, 1 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 109 864 человека. В России: 9 669 718. В Татарстане: 38 288. В Челнах: 5 216
Новости
Подробно


«Эта компания может быть и подставным лицом. Наверное, кто-то пытается через них отстоять свои интересы»

11.12.2014, 22:18

Антимонопольная служба Татарстана предписала исполнительному комитету Набережных Челнов аннулировать договоры аренды на 639 рекламных щитов, расположенных на территории города. Таков результат проверки, которая была инициирована по обращению неким ООО «Гефест» - заявитель указал ФАС, что почти вся «наружка» в автограде реализована незаконно, то есть без проведения торгов. Как удалось выяснить Порталу Предпринимателей, ООО «Гефест» и ранее обращалось в ФАС РТ с просьбой проверить законность действий исполкома на рынке рекламы. В марте, к примеру, при «помощи» данного юрлица в Челнах сорвались первые запланированные торги, которые намеревались провести по новым правилам: один лот – один щит. Интересно, что при этом «Гефест» не является участником челнинского рекламного рынка, а какого именно – тоже не известно. Игроки «наружки» полагают, что заявитель и вовсе не из Татарстана.

Обращение в адрес Татарстанского УФАС России от ООО «Гефест» поступило еще в начале осени текущего года. В нем содержась информация о том, что в автограде после 1 июля 2008 года ни разу не проводились торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Кроме того, разрешительные документы на размещение большинства щитов (на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности) автоматически продлены сроком на пять лет в 2012-2013 годы. Антимонопольная служба республики направила в городскую администрацию запрос, на который был дан ответ, что на территории города утверждена схема размещения 720 рекламных конструкций. Здесь же было отмечено, что в марте 2014 года был объявлен первый аукцион, но он был отменен во исполнение предписания ФАС. В начале августа исполком провел повторные торги, тогда за 382,5 тысячи рублей с молотка ушла двухсторонняя щитовая конструкция, расположенная по проспекту М. Джалиля, перед автосалоном Honda. Ранее подобные аукционы в Челнах не проводились.

В итоге ходе проверки антимонопольщики выяснили, что в нарушение закона исполком выдал (либо пролонгировал) разрешения на 639 рекламных конструкций. Среди них щиты, расположенные как в центре города, так и на его окраине. Договоры на них были оформлены еще в 2008, 2010 и в 2011 годах, срок действия некоторых из них заканчивается в 2016 году. В УФАС отмечают, что «рынок распространения наружной рекламы законодательно определен в качестве самостоятельного объекта регулирования и является конкурентным, в связи с чем, предусматривает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций – торги, и не содержит каких-либо исключений». По данным ведомства, исполком создает «необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности владельцам соответствующих рекламных конструкций и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок. Это привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции». В итоге местной администрации было выдано предписание - аннулировать все ранее выданные (либо пролонгированные) разрешения. Кроме того, материалы дела были переданы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как сообщил Порталу Предпринимателей заместитель руководителя исполнительного комитета Ильдар Ахметгареев, в ближайшее время арендаторам щитов будут направлены уведомления о расторжении договоров аренды. А далее пройдут торги. Впрочем, как отмечают игроки рекламного рынка, «письма счастья» к ним пока не поступали.

- Информацию об этом кроме вашего издания я нигде не видел, - сообщил Порталу Предпринимателей Фанис Харисов, гендиректор ООО «Реклама-Центр». – Пока к нам ничего не приходило.

Неизвестной остается, как для рекламщиков, так и для исполкома Челнов, загадочная компания «Гефест» - автор обращения в антимонопольную службу. В Дирекции инжиниринга аудита строительства утвреждают, что ООО «Гефест» - предприятие не местное и никак не связано с челнинским рекламным рынке, более того - «про них никто ничего не знает».

- Видимо, это какое-то заинтересованное лицо, - предположил в свою очередь Харисов. - Видите ли, эта компания может быть и подставным лицом. Наверное, кто-то пытается отстоять через них свои интересы.

Нет информации на ООО и в самом управлении ФАС.

- У нас нет никаких данных по этой компании, - сообщили нам в пресс-службе ведомства. – Если обращение поступило по электронной почте, не обязательно отправлять данные. Однако, похоже, это пермская компания.

Стоит отметить, что компания не в первый раз обращается в антимонопольную службу Татарстана. Весной текущего года ООО «Гефест» направило жалобу на действия исполнительного комитета при проведении аукциона по наружной рекламе. Заявитель указал на несколько «погрещностей»: неправомерная установка рекламных конструкций, выставленных на торги; проект договора не содержит условий, регламентирующих отношения сторон в случае невозможности установки рекламной конструкции победителем аукциона по независящим от него причинам; обязанность владельца щита размещать социальную рекламу за свой счет по заданиям исполкома. В последнем речь шла о таких праздниках как Новый год, День Победы, Сабантуй и День республики. Жалоба ООО «Гефест» частично была признана обоснованной. При этом выяснилось, что договоры аренды как минимум на два щита еще не истекли, а значит выставлять их на аукцион - незаконно.

К слову сказать, депутаты Городского Совета имеют большие надежды на аукцион по реализации рекламных щитов. По мнению народных избранников – это хороший источник пополнения местного бюджета, тем более учитывая, что состояние экономики на сегодняшний день крайне критично. Об этом на днях еще раз напомнил депутат Максим Федоров.

- Несложно посчитать, сколько получит городской бюджет, если мы одну конструкцию разыграли в этом году за 382 тысячи рублей, при этом она находится не в самом проходимом месте, - отметил он на одной из депутатских комиссий. Это хороший резерв. Мы ждем, потирая руки, когда же соответствующие службы начнут проводить эти аукционы, потому что это дополнительные деньги, которые мы можем направить на текущие социальные проблемы.

Стоит напомнить, что вопрос разработки регламента по реализации рекламных конструкций обсуждался в Набережных Челнах довольно остро на протяжении многих лет. Согласно новым правилам, которые были разработаны в Челнах, в одном лоте должен быть всего один договор на размещение одной конструкции. Не больше. Весьма болезненно отреагировал на это рекламный бизнес. Операторы наружной рекламы автограда даже выходили с письмом на имя экс-мэра Василя Шайхразиева. Предприниматели просили выставлять рекламные щиты на аукцион по 50-100 штук в лоте. Тогда с обращением к мэру Челнов вышли четыре ведущих компании этой отрасли - «Реклама-центр», «Грэм», «Арс Нова» и «Лариса-сити». Новое постановление было подписано руководителем исполкома в начале текущего года, а уже в конце марта власти намеревались провести первый аукцион. Тогда планировали реализовать пять лотов. Впрочем, в дело вмешалась антимонопольная служба, которая отменила аукцион.

- Считаю, что это слишком сложно, нужно укрупнять лоты, однозначно. И долго будет, что крайне неудобно, - все еще не соглашается с новыми правилами Фанис Харисов.

Как стало известно Порталу Предпринимателей, на сегодняшний день исполком проводит правовую оценку еще по восьми лотам. Аукцион по ним планировали провести до конца года, впрочем, как заявили в ДИАС, осуществить задуманное вряд ли удастся – до завершения года остается меньше трех недель.

Лилия Хамитова