В Набережные Челны сегодня приехали назначенный в начале года председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков и президент Татарстана Рустам Минниханов. В НТЦ «КАМАЗа» состоялось подписание соглашения между автогигантом и ВЭБом. Масштаб события объяснил глава банка: КАМАЗы будут совместными силами продвигать на зарубежные рынки. Экспорт планируют увеличить в два, а то и в три раза. Это притом, что основные экспортные рынки сегодня показывают падение. В частности, СНГ – Казахстан и Туркменистан. Сегодня компания рассчитывает на другие страны и поддержку ВЭБа в части кредитования, в то время как кредитная нагрузка предприятия и так достаточно велика. По плечу ли новая ноша?
«ПОРЯДКА ШЕСТИ ТЫСЯЧ ГРУЗОВИКОВ ЭКСПОРТИРУЮТСЯ ЗА ГРАНИЦУ. НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ В ДВА–ТРИ РАЗА»
Соглашение о сотрудничестве по реализации экспортной стратегии между ПАО «КАМАЗ» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – документ с таким названием подписали сегодня гендиректор автогиганта Сергей Когогин и глава ВЭБа Сергей Горьков в присутствии президента РТ Рустама Минниханова и мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева.
За некоторое время до этого Горькову устроили экскурсию по ключевым производствам «КАМАЗа», чтобы он лично убедился, что предприятие работает успешно, и понял, с чем предстоит иметь дело. СП «КАММИНЗ КАМА», завод двигателей, главный сборочный конвейер автомобильного завода, стройплощадка нового завода по производству кабин, НТЦ и его опытно-промышленное производство. Здесь во всей красе предстали автомобили нового модельного ряда, а также исторические машины: КАМАЗ №000001, а рядом – двухмиллионный грузовик, подписанный Владимиром Путиным (ощущение сложилось такое, будто бы он заранее поручился за предприятие перед банком).
В ходе экскурсии гостям рассказали, что продажи автомобилей на конец октября превысили 25 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 22%. Всего до конца года планируется реализовать 34 тыс. единиц грузовой техники. «КАМАЗ» удерживает лидирующие позиции на отечественном рынке тяжелых грузовых автомобилей: доля компании достигает 58%. За рубеж компания поставил 6 тыс. автомобилей.
Пока Сергей Горьков осматривал технику, Рустам Минниханов, который уже видел все это неоднократно, пополнял свой Инстаграм новыми фотографиями. В целом, демонстрация прошла успешно.
– У нас очень давние близкие и теплые отношения с «КАМАЗом». Атмосфера здесь, на заводе в Набережных Челнах, действительно очень теплая, – отметил Сергей Горьков, отвечая на вопросы журналистов. – Раньше у нас отношения все-таки строились на основе конкретной сделки: например, мы помогали с экспортом в одну из стран и занимались только этой страной. Суть сегодняшнего соглашения – работа на системной основе. Нам нужно увеличивать экспорт из страны, и нужно увеличивать, в первую очередь, экспорт несырьевой. Наша задача – посредством своих инструментов, посредством поддержки экспорта, гарантий, отношений с разными странами, которые у ВЭБа есть, помочь «КАМАЗу» увеличить эти объемы. Сейчас это порядка шести тысяч грузовиков, которые экспортируются за границу, в том числе, с нашим участием. Необходимо увеличить этот показатель в два–три раза. Причем не только в страны, которые были до этого. Сейчас, возможно, и в другие страны. Например, Ближний Восток. Наша задача – системно подойти к работе и совершить скачок. Тем более новый модельный ряд «КАМАЗа» будет способствовать продвижению на рынке и Ближнего Востока, и Азии, и Африки, и Латинской Америки, – подытожил глава ВЭБа.
«ПРОШЕДШИЕ ТРИ ГОДА МЫ УЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ РАБОТАТЬ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ. МЫ НЕ ОЧЕНЬ ВЕРИЛИ В 2014-М ГОДУ, ЧТО МЕХАНИЗМ ЗАРАБОТАЕТ»
Необходимо отметить, что пока четко не обозначены конкретные формы со стороны банка – будет ли это кредитование самого производителя или потребителей. На «КАМАЗе» и так лежит немалая кредитная нагрузка. Согласно данным финансовой отчетности по МСФО, на 31 декабря 2015 года общая сумма долгосрочных кредитов и займов составляла более 35 млрд рублей. На 30 июня этого года она выросла до 40 млрд. Из них 13,6 млрд – сроком погашения на пять лет, еще 14,9 млрд – от двух до пяти лет, и в течение 2016 года автогигант должен погасить 11,5 млрд.
– Кредитная нагрузка «КАМАЗа» – сложная для нашего положения, но она не является чем-то из рук вон выходящим. Мы выдерживаем все ковенанты по банкам. И улучшается это соотношение, во-первых, из-за того, что EBITDA по итогам этого года значительно лучше, чем в прошлом году. Соответственно, никаких серьезных проблем «КАМАЗ» сегодня не испытывает, – прокомментировал Chelny-biz.ru Сергей Когогин. – Что касается подписанного соглашения, то сегодня это цивилизованный инструмент работы на экспортных рынках. Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе, и в основном это заключалось в том, что мы ставили в условиях предоплату. Сегодня мы имеем нормальный цивилизованный инструмент кредитования наших потребителей через ВЭБ и другие российские банки со страховкой в нашем экспортном агентстве.
Когогин подчеркнул, что без данного инструмента рывок, который автогигант сделал в этом году, – увеличил долю экспорта (с 25% до 70%) в дальнее зарубежье – был бы невозможен.
– В следующем году наша цель – закрепить свои позиции на тех рынках, куда мы в этом году вернулись или освоили вновь, завоевывать новые рынки и продолжать увеличивать экспорт. Механизм есть, он позволяет это делать. Я бы сказал, Сергей Николаевич, мы, наверное, прошедшие три года учились вместе работать в этой области, – обратился гендиректор «КАМАЗа» к главе «ВЭБа». – Мы не очень верили в 2014 году, что механизм заработает, но он был сформирован агентством по поддержке экспорта, и мы стали работать в этом направлении. В первый год было 14 млн, в следующем – порядка 30, в этом году – 50, но контрактов подписано на 200 млн. Проект будет еще и в 2017 году.
ВЭБ, добавим, работает активно не только с «КАКМАЗом». В Татарстане у банка восемь совместных проектов. Речь идет о сумме порядка 200 млрд рублей.
– Те проекты, которые реализованы в последние годы в республике, – это «Внешэкономбанк», – подчеркнул Рустам Минниханов. – И эта работа будет продолжена. К примеру, у нас большая программа дальше по «КАМАЗу», также по Ford Sollers, по «Аммонию» и еще много планов. Мы нацелены очень плотно работать.
– Есть проекты с компаниями «Кама Кристалл Технолоджи», «Силикон», есть новые (мы предложим их и будем обсуждать), связанные с логистическими центрами. Я думаю, что у нас очень много вариантов для сотрудничества, – поддержал Сергей Горьков. – У ВЭБа традиционно были продуктивные отношения с Татарстаном, в том числе благодаря главе республики. Наша новая команда намерена увеличить эту продуктивность и найти новые проекты, которые могли бы стать важной частью не только развития отношений между ВЭБом и Татарстаном, но самое главное – развития экономики республики и страны в целом. Мы видим в этом свою задачу, и поэтому сегодня приехали сюда. Для нас было важно приехать на само производство по приглашению главы республики и руководителя предприятия. Мы получили удовольствие, увидев, что будет происходить на заводе, какие изменения, какую роль в этом может сыграть ВЭБ. В этом наша цель – определиться, как мы можем помочь развитию «КАМАЗа» и других проектов.
«РЫНОК СНГ МЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОТЕРЯЛИ, НО И НАОБОРОТ НАРАСТИЛИ ТАМ ДОЛЮ»
Отметим, что поддержка экспорта сейчас, действительно, необходима ПАО «КАМАЗ». Значительное падение за последний год показали рынки СНГ. В Казахстане и Туркменистане по итогам 10 месяцев продажи сократились с 1384 до 548 грузовиков и с 1103 до 108 соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Рынок СНГ мы не только не потеряли, но и наоборот нарастили там долю, – комментировал недавно руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. – Продажи снизились в страны СНГ из-за падения ключевых рынков. Например, рынок Казахстана упал более чем на 70%. При этом наши продажи там снизились только на 62%. То есть мы не только рынок этой страны не теряем, мы на обвалившемся рынке наращиваем долю.
Ситуация в Туркменистане тоже объяснима, отметил он.
– В прошлом году мы закончили поставку туда крупной партии грузовиков. Понятно, что рынок этой страны уже насыщен, и новые поставки возможны не ранее, чем через пару лет. Для Туркменистана это обычная картина, – пояснил Афанасьев. – А если взять вообще весь рынок СНГ, то рост продаж по некоторым странам произошел в разы. На Украину мы технику не поставляем, но даже там рост. При этом общие продажи на экспорт, несмотря на падение рынков СНГ, остались на прежнем уровне за счет роста поставок в дальнее зарубежье.
Глава пресс-службы привел подробную информацию по экспорту в разрезе стран за 10 месяцев этого года. Так, значительно выросли продажи во Вьетнаме: 1580 грузовиков против 480 за аналогичный период прошлого года. В Узбекистане – 502 КАМАЗа, в то время как в 2015-м было 208. В ОАЭ поставки увеличили почти вдвое (296 машин против 182), в Азербайджан – более чем в четыре раза (212 против 48), в Украину – почти в восемь (93 против 12). Стабильность демонстрирует Литва – 203 и 201 КАМАЗ в этом и в том году. Куба и Иордания получили в этом году 372 и 60 автомобилей соответственно, в то время как в том году, за 10 месяцев, поставок в эти страны не было вовсе.
За счет сотрудничества с Внешэкономбанком производитель рассчитывает в разы улучшить эти показатели.
Фото: Chelny-biz.ru, пресс-служба президента РТ
Анна Перебаскина
Рабочий КамАЗа