганта совсем ничего. Руководство ОАО «КАМАЗ» пока не видит конца кризиса, однако продолжает масштабно инвестировать в модернизацию производства и расширять экспортные сотрудничества.

В Набережных Челнах сегодня прошло годовое общее собрание акционеров ОАО «КАМАЗ». Повестка дня мероприятия была сформирована еще 21 мая, в него вошла 23 вопроса. Среди них утверждение годового отчета предприятия, бухгалтерского отчета, переименование акционерного общества на публичное акционерное общество и т.д.

Отчет по итогам 12 месяц прошлого года сегодня озвучил гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. По его словам, влияние на деятельность автогиганта оказали два фактора. Первый из них – это начало реализации масштабного проекта модернизации производств, благодаря которому предприятие вывело на рынок новый модельный ряд. Второй – неблагоприятная экономическая ситуация в стране. И, как признался Когогин, последний сыграл большую роль на основных финансово-экономических показателях ОАО. Так, санкции и кризис в стране привели к тому, что падение грузового рынка в России в 2014 году составило 28% по сравнению с показателями предыдущего года. Впрочем, топ-менеджер компании отметил, что «КАМАЗ» завершил год куда лучше остальных участников рынка – продажи снизились на 16,8%, а это не самый худший результат.

- На протяжении всего года мы ощущали очень серьезное давление на свою деятельность в связи с введением санкций в отношении России. Несмотря на то, что в отношении «КАМАЗа» не было никаких ограничений, мы постоянно находились под угрозой срыва поставок, - отметил Когогин. - К сожалению, первое полугодие 2015 года не дает нам поводов для оптимизма. Кризисное явление на рынке грузовых автомобилей продолжает углубляться.

Все это привело к тому, что в компании отказались выплачивать дивиденды по акциям предприятия. Не исключено, что не увидят их акционеры и по итогам 2015 года – неблагоприятная ситуация на рынке продолжает сохраняться.

- К сожалению, в этом году мы не выплачиваем дивиденды, поскольку год закончили с убытком. Здесь вина, наверное, не в руководителе предприятия и самого предприятия, а в целом в экономической ситуации, которая сложилась в стране, - уже позже объяснил журналистам решение совета директоров глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. – Хотя в принципе я считаю, что мы сработали очень даже неплохо. Долю «КАМАЗА» на рынке грузовых автомобилей мы повысили до 46%. Это очень хорошо. Я считаю, что в период кризиса у любого предприятия, в том числе «КАМАЗа», появляется возможность занять еще большую часть рынка на территории России и за рубежом. Это надо использовать. Конечно, надеемся, что в следующем году ситуация улучшится и мы сработаем на прибыль.

К слову, российский рынок по-прежнему остается для компании основным источником формирования доходной части. В 2014 году он принес 88% от общей выручки. Всего за год было реализовано 32566 единиц грузовиков (годом ранее – 38089), экспортировано чуть больше 6 тыс. Тем не менее, автогигант продолжает активно развивать сотрудничество с зарубежными странами. Об экспортном потенциале сегодня говорил и врио президента РТ Рустам Минниханов. Глава республики отметил, что «КАМАЗу» необходимо усилить присутствие в Северной Африке, Египте и Латинской Америке.

Минниханов далее отметил, что государство ведет активную поддержку градообразующего предприятия Челнов: программа утилизации, субсидирование газомоторной техники, а в ближайшей перспективе - перевод техники сельского хозяйства, общественного транспорта на газовое топливо.

- Несмотря на все сложности, инвестиции в реинжиниринг автопроизводства не должны останавливаться. Только такой подход позволит «КАМАЗу» укрепить свои лидерские позиции, -отметил на собрании Минниханов. - К сожалению, первое полугодие не вселяет надежду для оптимизма. Кризисные явления на рынке грузовиков продолжают усугубляться, в то же время, я убежден, что «КАМАЗ» сумеет достойно преодолеть все трудности и реализовать свои самые смелые планы. Республика будет с вами.

Стоит отметить, что в 2014 году «КАМАЗ» получил господдержку в размере 3,2 млрд рублей по программе поддержки российского автопрома. Кроме этого около 900 млн. было получено для сохранения рабочих мест на предприятие (общественные работы, обучение персонала), еще 35 млрд госгарантий.

- Государство, конечно же, поддерживает «КАМАЗ» и не дает ему никаких шансов, чтобы он вообще развалился и исчез с территории России. Мы всегда будем думать о «КАМАЗе» как акционеры и предпринимать все силы, чтобы он развивался. Думаю, что следующие годы будут более эффективны для нас, более радостные, - в свою очередь отметил Чемезов

Повестку дня члены собрания исчерпали меньше чем за час. Вопросов из зала в этом году от акционеров не было (были лишь письменные). Стоит напомнить, что в минувшем году ряд негативных высказываний на собрании акционеров последовало от депутата Горсовета Сергея Еретнова. Впрочем, в этом году среди присутствующих в зале его не оказалось. Как сообщил Порталу Предпринимателей коллега народного избранника Максим Сайфутдинов, дом Еретнова во время мероприятия блокировал патруль службы исполнения наказаний. К слову, именно Еретнов на последней сессии Горсовета сообщил о грядущих кадровых изменениях на «КАМАЗе». Тогда с трибуны он завил, что гендиректором акционерного общества возможно станет нынешний премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Впрочем, информацию сегодня не подтвердили.

- Я, честно говоря, такого не слышал, - заявил журналистам Сергей Чемезов.

- Я тоже могу это подтвердить, - поддержал Рустам Минниханов.

Еще ряд вопросов касался работы автогиганта в условиях кризиса. В частности, журналисты поинтересовались у Когогина, в чем отличаются кризис 2008 года от нынешнего. Топ-менеджер компании отметил, что большая часть его работы на «КАМАЗе» прошла в условиях кризиса, персонал здесь уже привык подстраиваться.

- Я 13 лет работаю в компании и, наверное, процентов на 70% в условиях кризиса. Нам нужно было не только сохранять компанию, но и обеспечить ее развитие. Персонал «КАМАЗа» не нужно заставлять, люди понимают, что нужно переориентироваться. К примеру, наша инвестпрограмма, которую мы озвучивали, раньше превышала 90 млрд, когда произошла девальвация рубля - стало ясно, что этих денег не хватит. Люди сели и стали думать, нашли варианты, как сделать это быстрее и дешевле. Вирус постоянных улучшений поселился на «КАМАЗе» уже давно, и, слава богу, что мы его не лечим, а только развиваем, - отметил Когогин. – У кризиса 2008-2009 годов был виден конец, сейчас его не видно.

В текущем году компания уже показывает большой минус: продажи техники продолжают падать.

- Имеем данные лишь за пять месяцев, конечно, их хорошими назвать нельзя, но отрицательные результаты лучше, чем было в бизнес-плане. В июне мы хотя бы впервые выполним тот план, который компания сформировала под наименованием «текущий». Понятно, что его будет крайне сложно выполнить, но я предложил акционерам внести корректировки по итогам полугодия, - отметил Когогин, продолжив отвечать на вопрос журналистов о показателях. – Пока все тяжело, но хотя бы мы стали выполнять тот план, который считаем реальным. Честно говоря, сейчас даже говорить не хочется… Чистая прибыль составляет - 230 млн, хотя ждали мы - 1,3 млдр. Инвестиции составили 2 млдр и надо сказать, что если бы мы не инвестировали, конечно, мы не вышли бы на положительный результат. Это значит - просто распрощаться с будущим.

Лилия Хамитова