, 1 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 109 864 человека. В России: 9 669 718. В Татарстане: 38 288. В Челнах: 5 216
Новости
Подробно


«Есть все основания полагать, что уж в этом году мы увидим рост продаж»

24.06.2016, 20:27

Собрание акционеров ПАО «КАМАЗ» в этом году прошло на достаточно позитивной ноте с надеждой на лучшее будущее. Минувший 2015-й был тяжелым для градообразующего предприятия Набережных Челнов. Решение не выплачивать дивиденды акционерам и вознаграждение членам Совета директоров было вполне ожидаемо с учетом отсутствия чистой прибыли. Однако уже в этом году предприятие прогнозирует значительные улучшения, а в следующем – и вовсе небывалый рост, который связывают с выводом на рынок модельного ряда нового поколения. Как скоро решится вопрос с оффшорными акциями компании, кто поддержит команду «КАМАЗ-мастер», и на чем сэкономит предприятие в этом году – журналистам ответили президент РТ Рустам Минниханов и гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин.

«НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ДЛЯ НАШЕЙ КОМПАНИИ, КОНЕЧНО, НЕИЗБЕЖЕН»

В Набережных Челнах сегодня прошло годовое общее собрание акционеров ПАО «КАМАЗ». В повестке было 18 вопросов, среди которых – утверждение годового отчета и бухгалтерской отчетности, распределение прибыли по результатам 2015 года, а также избрание членов Совета директоров. Перечень, можно сказать, стандартный.

Наиболее интересным был вопрос о возможном изменении состава Совета директоров. Но и тут, судя по всему, все останется по-старому. Напомним, трех новых кандидатов выдвинул кипрский акционер предприятия Avtoinvest Limited. Это первый зампредседателя «Внешэкономбанка» Андрей Сапелин, советник ректора Московской школы управления «Сколково» Гор Нахапетян и представитель компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Ваган Баблоян. Наряду с ними в перечень кандидатов вошли 11 действующих членов совета, то есть 14 кандидатов – всего. С учетом того, что в конечном итоге их должно остаться 11, и никто не собирался покидать совет, все останутся на своих местах.

Итоги года подвел гендиректор предприятия Сергей Когогин.

– Автомобильный рынок России, к сожалению, продолжил свое падение в 2015 году, – начал он. – Но наши усилия имели ощутимый результат, который выразился в росте экспортного направления, увеличении доли на отечественном рынке и значительных инвестициях, определяющих будущее компании. Есть все основания полагать, что уж в этом году мы увидим рост продаж.

Размер инвестиций за 2015 год составил без малого шесть млрд рублей. За счет роста ценовой конкурентоспособности продукции существенно укрепились позиции на зарубежном рынке, подчеркнул Когогин. Он также отметил меры господдержки, без которых падение рынка могло бы быть «гораздо сильнее и болезненнее для компании». Это, в том числе, программа субсидирования покупки газомоторной техники и программа обновления парка транспортных средств.

– Есть все основания полагать, что позиции «КАМАЗа» на рынке укрепятся еще больше, и прежде всего в магистральном сегменте и карьерной самосвальной технике, – заверил гендиректор. – Мы продолжим выводить на рынок модели нового поколения. Их в этом году будет произведено более трех тысяч, а в 2017-м наше намерение – произвести и продать более шести тысяч. Мы будем принимать самое активное участие в государственных программах, в стимулировании рынка, предлагать весь комплекс услуг. Новый виток развития для нашей компании, конечно неизбежен.

Отметим, что по итогам пяти месяцев этого года «КАМАЗ» реализовал на рынке России уже 8,5 тыс. автомобилей, что на 37% больше, чем годом ранее.

«НАДО РАССМОТРЕТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВСЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ АВТОПРОМА»

Цифры из годовой финансовой отчетности несколько спустили на землю. По данным за 2015 год, «КАМАЗом» было реализовано товаров, продуктов и услуг на сумму 86 млрд 659 млн рублей, что на 17% меньше, чем в 2014 году. Итогом финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год стал убыток в размере 3 млрд. Ухудшение финансовых результатов вызвали снижение выручки от продажи грузовиков на 13,8 млрд и рост цен на материалы и импортные комплектующие.

Рустам Минниханов постарался вернуть позитивный настрой:

– Мы поддерживали и будем поддерживать «КАМАЗ», – заверил президент. – Надо рассмотреть максимальное включение предприятия во все программы поддержки автопрома. Приоритетом должно стать увеличение доли экспорта в страны дальнего зарубежья. Предприятию надо усилить работу по поставке на внешние рынки запасных частей и комплектующих, развивать сеть сервисных и дилерских центров, вовлекать в экспортную деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства.

Президент подчеркнул, что республика прикладывает значительные усилия для развития рынка газомоторной техники и топлива, что напрямую касается автогиганта и дает ему возможность развиваться в этом направлении.

– Поставлена задача перевести весь общественный транспорт и сферу ЖКХ на газовое топливо. В прошлом году «КАМАЗ» с «Газпромом» открыли производство техники на газу. Сегодня автогиганту надо расширить модельный ряд автомобилей и автобусов для обеспечения всех отраслей, – поставил задачу глава республики.

«СЕГОДНЯ КЛИЕНТЫ ОТВЕЧАЮТ ТЕМ, ЧТО ОНИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ»

После заседания состоялась пресс-конференция, на которой Рустам Минниханов и Сергей Когогин ответили на вопросы журналистов. Прежде всего, СМИ интересовало самочувствие предприятия.

– В этом году, если брать положение на рынке, мы его упрочили, и работать несколько проще, – ответил Когогин. – Мы проделали большую работу по новому модельному ряду. Сегодня клиенты отвечают тем, что они готовы платить.

Рынок новой техники развивается хорошо, считает гендиректор компании. Следующий этап для «КАМАЗА» – это самосвалы:

– У нас задача – в течение месяца получить сертификат на самосвал и вывести его на рынок.

Рустама Минниханова расспросили о мерах снижения социальной напряженности. Проще говоря, об организации временных работ для сотрудников на время простоя.

– В этом году финансирование значительно меньше, – отметил президент. – Но, тем не менее, нам надо еще время, чтобы рынок стабилизировался. Программа временной занятости – федеральная. Основная часть нагрузки ложится на федеральный бюджет. Но, чтобы получить поддержку, надо защитить проект. У «КАМАЗа» была производственная программа и те параметры, которые были в нее заложены, мы выполнили.

Сокращение финансирования спровоцировало другой вопрос – на чем экономит «КАМАЗ» в этом году, пострадает ли социальная составляющая бюджета предприятия.

– Мы никогда не экономили на «социалке», – отрезал Когогин. – Наш бюджет на эти цели ежегодно составляет порядка 700 млн. В прошлом году был 696, в этом – 730. Все социальные программы и обязательства мы исполняем. Это и компенсация питания, и поддержка молодых семей при строительстве жилья, и участие в социальной ипотеке. Объем социального пакета мы не уменьшаем, притом, что численность сотрудников существенно уменьшилась.

«ЛЮБОЕ ДВИЖЕНИЕ АКЦИЙ СРЕДИ ЧЛЕНОВ СОГЛАШЕНИЯ «РОСТЕХ», AVTOINVEST И DAIMLER ДОЛЖНО ИДТИ С ОДОБРЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ»

Медлительность в решении одного из самых острых вопросов – перехода в российскую юрисдикцию доли кипрского акционера «КАМАЗа» Avtoinvest Limited – Когогин объяснил долгими юридическими процедурами.

– Все запущено. У нас основная тема перевода в российскую юрисдикцию связана только с одним – любое движение акций среди членов соглашения «Ростех», Avtoinvest и Daimler должно идти с одобрения всех участников соглашения. Я уже говорил о том, что нет возражений. Но юридические процедуры требуют достаточного длительного процесса. Все запущено. Я рассчитывал, что в июне это свершится. Но сейчас…может быть, в июле, – предположил гендиректор предприятия.

«ЧЕГО-ТО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО С «КАМАЗ-МАСТЕР» НЕ ПРОИСХОДИТ»

Другая «болевая точка» сегодня – ситуация с командой «КАМАЗ-мастер». И Когогин, и Минниханов поспешили успокоить общественность тем, что «будут приложены все усилия». Сергей Когогин к проблеме относится с философской точки зрения.

– Чего-то сверхъестественного с командой не происходит, – заявил он журналистам. – Основная проблема возникла из-за того, что второй учредитель некоммерческого партнерства «КАМАЗ-мастер» «Внешэкономбанк» по определенным причинам не может выполнять свои финансовые обязательства. Все остальные спонсоры, имена которых вы видите на бортах автомобилей, не только не отказались, а даже увеличили свое участие. Например, «Внешторгбанк» на 30%. Остальные финансовые проблемы в том, что каждый год участие в соревнованиях стоит достаточно серьезных денежных ресурсов.

– Проблема решается на федеральном уровне, – подхватил Минниханов. – Соответствующее обращение есть, есть поручение Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича. Когда будет решение, мы вам озвучим, кто будет титульным спонсором. Основной – это, конечно, «КАМАЗ». Но «КАМАЗ» один не справится. Сейчас перед командой стоит вопрос развития. Технические требования в этом спорте меняются. Сейчас это 13-литровые двигатели. Это требует уже совершенно других инвестиций, требует времени.

– Только прошли тяжелейший путь по созданию спортивного мотора. После Дакара этого года можно было сказать, что да, мотор получился, – продолжил Когогин. – Затраты на его создание – от пяти до шести миллионов евро. Кроме всего прочего, очевидно, подтверждается теми, кто сидит в кабинах (и Рустам Нургалиевич неоднократно тестировал), что капотный грузовик по своим характеристикам, маневренности, скорости, удобству, безопасности, превосходит бескапотные. Для участия в соревнованиях нам нужно минимум четыре таких автомобиля. Стоимость каждого около трех миллионов евро.

Такие суммы, учитывая сложившуюся ситуацию, одному автогиганту просто не по плечу.

Анна Перебаскина