, 9 Декабря
Коронавирус. Заражено: 267 578 014 человек. В России: 9 895 597. В Татарстане: 39 850. В Челнах: 5 351
Новости
Подробно


«Кто знал в 2012-м, когда заключался контракт, что будут санкции к России!?»

12.05.2016, 18:01

Нижегородский литейный завод «РосАЛит», входящий в автомобильный холдинг Sollers, предъявил многомиллионный иск к совместному предприятию «КАМАЗа» с немцами – ZF КАМА («ЦФ Кама»). Речь идет о компенсации в размере почти 18 млн рублей. В компании ZF КАМА объясняет, что причина проблемы – санкции, принятые Евросоюзом в отношении России, а потому претензий к челнинцам быть не должно. Материнская компания, ПАО «КАМАЗ», недоумевает поведением партнера, с которым связан кабальным контрактом.

«САНКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ФОРС-МАЖОРНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ И НАХОДЯТСЯ В ПРЯМОЙ СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

В конце января текущего года в Арбитражный суд РТ поступил иск от литейного завода «РосАЛит» с требованием взыскать с ZF КАМА (СП немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ПАО «КАМАЗ») компенсацию в размере 17,8 млн. А все из-за того, что челнинское предприятие в 2014 году уменьшило годовой объем закупок продукции у нижегородцев. По результатам 2014 года челнинская компания заказала у истца менее 80% продукции от согласованного ориентировочного годового объема. При этом челнинцы не смогли обеспечить и размещение дополнительного заказа для загрузки оборудования литейного завода, как того требовал контракт на случай снижения объемов.

В суде заявитель свои доводы строит исключительно на договоре, заключенном между компаниями. Согласно ему, в случае фактического уменьшения покупателем годового объема закупки продукции менее чем на 20% от плана, стороны принимают меры по загрузке оборудования. Если размещение покупателем допзаказа не представляется возможным, ZF КАМА берет на себя риски и компенсирует простой «РосАЛита».

Не признавая исковые требования, юридическая служба ZF КАМА указала, что со стороны ответчика на протяжении срока действия договора неоднократно предпринимались попытки по размещению допзаказов у поставщика. Однако «истец создал условия (низкое качество продукции уточнили в суде), при которых размещение дополнительных заказов не представляется возможным». В частности, литейный завод отказался от предложения российско-германского предприятия в глобальном экспорте картеров в Европу (речь идет о поставках в Германию) по данному проекту.

Завод «РосАЛит» в Нижегородской области


В «РосАЛит» такое поведение объяснили необходимостью внесения дополнительных инвестиций (к примеру, в оснастку, инструмент, либо перераспределение объемов ответчика на других покупателей), на что лишних денег, понятно, не было.

Однако самый главный довод юристов челнинского предприятия – проблемы мирового масштаба: мол, свои обязательства компания не исполнила в связи с запретами на поставку, производство и установку коробок передач с товарным знаком ZF на автомобили военного назначения, двойного назначения, автомобили, используемые в нефтяной, газовой и ядерной промышленности, введенные санкциями Европейского союза. В качестве доказательства ZF КАМА даже представила суду заключение ТПП РТ, согласно которому введение ЕС санкций на поставку продукции двойного назначения в адрес российских предприятий, «является форс-мажорным обстоятельством» и «находится в прямой причинной связи с неисполнением обязательств ответчика перед истцом». А значит, как считают в ТПП, «все доводы, изложенные ответчиком, сводятся к отсутствию его вины в невыборке согласованного объема продукции».

«Я НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ «РОСАЛИТ» ТАК ВЕДЕТ СЕБЯ»

Олег Афанасьев


Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, комментируя сегодня ситуацию Chelny-biz.ru, заметил, что санкции против России коснулись всех – если не прямо, то косвенно.

– Санкции повлияли на рынок России, на ее экономику, в результате чего рынок грузовиков обвалился, и понятно, что все пострадали, – говорит Олег Афанасьев. – Контракт был заключен между сторонами до конфликта России с Западом, до введения санкции. Тогда и мы, и другие предприятия рассчитывали, что российский рынок будет расти, надеялись, что у нас будет много заказов. По нашей камазовской стратегии, например, мы должны были к 2020-му году производить 80 тыс. грузовиков. После введения санкций и ряда других фактов экономика России рост свой остановила. ВВП даже пошел в минус. В результате этого рынок грузовик и спрос на них обвалился более чем на 50%. Понятно, что мы не будем производить больше грузовик, чем требуется рынку. Естественно, что у всех заказы сократились, в том числе и у ZF КАМА. Зачем компания будет закупать то, что не будет востребовано? Обвинения «РосАЛита», прямо скажем, не очень корректны. Кто знал в 2012 году, когда заключался этот контакт, что будут введены санкции против России, и что рынок грузовиков обвалится!? Никто не знал. Поэтому объемы контрактов были одни, потом, когда случилась проблемы в экономики и санкции, объемы контрактов снизились. Я не знаю, почему «РосАЛит» так ведет себя.

«РЕШЕНИЕ СУДА ПОКА НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ. ПРАВДА НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»

Производство ZF Кама в Набережных Челнах


Стоит отметить, что сотрудничать стороны стали еще в 2012 году. ООО «Литейный завод «РосАЛит» в рамках стратегии по расширению портфеля заказов и увеличения загрузки мощностей заключило контракт с компанией ZF КАМА на серийную поставку шести наименований алюминиевых отливок картеров для коробки передач, которые устанавливаются на автомобили КАМАЗ. Срок действия контракта – 2013-2016 годы.

– Данный контракт имеет для «РосАЛит» стратегическое значение, поскольку освоение производства алюминиевого литья компонентов под заказы крупного предприятия российского автопрома открывает перспективы выхода на сотрудничество и с международными автокомпаниями, работающими на российском рынке, – говорил тогда о важности сотрудничества руководитель технического департамента ОАО «ЗМЗ» – директор ООО «Литейный завод «РосАЛит» Андрей Матюшин.

Изготовлялись детали на оборудовании, принадлежащем челнинскому предприятию и переданном «РосАЛиту» во временное пользование. Использовать оснастку для производства продукции в других целях, не связанных с исполнением обязательств по договору, в том числе, для третьих лиц, поставщик не имел право. К тому же, как уверяли в суде истцы, оборудование, предназначенное для изготовления отливок, является индивидуальным по техническим характеристикам, разработанным именно для заказа ответчика, что в любом случае, не позволяет применять его для выполнения иных заказов. Это ответ на вопрос, почему компания не загрузила свое оборудование другими контактами.

Арбитражный суд РТ, заслушав обе стороны, пришел к выводу отклонить доводы ответчика и удовлетворить требования нижегородцев. Поскольку материалами дела подтверждается факт уменьшения объема годового заказа продукции в 2014 году, условие о внесении платы согласовано сторонами в договоре, исковые требования являются правомерными, посчитал суд. И принял решение взыскать с ZF КАМА в пользу литейного завода «РосАЛит» 17,8 млн рублей компенсации и 112 тыс. рублей в качестве возмещения расходов по оплате госпошлины.

Российско-германское СП, в свою очередь, подало в суд апелляционную жалобу. Комментировать ситуацию в ZF КАМА отказалась до вступления решения в законную силу.

– Решение суда пока не вступило в силу. 23 мая будет суд. Правда на нашей стороне, – коротко отметила руководитель юридической службы ООО ZF КАМА Наталья Шафиева.


Для справки:

ZF КАМА – совместное предприятие немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ПАО «КАМАЗ», созданное в ноябре 2005 года. Доля участия челнинского автозавода – 49%. ZF КАМА – первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранного партнера и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. В 2007 году компания получила статус «промышленной сборки» и была включено в список инвестиционных проектов республики Татарстан. С 2010 года проводится работа по локализации производства на основе современных технологий. ZF КАМА осуществляет не только сборку трансмиссий, но и самостоятельно производит их компоненты – шестерни и валы.

 

В 2005 году Минтимер Шаймиев запустил ZF КАМА 


По итогам 2015 года компания показала удручающие результаты, оказавшись самым убыточным среди всех совместных предприятий «КАМАЗа». Выручка ZF КАМА по сравнению с 2014 годом сократилась в 1,7 раз – с 4,67 млрд до 2,67 млрд, а убыток компании вырос за год в 6,7 раза – с 76 до 514 млн.

Лилия Хамитова