, 5 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 862 263 человека. В России: 9 703 107. В Татарстане: 38 524. В Челнах: 5 230
Новости
Подробно


«Мы единственные, кто бился за щит. Все остальное на сговоре прошло, похоже»

23.03.2017, 16:55

Аукционы по наружной рекламе, проводимые в Набережных Челнах, не обходятся без сюрпризов. Лакомый пирог из 28 конструкций сегодня поделили между компаниями Челнов, Самары и Казани, причем большинство лотов разобрали по начальной ставке. Неожиданностью для игроков рынка оказалось присутствие на торгах строительного холдинга «Домкор» Мунира Гайнуллова. Заявившись на участие в последний момент, компания отбила щит у самарцев, подняв цену в три раза. Ранее пыталась прикупить билборды компания Рафаэля Юнусова. Приход крупного бизнеса на раздираемый рекламный рынок эксперты предсказывали.

«Я ВЗЯЛ ОДИН ЩИТ. ТАК СКАЗАТЬ, В ЦЕЛЯХ РАЗВЕДКИ»

121 заявка поступила на очередной аукцион по наружной рекламе. Всего городская администрация выставила 29 лотов. На одну конструкцию никто не заявился, щит напротив ТДЦ «Единство», видимо, из-за деревьев, закрывающих обзор, оказался неинтересен. Четыре еще до аукциона на правах единственных претендентов достались малоизвестной в Челнах компании «Лестер», а также казанской «РИМ» и компании «Реклама-Центр-1» Фаниса Харисова.

В остальных случаях игроки по-настоящему проявили слаженность действий, уступая друг другу щиты по начальной цене в 115 тыс. рублей. Трехсторонний щит ушел за 177 тысяч.

Тем не менее, за один лот все же пришлось побороться, потому компания «Домкор» Мунира Гайнуллова неожиданно для всех оказалась в списке участников аукциона (хотя еще на днях в протоколе рассмотрения заявок, опубликованном исполкомом, ее не было).

Косо поглядывая на коммерческого директора холдинга Юрия Мочалина, который сидел с краю с табличкой № 9 в руках, в борьбу с ним за лот вступило лишь самарское рекламное агентство «Цвет». Хотя в числе заявленных были еще шесть компаний. В итоге щит на пересечении проспекта Х. Туфана и улицы Ш. Усманова, со стороны дома 13/02А, достался холдингу Мунира Гайнуллова за 359,5 тыс. рублей.

– Это щит рядом с нашим офисом, на котором мы ежегодно размещаемся. Для нас в этом случае достаточно серьезная экономия получается, – прокомментировал Chelny-biz.ru покупку Мочалин. – Мы единственные, кто бился. Все остальное на сговоре прошло, похоже, – предположил он.

«Домкор» не исключает возможности участия в следующих торгах, если появятся интересные лоты.

Кстати, «Цвет» из Самары тоже стал обладателем одного билборда. Как и все, по начальной стоимости. По словам Никиты Усенкова, директора рекламного агентства, компания постепенно осваивает Приволжский федеральный округ. В Самарской области все лоты уже разыграны через электронные аукционы, при этом, как отметил бизнесмен, среди участников были как местные агентства, так и федералы, а лоты формировались от одной конструкции и больше. Как говорится, на любой вкус и кошелек.

– Я взял один щит, за второй пришлось побороться. Но это лишь для того, чтобы все процессы проверить на действие: как заключается договор, оплачивается... Так сказать в целях разведки, – рассказал Усенков. – Надежда на то, что будут более приемлемые цены.

Отсутствие ярко выраженной конкуренции за лоты бросалось в глаза. Сами участники разводят руками: как можно было договориться, когда на лоты заявляется по семь-восемь разных компаний?

– Мы не местные. На своем рынке я еще могу предположить, что какие-то люди пытаются соблюсти интересы, а поскольку тут восемь и более человек, думаю, невозможно этого сделать, – говорит Никита Усенков. – Вы знаете, мне кажется, даже три человека не могут договориться…

Челнинские представители рекламного рынка сегодня и вовсе наотрез отказались от комментариев.

«Я СЧИТАЮ, ЭТО ИСКУССТВЕННЫМ ОГРАНИЧЕНИЕМ ДОСТУПА НА РЫНОК»

Таким образом, правом на установку и эксплуатацию на ближайшую пятилетку пока имеют восемь компаний: челнинские «Реклама-Центр-1 (восемь щитов), «Лестер» (семь), «Домкор» (один), ИП Ильсур Валиахметов (два), ИП Радик Мурадымов (два), казанские «РИМ» (28), «Лариса-Сити (три), а также агентство «Цвет» (один) и ИП Сергей Щеглов (семь) из Самары.

А вот компания «Деск Медиа», которая на первом аукционе взвинтила цены и скупила большинство рекламных конструкций, до сих пор не оплатила их стоимость. Задолженность перед местным бюджетом превышает 3 млн рублей. Как сообщал ранее Chelny-biz.ru Ленар Ахметзянов, начальник правового управления исполкома, с «Деск Медиа» имеются разногласия по заключению договора.

– Если оплата не поступит в установленные сроки, и компания будет уклоняться от заключения договора, то данные лоты будут заново выставлены на аукцион, – сообщал тогда юрист.

Напомним, что первый аукцион по «наружке» прошел в Челнах еще в декабре прошлого года. Из девяти разыгранных лотов семь досталось компании «Деск Медиа» Вячеслава Гусева.

– Мы удивлены ценой и смелостью победителя аукциона, потому что, по нашему расчету, окупаемость сильно ниже той цены, которую он сейчас заплатил – в два, а то и три раза, – комментировал тогда итоги торгов предприниматель Виталий Стрыгин. – Для нас это темная лошадка. Это новый игрок, никто про него ничего не знает, и никак он себя не проявлял.

Стоит также добавить, что исполком планирует разыграть все щиты до 12 мая текущего года на фоне судебного процесса с антимонопольной службой, настаивающей на сносе 639 билбордов. В качестве третьих лиц к делу исполком намерен привлечь 44 собственников объектов.

Пока же местные игроки рекламного рынка, без учета фирмы Фаниса Харисова «Реклама-Центр-1», весьма пассивны на торгах. Челнинские операторы обращаются с жалобами в УФАС и Арбитражный суд, считая, что торги проводятся с нарушениями. Например, компанию «КМ сервис» не устроил договор, который заключается с победителем торгов, а именно условие, что исполком сможет штрафовать победителя аукциона (за каждое нарушение на 50 тыс. рублей). Организация жаловалась также на необоснованное завышение цен на щиты (при этом идентичные конструкции на одном и том же проспекте могут различаться в цене) и выразила несогласие с тем, что исполком имеет право увеличить стоимость аренды в зависимости от инфляции.

РА «Мицар» возмутили цены, по которым реализуются щиты. Жалоба была направлена в УФАС Татарстана. В качестве доказательств «Мицар» направил антимонопольщикам результаты двух независимых оценок, согласно которым цена одного квадратного метра информационного поля составила 83–84 рубля, в то время как щиты выставляются на аукцион от 130 рублей (такая цена была на первом аукционе) до 411 за квадрат.

– Независимую оценку для исполкома проводит МУП «СГР», единственным учредителем которого является исполком. То есть исполком сам для себя сделал оценку. На мой взгляд, это не совсем справедливо. Чтобы это подтвердить, я заказал две независимые оценки. Суммы по ним существенно ниже, – комментировал свою жалобу Chelny-biz.ru Дмирий Гудовских, директор РА «Мицар». – Я считаю, это искусственным ограничением доступа на рынок. Более того, сама сумма оценки меняется на разных аукционах и различается по лотам: 130, 280, 300 рублей... Как такое может быть? Как может быть, что два щита, стоящие в одном месте, могут иметь совершенно разную оценку? Это абсолютно одинаковое имущество. Считаю, что это совсем несправедливо и не рыночно.

О том, что в Челнах стоимость аренды щита высока, говорят и иногородние игроки.

– Условия по аренде здесь менее привлекательные, чем в Самаре, но у нас нет четкой установки, что ниже определенного процента маржи мы никуда не идем. Мы мобильны и можем уступать в каких-то моментах, – комментировал прошлый аукцион предприниматель из Самары Сергей Щеглов. – Если здесь рынок выдвигает такие условия, мы готовы на них работать…

Пока в Челнах разыграна лишь десятая часть рекламных конструкций. Следующий аукцион пройдет в Челнах завтра, 24 марта. Исполком разыграет 40 щитов. Среди заявившихся все те же: «Реклама-Центр-1», ООО «РИМ», «Лариса-Сити», ИП Сергей Щеглов, «Цвет», «Лестер». Еще на один лот заявился торговый дом «Палитра ЛТД», на несколько претендует челнинский бизнесмен Виталий Стрыгин.

Появление на торгах «Домкора» – новая тенденция. Эсперты, кстати, ожидали, что, пользуясь переделом рынка, крупный челнинский бизнес, имеющий потребности в рекламе, начинает скупать конструкции. На один из первых аукционов заявлялась компания холдинга «Челны-Хлеб» Рафаэля Юнусова, но не дошла до торгов по формальным причинам. Не исключено, что билборды понадобятся сети гипермаркетов «ЭССЕН» Леонида Барышева и Вадима Махеева, «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева и другим.

Лилия Хамитова