150 бизнесменов, 120 представителей власти, 30 журналистов и 500 нерешенных вопросов – такой была очередная встреча президента РТ Рустама Минниханова с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Беседа прошла на позитиве. Президент традиционно раздавал поручения чиновникам, щедро сыпал шутки и советы из собственного опыта. Например, серьезным тоном предложил одному предпринимателю жениться на богатой невесте, чтобы раздобыть деньги на бизнес, а другому – не приглашать к себе санинспектора, дабы тот не мешал развивать в деревне сельский туризм. Вспомнил, как когда-то спал в деревне на полу и был главой. Какие еще советы получили бизнесмены, и какие проблемы смогли озвучить предприниматели Челнов – в материале Chelny-biz.
«ЗА 2015 ГОД – 14 ТЫСЯЧ СОСТАВЛЯЛА АРЕНДА, В ЭТОМ – 1 МЛН 900 ТЫСЯЧ. РАЗНИЦА – В 128 РАЗ!»
– «Аренда в 128 раз» – это что? Что-то страшное! – выбрал президент челнинский вопрос по надписи на табличке.
Владимир Микрюков, представляя интересы строительной отрасли Набережных Челнов, поднял тему арендных платежей. Вопрос поставил под сомнение одно из решений местного горсовета.
– Мы строим высотный многоэтажный дом с пристраиваемыми торгово-офисными помещениями. Вид назначения земли – многоэтажное строительство, – рассказал Микрюков. – Получилось так, что в ноябре прошлого года горсовет внес изменения в нормативную базу – если земельный участок имеет несколько назначений, то применяется максимальная ставка для расчета налога. Получилось так, что мы имеем один вид разрешения использования земельного участка, а нам начислено за 2016 год максимально, как за торговлю. Участок – 3700 кв. м. За 2015 год – 14 тыс. рублей составляла аренда, в этом – 1 млн 900 тыс. Разница – в 128 раз!
Владимир Микрюков
Представитель стройкомпании рассказал, что в 74-м постановлении Кабмина РТ отдельно указаны виды использования земельных участков: отдельно за жилье, отдельно за офисы, отдельно за торговлю. Нет вида использования как многоэтажное жилое строительство. При этом данный вид существует в федеральном классификаторе. Там же есть ограничение, что доля пристраиваемых помещений должна быть 15%. Предприниматель предложил внести дополнение в постановление Кабмина. Это позволит исключить двоякое толкование использования земли.
Помощник Президента РТ Айрат Нурутдинов доложил, что по этому вопросу встреча в Челнах уже была:
– Действительно, изменения были приняты и, на мой взгляд, не совсем они логичны. Наверное, будем менять. Что касается 74-го постановления Кабмина, мы сейчас расширяем список.
«ПО ДОРОГАМ МЫ ЛЮБИМ И ПО НЕСКОЛЬКО МИЛЛИАРДОВ ПИСАТЬ»
Флюра Арсланова, директор челнинского ООО «Элита-Проф», долго держала табличку с надписью «Дорога на БСИ». Пока президент сам не дал ей слово, заметив знакомую наболевшую тему.
Флюра Арсланова
– Рустам Нургалиевич, в декабре вы мне вручали награду «Руководитель года» в номинации «за формирование безопасных и здоровых условий труда»… – начала она издалека. – На своей территории мы работаем, но за пределами – не все в наших руках. Мы повторно обращаемся с вопросом по поводу дороги на БСИ, здесь находятся 195 предприятий, 25 тысяч работников…
– Я знаю эту тему, – прервал президент.
– Ежегодно деньги начали выделяться. По справке Набережных Челнов там нужно минимум 600 миллионов. Пока ежегодные темпы не позволяют эту проблему решить, – пояснил проблему Тимур Нагуманов.
Микрофон взял руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин. Он сказал, что на БСИ нужно около 250 млн, в этом году на ремонт заложено 56 млн.
Ринат Абдуллин
– Рустам Нургалиевич, 50 миллионов – это дробина слону, – перебила сити-менеджера Арсланова.
– 50 из 250 – это 20 процентов… – начал было Минниханов.
– Справка от Челнов была 600, я не знаю, почему 250 так резко стало! – удивился бизнес-омбудсмен.
– Мы обсчитывали центральные улицы. Там хотя бы до 250 довести, – начал объяснять Абдуллин.
– Ринат Азгарович, ну вы же сами мне предоставляли цифру 600! – возмутился Нагуманов
– По дорогам мы любим и по несколько миллиардов писать… чтобы побольше списать себе… – многозначительно заметил президент.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин подтвердил, что в этом году в рамках ассигнований, которые выделяют Челнам, деньги перепадут и БСИ, но, по его данным, сумма оказалась иной – 60,3 млн.
– Будем выделять ежегодно ассигнования для приведения дорог в нормативное состояние, – уверил министр.
«РАЗ УЖ В ДОРОГИ ЗАЕХАЛИ, НАВЕРНОЕ, НИКУДА НЕ ДОЕДЕМ»
Вообще, дорожная тема стала одной из ключевых на встрече с президентом. Так, предприниматель из Елабуги попросил президента РТ решить проблему подъездной дороги, ведущей от трассы М7 к ОЭЗ «Алабуга».
– Наша ОЭЗ стоит непосредственно поблизости к трассе М7, но подъездные пути относятся к региональным дорогам, – обратился к президенту Дмитрий Драгун. – В период осенне-весенних ограничений требования по нагрузкам на оси для федеральных и региональных дорог различные, что вызывает определенные сложности с покупкой, оформлением разрешений на небольшой участок дороги порядка 3–4 км. Хочу попросить вас присвоить дорогам, обеспечивающим подъездные пути к ОЭЗ, статус федеральной трассы.
– Если бы я имел полномочия, я бы все дороги сделал федеральными! – заметил Рустам Минниханов под хохот зала и обещал решить проблему иным образом.
Рифкат Минниханов
На вопрос бизнесмена ответил руководитель ГИБДД РТ Рифкат Минниханов. Он сообщил, что в рамках ежегодного регионального постановления можно предусмотреть исключение для дороги к ОЭЗ.
Далее озвучили проблемы необъективного весового контроля, отсутствия дорожного сообщения и т.д.
– Раз уж в дороги заехали, наверное, никуда не доедем, – пошутил президент.
Минниханова просили построить новые дороги между районами, чтобы сократить издержки грузоперевозчиков. «Всего 11 км», – попросил один из предпринимателей.
– От центральной трассы у нас идут ответвления в населенные пункты, но часто бывает, что проезды между ними соединены, – поддержал тему Нагуманов. – По полю там два километра, например, а в объезд – под 50.
– Вы знаете, сколько стоит дорога? – поинтересовался президент у предпринимателей.
Оказалось, 22 миллиона за километр. И то, если на этом километре нет труб и мостов.
– Вы дайте свои предложения. Мы следим за ситуацией, смотрим, какие дороги надо строить в первую очередь. Возможно, некоторые вещи мы не увидели, – сказал президент.
«ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?» – «У РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ УДАЧНО ЖЕНИТЬСЯ»
Молодой предприниматель Чингиз Гизатов поднял проблему финансовой поддержки бизнеса на начальных этапах.
– Главный вопрос – где взять деньги, где взять инвестиции… – начал Гизатов.
– Прежде всего, у своих родителей. Если не получается, удачно жениться, невесту богатую найти, – посоветовал Рустам Минниханов под смех в зале. – А если так не получится – идешь в банк. Судя по твоей внешности, проблемы со вторым у тебя быть не должно! Мы должны обучать молодежь, давать программы, мастер-классы, приглашать успешных бизнесменов. Такая работа ведется, но, видимо, недостаточно.
Чингиз Гизатов
Предприниматель заявил, что знает о существующих в республике программах и предложил создать некую госплощадку для взаимодействия предпринимателей реального сектора экономики с инвесторами.
– Чингиз, смотри, от количества созданных государственных структур денег больше не становится. В Минэкономики есть целое подразделение, которое отвечает за малый и средний бизнес, есть Агентство инвестиционного развития. Возможно, надо объединить эти площадки… Передайте свои предложения, – подытожил президент.
– Вы прочитаете, обещаете? Я продумал весь механизм.
– Обещаю. Заберите бумаги, чтобы Чингиз не подумал, что я не читаю, – поручил Минниханов помощникам. – Ты женат? Нет? Ну, вот прислушайся ко мне, и у тебя все будет в шоколаде!
«ЕСЛИ ЛИЦЕНЗИЯ ВЫДАНА, А ОН НЕ НАРУШАЕТ, МЫ ОТПИРАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ!»
Многие из прозвучавших на встрече тем актуальны и для Набережных Челнов. Например, вопрос по реализации алкоголя.
– Наш магазин в течение 16 лет занимается реализацией продуктов питания и в том числе алкогольной продукции, – рассказал один из предпринимателей. – Мы, безусловно, соблюдаем законодательство, правила торговли. Но уже завтра могут открыться в ближайшем здании объекты, к примеру, автошкола, и мы тут же лишаемся возможности реализации алкогольной продукции. А это не только потеря выручки, это сокращение персонала, увеличение цен и т.д.
Рустам Минниханов обратился к Игорю Марченко, главе Госалкогольинспекции РТ:
– Имейте в виду, если вы выдаете разрешение, появление потом нового учреждения поблизости как-то надо отработать. Если лицензия выдана, а он не нарушает, мы отпираться не должны! Ведь мы можем открывать любые учреждения и ставить под сомнение деятельность предпринимателей. Надо какой-то порядок отработать.
– Готовится изменение Минпромторгом РФ в законодательство в части открытия подобных учреждений, будь они образовательные либо медицинские, и их появление не будет распространяться ограничением на подобные объекты, – пояснил предпринимателям Марченко.
«НЕ ВЗДУМАЙТЕ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО САНКЦИИ ПРИМЕНЯТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ! КОНСТРУКТИВНО СЯДЬТЕ, ПОГОВОРИТЕ»
Бизнес-леди из Бугульмы Зинаида Антонова пожаловалась на работу местной административно-технической инспекции. Напомним, что эта тема остро встала минувшей весной и для челнинского бизнеса. На одной из встреч с предпринимателями раскритиковали руководителя АТИ Челнов Айрата Насыбуллина. Как оказалось, его бугульминские коллеги и вовсе не идут на диалог с предпринимателями.
– Мы пережили не один кризис. Этот кризис коснулся нас очень глубоко. «Помогли» нам и местные власти – активно заработала административно-техническая инспекция, – жаловалась Антонова. – Пошли повальные штрафы, за все: недостаточное количество урн, сугробы, вывески, баннеры. При этом без какого-либо диалога с предпринимателями. Можно было проводить профилактическую работу, дать рекомендации. Вместо этого идет повальный сбор денег. Уже более двух лет никакой координации с властью у нас нет.
– С одной стороны, мы хотим жить в цивилизованном обществе, где порядок. С другой – какой-то диалог должен быть, – согласился Минниханов. – Представители Бугульмы здесь есть. Я предлагаю вам (Нагуманову – ред.) проехать туда, собрать бизнес, пригласить властные структуры и определиться, как работать над взаимопониманием.
– Мы встречи проводим, – попытался объяснить представитель бугульминской администрации.
– Наверное, не с теми встречаетесь. Раз уж люди пришли сюда, – строго заметил Минниханов. – Не вздумайте еще какие-то санкции применять к предпринимателю! Конструктивно сядьте, поговорите.
«В ДЕРЕВНЕ КТО ТАМ СЛЕДИТ ЗА ТЕМ, КТО ПРИЕХАЛ, КТО УЕХАЛ? КОМУ ЭТО НУЖНО?»
Следующей президент заметил табличку с надписью «Сельский туризм».
– Мы все говорим про сельский туризм, но туристов там что-то мало, да ведь, Марат Готович? – обратился Минниханов к министру сельского хозяйства Ахметову. – Летом только за ягодами и грибами едут. Оставались бы эти туристы там поработать. Специалисты нам нужны: учителя, врачи, агрономы, ветеринары…
Предприниматель, поднявший табличку, рассказал, что фермеры заинтересованы в развитии сельского туризма, но гостей надо где-то размещать.
– Если их размещать в частных домах сельчан, то возникает проблема с правовыми нормативами. От нас требуют… – начал было фермер.
– В деревне кто там следит за тем, кто приехал, кто уехал?! Кому это нужно?! – не оценил масштаб проблемы Рустам Минниханов (бизнесмены понимающе поддержали его громким смехом и аплодисментами). – Кто придумал? Раньше по десять родственников в деревню приезжали, на полу спали… Ничего не случилось!
– Нормы Роспотребнадзора, в первую очередь, и санинспекторы, – попытался объяснить президенту Нагуманов.
– Их нет там вообще! Они в райцентре несколько человек ходят по столовым, – заметил Минниханов под продолжающийся хохот в зале. – У санэпиднадзора полно дел, пусть школы, детсады проверяет. Зачем это – проверять, кто к кому приехал? Есть у вас, что ли, какие-то претензии к ним? – обратился он к Марине Патяшиной, руководителю Роспотребнадзора РТ (та отрицательно покивала головой). – Санитарного врача будешь искать в районе – не найдешь. Если только заранее предупреждать, что «мы приедем, будем ночевать, приходите, оштрафуйте нас».
Но после череды шуток Рустам Минниханов сказал свое «я услышал вас» и предложил проработать нормативную базу. Тем более, раз уж в республике Беларусь, как ему доложили, узаконили облегченные нормы для сельского туризма. Он также добавил, что в Татарстане надо развивать систему кемпингов в республике.
«ВЫ СПРАВИТЕСЬ! Я ВОТ РАБОТАЛ ГЛАВОЙ – ЕЩЕ ХУЖЕ БЫЛО»
В целом на встрече много говорили о проблемах фермеров. Производители хлеба и молока смогли задать не один вопрос, в том числе и о состоянии дорог, ведущих к фермам. Глава республики пояснил, что вопрос по мере поступления денежных средств будет решаться.
– Без хлеба и молока не получится, – проговорил Минниханов.
– В прошлом году была оказана поддержка по техническому перевооружению всех промышленных хлебопредприятий. Будет ли возможность аналогичный поддержки в этом году? – задал следующий вопрос предприниматель.
– Программа действует три года. В прошлом году мы предусмотрели 50 млн на удешевление оборудования в хлебопекарных предприятиях, в этом году у нас пока первичная сумма 30 млн рублей. Мы потихоньку начинаем субсидировать, – рассказал глава минсельхоза Марат Ахметов.
Проблема ценообразования прозвучала от предпринимателя Кайбицкого района:
– Сейчас очень остро стоит вопрос по закупочным ценам на молоко. С 2014 года они не изменились и составляют 15 рублей.
– Эту тему регулировать невозможно, – отрезал глава республики. – Единственный выход – самому перерабатывать и продавать.
– Тут проблема: либо мне находиться на ферме, доить коров, ухаживать за ними, либо продавать. Одно из двух. Продавать, например, стоять за прилавком, я не смогу, для этого тоже надо талант иметь, – пояснил предприниматель.
– Вы справитесь! Я вот работал главой – еще хуже было. Мы молоко производили, сдавали, а за него даже не платили. Я был вынужден тогда организовать продажу молока в Казани, – поделился своим опытом Рустам Минниханов. – Мы были вынуждены прямо к молочным магазинам подгонять машины. Другого пути не было. Может, вы подскажете, как проблему решить? Может быть, централизовано собирать или один кооператив создать?
– В этом году мы через гранты на 80 млн рублей поддержали семь таких вот кооперативов, и такая работа будет продолжаться, – пояснил Ахметов.
– Я бы участвовал в грантах, – посетовал фермер, – но мне говорят: «У вас не должно быть задолженности, на счету какая-то сумма должна быть»...
– Считай, что ты уже участник грантов, – остановил президент. – Все, мы тебя записали в участники!
«ДОРОГОЙ МОЙ ДРУГ, Я ЖЕ НЕ МОГУ ТЕБЕ ОВОЩЕХРАНИЛИЩЕ СТРОИТЬ!»
Вопрос об обеспечении Татарстана логистическими центрами, овощехранилищами поднял производитель картофеля и овощей Владимир Аппаков.
– Для того чтобы обеспечивать Татарстан стопроцентно овощами круглый год, нужно овощехранилище нового образца, – заявил он. – Очень плохая продукция поступает в детские сады в связи с проведением аукционов, так как там все решает только цена, а качества нет. Вот создание таких центров позволило бы решить проблему продовольственной безопасности. Предлагаю, принять какую-нибудь госпрограмму, хотя бы 5-6 логистических центров построить в Татарстане.
– От кого безопасность-то?! – удивился президент. – У нас такое возможно, но это ведь коммерческий проект и проблем с овощами нет.
– Я бы не сказал, что проблем с овощами нет, – возразил производитель.
– Можете как угодно говорить, я вам скажу: главное — как сделать это более эффективным, качественным. Дорогой мой друг, я же не могу тебе овощехранилище строить!
– Мне не нужно строить, я предлагаю именно на кооперативной основе обеспечить продовольственную безопасность. Не для меня, конечно!
– У нас разве есть проблемы с овощами? – спросил Рустам Минниханов у министра Ахметова. Тот ответил отрицательно.
– Вот вы говорите: проблем нет, – снова возразил предприниматель. – Сегодня в детские сады доставляемая продукция все хуже и хуже.
– С этим я согласен, – поддержал Минниханов.
– Проблема решилась бы с созданием вот таких вот кооперативов и центров и тогда бы... – но предпринимателя вновь оборвал президент, предложив свой вариант. – Один путь: человек, который закупает, не должен быть жуликом, он должен закупать для детей нормальную продукцию. Нормальный человек с нормальными мозгами должен закупать, а не жульничать! Вот и все! Мы создадим кооператив, а жулики договорятся туда некондицию поставлять!
«МЫ МОЖЕМ ВЫГОВОР ВЫНЕСТИ, ЕСЛИ ВАМ ОТ ЭТОГО БУДЕТ ЛЕГЧЕ. Я ПРЕДЛАГАЮ СЛОЖИТЬСЯ И ПОМЕНЯТЬ ТРУБУ»
Острого земельного вопроса коснулась другая бизнеследи из Бугульмы.
– Надежда только на вас! – заявила директор клиники «Дент-Мастер» Лилия Хакимова. – Мы заключили договор с муниципалитетом на аренду прилегающего в нашему медицинскому центру земельного участка с целью строительства пристроя. Сейчас выясняется, что по участку проходят тепловые сети, притом, что они нигде не были зарегистрированы и принадлежат Бугульминскому ПТС. Никто сейчас к нам на встречу не идет, категорически отказываются согласовывать перенос сетей, хотят возложить все на нас.
– Вы готовы перенести их за свой счет? – поинтересовался президент.
– Мы считаем, что это несправедливо. Дело в том, что в договоре об этом ничего указано не было, – объяснила Хакимова.
– Чтобы ваши издержки покрыть, предлагаю 50% – муниципалитету, и 50% – вам оплатить, чтобы в следующий раз и вы смотрели, и остальные смотрели, – предложил Минниханов. – Вообще, это суд решает, но раз уже вы сюда дошли…
Тимур Нагуманов
– Суд – это полгода для предпринимателей, – пояснил Тимур Нагуманов.«ЕСЛИ БУДУТ КАКИЕ-ТО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, Я НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ»
Последним вопрос смог озвучить представитель юридической компании Тимур Сабитов. По его словам, бизнесу трудно получить землю из-за множества промежуточных отказов от муниципального органа.
– Смотря кому, – отметил президент. – Иногда ставят один туалет и хотят пять гектаров земли в центре города получить. И такие случаи бывают.
– Речь идет о решениях, которые не говорят ни «да», ни «нет». Рассмотрение заявления либо откладывается, либо приостанавливается. Это проблема, с которой сталкиваются многие наши клиенты, – посетовал юрист.
– Если мы сейчас все упростим, вы же без денег останетесь! Сейчас четкий регламент распишем, и они не будут к вам приходить, – полушутя, полусерьезно предупредил президент и поручил своему помощнику заняться этим вопросом.
Когда время встречи было исчерпано, президент попросил Тимура Нагуманова собрать все оставшиеся вопросы и проработать каждый. Вопросов, как оказалось, гораздо больше, чем поднятых в зале табличек, – около 500. Все направят в органы власти. Рустам Минниханов, подводя итог, сделал замечание всем выступающим:
– Вы долго говорите, долго объясняете! Мы могли больше вопросов рассмотреть. В целом, вопросы очень интересные. Может, мы не все решили, как вопрос из Бугульмы по трубе. Но все равно я стараюсь найти какое-то хотя бы промежуточное решение. Если будут какие-то преследования, я на вашей стороне.
Chelny-biz.ru