В Челнах готовятся к новому переделу транспортного пирога. В ближайшее время будет объявлен тендер на право работать на муниципальных автобусных маршрутах. Новые условия обещают быть еще более жесткими, чем на предыдущем скандальном конкурсе, итоги которого два года пытались оспорить «опальные» перевозчики. Пока требования нового тендера держатся в секрете руководителями исполкома, но Chelny-biz.ru стало известно, какие изменения ожидаются на рынке перевозок с 2019 года.
«ГДЕ ВЫ, ЧЕЛНИНЦЫ, ТРЕБОВАВШИЕ БОЛЬШИЕ АВТОБУСЫ?»
Предполагается, что новый тендер пройдет в конце ноября - в начале декабря. Победителей определят до конца нынешнего года. Начальник городского управления транспорта Ренат Ибрагимов отказался комментировать что-либо на эту тему. Частные перевозчики не удивляются: «Условия держатся за семью печатями, неизвестны ни маршрутная сеть, ни будущее количество автобусов, конкурсных лотов».
По данным источников Chelny-biz.ru, городские власти на этот раз постараются облегчить жизнь крупногабаритным «Нефазам», проигрывающим конкуренцию микроавтобусам. Пять лет назад в городе была развернута «народная кампания» с лозунгом: «даешь большие автобусы!» В 2015-м в автограде появилось 160 газомоторных оранжевых машин, 136 из них направили на муниципальные маршруты. Однако время показало, что большая часть безлошадного населения все так же предпочитает перемещаться на более мобильных «газельках». Водители массивных «Нефазов» не могут сдать план и вопрошают: где вы, челнинцы, требовавшие большие автобусы? Вне часы пик они ездят практически пустыми. Более того, половина «Нефазов» не выходит на линию. Официальная причина - технические неисправности, но многие специалисты утверждают, что часть машин отдыхает не в ожидании ремонта, а из-за убыточности перевозок и отсутствия водителей.
Новые условия тендера предполагают сокращение числа микроавтобусов и запуск больших автобусов по наиболее «хлебным» маршрутам - «Нефазы» надо вытаскивать из долговой ямы. За 2017 год чистый убыток МУП «Электротранспорт» составил 246,3 млн рублей при выручке 225,3 миллиона, а тут еще «КАМАЗ» взыскивает с предприятия десятки миллионов рублей по лизинговым платежам.
Также ожидается, что на тендер будут допущены автобусы не старше четырех лет (в прошлом - не старше пяти). Перевозчиков обяжут установить за свой счет систему оповещения остановок на двух языках, а с апреля будущего года «маршрутки» должны быть оснащены тахографами - техническое средство контроля, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения.
«АВТОБУСЫ В СРЕДНЕМ НАКАТАЛИ БОЛЕЕ 200 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ. КАКИЕ ЖЕ ОНИ НОВЫЕ?»
Директор МУП «Электротранспорт» Александр Гурьянов рассказал, какие предложения внесли сотрудники его предприятия для улучшения транспортного обслуживания горожан. По его словам, сейчас в ожидании ремонта находятся 73 «Нефаза», постепенно они будут отремонтированы. Государство выделило на три года 404 миллиона рублей на техническое обслуживание городских автобусов. Соответствующий тендер выиграла «дочка» автогиганта ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ».
- Многие удивляются: почему столько много сломанных автобусов, они же, мол, новые, - комментирует Гурьянов. - Эти «Нефазы» мы три года эксплуатируем, средний пробег автобуса - более 200 тысяч километров. Неудивительно, что возникают какие-то неисправности. Работа ответственная, мы возим миллионы людей. Необходимо вовремя ремонтировать ту же тормозную систему. Да, с микроавтобусами тяжело конкурировать, но я не считаю, что исполком будет проводить его именно для облегчения нашей жизни. Техзадание создается не для больших автобусов, а чтобы удовлетворить потребности горожан. Есть районы в городе, где можно сократить и число больших автобусов. К примеру, перенасыщение наблюдается на проспектах Мира и Набережночелнинский. Действующие маршруты №№2,3,21, курсирующие по центральным проспектам, зачастую дублируют друг друга. В то же время у нас есть районы города, в которые можно доехать только с пересадками. Сложно добраться из новых 63-65 микрорайонов до пр. Сююмбике. Невозможно уехать из Замелекесья в поселок ГЭС. Нет маршрутов для «Нефазов», которые позволили бы проехать туда-обратно по проспектам Московский и Сююмбике. Также можно оптимизировать движение в районе проспекта Залесный. Свои предложения мы внесли заказчику конкурса. Решение за ними.
Руководитель трамвайного управления Рашид Шамсудинов, три года возглавлявший автобусный МУП «Электротранспорт», высказывает свои идеи по изменению маршрутной сети.
- Уменьшение маломестных автобусов в пользу крупногабаритного, безопасного транспорта - это правильный подход, - комментирует Шамсутдинов. - Но при этом подобный процесс не должен навредить пассажирам. Человек должен знать, в какие конкретно минуты и с какой остановки его заберут. Маршруты не должны накладываться друг на друга. На мой взгляд, «Нефазы» и вагоны трамвая необходимы для обеспечения движения со старой части города в Новый и наоборот. А микроавтобусы надо пустить по поперечным проспектам и вокруг города, чтобы они крутились внутри определенных районов. У нас есть узкие горловины в районе 32 комплекса или моста возле Пединститута. Большое количество транспорта давит на дорожно-транспортную сеть. Нужно разгрузить эти потоки. Расписание для всех должно быть строгим и близким к реальности. Ездить через каждые три минуты и возить воздух - это неправильно.
Грядущие изменения явно не радуют частных перевозчиков.
- Ничего хорошего от нового тендера мы не ждем, - говорит генеральный директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. - Ясно, что ситуация вокруг больших автобусов сложилась непростая. По условиям последнего конкурса на городских маршрутах должны работать 263 автобуса малой и средней вместимости и 130 «Нефазов», но на деле их выходит на линию в два раза меньше. И можно предположить, что условия тендера будут в пользу больших автобусов. Другого не дано. «Нефазы» убыточны, их надо спасать. А на наши плечи опять лягут огромные финансовые расходы. К примеру, надо обновить 40 автобусов средней вместимости, стоимость каждого 4 миллиона рублей - это колоссальная сумма. Помимо тахографа, в салонах автобусов в следующем году придется устанавливать кассовые аппараты, которые автоматически будут передавать информацию в налоговую службу.
Напомним, ранее Тятюшкин раскритиковал инициативу властей обязать перевозчиков установить в автобусах систему автоматического информирования пассажиров на русском и татарском языках.
- Учитывая большое количество жалоб, система оповещения остановок на двух языках станет обязательным требованием, - заявил начальник городского управления транспорта и связи Руслан Ибрагимов. - Нынешние магнитолы с дисками, которыми пользуются перевозчики, не решают эту задачу. Кто-то забывает включать, кто-то это делает не вовремя и возникает путаница.
- Многим владельцам автобусов и так предстоит обновить автопарк, - прокомментировал Николай Тятюшкин. - Дополнительно приходится отдавать полмиллиона за тахограф, систему ГЛОНАСС, считывающие устройства и т.д. Эти расходы нам никто не компенсирует. Теперь еще и появятся траты за систему оповещения.
«ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОРОДЕ, НАДО ПЕРЕСАЖАТЬ ПОЛОВИНУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В МЭРИИ»
Напомним, предыдущий конкурс состоялся летом 2015 года, по итогам которого на рынке остались две компании – МУП «Электротранспорт», взявшее под свое крыло наиболее крупные городские маршруты, и «сборная частников» – «Пассажирские перевозки» (в состав которых, напомним, вошли ИП Миннебаев, ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех», ООО «РЭЛСА» и другие).
МУПу достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. Еще два лота с 13 маршрутами приняло на обслуживание ООО «Пассажирские перевозки».
Впоследствии частные перевозчики разделились на два враждующих лагеря: победители получили маршруты, проигравшие – отказывались их отдавать. Дело доходило до мордобоя. Известные предприниматели Наталья Гарина, Виктор Судников, Евгений Щелоков пытались в судах доказать незаконность действий исполкома и требовали компенсаций за перевозку льготников. Сегодня скандальные перевозчики не высказывают желания участвовать в тендере. Наталья Гарина находится в декретном отпуске, получает удовольствие от тесного общения с ребенком и предпочитает не отвечать на вопросы журналистов. Виктор Судников был более словоохотлив.
- Участвовать в тендере абсолютно нет никакого смысла, - говорит Судников. - Причина этому одна - коррупция в мэрии. Говорю, как есть - побеждают те, кто вовремя заносит по карманам чиновников. Тех, кто это делает - продвигают, а других - душат. Чтобы улучшить транспортное обслуживание в городе, надо пересажать половину руководителей в мэрии. Я их пальцем могу указать. Пока они сидят на своих местах, на созидание рассчитывать не приходится. Как скажут эти люди, так и будет. Каждый маршрут заточен под конкретного человека. В мэрии никого не интересует, как ты работаешь. Чиновников интересует, как регулярно ты перечисляешь деньги. Возьмите для примера фирму «Авантех». У них нет своего транспорта. Они нанимают владельцев-водителей автобусов. Согласно конкурсной документации, по маршруту №27 должны курсировать 22-24 машины, вместо этого там ездит 35. С каждого собирают деньги и отдают кому надо. И это только на одном маршруте. При этом мы слышим призывы с высоких трибун о необходимости борьбы с нелегальными перевозчиками. Работу в итоге я нашел, она не связана с пассажирскими перевозками. Морально был готов к тому, что проиграю суды, мы же в России живем.
Как сообщили Chelny-biz.ru представители МУП «Электротранспорт», на днях в городе приступили к очередному исследованию пассажиропотока в городском общественном транспорте. Студенты дежурят на остановках и в салонах автобусов, считая число входящих и выходящих пассажиров.
Ленар Батыршин
Фото: chelny-biz.ru, nabchelny.ru, Клопс
Перевозчик
Расим бабай
Золотые слова...
М
Ольга
Житель
Иван
Анон Культурный
Просим 13 Нефаз
Прохожий
лена
лена
Челнинка
лена
Зяб
Валера
Ольга
Папа
Руслан
Андрей
Антон
Новый микрорайон Замелекесье
Зяб
катя
Вася
Александр