Бургерная волна накрыла Набережные Челны. На смену роллам и пицце приходит столичная мода на бургеры и шаурму, которая просочилась и в меню классических заведений, и вылилась в открытие специализированного общепита по примеру Black Star Burger Тимати. Стритфуд и фастфут эксперты называют одними из немногих ниш на рынке общепита, которые при нынешней экономике развиваются. Как бизнес в автограде взялся осваивать эту сферу, и какую «волну» рестораторы ожидают в ближайшем будущем – в материале Chelny-biz.ru.
«ПРИ НЫНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЭТО ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ РЫНКОВ В ОБЩЕПИТЕ, КОТОРЫЙ РАЗВИВАЕТСЯ»
Наряду с открытием новых точек международных сетей ресторанов быстрого питания, как McDonald's, Burger King, KFC, Subway, в Набережных Челнах развитие получили новые игроки рынка фастфуда и стритфуда. Предложение заметно выросло – заведения открываются вдоль главных проспектов города и в торговых центрах.
– Рынок фастфуда сегодня развивается не только в Челнах, везде. При нынешней экономической ситуации это один из немногих рынков в общепите, который развивается, – говорит Руслан Гильмутдинов, совладелец первой татарстанской сети ресторанов быстрого питания «Тубетей», которая зашла на местный рынок полгода назад, открыв точку в ТЦ «Омега». – Сейчас люди все больше ценят две вещи – время и кошелек, поэтому не всегда могут позволить себе классические рестораны и все чаще выбирают именно быстрое питание. Но внутри этого сегмента все больше и больше людей интересует качество, натуральность, экологичность, органика. Поэтому будущее фаст-фуда именно за такими компаниями. В Челнах эта волна началась чуть позднее, но незначительно. Всегда тенденции начинаются с более крупных городов, потом переходят на малые. Сначала фастфуд захватил Москву, потом Казань, Челны. Затем пойдет в более мелкие города России.
Компания, кстати, планирует расширяться в Челнах. Она рассматривает торговые и бизнес-центры, в том числе «2.18» - «Тюбетейку». Сеть «Тюбетей» была запущена в 2016 году. Первоначальные инвестиции в проект составили 10 млн рублей. Основатель Султан Сафин заявлял, что татарстанская кухня достойна стать международным брендом. Тем не менее, в меню, вероятно, под воздействием тенденции последних лет, появились кыстыбургеры.
«ТРЕНД НА БУРГЕРЫ ИДЕТ ИЗ АМЕРИКИ. И BLACK STAR BURGER МОЩНО ПРОДВИГАЕТ ЭТУ ТЕМУ»
Бургерные в целом как новый формат постепенно внедряются в общепит Набережных Челнов. Тему подхватили местные рестораторы. Так, совладельцы ресторанного холдинга Feed food family (Rock’n’rollы, бар «TOP HOP» и кафе «Коржик», клуб People, кальянная «Дуть») запустили проекты «GazМяс» и шаурма-бар «Шаурмишка».
– Динамика жизни диктует современные тенденции. Времени у всех мало, людям некогда готовить. Каждый ценит свое время, поэтому быстрый перекус в виде той же самой шаурмы довольно неплохо вживается в ритм города, – говорит совладелец холдинга Артур Зарипов. – Думаю, что Челны готовы к новому формату. У нас планов по тиражированию таких объектов («GazМяс», «Шаурмишка) пока нет. Нужно посмотреть экономическую составляющую проектов, как они себя зарекомендуют на рынке, найдут ли своего потребителя. Гурмэ-бургеры – рынок непростой, новый, но думаю, что он будет расширяться.
По словам Зарипова, свой клиент остается и у прижившегося в Челнах формата friends and family, в котором работает, например, сеть Rock’n’rollы.
– Рынок есть, но он непростой. С ним всегда нужно работать. Постоянный маркетинг, динамика в этом направлении должна быть, чтобы развиваться на этом рынке, – говорит бизнесмен.
На карте города на данный момент количество заведений в формате «бургерная» можно пересчитать по пальцам, но динамика их появления позволяет сделать вывод, что пальцев скоро не хватит. Помимо «GazМяс», это, например, Burgomeister на улице Раскольникова, который открылся в марте. Бургерная KombinaT на Автозаводском проспекте заработала в конце июля 2017 года. Правда, 2 февраля здесь объявили о временном закрытии по техническим причинам...
О скором открытии объявило заведение So Good Burgers на Хасана Туфана. Оно заявилось как «абсолютно новый концепт» и назвало себя «первой, настоящей, честной бургерной» в городе.
– Тренд на бургеры идет из Америки. И Black Star Burger мощно продвигает сейчас эту тему, – отмечает совладелец сети «Бараshки» Раис Валеев. – Я думаю, после его открытия на 20–30% выросло число аналогичных заведений. Это мода. Сначала были суши, потом пицца, потом суши с пиццей объединились, потом кальянные начали открываться по всему городу. Сейчас мода пошла на стритфуд и бургерные. И, скорее всего, дальше будут грильные.
Кстати, на этом волне недавно активно распространялась информация об открытии в Челнах одного из самых амбициозных проектов российского рэпера Тимати – ресторана сети Black Star Burger. Сообщение вызвало бурную реакцию жителей города – у заведения есть свои поклонники в автограде. Однако представители Black Star Burger опровергли информацию о планах на Челны. Как прокомментировали Chelny-biz.ru в компании, «это вброс». В ближайшее время Black Star Burger откроется в Уфе, Нижнем Новгороде и Воронеже. На данный момент сеть объединяет пять ресторанов, из них четыре в Москве и один в Грозном.
– Я думаю, что федеральные проекты придут в наш город, но это вопрос времени, – считает Артур Зарипов. – Думаю, что два-три года еще пройдет. Потому что рынок молодой, неразвитый, и заходить каким-то крупным игрокам еще рано. Возможно, это будет в виде франчайзинга.
«ЭТИ МЕЛКИЕ ТОЧКИ – ЭТО УЖЕ ПАН ИЛИ ПРОПАЛ. НЕТ К НИМ ТАКОГО ДОВЕРИЯ. ЕСЛИ БЫ Я ХОТЕЛ ПОЕСТЬ ШАУРМУ, Я БЫ ПОШЕЛ К ЗНАТОКАМ ОБЩЕПИТА»
Владельцы классических ресторанов не видят в бургерных и шаурмичных конкурентов и не чувствуют оттока клиентов. Аргументируют тем, что это совершенно другой сегмент рынка и другая аудитория.
– Для нас это не конкуренция, и их развитие на нас никак не отражается. Это еда на ходу – для студентов, для суперактивных людей, у которых абсолютно нет времени. Такой человек вряд ли будет сидеть в классическом заведении, – говорит совладелец сети «Бараshки» Раис Валеев. – Город у нас, конечно, не такой динамичный, как столица, и не такой молодой, как все пишут. У нас студентов не так много, как в Казани. Но, тем не менее, это направление развивается. У проектов такого формата уже начинается жесткая конкуренция между собой. Открываются новые заведения, не всегда понятные, конечно... Здорово, что наши друзья Артур Зарипов и Алексей Васильев открыли свои рестораны. К ним, мне кажется, у жителей больше доверия, потому что они уже опытные рестораторы. Качество высокое, оборудование правильное, и по СанПиН они уже все знают. А эти мелкие точки – это уже пан или пропал. Нет к ним такого доверия - это мое мнение. Если бы я хотел поесть шаурму, я бы пошел к знатокам общепита. А так, для малого бизнеса, для начинающих предпринимателей это, конечно, хороший трамплин. Поэтому, наверное, многие туда и лезут. Нам фастфуд не интересен. Для этого нужно развивать обширную сеть заведений, а у нас история немного другая.
Если говорить о развитии сетей стритфуда, сейчас свои точки по городу множит кафе быстрого питания «Станция». Их на данный момент три.
– У меня образ жизни ускоренный. Сам заезжаю в кафе быстрого питания и вижу в основном в таких заведениях отсутствие сервиса: обслуживание не очень, хотя вкусно. У меня сеть пекарен, где работа уже поставлена, и я понял, что можно сделать такое заведения хорошего уровня, – рассказал в одном из промо-роликов владелец сети Дмитрий Востриков. – Я стремился к тому, чтобы все сферы здесь работали классно: и обслуживание, и кухня, и интерьер. Здесь приятно находиться. Мне этого не хватало, когда я посещал подобные заведения.
Ежедневно каждая «Станция», по словам владельца, обслуживает около 300 человек. Востриков рассчитывает развиваться по франшизе и создать крупную федеральную сеть стритфуда.
«ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ВЗЯТЫЙ С ЭКРАНОВ ТЕЛЕВИЗОРОВ: ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК БЕЖИТ В ОФИС СО СТАКАНЧИКОМ В РУКЕ»
Тот же образ жизни, который толкает людей навстречу стритфуду, способствует развитию формата «кофе с собой». Так, международная сеть кофеен Coffee Like на днях объявила об открытии еще одной точки в Набережных Челнах – в ТЦ «Алтын Ай» в поселке ЗЯБ – которая стала десятой в городе. Сеть представлена 315 кофе-барами в городах России и СНГ, и открылась в автограде по франшизе в 2014 году.
Расширяться планирует и Александр Гостюхин, владелец кофейни Barista Home, которая также предлагает кофе с собой. Сегодня эту возможность используют порядка 25–30% его посетителей.
– Все начинают торопиться. Дела, мало времени, поэтому и появляются службы доставки еды, еда с собой и кофе с собой. Это просто удобно. Вы не успеваете посидеть в заведении, вам надо ехать, но хочется выпить кофе, и вы просто его берете с собой – вот и все, – говорит Гостюхин. – В какой-то степени это определенный образ жизни, взятый с экранов телевизоров. Если вы обращали внимание, деловой человек, который бежит в офис, всегда бежит со стаканчиком в руке. Да, раньше этого не было в Челнах, но и кофе как такового не было. В городе появилась потребность в качественном вкусном кофе. Она маленькая, но она есть. Люди начинают больше путешествовать, посещают Европу, другие страны. Да взять даже Казань и Москву, которые по уровню культуры потребления гораздо выше, чем Набережные Челны. Люди видят это там и начинают искать то же самое в родном городе. Любая специализированная кофейня – это монопредложение. Это тот случай, когда все усилия сосредоточены на приготовлении одного продукта, и его можно сделать максимально качественным. И сегодня это востребовано – и быстрота, и качество в равной мере.
Бизнесмен планирует открытие еще двух заведений. Одно – в новой, и одно в старой части города.
Судя по всему, развиваться дальше будет и быстрый общепит. Предприниматель Раис Валеев уверен, что фастфуд и стритфуд продолжат захватывать город.
– Фастфуду – дорога и зеленый цвет, потому что еще не все ниши заняты. Если посмотреть московские заведения, то можно проследить, какие новинки приходят. В греческих лепешках, например, картошка фри с мясом. Этот рынок в любом случае будет развиваться. И что приятно, по интерьеру, по внешнему виду заметно, что люди стали вкладываться в этот бизнес, – заметил он. – Не просто поставили ларек и открыли окошко, как раньше. Появляются павильоны с панорамным остеклением. Эта тема будет продвигаться в любом случае.
Chelny-biz.ru
анна
Ира
Мда
Иван
Ло-ло
Юрий
Местный Олигарх