, 17 Мая
Новости
Подробно


«В ноябре-декабре был повышенный спрос на автомобили. Но мы ведь понимаем, что грузовики не нужны людям каждый месяц»

26.12.2014, 18:02

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписал приказ, согласно которому работники автогиганта будут работать три раза в неделю в течение почти трех месяцев – со 2 марта по 24 мая 2015 года. В документе говорится о том, что на предприятиях вводится режим 24-часовой рабочей недели. Рабочие дни с понедельника по среду будут оплачиваться за фактически отработанное время. Как сообщил Порталу Предпринимателей руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев, данный приказ – это крайняя мера, которая позволит избежать массовых сокращений персонала в случае ухудшения финансового состояния предприятия. По его словам, тревожным сигналом для компании стал резкое увеличение спроса на грузовые автомобили в ноябре-декабре, ведь, как правило, следом идет спад продаж. Добавим, что в прошлом месяце «КАМАЗ» реализовал рекордные 2,5 тысячи грузовиков, по прогнозам в декабре этот показатель будет превышен почти в 1,5 раза.

«ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПОДПИСАЛ ЭТОТ ДОКУМЕНТ, ЧТОБЫ НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ КАРДИНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА, КАК В КРИЗИС 2008 ГОДА»

Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев подчеркивает, что подписание данного указа вовсе не означает, что он будет действовать. В документе есть оговорка, что в случае увеличения объемов заказа режим трехдневной рабочей недели будет отменен. Но стоит отметить, что похожая оговорка применяется во всех случаях, когда «КАМАЗ» заявляет о планах сократить рабочую неделю. Так же было с четырехдневкой в конце ноября: несмотря на заявления, что она, возможно, не будет введена, камазовцы были переведены на сокращенный режим работы с 24 ноября до конца года. Причина – уменьшение заказов. Кроме того, напомним, 26 и 27 ноября были объявлены на «КАМАЗе» днями простоя. Как заявляют в компании, они позволили сэкономить порядка 57 млн рублей.

- Приказ о возможном введении трехдневной рабочей недели создан в связи с тем, что мы прорабатываем различные варианты развития событий на рынке грузовиков в следующем году, - отмечает Олег Афанасьев. - Один из этих вариантов предусматривает негативный сценарий, когда продажи могут существенно сократиться. Именно тогда этот приказ мы и задействуем. Генеральный директор компании подписал этот документ, чтобы не предпринимать кардинальные меры по сокращению численности персонала, как это было в кризис 2008 года, когда рынок упал на 80%. В случае такого развития событий мы сократим рабочую неделю, но сохраним наш персонал. У сотрудников останутся заработные платы, которые, мы не скрываем этого, снизятся. Но по крайней мере у людей останутся все социальные льготы, условия и перспектива дальнейшего улучшения ситуации.

Для «КАМАЗа» серьезным сигналом для того, чтобы задуматься об антикризисных мерах, стал резкий рост продаж грузовиков, который начался в ноябре, по итогам данного месяца автогигант реализовал на рынке России 2,5 тысячи единиц техники. Данные показатели являются наиболее высокими с июля 2014 года, когда произошло падение продаж в среднем с 3 до 2 тысяч грузовиков в месяц. Доля «КАМАЗа» на российском рынке грузовиков в ноябре составила 44%. Результаты тем более впечатляющи, что еще в начале осени ситуация была совсем другой. По итогам сентября на предприятии констатировали спад продаж на 14%, в то время как объемы реализации грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн снизились на российском рынке на 25%.

- В ноябре-декабре был повышенный спрос на автомобили, люди активно закупали технику, - говорит Олег Афанасьев. - Мы ведь понимаем, что грузовики не нужны им каждый месяц, тем более в таком количестве, ведь нет такого роста экономики. Для нашей компании это стало важным сигналом, но не критическим. Поэтому мы на всякий случай предусмотрели возможность перевести персонал на сокращенный график работы.

По словам Афанасьева, уроком для «КАМАЗа» стал кризис 2008-2009 годов, в который компания вошла неподготовленной. При падении рынка грузовых автомобилей на 80% предприятие оказалось в сложном положении: спрос упал, техника пылилась на складах, последовали сокращения.

- В это время «КАМАЗ» неделями не работал, - говорит руководитель пресс-службы «КАМАЗа». - Я пришел в компанию в марте 2009 года, и точно помню, что весь год предприятие работало по сокращенному графику: не то что по трех- или черырехдневке, было время, когда сотрудники работали один раз в неделю. Тогда мы не работали целыми неделями как раз по той простой причине, что заранее не предусмотрели возможные проблемы. На складах у нас оказалось несколько тысяч грузовиков, которые не распродавались месяцами. Именно для того, чтобы не доводить ситуацию до такой степени, сейчас предусматриваются крайние меры, которые не факт, что буду внедрены.

Стоит отметить, что для «КАМАЗа» переход на неполную рабочую неделю стал традиционным. В текущем году, четырехдневка, помимо ноября, действовала в феврале. Нужно добавить, что изменения рабочего графика касаются не всех камазовцев. По обычному пятидневному режиму работают подразделения, занятые реализацией и отгрузкой товарной продукции, изготовлением запасных частей, автобусных шасси и продуктов диверсификации, а также персонал бухгалтерии. Также режим полной рабочей недели сохраняется для сотрудников «КАМАЗа», обслуживающих непрерывно действующие производства, проводящие регламентные, ремонтные и профилактические работы. Кроме того, традицией для автогиганта стал уход в корпоративный отпуск. Согласно планам предприятия на 2015 год, сотрудники будут коллективно отдыхать с 12 по 25 января и с 10 по 23 августа. Олег Афанасьев отмечает, что сокращенные рабочие недели и корпоративные отпуска – это стандартные меры, к которым прибегают многие промышленные предприятия страны. Так, МАЗ уже с мая работает на трехдневке, о приостановке производства объявляли Volkswagen Group Rus и компания Nissan.

«НА «КАМАЗЕ» С ИЮЛЯ ЗАКАЗЫ СУЩЕСТВЕННО СОКРАТИЛИСЬ И, ЕСТЕСТВЕННО, ИДЕТ СНИЖЕНИЕ ЗАРПЛАТ»

Между тем, в последние недели обстановка вокруг «КАМАЗа» на фоне ухудшения экономической ситуации в стране продолжает накаляться. Недавно стало известно, что на предприятии разрабатывают меры, чтобы минимизировать последствия повышения ключевой ставки (с 10,5% до 17% годовых) Центробанком России, которые могут сказаться на объемах продаж «КАМАЗа». Генеральный директор компании Сергей Когогин собрал топ-менеджеров предприятия, чтобы обсудить план действий в случае ухудшения ситуации на валютном рынке.

- На предприятии работает комитет по повышению эффективности деятельности, который разрабатывает как краткосрочные, так и долгосрочные меры, следит за ситуацией на рынке, - рассказывал нашему изданию Олег Афансьев. - Это касается абсолютно всех направлений деятельности компании. Мы снижаем себестоимость, снижаем стоимость закупок, ведем переговоры с поставщиками, чтобы выработать лучшие условия, смотрим, где у нас можно сократить расходы непосредственно внутри компании…

Известно, что с нового года на «КАМАЗе» изменится система оплаты труда: отныне премия будет оплачиваться только при достижении повышения производительности труда на 5% от значения аналогичного периода базового года, при этом за каждое такое повышение будет начисляться дополнительная премия. Максимальный уровень дополнительной премии — 25%. Приказом-постановлением также вводится «Положение о коэффициентах трудового участия, отражающих работу в команде». Новый порядок был апробирован на пилотных участках завода двигателей и прессово-рамного завода.

Осенью этого года было публично заявлено, что на «КАМАЗе» работают над проектами, направленными на оптимизацию численности персонала и повышение эффективности работников компании. Как сообщает пресс-служба предприятия, оптимизация – «это вынужденный шаг в условиях нестабильной ситуации как на рынке, так и на политической арене». «Выбора здесь нет: если вовремя не предпринять меры по сокращению издержек бизнеса, кризис, затронувший весь автопром, достигнет разрушительных форм. На фоне падения продаж на российском авторынке и негативных прогнозов, других вариантов развития бизнеса нет. И повышении эффективности работы руководителей, специалистов и служащих – один из путей выхода из создавшейся ситуации», - говорится в пресс-релизе.

- В Стратегии «КАМАЗа» говорится, что мы должны стать адаптивной компанией, то есть уметь «сжиматься» и «разжиматься» — в зависимости от потребностей рынка. Это подразумевает приведение численности персонала в соответствии с объемами выпуска продукции, - отмечает руководитель службы трудовых отношений ОАО «КАМАЗ» Сергей Романюк. - Сегодня численность персонала Группы технологической цепочки составляет 38,7 тыс. человек. Это соответствует одному автомобилю на одного человека и не соответствует лучшим мировым практикам. Поэтому с учетом планов производства и Стратегии развития ОАО «КАМАЗ», нацеленной на повышение эффективности и производительности труда, динамика снижения численности будет продолжаться и в 2015 году. Мы должны выйти на уровень «1,15 автомобиля на одного человека».

Олег Афанасьев уточнил, что проекты действительно разрабатываются, но пока ни о какой оптимизации речь не идет. Руководитель пресс-службы автогиганта также прокомментировал участившиеся в последнее время слухи об уменьшении заработной платы на предприятиях «КАМАЗа». Согласно информации, гуляющей по социальным сетям, в среднем она уменьшилась на 25%.

- Спад зарплат идет всегда, когда идет снижение заказов. На «КАМАЗе» с июля заказы существенно сократились и, естественно, идет снижение зарплат. Насколько она уменьшилась в среднем по предприятию, я сказать не могу, не располагаю информацией: у кого-то на 10%, у кого-то на 30%, - сообщил Олег Афанасьев.

«МЫ УЖЕ СЕЙЧАС ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗАКАЗЫ ОТ КРУПНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ. НО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПЕРЕГОВОРЫ…»

Отметим, что согласно отчету «КАМАЗа» за 9 месяцев текущего года чистая прибыль составила 1,5 млрд. рублей. На предприятии оценивают этот результат положительно на фоне падения рынка тяжелых грузовиков на более чем 25%. Выручка компании за отчетный период составила 70,2 млрд. рублей, валовая прибыль – 13,6 млрд. рублей, коммерческие расходы – 9,8 млрд. рублей (с 2014 года в коммерческие расходы включен утилизационный сбор).

- Ситуация на рынке тяжелых грузовиков остается сложной, - прокомментировал данные показатели гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. - Нами разработана и реализуется комплексная программа, которая позволяет компании в непростых рыночных условиях снижать издержки. Кроме того, в целях повышения эффективности работы компании в долгосрочной перспективе, мы намерены реализовать проект по реинжинирингу автопроизводства и запуску нового модельного ряда, одним из результатов которого должно стать современное компактное производство. В настоящий момент ведется работа по привлечению финансовых ресурсов для реализации данного проекта.

Кризисные явления в мировой экономике заставили «КАМАЗ» пересмотреть стратегию развития до 2020 года. На последнем заседании в Москве Совет директоров скорректировал документ с учетом замедления развития экономики, роста неопределенности на мировых рынках и осложнения геополитической обстановки. Согласно актуализированной стратегии развития, были изменены такие показатели, как объем продаж техники (60-70 тыс. шт. вместо запланированных ранее 80 тыс.), доля продаж за рубежом (было – 25%, стало – 20-30%), выручка (было – 350 млрд руб., стало – 230-270 млрд руб.), EBITDA (было – 14%, стало – 8-10%), инвестиции (было – 62 млрд руб., стало – 60-80 млрд руб.). При этом сохраняются неизменными стратегические приоритеты развития: ключевой рынок – Россия, позиционирование в среднем ценовом сегменте, интеграция в мировую автомобильную промышленность, развитие партнерства с корпорацией «Даймлер».

Как сообщил Порталу Предпринимателей Олег Афанасьев, в следующем году сотрудники предприятия, как и запланировано, начнут работу с 26 января. С 12 по 25 января камазовцы будут находиться в корпоративном отпуске. До 2 марта – дня, когда «КАМАЗ», возможно, будет переведен на трехдневку, - все службы предприятия будут работать на минимизацию негативных последствий прогнозируемого падения спроса. На предприятии не теряют надежду, что приказ так и останется на бумаге.

- Мы уже сейчас ведем переговоры, чтобы получить заказы от крупных корпоративных клиентов, - говорит Олег Афанасьев. – Разговариваем с теми, кто планировал покупать технику в конце 2015 года, просим перенести заказы на начало года, чтобы более-менее равномерно их распределить. Но на данный момент это всего лишь переговоры…

Напомним, что на внешнем рынке «КАМАЗ» планирует продать 6 тысяч грузовиков. Большие надежды компания возлагает на новый магистральный тягач М-1842, который также называют КАМАЗ-5490. Также предприятие запускает в производство еще две перспективные модели: седельный тягач с комбинированной энергетической установкой КАМАЗ-65206 и бортовой тягач КАМАЗ-65207.

Анастасия Абзалова-Цой 

Видео