, 9 Декабря
Коронавирус. Заражено: 267 578 014 человек. В России: 9 895 597. В Татарстане: 39 850. В Челнах: 5 351
Новости
Подробно


«Многое зависит от того, как поведет себя федеральное правительство, центр занятости, как поведет себя рынок, в конце концов»

06.02.2015, 18:06

С сегодняшнего дня на «КАМАЗе» стартовали общественные работы, в которых, по предварительной оценке, будет задействована четверть сотрудников – около 10 тысяч человек. Как сообщил Порталу Предпринимателей пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев, на данный момент поступило 19 тысяч заявок, однако реальных общественных работников меньше. К примеру, сегодня на Автомобильном заводе количество работающих на 10% меньше заявленных. «Несмотря на то, что официального решения Правительства РФ о выделении денег на организацию общественных работ пока нет, уже в эту пятницу многие камазовцы, желающие заработать в дни простоев, займутся наведением порядка, ремонтом и другими видами деятельности, не требующими специальной квалификации. Оплачиваться работы будут за счет средств ОАО «КАМАЗ», - сообщили на предприятии пару дней назад. Объем финансирования, заложенный на общественные работы, в компании не называют. Однако, стоит отметить, что сумма, запрошенная у Дмитрия Медведева, по некоторым данным, составляет 152,1 млн рублей.

Из 19 тысяч камазовцев, изъявивших желание участвовать в общественных работах, большинство – работники Автомобильного завода, самого большого подразделения автогиганта. Как сообщили нашему изданию в пресс-службе компании, количество заявок от каждого предприятия зависит от численности сотрудников. Общественные работы будут проводиться каждую пятницу, которая, как известно, на «КАМАЗе» является нерабочей еще с 24 ноября прошлого года, когда на предприятии был введен режим четырехдневки.

- Фронт работы определяется руководством, - сообщил Олег Афанасьев. - У каждого завода есть свой план по ремонту и модернизации, в соответствии с которым и будут производиться общественные работы. Причем не обязательно, что люди будут работать именно на своем участке. В конце рабочего дня контролеры будут проверять, выполнено ли задание в полном объеме и только после этого сотрудникам, что называется, «закроют» работу и начислят зарплату.

Чем конкретно будут заниматься камазовцы, Афанасьев не уточнил, лишь отметив, что все работы будут связаны с «модернизацией производства и облагораживанием своих рабочих мест». Если вспомнить кризисный 2009 год, когда «КАМАЗ» также ввел общественные работы в период простоя основного производства, то сотрудники занимались ремонтом, обустройством территории, работали с архивами.

- В предыдущий кризис общественные работы сохранялись на «КАМАЗе» больше года, - рассказывает Олег Афанасьев. – Более того, мы объявляли свою программу общественно-полезных работ, которые финансировались за счет собственных средств. Она продолжала действовать даже после окончания федеральной программы.

Стоит подчеркнуть, что условия участия в общественных работах 2009 и 2015 годов на «КАМАЗе» существенно разнятся. В прошлый кризис автогигант простаивал месяцами и оплата общественных работ, 4331 рубль, становилась существенной прибавкой к положенным 2/3 от оклада. Чтобы ее получить, камазовцам необходимо было отработать не менее 10 дней в месяц. В период простоя в подразделениях и организациях ОАО «КАМАЗ» было создано 20700 временных рабочих мест, где задействовано более 32 тысяч камазовцев. Кроме того, известно, что работники автогиганта, не занятые на производстве в связи со снижением объемов выпуска автомобилей, были временно трудоустроены в Нижнекамске, на строительстве комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Они находились в аутстаффинге год, не прерывая камазовский стаж.

Что касается сегодняшнего дня, то на данный момент конвейер предприятия не остановлен, и сотрудники работают четыре дня в неделю, кроме пятницы. Таким образом, камазовцы могут принимать участие в общественных работах не больше 4 дней в месяц. По словам Афанасьева, плата за один день будет составлять 800 рублей, ежемесячная прибавка к зарплате составит 3200 рублей. По предварительной оценке, число занятых на общественных работах может составить 10 тыс. человек, то есть около 25% всех сотрудников. «КАМАЗ» планирует оплачивать работы за счет средств предприятия.

- Сумму финансирования мы не озвучиваем по той простой причине, что невозможно назвать количество людей, которые в итоге примут участие в общественных работах, - говорит пресс-секретарь «КАМАЗа». – Сегодня вышло одно количество работников, через неделю уже другое – больше или меньше. И поэтому те цифры финансирования работ, которые «гуляют» в интернете, не от «КАМАЗа». Мы конкретные цифры не называем.

Напомним, в конце декабря генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписал приказ, согласно которому работники автогиганта будут работать три раза в неделю в течение почти трех месяцев – со 2 марта по 24 мая 2015 года. В документе говорится о том, что на предприятиях вводится режим 24-часовой рабочей недели. Рабочие дни с понедельника по среду будут оплачиваться за фактически отработанное время. Как сообщил Порталу Предпринимателей руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев, данный приказ – это крайняя мера, которая возможна не будет применена вовсе. Однако она позволит избежать массовых сокращений персонала в случае ухудшения финансового состояния предприятия.

Кроме того, в январе руководство ОАО «КАМАЗ» направило письмо на имя премьер-министра страны Дмитрия Медведева, в котором просит 152,1 млн руб. на «финансирование общественно-полезных работ исходя из минимального размера оплаты труда на 2015 год». Согласно данным Центра занятости населения, МРОТ составляет сегодня 5965 рублей. Также стало известно, что в первом полугодии ожидается снижение заработной платы работников предприятия на 25% по сравнению с ноябрем 2014 года (тогда средняя зарплата работников «КАМАЗа» (без учета руководителей) упала на 19,4% по сравнению с октябрем). В первом полугодии 2015 года 23% сотрудников получат заработную плату ниже 10 тыс. руб., говорится в письме.

- Сколько времени будут длиться общественные работы, мы на данный момент сказать не можем, - отмечает Афанасьев, - потому что многое зависит от того, как поведет себя федеральное правительство, центр занятости, как поведет себя рынок, в конце концов. Если завтра рынок восстановится, мы сразу же свернем все общественные работы и будем работать по обычному графику.

Судя по последним комментариям, поступающим от руководства «КАМАЗа», ждать восстановления рынка в ближайшее время не стоит. На днях руководитель службы стратегического развития компании Игорь Савельев заявил, что пик падения российского рынка грузовых автомобилей придется на 2015 год, после чего начнется восстановление с ежегодным темпом роста в среднем 3-7%. Возвращение к докризисным показателям 2007-2008 годов возможно только к 2020 году, заявил топ-менеджер. Не питает иллюзий относительно ближайшего будущего и руководство республики. Президент Рустам Минниханов попросил правительство РФ включить Набережные Челны в перечень моногородов, которые смогут рассчитывать на дополнительное бюджетное финансирование в условиях экономического кризиса. Речь идет о 52,2 млрд рублей, которые будут выделены 85 субъектам РФ на борьбу с сокращениями на градообразующих предприятиях. В качестве основного довода в пользу включения в дотационный список Набережных Челнов глава республики назвал снижение производства на предприятиях «КАМАЗа» на треть.

Анастасия Абзалова-Цой